Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология развития: её объект, предмет, задачи, функции и структура (разделы).

Поиск

Психология развития: её объект, предмет, задачи, функции и структура (разделы).

ПР – область психики, изучающая динамику психических процессов, свойств и состояний, изменение психики в филогенезе, антропогенезе и онтогенезе.

Объект ПР – психика человека в процессе своего филогенетического, антропогенетического и онтогенетического развития.

Предмет – это конкретные эволюционные фило-, антропо- и онтогенетические периоды, причины перехода от одного периода к следующему, и их закономерности.

 

Понятия о филогенезе, антропогенезе и онтогенезе.

Филогенез психики – это зарождение, формирование и развитие психики в ходе эволюции животного мира. 2. Изменение психики в ходе исторического развития.

Антропогенез – это развитие психики в ходе исторической эволюции человека.

Онтогенез психики – это индивидуальное развитие психики у человека (или животного) на протяжении всей жизни (от рождения до смерти). Это возрастная психология.

 

Методы психологии развития.

Включённое наблюдение – когда исследователь сам открыто участвует в наблюдении и может взаимодействовать с объектом.

В невключённом наблюдении испытуемые не знают о проведении исследования.

В естественном эксперименте испытуемые тоже не знают о проведении исследования.

Беседа – обе стороны равны, там предполагается искренность, а в интервью – один ведущий, а другой – ведомый.

Анализ продуктов деятельности (сочинения, изложения, диктанты, поделки, рисунки).

Специальные методы психологии развития:

1. Психогенетические методы:

а) близнецовый (метод разлучённых близнецов);

б) метод приёмных детей;

б) генеалогический метод (анализ родословной).

2. Исторические методы (методы анализа документов):

а) дневниковый метод;

б) автобиографический метод;

в) биографический метод;

г) патографический метод (болезни выдающихся людей);

д) метод изучения архивных материалов.

 

Формы отражения действительности. Биологическая и психическая формы, их характеристики.

Простейшая форма отражения – физическая. Всё отражает.

Биологическая форма отражения. Её свойства:

1. Обмен веществ со средой. Нужные вещества принимаются, ненужные – отбрасываются.

2. Размножение (самовоспроизведение).

3. Раздражимость. Все живые организмы обладают биологической формой отражения, которая называется Раздражимость – это способность организма реагировать на воздействие биотически значимых влияний.

4. Саморегуляция своей жизнедеятельности.

5. Приспособливаемость к изменению окружающей среды.

 

Стадии психического отражения.

Психика начинается с появлением и развитием Нервной Системы.

1. Элементарная сенсорная психика. Типы НС – Сетевая, Диффузная, Узловая, Ганглиозная (ганглионарная). Отражаются только отдельные свойства объектов (ощущение).

2. Перцептивная психика. Тип НС – с наличием ЦНС. Отражается объект в целом, в совокупности его свойств (восприятие).

3. Интеллект животных. Тип НС – с наличием развитой коры Головного Мозга. Отражается связь между объектами в ситуации зрительного (или иного) поля (зачатки мышления).

 

Понятие о возрасте. Виды возрастов.

Возраст – это период физического, психического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Виды возрастов:

1. Биологический – это степень развития организма;

2. Социальный – степень (уровень) развития социальных ролей и функций.

3. Психологический возраст. Он определяется по особенностям психики и поведения, свойственным тому или иному возрастному периоду.

4. Физический возраст – сколько человеку лет, месяцев и т.п.

Краткая история возрастной психологии. Биогенетическое и социогенетическое направления в развитии возрастной психологии.

2 противоположных взгляда на факторы, ведущей роли развития.

Джон Локк подчёркивал ведущую роль среды, позже стали добавлять воспитание. Социально-генетическое развитие.

Ж. Ж. Руссо. В основе лежит созревание организма. Биогенетическое развитие (врождённость, наследственность, психические качества).

Я. Каменский в конце 16 в. выдвинул идею о необходимости воспитания природосообразно, т.е. сообразно природе (генетике, воспитанию, обучению).

Ч. Дарвин: в процессе онтогенеза человек должен проходить определённые этапы развития психики.

Биогенетическое развитие: если не дано что-либо ребёнку от рождения, то никакое воспитание ему этого не добавит.

Социогенетическое развитие: социальные факторы лежат в основе развития личности.

Каждое из направлений не отрицало другого, но преуменьшало его. Оба этих направления отрицают активность личности.

 

Вклад Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии. Понятия «орудие» и «знак», направленность их функций. Понятия об уровне актуального развития и зоне ближайшего развития.

Выготский помимо понятия «орудие» вводит понятие «знак». Орудие направлено вовне, оно меняет что-то в окружающей среде, а знак – наоборот: он направлен вовнутрь, меняет психику, но ничего не меняет вовне.

Выготский Л. С. впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в физическом развитии ребёнка: обучение и воспитание должны забегать вперёд развития и подтягивать его за собой. Он различает 2 уровня развития ребёнка:

1. Уровень актуального развития – когда ребёнок решает задачу сам, без помощи взрослых.

2. Зона ближайшего развития – для решения задачи необходима незначительная помощь взрослых (наводящие вопросы).

 

Факторы, влияющие на развитие психики человека.

Всё развитие человека зависит от условий, в которых он развивался. Это наследственность, среда и воспитание.

Наследственность – биологический фактор, среда и воспитание – социальные. По наследственности передаются внешность и свойства НС. Характер не передаётся! Все личностные характеристики не наследуются!

Среда включает: природу, климат, гос. устройство, культуру народа, эпоху.

Референтная группа – группа людей с близкими взглядами, установками, убеждениями. Главное – интересы.

Среда, в отличие от воспитания, воздействует стихийно, в то время как воспитание – целенаправленное формирование личности. Главными в воспитании являются родители. Воспитывать следующих детей легче, чем предыдущих, если воспитание предыдущих правильно поставлено.

 

Движущие силы психического развития человека.

В XX в. выделяются движущие силы – противоречия между новыми потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности реализовать эти потребности. Разрешаются они подтягиванием тех потребностей, которые необходимы в данный момент в обществе.

 

Основные возрастные периоды развития человека. Периодизации Д.Б. Эльконина и Э. Эриксона.

Периодизация возраста по Д. Б. Эльконину.

1. Новорожденный. Первый месяц жизни. Самый ответственный период в биологическом отношении. Опасна любая болезнь и переохлаждение.

2. Младенческий. До 1 года.

3. Ранний. 1 – 3 года.

4. Преддошкольный. 3 – 5 лет.

5. Дошкольный. 5 – 7 лет.

4 и 5 иногда объединяют в дошкольный.

6. Младший школьный. 7 – 11 лет.

7. Подростковый. 11 – 15 лет.

8. Ранний юношеский (старший школьный) 15 – 18 лет.

9. Поздний юношеский. 18 – 20 лет.

10. Молодость. 20 – 25 лет.

11. Взрослость. 25 -60 лет.

12. Старость 60 – 90 лет.

13. Долгожительство. > 90 лет.

Периодизация Эриксона

   
  Раннее младенчество От рождения до 1 года  
  Позднее младенчество От 1 года до 3 лет  
  Раннее детство Около 3-5 лет  
  Среднее детство От 5 до 11 лет  
  Половая зрелость, подростничество и юность От 11 до 20 лет  
  Ранняя взрослость От 20 до 40-45 лет  
  Средняя взрослость От 40-45 до 60 лет  
  Поздняя взрослость Свыше 60 лет  

12. Понятия о ведущем виде деятельности и новообразованиях психики.

При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые психические образования, перестраивается и изменяется сам ход развития.

Каждый возрастной этап имеет свою ведущую деятельность. Это не та деятельность, которой дольше всего занимается ребёнок, а тот её вид, который на данном этапе обуславливает важнейшие изменения в его психике.

При переходе от одного возрастного этапа к другому меняются следующие признаки:

1. Наступает кризис;

2. Появляются новообразования психики;

3. Изменяется ведущий вид деятельности.

 

Младенческий период.

Ведущая деятельность – Непосредственное эмоциональное общение.

Новообразование психики – Потребность в общении, эмоциональных отношениях.

Раннее детство.

Ведущая деятельность – Предметно-манипулятивная.

Новообразование психики – Речь и наглядно-действенное мышление.

Дошкольный период.

Ведущая деятельность – Ролевая игра.

Новообразование психики – Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Младший школьный период.

Ведущая деятельность – Учение.

Новообразование психики – Произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль.

Подростковый период.

Ведущая деятельность – Общение в обучении, интимно-личностное общение со сверстниками.

Новообразование психики – Чувство взрослости, самооценка, подчинение нормам группы сверстников.

Ранний юношеский период.

Ведущая деятельность – Учебно-профессиональная.

Новообразование психики – Мировоззрение, профессиональные интересы.

 

Этапы развития речи.

1. Гуление (4 – 6 месяцев) – сочетание 2х – 3х гласных звуков (игра звуками).

2. Этап лепета (7 – 9 месяцев) – различимы слоги (сочетание согласных и гласных звуков). Он выделяет ударные слоги слов и обозначает ими само слово.

3. Ситуативная речь (на втором году). Многое зависит от пола и от среды. Мальчики начинают говорить позже, но потом они быстро начинают говорить. Самое главное – среда. С ребёнком надо разговаривать! Иначе будет задержка в развитии. В этом возрасте ребёнку трудно обобщать. Это возникает на основе выделения несущественного признака.

Ранний возраст (1 – 3 года) очень важен для развития речи. К году ребёнок использует 20 – 25 слов. К трём годам он знает ≈ 1000 слов. Основная часть словаря – существительные (≈60%), 25% - глаголы, 10 – 12% - прилагательные. При помощи существительных мы передаём главную информацию.

 

Кризис трех лет.

К концу 2го года жизни ребёнок называет себя «Я». Это центральное новообразование. Он начинает выделять себя из окружающего мира, начинает проявлять самостоятельность. Основной принцип – «Я сам». Запреты взрослых для него – попытка поработить его свободу.

 

Психология развития: её объект, предмет, задачи, функции и структура (разделы).

ПР – область психики, изучающая динамику психических процессов, свойств и состояний, изменение психики в филогенезе, антропогенезе и онтогенезе.

Объект ПР – психика человека в процессе своего филогенетического, антропогенетического и онтогенетического развития.

Предмет – это конкретные эволюционные фило-, антропо- и онтогенетические периоды, причины перехода от одного периода к следующему, и их закономерности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.008 с.)