Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия о филогенезе, антропогенезе и онтогенезе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Филогенез психики – это зарождение, формирование и развитие психики в ходе эволюции животного мира. 2. Изменение психики в ходе исторического развития. Антропогенез – это развитие психики в ходе исторической эволюции человека. Онтогенез психики – это индивидуальное развитие психики у человека (или животного) на протяжении всей жизни (от рождения до смерти). Это возрастная психология.
Методы психологии развития. Включённое наблюдение – когда исследователь сам открыто участвует в наблюдении и может взаимодействовать с объектом. В невключённом наблюдении испытуемые не знают о проведении исследования. В естественном эксперименте испытуемые тоже не знают о проведении исследования. Беседа – обе стороны равны, там предполагается искренность, а в интервью – один ведущий, а другой – ведомый. Анализ продуктов деятельности (сочинения, изложения, диктанты, поделки, рисунки). Специальные методы психологии развития: 1. Психогенетические методы: а) близнецовый (метод разлучённых близнецов); б) метод приёмных детей; б) генеалогический метод (анализ родословной). 2. Исторические методы (методы анализа документов): а) дневниковый метод; б) автобиографический метод; в) биографический метод; г) патографический метод (болезни выдающихся людей); д) метод изучения архивных материалов.
Формы отражения действительности. Биологическая и психическая формы, их характеристики. Простейшая форма отражения – физическая. Всё отражает. Биологическая форма отражения. Её свойства: 1. Обмен веществ со средой. Нужные вещества принимаются, ненужные – отбрасываются. 2. Размножение (самовоспроизведение). 3. Раздражимость. Все живые организмы обладают биологической формой отражения, которая называется Раздражимость – это способность организма реагировать на воздействие биотически значимых влияний. 4. Саморегуляция своей жизнедеятельности. 5. Приспособливаемость к изменению окружающей среды.
Стадии психического отражения. Психика начинается с появлением и развитием Нервной Системы. 1. Элементарная сенсорная психика. Типы НС – Сетевая, Диффузная, Узловая, Ганглиозная (ганглионарная). Отражаются только отдельные свойства объектов (ощущение). 2. Перцептивная психика. Тип НС – с наличием ЦНС. Отражается объект в целом, в совокупности его свойств (восприятие). 3. Интеллект животных. Тип НС – с наличием развитой коры Головного Мозга. Отражается связь между объектами в ситуации зрительного (или иного) поля (зачатки мышления).
Понятие о возрасте. Виды возрастов. Возраст – это период физического, психического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Виды возрастов: 1. Биологический – это степень развития организма; 2. Социальный – степень (уровень) развития социальных ролей и функций. 3. Психологический возраст. Он определяется по особенностям психики и поведения, свойственным тому или иному возрастному периоду. 4. Физический возраст – сколько человеку лет, месяцев и т.п. Краткая история возрастной психологии. Биогенетическое и социогенетическое направления в развитии возрастной психологии. 2 противоположных взгляда на факторы, ведущей роли развития. Джон Локк подчёркивал ведущую роль среды, позже стали добавлять воспитание. Социально-генетическое развитие. Ж. Ж. Руссо. В основе лежит созревание организма. Биогенетическое развитие (врождённость, наследственность, психические качества). Я. Каменский в конце 16 в. выдвинул идею о необходимости воспитания природосообразно, т.е. сообразно природе (генетике, воспитанию, обучению). Ч. Дарвин: в процессе онтогенеза человек должен проходить определённые этапы развития психики. Биогенетическое развитие: если не дано что-либо ребёнку от рождения, то никакое воспитание ему этого не добавит. Социогенетическое развитие: социальные факторы лежат в основе развития личности. Каждое из направлений не отрицало другого, но преуменьшало его. Оба этих направления отрицают активность личности.
Вклад Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии. Понятия «орудие» и «знак», направленность их функций. Понятия об уровне актуального развития и зоне ближайшего развития. Выготский помимо понятия «орудие» вводит понятие «знак». Орудие направлено вовне, оно меняет что-то в окружающей среде, а знак – наоборот: он направлен вовнутрь, меняет психику, но ничего не меняет вовне. Выготский Л. С. впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в физическом развитии ребёнка: обучение и воспитание должны забегать вперёд развития и подтягивать его за собой. Он различает 2 уровня развития ребёнка: 1. Уровень актуального развития – когда ребёнок решает задачу сам, без помощи взрослых. 2. Зона ближайшего развития – для решения задачи необходима незначительная помощь взрослых (наводящие вопросы).
Факторы, влияющие на развитие психики человека. Всё развитие человека зависит от условий, в которых он развивался. Это наследственность, среда и воспитание. Наследственность – биологический фактор, среда и воспитание – социальные. По наследственности передаются внешность и свойства НС. Характер не передаётся! Все личностные характеристики не наследуются! Среда включает: природу, климат, гос. устройство, культуру народа, эпоху. Референтная группа – группа людей с близкими взглядами, установками, убеждениями. Главное – интересы. Среда, в отличие от воспитания, воздействует стихийно, в то время как воспитание – целенаправленное формирование личности. Главными в воспитании являются родители. Воспитывать следующих детей легче, чем предыдущих, если воспитание предыдущих правильно поставлено.
Движущие силы психического развития человека. В XX в. выделяются движущие силы – противоречия между новыми потребностями и наличным уровнем психического развития, не дающим возможности реализовать эти потребности. Разрешаются они подтягиванием тех потребностей, которые необходимы в данный момент в обществе.
Основные возрастные периоды развития человека. Периодизации Д.Б. Эльконина и Э. Эриксона. Периодизация возраста по Д. Б. Эльконину. 1. Новорожденный. Первый месяц жизни. Самый ответственный период в биологическом отношении. Опасна любая болезнь и переохлаждение. 2. Младенческий. До 1 года. 3. Ранний. 1 – 3 года. 4. Преддошкольный. 3 – 5 лет. 5. Дошкольный. 5 – 7 лет. 4 и 5 иногда объединяют в дошкольный. 6. Младший школьный. 7 – 11 лет. 7. Подростковый. 11 – 15 лет. 8. Ранний юношеский (старший школьный) 15 – 18 лет. 9. Поздний юношеский. 18 – 20 лет. 10. Молодость. 20 – 25 лет. 11. Взрослость. 25 -60 лет. 12. Старость 60 – 90 лет. 13. Долгожительство. > 90 лет. Периодизация Эриксона
12. Понятия о ведущем виде деятельности и новообразованиях психики. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые психические образования, перестраивается и изменяется сам ход развития. Каждый возрастной этап имеет свою ведущую деятельность. Это не та деятельность, которой дольше всего занимается ребёнок, а тот её вид, который на данном этапе обуславливает важнейшие изменения в его психике. При переходе от одного возрастного этапа к другому меняются следующие признаки: 1. Наступает кризис; 2. Появляются новообразования психики; 3. Изменяется ведущий вид деятельности.
Младенческий период. Ведущая деятельность – Непосредственное эмоциональное общение. Новообразование психики – Потребность в общении, эмоциональных отношениях. Раннее детство. Ведущая деятельность – Предметно-манипулятивная. Новообразование психики – Речь и наглядно-действенное мышление. Дошкольный период. Ведущая деятельность – Ролевая игра. Новообразование психики – Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Младший школьный период. Ведущая деятельность – Учение. Новообразование психики – Произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль. Подростковый период. Ведущая деятельность – Общение в обучении, интимно-личностное общение со сверстниками. Новообразование психики – Чувство взрослости, самооценка, подчинение нормам группы сверстников. Ранний юношеский период. Ведущая деятельность – Учебно-профессиональная. Новообразование психики – Мировоззрение, профессиональные интересы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.117 (0.011 с.) |