Развитие личности и межличностных отношений в подростковом возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личности и межличностных отношений в подростковом возрасте.



Этот возраст является самым трудным для обучения и воспитания. Рефлексия очень сильно развивается, но ход мыслей подростка часто не совпадает с ходом мыслей взрослого.

Слушать учителя уже скучно. Младшие школьники склонны к дословному восприятию материала, а подросток хочет сформулировать всё своими словами. Ошибка может быть в том, если формулировки не точны, то складываются неправильные, упрощённые понятия.

Младший школьник послушный, вежливый, а подросток начинает проявлять грубость, упрямство. Подросток относится критически к требованиям, требует их аргументировать. Речь должна идти не о кризисе возраста, а о кризисе отношений.

Центральное новообразование психики – чувство взрослости (увеличивается рост, вес, сила, выносливость), самооценка, подчинение нормам группы сверстников. Подросток чувствует, что тоже может делать вещи, которые делают взрослые. Расширение своего участия в жизни семьи.

Наблюдается и переоценка своих возможностей. Ограничивает права взрослых и расширяет свои. Воспитательная работа должна строиться на изменении отношений взрослых к подросткам. Необходимо признать права подростков к большей независимости, большей самостоятельности. Нужно избавить их от лишней опеки. Навязчивая заботливость, назойливое руководство.

Подросток наблюдателен, он подмечает у взрослых любые мелочи (ошибки). Причины конфликтов со взрослыми:

1. Сохранение прежних отношений;

2. Отсутствие уважения к подростку, отсутствие желания понять его;

3. Невоспитанность самого воспитателя.

Начинает пониматься, что такое товарищество, дружба, появляется стремление жить в группах сверстников.

Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Сюда входят и вопросы сексуального характера, а также ситуации, когда подростки делятся друг с другом вещами, которые нельзя сказать родителям. Мотивы дружбы углубляются (сходные интересы, узы). Если младшие школьники больше считаются с мнением учителя, родителей, то для подростка очень важна оценка класса. Девочки более откровенны, чем мальчики, они могут сказать то, что думают. У мальчиков больше склонность к группированию. Женщина – более семейное существо, поэтому стремление к коллективу у неё не выражено ярко.

Проблема отцов и детей. Дети стремятся к общению со сверстниками. Прогресс. Факторы, способствующие взрослению человека (овзросляющие):

1. Разнообразная информация. Раньше многие родители старались от детей многое скрыть (особенно сексуальные вопросы). Возникает проблема: всю правду ребёнку знать нежелательно, но и сказки тоже ничего хорошего не несут. Наиболее оптимальный вариант – послушать ребёнка, о чём он говорит, как формулирует вопрос. Нужны уточняющие вопросы. Нужно идти от общего к частному. От «папа с мамой любили друг друга».

2. Интенсивное общение с товарищами. Не надо ограждать, но надо предупреждать.

3. Акселерация. Различие примерно на год между поколениями (следующее взрослеет на год раньше предыдущего).

4. Занятость родителей и ранняя самостоятельность.

Факторы, тормозящие развитие взрослости:

1. Опека во всём. Не доводить опеку до крайности.

2. Занятость подростка только учёбой (освобождение ребёнка от прочих обязанностей).

 

Проблема «трудных» подростков, причины ее возникновения.

Слово «трудные» всегда пишут в кавычках. Это дети, которые педагогически запущены в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней.

Признаки (характеристики) трудных подростков:

- проявляют импульсивное поведение (без осознания, попытки осмыслить);

- преобладание отрицательных потребностей;

- искажённые представления о дружбе, чести, долге, любви;

- деформированные духовные, познавательные, эстетические, этические потребности.

Попытки выправить их путём бесед – бесплодны. Исправить их можно путём вовлечения в деятельность.

Причины конфликтов, ведущих к трудностям:

· В семье: неблагополучные взаимоотношения, ущемление личности подростка. Есть вещи, которые нужно запрещать (только обоснованно), но есть вещи, которые можно сделать не так (есть риск). Реакция – грубость, хулиганство, уход в себя.

· когда воспитание подростка пускается на самотёк;

· Всё идёт из семьи. В семье часто главенствует собственническая психология. Расхождение между словом и делом, нечестность.

· Алкоголизм. Где родители не пьют и правильно воспитывают, то и подросток не склонен.

· Когда нет единых требований в воспитании (мама запрещает, а папа разрешает и наоборот).

· Стремление пресечь плохое поведение, а не причины, его вызывающие.

· Дурной пример родителей.

· Неполные семьи.

Понятие о юности, ее периоды и проблема возрастных границ.

Границы юности характеризуются разными параметрами. Нижняя граница определяется половым созреванием. Человек уже может делать детей, создавать семью. Верхняя граница характеризуется социальным фактором. Верхняя граница подросткового возраста всё более снижается (сейчас уже до 14 лет), а социальная увеличивается. Юношеский возраст стали разбивать на 2 периода: ранняя юность (15 – 18 лет) и поздняя (18 – 23).

Самостоятельность увеличивается только тогда, когда правильно воспитывают.

Ранней юности девушки достигают на год раньше мальчиков, но в 17 – 18 лет отставание навёрстывается.

Влияние климата. В южных странах физическое созревание наступает гораздо быстрей, чем в северных регионах.

Очень часто старший школьный возраст отождествляют с ранней юностью.

 

Движущая сила развития личности в старшем школьном возрасте.

Движущая сила в ранней юности – противоречие психического развития между резким повышением уровня требований и достигнутым уровнем психического развития. Решается как всегда: второе подтягивается до первого.

 

Развитие самосознания в ранней юности.

Самосознание особо интенсивно развивается в ранней юности. Подросток ориентируется на мнение окружающих людей, а в ранней юности – на своё мнение.

У старших школьников существует много ложных понятий и представлений.

У подростков появляется чувство взрослости, которое в ранней юности преобразуется в чувство самоутверждения.

38. Ведущий вид деятельности и новообразования психики в юности.

Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная.

Новообразование психики – Мировоззрение, профессиональные интересы.

Учебная деятельность и умственное развитие старшего школьника.

В старшем школьном возрасте наблюдается избирательное отношение к разным предметам. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная.

 

Дружба, товарищество и любовь в ранней юности.

Мотивы дружбы в ранней юности углубляются, более высокие требования: откровенность, взаимное доверие, верность, отзывчивость. Возникает устойчивость дружбы.

В подростковом возрасте дуализм любви и секса. Они рассматриваются отдельно друг от друга. В ранней юности – уже вместе.

Напряжённость в отношениях выше у юношей, т.к. они позднее созревают. У девушек на первых порах потребность в ласке, нежности, чувственных отношениях.

В последнее десятилетие наблюдается отсутствие веры в любовь. Появилась градация чувств. Представление о любви как о празднике (в художественных произведениях), существование браков-одуванчиков (распадаются от первого ветерка), описание в романтических произведениях идеальных отношений, существование тусклых неправдоподобных браков (только на долге).

Влюблённость – много фантазии, в отличие от любви. Человеку приписывают положительные качества, которых на самом деле нет. Внешние качества совпадают, а внутренние – нет.

Люди легко надевают маску и играют роль.

Проблема выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии, их причины и возможности преодоления.

Уровень информированности. Надо больше интересоваться профессией, приглашать в школу специалистов различных профессий. Предрассудки в оценке престижности профессий. Выбор профессии под влиянием друзей, подруг. Умение определять профпригодность. Надо устраивать как можно больше внеклассных мероприятий, связанных с ознакомлением с профессиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.011 с.)