Программа курса «социология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «социология»



Методические указания

Учебный курс «Социология» является одной из базовых дисциплин социально-гуманитарного цикла для студентов заочного отделения.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к теоретическим знаниям и практическим умениям по социологии выпускник вуза должен:

· иметь представление о социологическом подходе к обществу, культуре и личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

· знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

· владеть основами социологического анализа.

Изучение социологии расширяет возможности будущего специалиста в понимании сложных и противоречивых явлений социальной жизни, механизмов регулирования общественных отношений и человеческой деятельности. Социология дает будущему специалисту основы знаний о процессах в социальных группах, необходимые для управления производством.

Данный курс продолжает гуманитарную подготовку студентов в техническом вузе, сохраняя определенную преемственность с ранее полученными знаниями в области истории, философии, культурологи, психологии и педагогики. Он учитывает те тенденции и достижения, которые есть как в отечественной, так и в зарубежной практике гуманитарной подготовки студентов.

Изучение курса социологии студентами заочного отделения предполагает максимум самостоятельной работы студентов, а также обязательное посещение лекций и семинарских занятий.

Лекции дают систематическое изложение материала с учетом последних достижений политологии.

Семинар позволяет преподавателю не только проверить итоги самостоятельной работы студента, но и его умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать суждения, политическую позицию. В ходе семинара преподаватель стремится помочь студенту перейти от обыденного понимания политики к научному пониманию ее как социального феномена.

Подготовка к семинару предполагает:

- изучение конспекта лекций по рассматриваемой теме;

- внимательное прочтение учебной литературы;

- работу с дополнительной литературой;

- предложенные в планах семинарских занятий списки литературы охватывают наиболее доступные студентам источники, которые не должны рассматриваться как окончательные. В списки литературы для изучения соответствующих тем включены наиболее интересные и дискуссионные публикации, которые студент может выбрать по своему усмотрению или по совету преподавателя;

- следует обратить особое внимание на основные понятия, приведенные в каждой теме. Для работы с ними можно использовать энциклопедические словари и справочники;

- контрольная работа по политологии выполняется с целью активного осмысления и закрепления самостоятельно проработанного материала. Из предложенных вариантов следует выбрать один, ознакомиться с рекомендациями, прочитать литературу и подготовить самостоятельный текст. Следует иметь в виду, что указанная литература не является обязательной, а носит лишь рекомендательный характер. Это предполагает поиск другой литературы по выбранной теме.

При подготовке контрольной работы по социологии следует иметь в виду, что:

Во введении обосновывается актуальность темы, ее место в курсе политологии, связь с другими узловыми проблемами, а также с современными задачами науки и практики.

В главной части раскрывается основное содержание работы по 2-3 выделенным студентом наиболее важным вопросам темы.

В заключении подводится итог, формулируются общие выводы по теме, к которым пришел автор работы. Введение и заключение представляют важную часть контрольной работы и по тому, насколько точны и четки выводы, можно судить о степени подготовленности и эрудированности автора в вопросах данной темы, о его способности самостоятельно осмысливать проблемы в области социологии.

Объем контрольной работы 20-22 страницы.

Указанные планы тем семинарских занятий по социологии, проводимые во время экзаменационной сессии, призваны оказать помощь студенту в его самостоятельной работе. К семинарским занятиям следует заранее готовиться: прочитать учебную литературу по изучаемым проблемам, осмыслить материал каждой темы, используя для этого тест-вопросы, вопросы для самоконтроля знаний, а также словарь ключевых терминов.

Тема 3. Культура и личность

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Культура и система социальных норм. Формы проявления культуры в жизни человека. Личность в социологии. Основные факторы ее развития. Социальные статусы и социальные роли. Социальный контроль и девиация.

 

Тема 4. Социальные группы

Социальные группы и общности. Виды общности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Понятие «социальная группа». Виды социальных групп. Групповая динамика.

 

Тема 7. Социальные процессы

Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Понятия и виды социальных процессов. Социальные конфликты. Природа и типы социальных движений.

 

Библиографический список

К настоящему времени изданы следующие учебные пособия для вузов, соответствующие требованиям федерального образовательного стандарта по курсу социологии и имеющиеся в библиотеке ВоГТУ:

1. Добреньков, В. И. Социология: учебник для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 623 с.
2. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. - 5-е изд.. - М.: Наука Спектр: Дашков и К, 2011. - 382, [1] с.

3. Иванов, Д.В. Социология: теория и история: учеб. пособие для вузов/ Д.В. Иванов.– СПБ.: Питер, 2006.– 160с.

4. Кравченко, А.И. Социология: учебник для несоциол. специальностей вузов/ А.И. Кравченко.– СПб.: Питер, 2006.– 431с.

5. Социология: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 447 с.
6. Социология: учебник для вузов/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов.– М.: Гардарики, 2007.–510с.

7. Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов/С.С. Фролов.– М.: Гарадрики, 2006.–343с.

Дополнительная литература

1. Акмалова, А.А. Словарь-справочник по социологии/ А. А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. - М.: Дашков и К, 2011. - 303 с.

2. Волков, Ю.Г.Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко.–М.: Дашков и К, 2007.– 510с.

3. Горелов, А. А. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А. А. Горелов. - М.: Эксмо, 2007. - 316, [2] c.
4. Гидденс, Э. Социология/ Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл.– Изд 2-е выполненное по 4-ому англ изд., полностью перераб. и доп.– М.: Едиториал УРСС, 2005.– 629с.

5. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А.Б. Гофман. - 9-е изд..- М.: Университет, 2008.-237 с.

6. Давыдов, С. А. Социология: конспект лекций / С. А. Давыдов. - М.: Эксмо, 2009. - 158, [1] с.

7. Иванов, Д.В. Социология: теория и история: учеб. пособие для вузов/ Д.В. Иванов.– СПБ.: Питер, 2006.– 160с.

8. Королёв, И.Ю. Социология: Эпистемологический аспект / И.Ю.Королёв. Владимир: ВГПУ, 2001. – 222с.

9. Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 347 с.
10. Кравченко, А. И. Социология: учебник для вузов по несоциол. специальностям / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 431 с.

11. Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2010. - 239, [1] с.
12. Лапин, Н. И. Общая социология: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. Н. И. Лапина. - М.: Высш. шк., 2006. - 783 с.

13. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис.– СПб.: Питер, 2004.– 752с.

14. Ритцер, Дж. Современные социологические теории/ Дж.Ритцер. – 5-е изд. – Спб.: Питер, 2002. – 688 с.

15. Социологический словарь/ отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 606, [1] с.
16. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ./ Н. Смелзер.- М.: Феникс, 1994.- 688 с.

15. Социология: общ. курс: учебник для вузов/ [авт. кол.: В. И. Кондауров [и др.]; отв. ред.: А. С. Страданченков, А. В. Филипов]. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 330 с.

17. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества/ П. Штомпка.–М.: Логос, 2005.– 655с.

19. Ферреоль, Ж. Социология: терминологический словарь/ Жиль Ферреоль; науч. ред пер. на рус. Яз. Д.В. Иванов.– 2-е изд.– СПб: Питер, 2003.– 159с.

21. Социология: учебник для вузов / под ред. Н. Г. Скворцова. - Изд. 2-е, перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2009. - 351 с.

Сайты базовых академических структур:

 

Институт социологии РАН (http://www.isras.rssi.ru).

Институт социально-политических исследований (http://www.ispr.ras.ni).

 

Сайты аналитических организаций:

Фонд «Общественное мнение» (http://www.fom.ru). Данный сайт чётко структурирован и эффективно представляет социологическую информацию пользователям сети. Он обеспечивает свободный доступ к ней, постоянно обновляет странички, которые содержат описание методики проведения исследований и результаты, анализ опросов общественного мнения за несколько лет, даёт возможность целенаправленного поиска информации и имеет линки (ссылки) с другими социологическими организациями.

 

ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (http://www.wciom.ru). На этом сайте публикуются информационные и аналитические материалы по социологическим, социально-политическим и маркетинговым исследованиям, проводимым на базе регулярных массовых опросов населения. Дано описание методики и техники стандартных и специальных (в сфере политики и бизнеса) исследований. Есть доступ в уникальный архив данных, где хранятся результаты более чем 2000 исследований. Содержится информация о важнейших процессах трансформации социальной и экономической жизни общества, динамике настроения населения, потребительских стандартах, стилях жизни.

Меркатор (http://www.mercator.ru). На сайте даются результаты изучения социальной и политической жизни в России, главным образом, в региональном аспекте.

Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru).

Центр социологических исследований МГУ (http://www.opinio.msu.ru).

Cайты профессиональных журналов:

1. Социологические исследования (Социс) (http://www.is-ras.rssi.ru/R_Socis.htm);

2. Социологический журнал (http://win.www.nir.ru/socio/sci-publ/socjour.htm);

3. Журнал социологии и социальной антропологии (http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/);

Сайты ведущих вузов, имеющих факультеты социологии:

Московский государственный университет им. Ломоносова (http://www.socio.msu.ru/;

Санкт-Петербургский государственный университет (http://www.soc.pu/ru/);

Европейский университет в Санкт-Петербурге (http://www.euspb.ru/socio/index,htm).

 

Отдельные социологический сайты:

«Социология от А до Я» (http://www.glasnet.ru/-asch/sociology/). Здесь вы найдёте все, что вам необходимо по теории и истории социологии, методике социологических исследований. Это своего рода электронная мини-энциклопедия по социологии. Множество ссылок, размещенных на сайте, даёт возможность получить информацию о вузах, в которых ведётся подготовка социологов и преподаётся эта дисциплина, о ведущих исследовательских организациях, научных журналах. Здесь же расположена и коллекция ссылок на зарубежные социологический сайты.

 

План

1. Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии.

2. Становление и основные этапы развития социологической мысли:

а) предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки;

б) возникновение и классический период развития (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм);

в) основные направления современного этапа развития зарубежной социологии:

- структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон);

- конфликтология (Ч. Милс, Р. Дарендорф);

- символический интеракционизм (Дж. Мид);

- теория обмена (Д. Хоманс, П. Блау);

- этнометодология (Х. Гарфинкель).

3. Русская социологическая мысль.

Планы семинарских занятий

План

1. Понятие общества. Общество как система.

2. Социальные взаимодействия: формы, типы и принципы.

3. Социальные институты. Их виды, признаки, особенности и функции.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Что такое «общество»? Может ли человек существовать вне общества?

2. Для чего в социологии необходимо изучать различные виды социальных связей? Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов?

3. Охарактеризуйте составляющие социального действия. Какова последовательность социального действия?

4. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности? Каким образом возникают социальные отношения и взаимодействия? Чем отличаются социальные отношения от взаимодействия?

5. На XII Всемирном социологическом конгрессе (1990 г.) в качестве одной из ведущих идей была представлена концепция постмодернизма, которая является развитием теории немецкого социолога Макса Вебера о двух типах общества – традиционном и модернистском. В традиционном обществе поведение человека регулируется традициями, по принципу: делай так, как делали до тебя. В модернистском обществе поведение регулируется принципом рациональности, разумности и эффективности социального поведения. В постмодернистском обществе, которое, как утверждают многие западные социологи, формируется сегодня, принципом поведения становятся интерес человека, коллектива, народа, те цели, которые они себе ставят, и средства, которые выбирают. Как Вы считаете, какими принципами регулируется Ваше поведение, поведение большинства членов российского общества сегодня? К какому типу, по Вашему мнению, относится наше общество?

6. Укажите основные признаки и особенности важнейших институтов современного общества?

Основные понятия

Общество, саморазвивающаяся система, цивилизация, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, социальная система, социальная связь, социальная жизнь, социальные отношения, социальный институт, институционализация, латентные функции, институциональные признаки.

 

Тема 2. Культура и личность

План

1. Культура и система социальных норм. Формы проявления культуры в жизни человека.

2. Личность в социологии. Основные факторы ее развития.

3. Социальные статусы и социальные роли.

4. Социальный контроль и девиация.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Каково соотношение культуры и общества? Каковы основные структурные элементы культуры?

2. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? Каждый ли человек личность?

3. Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации?

5. Что означает понятие девиация? Какие способы борьбы с девиантным поведением выработало общество?

Основные понятия

Культура, личность, индивид, социальный тип личности, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация, социальная норма, социальный контроль, девиантное и делинквентное поведение.

 

Тема 3. Социальные группы

План

1. Понятие «социальная группа».

2. Виды социальных групп.

3. Групповая динамика.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Что такое социальная группа?

2. В чем специфика квазигруппы?

3. Раскройте сущность группы, разделяемой по характеру взаимоотношений между их членами.

4. Охарактеризуйте группы, разделяемые по размеру.

5. Каковы основные признаки неорганизованных групп?

Основные понятия

Социальная группа, квазигруппа, аудитория, толпа, социальные круги, малая и большая группа, первичная и вторичная группа, ингруппа, аутгруппа, референтная группа, неорганизованная группа.

План

1. Понятие социальной организации, механизмы ее образования и социальные свойства. Основные типы социальных организаций.

2. Строение социальных организаций: формальные и неформальные связи, их основные характеристики и роль в жизни организации.

3. Цели организации. Иерархия социальных связей как путь достижения общих целей и способ функционирования власти в организации.

4. Управление в организациях: основные компоненты процессов управления и их взаимосвязь. Роль лидерства в управленческой деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Зачем люди объединяются в организации? По каким критериям можно классифицировать социальные организации? Какие признаки и свойства организации позволяют говорить о ней как о социальной системе?

2. Что такое формальные и неформальные организации? Каковы их функциональные задачи и основные признаки? В чем сущность требований организации к индивиду и индивида к организации? Какие виды групп людей могут иметь место в организации? Каковы их признаки?

3. Какие виды базовых целей существуют в организации? Могут и должны ли они совпадать?

4. Дайте характеристику трем главным слагаемым управления в организации: целевому управленческому воздействию, самоуправлению и организационному порядку.

5. Что понимается под организационной патологией – «болезнью» организации? Приведите примеры организационных патологий.

Основные понятия

Социальная система, социальная организация, цели организации, иерархия в организации, власть, лидерство, руководство, социальная формализация, формальная структура организации, неформальная структура организации, целенаправленное управляющее воздействие, социальная самоорганизация, организационный порядок, организационная культура, организационные ценности, организационная патология.

 

План

1. Социальное неравенство и стратификация. Типы стратификационных систем.

2. Социальная стратификация российского общества.

3. Природа социальной мобильности и ее классификация.

4. Индивидуальная и групповая мобильность: сравнительный анализ.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие модели стратификации, типы стратификационных систем Вам известны?

2. Какова специфика социальной стратификации российского общества?

3. Что понимается под термином «социальная мобильность»?

4. Раскройте виды групповой мобильности. Что является ее причиной?

5. Каковы факторы индивидуальной мобильности?

Основные понятия

Социальная структура общества, социальная стратификация, страта, класс, социальное неравенство, средний класс, маргиналы, люмпены, дно, андекласс, интеллигенция, социальная, вертикальная, горизонтальная, индивидуальная, грумобильность, объем и дистанция мобильности, социальная клаузула, миграция.

Тема 6. Социальные процессы

План

1. Понятия и виды социальных процессов.

2. Социальные конфликты.

3. Природа и типы социальных движений.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какова природа социальных изменений в обществе? В чем причины сопротивления социальным изменениям?

2. Объясните сущность социального процесса и дайте его определение.

3. Охарактеризуйте основные виды социальных процессов.

4. Чем отличается социальный конфликт от других социальных процессов? В чем состоит его специфика?

5. Чем характеризуется основные способы разрешения конфликтов? Какие типы последствий социального конфликта можно видеть?

6. Опишите социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений.

Основные понятия

Социальные изменения, социальные процессы, диффузия, изобретение, инновация, социальный эффект инноваций, кооперация, конкуренция, приспособление, компромисс, конфликт, ассимиляция, амальгамизация, социальные движения, революция, реформа.

 

План

1. Постиндустриальное информационное общество как концепция новой глобальной цивилизации.

2. Глобализация и ее социальные издержки.

3. Россия на пути в глобальный мир.

 

Методические указания

Учебный курс «Социология» является одной из базовых дисциплин социально-гуманитарного цикла для студентов заочного отделения.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к теоретическим знаниям и практическим умениям по социологии выпускник вуза должен:

· иметь представление о социологическом подходе к обществу, культуре и личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

· знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

· владеть основами социологического анализа.

Изучение социологии расширяет возможности будущего специалиста в понимании сложных и противоречивых явлений социальной жизни, механизмов регулирования общественных отношений и человеческой деятельности. Социология дает будущему специалисту основы знаний о процессах в социальных группах, необходимые для управления производством.

Данный курс продолжает гуманитарную подготовку студентов в техническом вузе, сохраняя определенную преемственность с ранее полученными знаниями в области истории, философии, культурологи, психологии и педагогики. Он учитывает те тенденции и достижения, которые есть как в отечественной, так и в зарубежной практике гуманитарной подготовки студентов.

Изучение курса социологии студентами заочного отделения предполагает максимум самостоятельной работы студентов, а также обязательное посещение лекций и семинарских занятий.

Лекции дают систематическое изложение материала с учетом последних достижений политологии.

Семинар позволяет преподавателю не только проверить итоги самостоятельной работы студента, но и его умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать суждения, политическую позицию. В ходе семинара преподаватель стремится помочь студенту перейти от обыденного понимания политики к научному пониманию ее как социального феномена.

Подготовка к семинару предполагает:

- изучение конспекта лекций по рассматриваемой теме;

- внимательное прочтение учебной литературы;

- работу с дополнительной литературой;

- предложенные в планах семинарских занятий списки литературы охватывают наиболее доступные студентам источники, которые не должны рассматриваться как окончательные. В списки литературы для изучения соответствующих тем включены наиболее интересные и дискуссионные публикации, которые студент может выбрать по своему усмотрению или по совету преподавателя;

- следует обратить особое внимание на основные понятия, приведенные в каждой теме. Для работы с ними можно использовать энциклопедические словари и справочники;

- контрольная работа по политологии выполняется с целью активного осмысления и закрепления самостоятельно проработанного материала. Из предложенных вариантов следует выбрать один, ознакомиться с рекомендациями, прочитать литературу и подготовить самостоятельный текст. Следует иметь в виду, что указанная литература не является обязательной, а носит лишь рекомендательный характер. Это предполагает поиск другой литературы по выбранной теме.

При подготовке контрольной работы по социологии следует иметь в виду, что:

Во введении обосновывается актуальность темы, ее место в курсе политологии, связь с другими узловыми проблемами, а также с современными задачами науки и практики.

В главной части раскрывается основное содержание работы по 2-3 выделенным студентом наиболее важным вопросам темы.

В заключении подводится итог, формулируются общие выводы по теме, к которым пришел автор работы. Введение и заключение представляют важную часть контрольной работы и по тому, насколько точны и четки выводы, можно судить о степени подготовленности и эрудированности автора в вопросах данной темы, о его способности самостоятельно осмысливать проблемы в области социологии.

Объем контрольной работы 20-22 страницы.

Указанные планы тем семинарских занятий по социологии, проводимые во время экзаменационной сессии, призваны оказать помощь студенту в его самостоятельной работе. К семинарским занятиям следует заранее готовиться: прочитать учебную литературу по изучаемым проблемам, осмыслить материал каждой темы, используя для этого тест-вопросы, вопросы для самоконтроля знаний, а также словарь ключевых терминов.

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.122 с.)