Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы журналистики и проблема принципиальности журналистовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. То обстоятельство, что в качестве сотрудника органа печати журналист вынужден постоянно соотносить свои личные оценки с позицией издателя, сказывается не только на направленности его публикаций. Для самого журналиста такой подход всегда имеет глубокий личностный смысл. В прямой связи с этим обстоятельством находится проблема соотношения социальной роли и личности журналиста. Известно, что эти понятия друг без друга не имеют смысла. О личности можно говорить лишь постольку, поскольку индивид выполняет ту или иную социальную обязанность и определенным образом относится к ней. Это внутреннее отношение может быть свободным или вынужденным, заинтересованным или формальным, но именно оно характеризует способность человека быть личностью. Личность никогда не лицедействует и не играет выбранной роли, она рассматривает ее как свою миссию, готова выполнять связанные с нею обязанности и нести всю полноту вытекающей из них ответственности. Основу жизненной позиции составляют коренные интересы той общественной группы, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует. Таким образом, жизненная позиция - это в первую очередь, социально-групповая, классовая позиция. Позиция сотрудника и линия редакции должны совпадать в главном — в понимании основных целей издания.
2. Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в разных формах. Социальная позиция может быть неосознанной, формироваться интуитивно. Она может быть и слабо осознанной, когда ее связь с интересами определенных социальных сил видится как необязательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий. Связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремлениями определенных социальных групп может стать и сознательной, хотя понимание места этих групп в социальной структуре общества и их роли в историческом процессе может оказаться неясным и даже ложным. Вот почему так важно, чтобы социальная позиция журналиста была глубоко осознанной и правильно отражала бы те интересы, которые способствуют прогрессивному развитию общества. Журналисту, чтобы эффективно бороться за торжество общечеловеческих идеалов и гуманистических ценностей, необходимо определить, какие же силы в обществе более всего могут этому способствовать, чтобы, «поставив» на них, отстаивать их интересы как представителей требований общественного развития, идеологически обосновывать и обеспечивать простор для их деятельности, но при этом понимать роль других групп и учитывать их интересы. в этих условиях возникает (или, скорее, возрождается) идея преимущественного представительства интересов «третьего сословия» - современных «средних слоев» (часто называемых также «средним и классом») как совокупности динамичных, образованных и умеющих творчески пользоваться информацией «представителей» разных классовых групп - интеллигенции, квалифицированных рабочих, фермеров и кооператоров, мелких и средних предпринимателей, работников «свободных профессий», государственных служащих, менеджерского персонала и т.д., которые заинтересованы в социальной стабильности и устойчивом развитии, прочной демократии и общественной безопасности, справедливости экономической системы, обеспечивающей равные возможности для разных ее секторов, и т.д. «Средние слои» - экономическая и социальная опора современного общества, в котором также наряду с этим «большинством» имеются и два «меньшинства» - крупные предприниматели, «капитаны» бизнеса и др. представители «высшего класса», а также «меньшинство» деклассированных, «выбитых из жизни» маргиналов, неустроенных, слабых, социально незащищенных, требующих общественной поддержки и участия. В соответствии с осознанием своей позиции, с выбором для себя приоритетов в представительстве интересов тех или иных групп (или всего человечества как предельно большой группы) складывается идея партийности. Термин «партийность» возник на основе латинского слова pars, partis, означающего «часть» (отсюда и «партия товаров», и «геологическая партия», и «партия в шахматы»). При этом понятно, что совсем не обязательно партийность в журналистике жестко связывать с позицией определенной политической партии. Основа партийной позиции - представительство интересов какой-либо части общества, без чего вообще немыслима деятельность журналиста, который всегда защищает (сознательно или нет) чьи-то интересы. В процессе самоопределения в жизни общества, разделенного на множество групп, сложно взаимодействующих между собой, журналист сталкивается с различными политическими организациями, выступающими представителями интересов тех или иных групп, и прежде всего с политическими партиями, названия которых нередко содержат прямые указания на их социально-классовую ориентацию (крестьянская партия, рабочая, мелких сельских хозяев и т.д.), хотя чаще свое название партии определяют по идейным основам (либеральная, христианская и т.д.) или каким-то иным свойствам (демократическая, народная, республиканская и т.д.). 4, 5. ПРИНЦИП (от лат. principium— начало, основа): 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; 3) основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора. Если вдуматься, то оказывается, что все три значения тесно связаны между собой и восходят к смыслу, заключенному в латинском первоисточнике, представляя собой разные моменты бытия этого смысла. На что указывает третье значение? — На объективно существующую особенность организации реалий, определяющую специфику их проявления, — их действия. Если реалии суть механизмы, приборы, которым эта особенность их устройства сообщается человеком, то мы можем уверенно говорить о принципе. А если речь идет о реалиях, особенности которых заданы им природой, к примеру, о человеческом сердце? Разве нельзя сказать, что принцип действия человеческого сердца — попеременное сокращение и расслабление мышц предсердий и желудочков? Вроде бы можно, однако мы в таких случаях предпочитаем другое понятие — закон. Следовательно, суть понятия «принцип» в его третьем значении — в том, что оно описывает определяющую, основную, исходную для функционирования объекта реальности особенность его организации (устройства), которая существует независимо от того, воспринимаем мы ее в данный момент или нет, но сообщена этому объекту человеком. А на что указывает первое значение? — На основополагающие особенности отражения объективных реалий в тех или иных надличностных формах общественного сознания. Принципы как понятие науки, теории, мировоззрения есть результат познания явлений объективного мира на той или иной стадии его развития. В них, наряду с определяющими чертами, действительно присущими этим явлениям, отражаются особенности интерпретации их субъектом познания. Поэтому одно и то же явление принципиачьно может трактоваться в разных научных направлениях по-разному. Таким образом, первое значение понятия «принцип» содержит в себе объективную и субъективную стороны, несет в себе единство объективного и субъективного моментов в отражении основополагающих особенностей действительности. Второе значение слова «принцип» указывает на «превращение», которое происходит, когда знание об основополагающих особенностях действительности в той или иной их интерпретации становится фактом индивидуального сознания. Под влиянием ряда условий оно трансформируется в убеждения и определенной своей стороной начинает играть для личности роль инструмента в ее отношениях с миром. Однако при этом возникает как бы еще одна «степень субъективности»: интериоризация знаний неизбежно сопряжена с их вторичной, личностной интерпретацией и выбором. Этот «экскурс по словарям» предпринят не случайно. В движении смысла понятия становится видимой такая цепочка взаимосвязанных звеньев: закон действительности (объективный закон!) — концепт науки (субъективно-объективное отражение закона) — инструмент практики (субъективно-объективное правило применения закона). Логика вышеприведенных рассуждений — ключ к ответу на вопрос, поставленный в названии параграфа. О каких бы принципах ни шла речь, критерии, по которым они определяются, надо искать в действительности, в первостепенных, определяющих закономерностях явлений, а если мы говорим о деятельности, то в законах и закономерностях данной деятельности. Принцип = знание о законе + базисные правила использования закона на практике (в деятельности, в отношениях того или иного типа). Анализ профессионально-этических документов мирового журналистского сообщества (российские входят в их число) показывает, что среди упоминаемых в них принципов строго соответствуют обозначенным выше критериям четыре принципа. Принцип первый: соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость. Принцип второй: соблюдать международные правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека, проявляя уважение к демократическим институтам общества. Принцип третий: соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности. Принцип четвертый: выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости — мужество. Итак, подводя итоги, можно сказать, что подлинная принципиальность требует от журналиста гибкости, развитости креативных, творческих способностей как в применении, так и в изменении принципов в зависимости от особенностей ситуаций, с которыми он сталкивается, и в связи с динамическим развитием общества, переменами в закономерностях его и функционирования как системы социальных связей.
6. Политическими принципами, вероятно, поступиться можно. Этическими – никогда. В качестве «четвертой власти» в демократическом обществе (в условиях различающихся социально-экономических систем, при всех различиях парламентской и президентской форм государственного устройства и режима правления) журналистика осуществляет принцип демократизма путем участия в делах государства, способствуя через свои выступления принятию важных политических решений. Принцип демократизма проявляется в управлении общественными делами как способ реализации возможностей непосредственной демократии. Если представительная демократия осуществляется через выборы в органы власти, то непосредственная демократия - это участие всех граждан в делах государства (через референдумы, митинги, демонстрации, массовые сборы подписей под петициями и т.д., в том числе через журналистику). Будучи инструментом непосредственной демократии, журналистика, выполняя свои идеологические (формирование массового сознания, в том числе общественного мнения) и непосредственно-организаторские, контрольные функции, осуществляет постоянное давление на выборные органы власти от имени народа, будучи непрерывно звучащим vox populi. Этот глас народа как бы дополнителен к голосованию в парламенте, к голосу избранных властей. Свой демократизм, участие в государственной жизни журналистика осуществляет в нескольких формах. Во-первых, выступая от имени народа (или отдельных слоев и групп) как выразитель его интересов и требований. Во-вторых, журналистика реализует принцип демократизма через предоставление желающим возможности заявить о своем мнении с широкой общественной трибуны и внести свои предложения. Тем самым она напрямую осуществляет реализацию конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами. В-третьих, чтобы полно реализовать принцип демократизма, журналистика организует «обучение» народных масс управлению. В-четвертых, в меру эффективности реализации принципа демократизма по всем этим трем направлениям активно формируется гражданское самосознание и активность граждан в осуществлении своих прав и свобод, в использовании народного суверенитета. Считается, что СМИ, особенно при освещении политики и общественных отношений, исполняют роль сторожевого пса и не спускают с правительства бдительного ока. Одно из главных назначений свободной прессы в демократическом обществе, как часто приходится слышать, - держать публику в курсе деятельности правительства. Но поскольку пресса зачастую имеет дело с правительством, которое оказывает ей в этом сопротивление и не желает предавать все свои действия огласке, возникает естественный конфликт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.012 с.) |