Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Г. Гегель (27 августа 1770 - 14 ноября 1831) - немецкий философ, вершина классической немецкой философии, объективный идеалист. Особенностью философии Гегеля является учение о развитии системного духа - подход, по которому часть (например, индивид, исторический факт, закон) становится понятным только исходя из целого, к которому она принадлежит. Гегель создал целостное философское учение о взаимоотношении мышления и бытия. Главным или, как принято теперь говорить, системообразующим произведением Гегеля является его трёхтомная "Энциклопедия философских наук". В ней он в краткой, тезисной форме выстроил в единый логически последовательный ряд все те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем наш мир и передаем друг другу информацию. Гегель привел мышление человека в порядок, научил мыслить системно и сделал философию научной. Основные идеи Гегеля: 1. Создание системы объективного идеализма – учения, согласно которому первичным началом мира (в том числе материального) является независимое от воли и разума человека безличное духовное начало – Абсолютная идея. ПРИМЕР: когда мы рассуждаем, случаен этот мир или нет, некоторые склонны признавать, что наш мир «ведет» к какой-то цели некий космический, универсальный разум. Эта позиция называется объективным идеализмом. 2. Абсолютная идея не статична, как субстанция Спинозы: она все время находится в поступательном, последовательном и закономерном движении, проходит ступени: Ступень логики (тезис): абсолютная идея (по-другому, Мировой дух) сперва предстает как чистая, абстрактная идея. Содержание логики априорно (надчувственно) и умозрительно (абстрактно), логика не содержит в себе никакого чувственно воспринимаемого материала. Абсолютная идея находится в зачаточном виде, как нематериальное зерно, которому еще предстоит прорасти. Ступень природы (антитезис): абсолютная идея воплощается в предметных формах – в природе, государстве, социальном устройстве. Происходит материализация первоначально абстрактной идеи, овеществление выработанных ранее понятий: возникает неживая материя ("окаменелый интеллект"). Из неживой субстанции появляется живая (растения, животные). На основе живой материи возникает человек, который эволюционирует, создает человеческое общество с его институтами, высшим из которых является государство. Ступень духа (синтез): Мировой дух, пройдя эволюцию от чистой абстрактной идеи к своему воплощению в природе и общественных институтах через все усиливающий свою мощь человеческий разум, (мышление) познает себя в понятиях, становится абсолютным. Этому способствуют такие формы духа, как искусство, религия и философия. Именно через философию как высшую форму понятийного мышления человечество может прийти к осознанию существования абсолютного Мирового духа. Таким образом, происходит спиритуализация (одухотворение) материи. Развитие Мирового духа завершается. 3. Человек выступает как носитель Абсолютной идеи, его свобода заключается в осознании необходимости и закономерности развития мира. Гегель отрицает роль личности в истории, такие личности как А. Македонский, Наполеон и пр. – лишь винтики в колесе истории. 4. Разработка диалектического метода – способа познания мира в некоем единстве и развитии. Диалектика есть теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.
Гегель впервые четко сформулировал понятие и смысл диалектики, позднее законы диалектики сформулировал Фр. Энгельс: 1.Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывает внутренний источник развития - борьбу противоположных сторон (например, тепло-холод, война-мир и пр.). Развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Таким образом, столкновение противоположностей порождает их синтез и ведет к появлению нового. НАПРИМЕР: при смешении двух контрастных цветов (желтого и синего) появляется новый третий цвет, которого нет ни в первом, ни во втором. 2.Закон перехода количества в качество: отвечает на вопрос, как происходит рождение нового качества. Качество – внутренняя определенность вещи. Количество – внешняя определенность вещи. Когда они сбалансированы, развитие идет эволюционно, поступательно, как наращивание количественных характеристик, что оставляет объект или свойство на том же уровне развития. И так продолжается, пока не нарушается мера. Как только мера нарушена, количество перестает быть внешним и переходит в качество – так происходит качественный скачок, революция, что выводит систему или объект на новый уровень развития. НАПРИМЕР: при нагревании воды в чайнике вода достигает состояния точки кипения. В этот момент происходит качественный скачок, и вода переходит в пар. 3. Закон отрицания отрицания: этот закон раскрывает направленность развития, единство изменчивости и преемственности, возникновение нового и устойчивость, повторяемость отдельных моментов старого состояния. Следуя закону логики, двойное отрицание есть, напротив, утверждение. Развитие всегда направлено вверх, так как разрешение противоречия связано с восхождением. Закон отрицания отрицания есть спиралевидное развитие, т.е. повторение исходного состояния, но на более высоком уровне, что соединяет в себе преобразование и сохранение традиционного. НАПРИМЕР: каждый сезон модницы обновляют свой гардероб согласно новым веяниям моды. Однако на самом деле мода – это повторение старого в чем-то новом (новые ткани, сочетания цветов, фасонов и пр.). Мода сегодняшнего дня – это новый виток спирали, которая уходит вглубь развития человечества. Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма. Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией. Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения. Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи. Вывод: Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые в истории разобрал и систематизировал все те разрозненные знания о природе и о самом человечестве, которые уже были накоплены к тому времени. Благодаря этому он привёл в порядок арсеналы человеческого разума, выстроил понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем окружающий мир и передаём друг другу информацию, по принципу логической преемственности их смысла. Гегель перевел мышление со ступени рассудка на ступень разума. Однако в философии Гегеля принято находить противоречие. Система объективного идеализма завершается познанием Мирового духа самого себя, а диалектический метод предполагает бесконечное развитие, познание. Т.е. система – конечна, метод – бесконечен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 3149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.012 с.) |