Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие между методом и системой.



Г. Гегель (27 августа 1770 - 14 ноября 1831) - немецкий философ, вершина классической немецкой философии, объективный идеалист. Особенностью философии Гегеля является учение о развитии системного духа - подход, по которому часть (например, индивид, исторический факт, закон) становится понятным только исходя из целого, к которому она принадлежит. Гегель создал целостное философское учение о взаимоотношении мышления и бытия. Главным или, как принято теперь говорить, системообразующим произведением Гегеля является его трёхтомная "Энциклопедия философских наук". В ней он в краткой, тезисной форме выстроил в единый логически последовательный ряд все те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем наш мир и передаем друг другу информацию. Гегель привел мышление человека в порядок, научил мыслить системно и сделал философию научной.

Основные идеи Гегеля:

1. Создание системы объективного идеализма – учения, согласно которому первичным началом мира (в том числе материального) является независимое от воли и разума человека безличное духовное начало – Абсолютная идея.

ПРИМЕР: когда мы рассуждаем, случаен этот мир или нет, некоторые склонны признавать, что наш мир «ведет» к какой-то цели некий космический, универсальный разум. Эта позиция называется объективным идеализмом.

2. Абсолютная идея не статична, как субстанция Спинозы: она все время находится в поступательном, последовательном и закономерном движении, проходит ступени:

Ступень логики (тезис): абсолютная идея (по-другому, Мировой дух)

сперва предстает как чистая, абстрактная идея. Содержание логики априорно (надчувственно) и умозрительно (абстрактно), логика не содержит в себе никакого чувственно воспринимаемого материала. Абсолютная идея находится в зачаточном виде, как нематериальное зерно, которому еще предстоит прорасти.

Ступень природы (антитезис): абсолютная идея воплощается в предметных формах – в природе, государстве, социальном устройстве. Происходит материализация первоначально абстрактной идеи, овеществление выработанных ранее понятий: возникает неживая материя ("окаменелый интеллект"). Из неживой субстанции появляется живая (растения, животные). На основе живой материи возникает человек, который эволюционирует, создает человеческое общество с его институтами, высшим из которых является государство.

Ступень духа (синтез): Мировой дух, пройдя эволюцию от чистой абстрактной идеи к своему воплощению в природе и общественных институтах через все усиливающий свою мощь человеческий разум, (мышление) познает себя в понятиях, становится абсолютным. Этому способствуют такие формы духа, как искусство, религия и философия. Именно через философию как высшую форму понятийного мышления человечество может прийти к осознанию существования абсолютного Мирового духа. Таким образом, происходит спиритуализация (одухотворение) материи. Развитие Мирового духа завершается.

3. Человек выступает как носитель Абсолютной идеи, его свобода заключается в осознании необходимости и закономерности развития мира. Гегель отрицает роль личности в истории, такие личности как А. Македонский, Наполеон и пр. – лишь винтики в колесе истории.

4. Разработка диалектического метода – способа познания мира в некоем единстве и развитии. Диалектика есть теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.

 

Гегель впервые четко сформулировал понятие и смысл диалектики, позднее законы диалектики сформулировал Фр. Энгельс:

1.Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывает внутренний источник развития - борьбу противоположных сторон (например, тепло-холод, война-мир и пр.). Развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Таким образом, столкновение противоположностей порождает их синтез и ведет к появлению нового.

НАПРИМЕР: при смешении двух контрастных цветов (желтого и синего) появляется новый третий цвет, которого нет ни в первом, ни во втором.

2.Закон перехода количества в качество: отвечает на вопрос, как происходит рождение нового качества. Качество – внутренняя определенность вещи. Количество – внешняя определенность вещи. Когда они сбалансированы, развитие идет эволюционно, поступательно, как наращивание количественных характеристик, что оставляет объект или свойство на том же уровне развития. И так продолжается, пока не нарушается мера. Как только мера нарушена, количество перестает быть внешним и переходит в качество – так происходит качественный скачок, революция, что выводит систему или объект на новый уровень развития.

НАПРИМЕР: при нагревании воды в чайнике вода достигает состояния точки кипения. В этот момент происходит качественный скачок, и вода переходит в пар.

3. Закон отрицания отрицания: этот закон раскрывает направленность развития, единство изменчивости и преемственности, возникновение нового и устойчивость, повторяемость отдельных моментов старого состояния. Следуя закону логики, двойное отрицание есть, напротив, утверждение. Развитие всегда направлено вверх, так как разрешение противоречия связано с восхождением. Закон отрицания отрицания есть спиралевидное развитие, т.е. повторение исходного состояния, но на более высоком уровне, что соединяет в себе преобразование и сохранение традиционного.

НАПРИМЕР: каждый сезон модницы обновляют свой гардероб согласно новым веяниям моды. Однако на самом деле мода – это повторение старого в чем-то новом (новые ткани, сочетания цветов, фасонов и пр.). Мода сегодняшнего дня – это новый виток спирали, которая уходит вглубь развития человечества.

Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.

Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Вывод: Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые в истории разобрал и систематизировал все те разрозненные знания о природе и о самом человечестве, которые уже были накоплены к тому времени. Благодаря этому он привёл в порядок арсеналы человеческого разума, выстроил понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем окружающий мир и передаём друг другу информацию, по принципу логической преемственности их смысла. Гегель перевел мышление со ступени рассудка на ступень разума. Однако в философии Гегеля принято находить противоречие. Система объективного идеализма завершается познанием Мирового духа самого себя, а диалектический метод предполагает бесконечное развитие, познание. Т.е. система – конечна, метод – бесконечен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.005 с.)