Атомизм как вершина греческой натурфилософии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атомизм как вершина греческой натурфилософии.



Демокрит обладал обширными знаниями. Он плодотворно работал в большинстве областей современной ему науки. Названий некоторых его работ достаточно, чтобы показать широту его интересов – Великий диакосмос, врачебная наука, о том, что после смерти, о строении природы, о мировом порядке и правилах мышления, о ритме и гармонии, о поэзии, о земледелии, о математике, о правильной речи и непонятных словах и т. д. сохранилось от 200 до 300 фрагментов работ Демокрита.

В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота. Атомизм Демокрита гениален именно в силу его простоты. Существует только один вид первоначала – маленькие неделимые частицы (милетцы и Гераклит говорили о четырех началах мира). Они движутся в пустоте, и их движения определяются исключительно механическими причинами. Можно сказать, что, согласно Демокриту, основа природы похожа на гигантскую “игру в бильярд”. В ней участвует бесконечное число материальных частиц мечущихся в пустоте. Все перемещения этих частиц вызываются их взаимными столкновениями. (Пустота, небытие является предпосылкой бытия, как движения атомов. Это допущение явно противоречит Пармениду и его элейским последователям).

Суть атомизма может быть представлена в виде следующей схемы, содержащей вопросы - что и как существует? – и ответы на них.

Вопрос Ответ

(Что?) 1. Маленькие неделимые частицы.

(Как?) 2. Пустота.

3. Механический детерминизм.

Маленькие материальные частицы мыслятся как физически неделимые. Их свойства являются исключительно количественными, то есть свойствами, которое можно описать с помощью простейших математических понятий. Это такие свойства, как протяженность, форма, вес и тому подобное, но не цвет, вкус, запах, боль и т. д.

Все атомы состоят из одного и того же материала, но они различаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Поскольку разные атомы имеют разную форму, что некоторые из них могут легко соединяться вместе, тогда как другие - с трудом. Вещи возникают, когда атомы “сцепляются вместе”. Это происходит в силу того, что иногда механические столкновения ведут к образованию скоплений, в которых атомы могут соединяться друг с другом. Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Все происходит механически, как это имеет место с шарами в игре в бильярд.

Таким образом, внутреннее развитие греческой философии природы привело к построению превосходной объяснительной модели субстанции и изменения.

Слабость атомизма, который отстаивал Демокрит, состоит в том, что он не может объяснить, почему атомы сочетаются таким, а не иным образом, и в результате образуют кошку с четырьмя, а не скажем, с пятью ногами. Иначе говоря, Демокрит, будучи атомистом, объясняет, из чего происходят все вещи и как это происходит, но почему это происходит так, а не иначе, - этого он не объясняет. Все у Демокрита происходит по необходимости, но при этом ничто не предопределено, к тому, чтобы быть таким, а не иным, и в этом смысле все в мире случайно.

Атомистические взгляды Демокрита часто отождествляют с атеизмом. Но если позиция Демокрита – атеизм, то атеизм особого рода. Ведь Демокрит признает существование богов. Обоснование бытия богов Демокритом – характерный пример натурфилософских построений. Для богов как бессмертных мифических существ в его учении уже места нет, как нет в нем места для бога в качестве Высшего Блага, совершенства и идеала. Зато в нем нашлось место для того, чему больше подходит название не “идеал”, а “идол”. Ведь именно “идолом” принято называть ограниченное в своей телесности воплощение божества. Такие воззрения можно определять как атеизм, имея в виду то, что Демокрит отказался от традиционного отношения к богам. Эти же воззрения можно характеризовать как теизм, поскольку у Демокрита боги по-прежнему реальны, существуя рядом с нами.

И все же главное то, что того рода “атеистический теизм” не предполагает веры в бога как исток любой религиозности. Боги для Демокрита – не предмет культы, а объект исследований. Представления о них органично вписываются в его натурфилософию.

Демокрит совершенно открыто бросил вызов предрассудкам, которые, будучи наследием прошлого, лишь предваряют рассудок и потому должны быть отвергнуты в пользу способности человека к логическим рассуждениям. Предрассудки – это вера в приметы, мистические силы, а также чудеса как беспричинные явления. А рассудок, согласно Демокриту, объясняет различные явления только естественными причинами. И в таком способе мышления, согласно Аристотелю, заключается серьезное достижение философа из Абдер.

Метод причинного объяснения, на котором настаивает Демокрит, позволяет его считать первым последовательным детерминистом. Ведь детерминизм – это позиция, согласно которой все происходящее в мире определяется какими-то причинами (с латыни переводится как “определять”). Но детерминизм Демокрита часто путают с фатализмом, суть которого в предопределенности того, что происходит в этом мире..

11.Софисты. Сократ – родоначальник философии человека.

 

Софи́сты — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э.

В широком смысле принято говорить о трёх эпохах софистики:

• Классическая, или древняя (древнегреческая), софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать:

• старших софистов, их акме приходилось на 2-ю половину V в. до н. э. (наиболее известны Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский).

• младших софистов, их акме приходилось на 1-ю половину IV в. до н. э. (наиболее известны Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах).

• Вторая, или новая, софистика (II — нач. III в. н. э.). Основные представители — Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.

• Третья, или поздняя, софистика (IV в. н. э.). Основные представители — Либаний, Юлиан Отступник.

 

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие — что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Всё в мире относительно. Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры от законов природы. Законы природы везде одни и те же, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер.

Широкую известность получила критика софистов у Сократа , а также Платона. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

Протагор был агностиком и приобрёл славу безбожника. Некоторые софисты прямо отрицали существование богов.

Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п.

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Его антидогматизм выражался в отказе от претензий на обладание достоверными знанием. Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Он ко всему подходил с иронией. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определить понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел свой философский принцип изречение дельфийского оракула “Познай самого себя!”, т.к. увидел что человек “не пуст”. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.

• Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

• В вопросах этики он развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. “Никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!”

• Политические вопросы базировались на убеждении, что власть должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым и непременно обладающим искусством государственного управления. “Худшее – это большинство!”.

 

12. Платон – родоначальник объективного идеализма.

 

Ученик Сократа. Критикует Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир , который нас окружает и который мы познаем своими чувствами является лишь "тенью" и произведен от мира идей , т.е. матер. мир вторичен. Все явления материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет подлинного истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот. отражены идеи. Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и действительный. Виды сущего :

- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это форма, структура, эталон для вещей);

 

-материя (некоторый вид бесформенный, незримый, неуловимый. Она способна принимать различные формы- всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю. Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) К моменту творения материя уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Согласно учению Платона лишь мир идей предст-ет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее м/д быт-м и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божест-ым царством, в к-ром до рожд-я пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешн землю, где временно находясь в теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспомин-ие душой своего доземного сущес-ия. Считал, что чувства обманывают , и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довер-ся своей вспоминающей о своем божест-м прошлом души.

 

13. Аристотель – энциклопедист античной философии.

 

Решительным противником Платона становится его ученик Аристотель, величайший древнегреческий философ. Позже подвергнет критике платонизм. Ему принадлежат слова:"Платон – мне друг, но истина дороже".

Позже Аристотель основал в Афинах свою школу, назвав ее "Ликей". Ему принадлежат 146 работ, среди них "Органон", "Метафизика", "Физика" и др. Данные произведения можно сгруппировать по следующим признакам:

1. логические труды "Органон", Натегорий" и др.

2. философские произведения

3. психология "О душе"

4. биологические труды

5. 1я философия – метафизика

6. этика

7. политика (в 8 книгах) и экономика (в 3 книгах)

8. риторика и поэтика

Таким образом, Аристотель продемонстрировал поистине энциклопедические знания.

Аристотель является признанным основателем логики. Правда, он не дал науке это имя. (Все S суть P, Некоторые S суть P, Ни одно S не есть P, Некоторые S суть P) .

В метафизике он дает определение материи. В отличие от Сократа, Платона, Аристотель глубоко исследует природу. Материя оказывается первой причиной, как возникновение, так и изменчивого пребывания природных вещей "ибо вся природа, можно сказать, материальна".

Именно из понимания материи Аристотель строит учение о 4х стихиях. Если в философии досократиков не было специального термина для обозначения материи, то в качестве философской категории Аристотель это разработал впервые. Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой философии является достижение блаженства. Блаженство по Аристотелю недостижимо. В "Политике" Аристотеля общество и государство не различаются. Человек, по его мнению, это политическое животное.

Оправдывал рабство, так как считал, что рабство существует по природе.

Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на 3 большие группы:

- теоретические (1я физика, физика, математика)

- практические (этика, экономика, политика)

- творческие (поэтика, риторика, искусство) .

Таким образом, Аристотель завершил классическую философию истории.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.011 с.)