Основные факторы формирования и этапы развития средневековой философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы формирования и этапы развития средневековой философии.



 

Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

1. Апологетика. (2-4 век)- это защита христианства от язычества и рационализма античной философии. Апологетика получила развитие в Древнем Риме, когда христианство было гонимым. Апологеты стремились показать величие христианства и доказать, что языческие верования нелепы, а античный рационализм неистинен. Только вера в единого бога дает человеку свет истины, спасение души и божественную благодать. Единственной философией является только теология. Христианство намного превосходит абстрактную мудрость греков и римлян, а вера и разум несовместны. Крупнейший представитель Тертуллиан. Академия и Афины - символы разума; церковь и Иерусалим - символы веры. Тертуллиан также противопоставил Иисуса, как воплощение веры и Сократа, как воплощение разума. «Верую, ибо абсурдно». Разум и вера абсолютно несовместимы: то, что для разума абсурдно для веры истина. Вера принимает все, от чего отрекается разум. Вера не нуждаетсяв помощи разума и логических доказательствах.

2. Патристика(5-10 век) - это философия «отцов церкви» - наиболее авторитетных богословов. Патристика развивалась в то время, когда христианство в Европе утвердилось и, защищать его, как делали апологеты, необходимости не было. Возникла другая задача: разработать целостное христианское понимание мира и человека. В патристике был обоснован теоцентризм и его проявления в разных разделах философии. Патристика разделилась на две ветви (восточная -византийская с православной традицией - Василий Великий, Григорий Богослов и западная -латинская с католической традицией - Боэций, Аврелий Августин). Боэций перевел на латынь многие труды Аристотеля и познакомил средневековых философов с логикой Аристотеля. Главный труд - «Утешение философией» - философия не просто учение, а образ жизни; среди текучести житейских дел человеческий дух свободен; оправдание бытия, несмотря на любые страдания. Августин был крупнейшим представителем патристики и всей средневековой философии. Основные труды «Исповедь», «О граде Божьем». Как и апологеты, Августин считал, что вера выше разума. «Верую, чтобы понимать, истина может быть найдена только в откровении». Догматы веры не могут быть предметом критики со стороны разума. В отличие от апологетов Августин считал, что у разума все-таки есть роль: разум может укрепить веру путем доказательства бытия Бога. Само понятие о Боге, как совершенном существе, уже предполагает его существование. Любое понятие что-то обозначает, следовательно, если мы пользуемся понятием Бог, то и это понятие обозначает что-то реальное.

3. Схоластика. ( 11-14 век). 1) это идеальная философия, т.к. она преподавалась в университетах; 2) назидательная, поучающая философия; 3) это философствование в рамках толкования текста Библии; 4) тип религиозной философии, для которой характерно подчинение разума догматам веры, но при этом логические средства разума использовались для обоснования веры. Принцип схоластики - философия - служанка богословия. Схоласты считали, что знание делится на два уровня: сверхъестественное знание (Библия и принимается на веру), естественное (в трудах отцов церкви и воспринимается с помощью разума). Сократ считал, что истина человеку в готовом виде не дана, и ее надо искать; схоласты считали, что истина уже есть в Библии, следовательно, задача: надо из Библии извлечь всю полноту божественных истин и применить их к жизни людей. Толкование Библии осуществляется с помощью логики Аристотеля, в особенности применялся метод дедукции. Крупнейший представитель схоластики - Фома Аквинский; Главный труд «Сумма теологии», в нем было завершено построение христианского мировоззрения, а также обобщено развитие схоластики. Фома разработал теорию гармонии веры и разума. Разум и вера познают одно и то же - Бога, но разными путями. Вера опирается на откровение, разум - на доказательство. Поскольку цель общая, между разумом и верой должно быть согласие. Роль разума в этом союзе: он может укрепить веру. Фома выдвинул 5 доказательств бытия Бога. Если доводы разума будут противоречить догматам веры, то предпочтение отдается догматам веры. В схоластике имел место спор об универсалиях (общих понятиях). Понятия даны нам Богом или выработаны нашим собственным разумом.

Фома Аквинский в данном вопросе считал, что общие понятия существуют тремя способами: до вещей в уме Бога, в вещах в качестве их сущности, после вещей в уме человека. Крайний реализм опирался на учение Платона об идеях. Крайние реалисты обосновали теорию скрытых качеств вещи. Все вещи имеют две группы качеств: видимые случайные свойства; внутренние сущности, скрытые качества, идущие от Бога.

Номинализм, (особенно крайний) содержал сильную материалистическую тенденцию, а также способствовал отделению философии от богословия. Эта тенденция начала проявляться в 14 веке в поздней схоластике. Возникла идея, что философия может быть автономной от богословия (теория

двойственности истины, Иоанн Дунет Скотт, Уильям Оккам). Богословие имеет своим предметом Бога, опирается на веру и откровения. Философия содержит теоретическое знание и опирается на доводы разума: философская истина не обязательно должна подчиняться богословской. Знание может иметь естественный, объективный характер и быть свободным от религиозной окраски. В дополнение к ней был обоснован принцип «Бритва Оккома»: «сущности не следует умножать без необходимости». Эта идея была направлена против теории скрытых качеств и означала, что всё непроверяемое в опыте и несоответствующее интуиции должно быть из мышления устранено. Английский философ Роджер Бэкон полагал, что главным методом познания природы должен быть эксперимент.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.007 с.)