Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Натурфилософия, гносеология и этика Канта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иммануил Кант (22 апреля 1724 - 12 февраля 1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания Период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала. Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и в философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента. Кант предлагает рассмотреть новую, до него не известную немеханическую картину мира. В 1755 г. в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!», Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние на развитие как философской мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф. Энгельса, «брешь в старом метафизическом мышлении», обосновала учение об относительности покоя и движения, развив дальше идеи Декарта и Галилея; утверждала смелую для того времени идею постоянного возникновения и уничтожения материи. Земля и Солнечная система предстали как развивающиеся во времени и пространстве. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствовавшей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания. Поэтому И. Кант и переходит в 70-е гг. от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания. Гносеология Канта -преодоление недостатков предыдущих установок эмпиризма и рационализма, попытка уяснить значимость как опыта, так и деятельности человеческого разума. Кант полагал, что вне опыта не существует чувственного контакта субъекта с объектом, и значит, нет реальной предпосылки обогащения знания. Вся философия Канта подразделяется на два периода: 1) докритический: интерес к естественнонаучным проблемам; 2) критический: создание системы трансцендентального идеализма, анализ процесса познания, возможностей человеческого разума и его границ. Трансцендентальный идеализм рассматривает человека не как эмпирический субъект (с его индивидуально-психологическими особенностями), а как субъект трансцендентальный, надэмпирический, надындивидуальный. Кант полагает, что такой очищенный от конкретных эмпирических характеристик познающий субъект определяет способ познания и конструирует предмет знания. Процесс познания человеком мира сложен и противоречив. Его нельзя свести к однозначному непосредственному восприятию субъектом осваиваемого объекта. На каждом витке, на каждом уровне познания человек использует особые познавательные средства. Действуя ими как орудиями, человек «обрабатывает предмет познания» и, тем самым конструирует его идеальный «двойник». Другими словами, мир открывается субъекту только постольку, поскольку субъект осваивает его формами своей активности (идеально-теоретическими и предметно-практическими) и, значит, в итоге не знание согласуется с предметом, а предмет со знанием, точнее с его формой. Процесс познания сводится к трем способностям человека, которые можно рассматривать как три этапа познания: 1) Этап чувственного опыта: познание начинается с восприятия мира через ощущения (получаемые при помощи органов чувств). Открытие Канта: на этом этапе весь опыт не просто отпечатывается в сознании человека, как на чистой доске, а начинает упорядочиваться с помощью априорных (т.е. доопытных) форм созерцания - пространства и времени. Пространство Кант характеризует как внешнее, время — как внутреннее априорное созерцание. Человек как бы смотрит на мир через «пространственно-временные очки», которые сами не предметны. ПРИМЕР: клинический осмотр больного. Зрение и слух медика всегда профессионально ориентированы на соответствующие симптомы болезни. И значит, они априорны по отношению к ним. Другими словами, чувственный опыт любого профессионала всегда целенаправлен. Человек видит и слышит то, как и что понимает. Пространство и время, по Канту, не свойства мира, а изначально присущие сознанию человека способы упорядочивания опыта. Априорное знание рассматривается как условие необходимости, всеобщности и организованности опытного знания. 2) Этап рассудка: деятельность по суждению о чувственном опыте, основанная на подведении опыта под категории рассудка (чистые понятия рассудка). ПРИМЕР: клинический опыт и диагностика. На основе клинического осмотра больного врач определяет: к какому заболеванию относится данный недуг. Диагноз — это всегда система суждений относительно данных опыта. Категории – это строительные леса мышления, которые оно применяет при производстве понятий чувственно воспринимаемых нами предметов. До Канта считалось, что это Бог вкладывает в сознание человека при рождении некоторый круг «ясных» понятий (Рене Декарт) или, наоборот, полагалось, что все понятия приходят в мышление исключительно из наблюдения и опыта (Давид Юм). Кант посчитал обе эти точки зрения неприемлемыми, поскольку обе они лишают разум свободы. В ходе взросления, становления мышления человека в нем пробуждается некая «природная» спонтанная способность к логическим функциям - суждениям. Виды категорий (чистых понятий), под которые подводится чувственный опыт: а) количество: единство, множественность, целокупность; б) качество: реальность, отрицание, ограничение; в) отношение: субстанция и акциденция, причина и действие, взаимодействие; г) модальность: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. Сами по себе категории пусты. Знание о мире (суждения) – синтетическая деятельность рассудка по подведению предмета под понятие. Открытие Канта: сознание человека – не пассивная доска, на которой отпечатываются впечатления, а активное, творческое начало, придающее форму чувственным впечатлениям. Рассудок - сфера науки (здесь осуществляется познавательный синтез). 3) Этап теоретического разума (есть еще практический разум, который реализует себя в поступках, а не в сфере познания): если рассудок пользуется уже выработанными категориями, под которые подводит чувственный опыт, то разум создает сами правила, принципы познания. Чистый, теоретический разум выходит за пределы чувственного созерцания и оперирует чистыми идеями, т.е. идеями сверхчувственной реальности (души, бога, космоса), относительно которых невозможен опыт и достоверное знание. Кант критикует такой «чистый разум», который приводит к диалектическим антиномиям – противоречиям между двумя умозаключениями, каждое из которых признается правильным и необходимым. ПРИМЕР АНТИНОМИИ: Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве (имеет начало во времени и ограничен в пространстве). — Антитезис: мир не имеет начала во времени и пространство его бесконечно (проходит ряд конечных состояний, синтезировать которые не возможно, т.к. нужно выйти за пределы самого мира). Оба этих положения не возможно проверить опытным путем. Итак, человеческий разум создает чистые априорные понятия – трансцендентальные идеи. Вывод: критикуя познавательные возможности человека, Кант обнаруживает следующие ограничения: 1) Невозможно познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»). 2) Можно познать лишь явления вещей, т.е. их субъективное видение. 3) Кант выступает с позиции агностицизма, т.е. признания принципиальной непознаваемости мира самого по себе. 4) Заслуга Канта в том, что он показал творческую деятельность субъекта познания (именно субъект творит, конструирует, синтезирует мир), обозначил пределы разума. Этика Канта: строится на идее практического разума, который, в отличие от теоретического, чистого разума связан непосредственно с поступками человека и, по Канту, первостепенен. В центре этического учения Канта находится человек. Он выступает в двух сущностях: 1) Как животное: как чувственное, несвободное существо, определяемое законами природы. 2) Как разумное существо: как личность, обладающая свободой и возможностью самоопределения. В отличие от классических теорий морали Кант разрабатывает такую теорию поведения человека, которая органически совмещает всеобщее и индивидуальное, мораль и свободу. Человек, если хочет быть человеком, личностью добровольно должен принять всеобщий моральный закон - категорический императив нравственного сознания. Этот закон «категоричен», т.е. относится ко всем случаям одинаково, а «императив», т.е. он повелевает, он обязателен для исполнения. Категорический императив гласит: "Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеобщим законом" (максима - субъективный принцип поведения). Иначе – относись к другому как к цели, и никогда – лишь как к средству! Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было: 1) одобрено всеми людьми; 2) воспроизведено всеми людьми; 3) другой человек не может быть средством для удовлетворения корыстных потребностей. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества. Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут. Формула нравственности – тождество свободы (воли) и долга. Вывод: Кант вносит большой вклад в проект Просвещения, показывает возможности развития культуры и общества на основе разума, всеобщей морали, совместимой с индивидуальной свободой. Он стоит у истоков трансцендентальной философии, интерес к которой не угасает и сегодня. Своей этикой он задал высокую планку для человечества. Вместе с тем он оставался идеалистом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.007 с.) |