Тема 9. Становление новоевропейской науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Становление новоевропейской науки



В XVII веке в условиях становления капиталистических отношений происходит непосредственное включение индивида в функционирование экономических связей, что обуславливает такой тип сознания, при котором на первый план выдвигается потребность в накоплении объективного знания о природе. Получение такого знания обеспечивается мышлением, отсюда – формирование идеала господства Разума.

В Новое время природа понимается как огромная машина, подчиненная механическим закономерностям, которые могут быть выражены строгим математическим языком. В связи с этим, механика становится лидером естествознания. Математика выступает как универсальное средство формирования и поиска законов природы.

Возникновение математического естествознания, а также внедрение метода эксперимента в научное познание, сделали возможным перерастание коперниканской революции в астрономии в революцию в физике, завершившуюся созданием фундаментальной естественно-научной теории – классической механики.

При этом сама математика претерпевает значительные изменения – она превращается в теорию переменных величин. Изучение функциональных зависимостей приводит к понятиям математического анализа: предел, дифференциал, интеграл. Появляются работы по теории вероятности (Пьер де Ферма, Христиан Гюйгенс, семья Бернулли, многие члены которой внесли существенный вклад в науку, в том числе, в теорию вероятностей).

Развитие теории вероятностей было вызвано необходимостью решать задачи, порожденные потребностями страхового дела, статистики народонаселения, и, конечно, азартных игр. Накопление научных знаний в этот период велось за пределами университетов, которые контролировались Церковью и стали консервативной силой.

Поэтому научная деятельность стала развиваться в личной переписке ученых, в созданных дискуссионных кружках, где осуществлялся обмен знаниями, их обсуждение. В XVII веке из таких дискуссионных кружков образовывались первые научные Академии: первая появилась в 1560 году в Неаполе, затем в 1603 году в Риме, в 1666 году во Франции, в 1724 году в России по приказу Петра I.

В 1662 году было основано Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе. Эту дату ряд исследователей считают датой рождения современной науки. С этого времени наука становится социальным институтом, играющим важную роль в жизни общества. Важнейшим вопросом, разрабатываемым философией Нового времени, становится проблема методологии, что выразилось в споре двух основных направлений в теории познания: эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм (лат. empeirica – опыт) – направление в гносеологии, которое считает чувственный опыт основным источником познания. Родоначальник эмпиризма – Френсис Бэкон, которому принадлежит тезис «знание – сила», который подчеркивает сущность и цель новоевропейской науки. Бэкон считал, что познание природы требует использования специально поставленных опытов – экспериментов (от лат. experimentum – проба).

Эксперимент – есть метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, характеризующийся (в отличие от наблюдения) активным взаимодействием с изучаемым объектом. Основа познания – индукция (лат. inductio – наведение) – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, то есть, наблюдая некое единообразие в природе, мы приходим к утверждению естественных законов. На основе опытных данных по индукции приходят общим положениям, знаниям о мире.

Чтобы избежать «великого обмана чувств», по мнению Бэкона, надо выявить причины наших заблуждений. Образно он назвал искаженные представления о действительности – идолами познания.

Существуют различные идолы:

1. Идолы рода – антропоморфизм, наделение природных процессов человеч-ми свойствами.

2. Идолы пещеры – обусловлены сложностью внутреннего мира человека, из-за кот-х восприятие мира искажается.

3. Идолы рынка – неправильное употребление слов.

4. Идолы театра – некритические заимствования из различных научных доктрин.

Избавившись от идолов, то есть освободив разум от предрассудков мышления, возможно научное познание.

Развивали учение Френсиса Бэкона Томас Гоббс, затем Джон Локк, который уподобил человеческую душу – «чистой доске» (tabula rasa), надписи на этой доске оставляет лишь опыт.

Опыт – основа всякого знания, разум лишь комбинирует данные, поставляемые опытом. Локк выдвинул положение, согласно которому: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущениях». Гоббс и Локк оставили заметный вклад в общественных науках.

Гоббс – основатель теории «общественного договора», согласно которой государство – искусственное тело, созданное в целях всеобщего мира и личной безопасности благодаря договоренности между людьми. Общественный договор положил конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».

Локк считается основоположником классического либерализма. Согласно Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность) и оно не должно посягать на эти права. Локку ему принадлежит идея разделения властей на законодательную и исполнительную (в нее первоначально включалась и судебная).

Теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви, лежит в основе государственного устройства большинства современных стран.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической философии были заложены Рене Декартом (лат. Renatus Cartesius – Картезий). В отличие от эмпириков, рационалисты доминирующую роль в познании отводят не опыту, а разуму. Декарт был уверен, что источником истины может быть только разум.

В процессе познания необходимо отбрасывать все, в чем сомневаешься: чувства, которые обманывают, понятия, которые могут быть ошибочными. Предельным основанием, свидетельствующим о нашем собственном существовании является сомнение. Кто сомневается, тот, бесспорно, существует. Отсюда – знаменитый тезис Декарта: «мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum), который является основой его методологии. От этого тезиса отталкивается весь процесс познания, поскольку все сомнительно, кроме уверенности в личном мышлении и существовании.

Источник и начало познания – интуиция. Основной метод мышления – дедукция (лат. deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Мир, по Декарту, устроен рационально, что значит, его можно описать математически точно. Тем самым, Декарт определил тенденцию к методологической математизации естествознания.

Декартом совершено множество открытий в механике, оптике, математике. Он стал автором первой новоевропейской теории происхождения Вселенной. Вселенная создана Богом из первичного хаоса, и после этого Бог не принимает участия в развитии мира, т.к. он развивается по естественным законам, которые можно постичь разумам. Декарт – представитель дуализма: учения, исходящего из равноправия духовных и материальных начал и противоположного монизму – признанию приоритета либо духовного начала (идеализм) либо материального начала (материализм).

Декарт ввёл понятие «силы» (меры) движения (количества движения), исследовал законы удара, впервые чётко сформулировал закон инерции. Он первым вывел закон преломления света (независимо от В. Синеллиуса) на границе двух различных сред. Формулировка этого закона привела к совершенствованию оптических приборов, которые стали играть огромную роль в астрономии, навигации, в микроскопии.

Важнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, является понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Живая и неживая материя, согласно Декарту, – механизмы. Человеческое тело – тоже механизм. Связь души и тела осуществляется с помощью особого органа – «шишковидной железы».

Одним из виднейших представителей рационализма был Готфрид Лейбниц – математик, юрист, философ. Лейбниц выдвинул принцип достаточного основания, согласно которому ни одно явление не может быть принятым за истинное без достаточного основания почему дело обстоит так, а не иначе.

Таким образом, утверждалось, что научное знание не может опираться на авторитет, мнения. Принцип достаточного основания – один из критериев научности знания. Лейбниц выступал против учения Локка о душе как «чистой доске». К высказыванию Локка «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущениях» Лейбниц добавил: «кроме самого разума», что отразило в значительной степени суть противоречий между эмпириками и рационалистами.

В целом, эмпиризм и рационализм – важнейшие направления в теории познания, заложившие методологические основы новоевропейской науки, становление которой связано, в первую очередь, с деятельностью таких ученых как Иоганн Кеплер, Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

С именем Иоганна Кеплера связано дальнейшее развитие гелиоцентризма. Система Коперника, исходившего из предположения о равномерном круговом движении, оказалась ни проще, ни точнее Птолемеевской. Убеждение Кеплера в трансцендентной силе чисел и геометрических форм, убежденность в существовании небесной «гармонии сфер», восходящей к Пифагору и Платону, подтолкнули Кеплера к поиску математических законов, которые разрешили бы загадку движения планет. В результате он пришел к формулировке физических законов, описывающих движение планет вокруг Солнца. Таким образом, Кеплер подтвердил предсказания Платона о единых, постоянных и математически упорядоченных планетарных орбитах. Кеплер показал, что законы надо искать в самой природе, а не выдумывать их как искусственные схемы и подгонять под них явления.

Увлекаясь астрологией, Кеплер собрал богатый фактический материал и пришел к выводам, значительно расширившим коперниканскую модель. Он ввел понятие «инерции» для обозначения «лени планет», обосновал идею взаимного влияния небесных тел. Несмотря на то, что его учебник по коперниканской астрономии был внесен в Индекс запрещенных книг, его открытия распространились и имели огромное значение для последующей науки.

Галилео Галилей вошел в историю науки как основатель экспериментального метода. Именно он стал активно использовать эксперимент в качестве метода научного познания. Занимался механикой, физикой, астрологией.

Следует признать, что в ряде случаев он глубоко заблуждался и определенные моменты его учения были ошибочными, в частности, он не признавал законов Кеплера и считал, что планеты движутся равномерно по круговым орбитам. При этом он создал телескоп с тридцатикратным приближением (немыслимо для того времени) и активно использовал его в своих астрономических наблюдениях.

Галилей жил в период усиления борьбы католической церкви с протестантизмом. Контрреформация была связана с усилением католической реакции, тогда же появился «Индекс запрещенных книг», что обусловило «закат» итальянской науки. В дальнейшем основные научные открытия свершались в странах, где победила реформация.

В 1616 году Рим официально определил гелиоцентризм как опасную ересь, поскольку «Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Св. Писанию. Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения».

С разрешения Папы Римского Галилей написал книгу «Диалог о двух системах – птолемеевой и коперниковой», посвященную рассмотрению двух моделей – геоцентрической и гелиоцентрической. Но, неожиданно для Папы, Галилей развенчал учение Птолемея. Кроме того, Галилей издал ее на итальянском языке (все научные труды писались тогда на латыни), что сделало возможным ее распространение в широких кругах, и она превратилась, говоря современным языком, в научно-популярный бестселлер. В результате конфликта с Церковью Галилея объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; что тоже было страшным обвинением, но спасало его от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения от идей Коперника и признал его учение ложным. Существует легенда, согласно которой после прочтения формального текста, Галилей выкрикнул: «И все-таки она вертится!». На самом деле эта фраза не была произнесена Галилеем.

Однако, эта непроизнесенная фраза, вдохновляющая художников и поэтов, отражает смысл научного творчества Галилея. В последние годы своей жизни он внес значительный вклад в механику: сформулировал понятие ускорения (скорость изменения скорости), сформулировал принцип инерции (если на тело не действует сила, то оно либо покоится, либо движется равномерно), открыл закон независимого действия сил (принцип суперпозиции), сформулировал принцип относительности движения.

Преобразования Галилея, в которых выражались основные принципы относительности движения и вырабатывались понятия инерциальной системы отсчета, сделали возможным становление ньютоновской механики, а дальнейшем стали базой теории относительности Эйнштейна. Работы Галилея означали переосмысление положений Аристотеля в физике. Так, согласно Аристотелю тело движется только при наличии внешнего воздействия на него, и если это воздействие прекращается, то тело останавливается. Галилей доказал, что этот принцип, хотя и согласуется с повседневным опытом, является ошибочным, что дало возможность сформулировать принцип инерции. Он также установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы, как считал Аристотель.

Галилей показал, что истина достижима благодаря использованию эксперимента и разума, применяющего математическое знание. Он построил фундамент методологии современного естествознания, что знаменовалось становлением научного способа мышления – соединение метода эксперимента и математического метода. Кроме того, Галилей внес в науку метод идеального эксперимента, основанного на построении теоретических идеализаций (в физике, например, материальная точка, допущение о тождественности движения по бесконечно большой окружности и движения по бесконечной прямой и др.).

Единство теории и эксперимента знаменует возникновение новоевропейской современной науки. Наблюдается формирование нового отношения к опытной науке, которая стала рассматриваться как приоритетная, дающая «совершенное знание», поскольку обладает непосредственной пользой.

Превращение знания в производительную силу привело к научно-технической революции, кардинальным образом изменившей весь мир. Наука Нового времени направлена на практику, процессы производства, важнейшим методом исследования становится эксперимент, неизвестный античности.

Важное значение для становления экспериментальных наук имело глубокое изучение античных традиций, начатое в эпоху Возрождения. Перенесение греческих теорий на почву, подготовленную средневековой схоластикой, сделало возможным возникновение экспериментальной науки. Появились адекватные понятия и теории, заимствованные из греческой философии, которые получили дальнейшее развитие благодаря наличию теоретической учености, приобретенной в процессе схоластических занятий. Кроме того, в результате секуляризации знания, (что являлось характерным проявлением Возрождения), оживился интерес к исследованию и преобразованию природы.

В результате возникли условия для сочетания теории и практической заинтересованности в изучении природы. В XVII веке произошло окончательное формирование нового видения природного мира. Знаковое событие – выход в свет «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона в 1687 году, где показано, что движение в любой части Вселенной, включая планеты, описывается несколькими законами, сформулированными на языке математики.

В основе метода познания Ньютона – экспериментальное установление точных количественных связей между явлениями и выведение из них с помощью индукции общих законов. Как и Галилей, он активно использовал математическую идеализацию в естественнонаучных исследованиях. Ньютон обобщил все результаты естествознания, накопленные к XVII веку в стройную теоретическую систему и сформулировал начала классической механики – первой фундаментальной естественно- научной теории, ставшей базой механистической картины мира.

Ньютоном задана программа развития классической теоретической физики, согласно которой из начал механики возможно выведение остальных явлений природы. В результате механика стала синонимом понятия науки. (Классическая механика и сегодня находит свое применение на скоростях много меньших скорости света). В разработке классической механики важнейшую роль сыграли введенные Ньютоном понятия абсолютного пространства (чистое и неподвижное вместилище тел) и абсолютного времени (равномерная длительность). Еще Лейбниц критиковал эти понятия, но, вплоть до появления работ Эйнштейна, они стали незыблемой истиной. Труды Ньютона стали той основой, на которой в дальнейшем на протяжении почти двух веков строилось все естествознание. В XVIII столетии реализуется программа Ньютона, заключающееся в распространении механики на всю физику.

Кроме того, ньютоновское понимание окружающего мира как механизма, развивающегося по строгим естественным законам, перешло и на биологические и на социальные объекты. Так, французский философ Жюльен Ламетри в своей книге с показательным названием «Человек-машина» рассматривал человека как особым образом организованный механизм. Таким образом, ньютоновская теория имела важнейшее мировоззренческое значение, подготовив XVIII век – век Разума, эпоху Просвещения, когда рациональное мировоззрение окончательно утверждается над религиозным.

Примечательно, что когда у Пьера Лапласа – математика, астронома, наполеоновского министра, император Наполеон спросил, какую роль в своей системе он отводит Богу, тот ответил, что «не нуждается в этой гипотезе».

Становление рационального мировоззрения связано с деятельностью французских просветителей: Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтера. Утверждается познавательный и социальный оптимизм. Укрепляется вера в бесконечный прогресс, доминирует представление, согласно которому с помощью разума можно не только познать природу, но и построить идеальное общество. Для этого следует только обучить, «просветить» людей (отсюда и название «эпоха Просвещения»).

Пределов познанию, разуму не существует, ведь мир – это огромная механическая система, действующая по разумным естественным законам. Отсюда – так называемый лапласовский детерминизм: все элементы мира связаны между собой причинно-следственными связями, и, зная в определенный момент времени координаты каждого элемента, можно однозначно предсказать их положение в будущем, то есть мир познаваем и предсказуем. Он кажется нам непредсказуемым, так как мы еще пока не знаем всех законов, действующих в нем, но с помощью разума человек способен найти эти законы.

В космологии значителен вклад немецкого философа Иммануила Канта, опубликовавшего в 1755 году работу «Всеобщая естественная история и теория неба». Кант высказал идею, что солнечная и звездная системы не только аналогичны, но и гомологичны. Наблюдаемые спиральные туманности – это звездные скопления. Кант первым указал на особенность структуры астрономической Вселенной: она является иерархией самогравитирующих (то есть связанных тяготением) систем.

 

Вопросы

 

1. Причины появления первых научных Академий.

2. Проблема метода: эмпиризм Ф. Бэкона.

3. Проблема метода: рационализм Р. Декарта.

4. Развитие гелиоцентризма: И. Кеплер.

5. Разработка экспериментального метода: Г. Галилей.

6. И. Ньютон и формирование механистической картины мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.036 с.)