Тема 4. Античная наука и техника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Античная наука и техника



 

Античная наука, которую создали греки а, позднее, римляне, перенявшие греческую культуру, является теоретической основой современного научного знания, заложив его фундамент, и определив специфические черты и векторы его развития.

Созданный греческой мыслью аппарат логического рационального обоснования, превратился в универсальный алгоритм производства знания в целом.

Появилась универсальная основа всей последующей науки – рационализм, который исходит из убеждения, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся в соответствии с естественными законами, не зависящими от человеческой воли и сознания.

Греческая мысль утвердила представление о том, что освоение мира возможно только из его собственных законов. В античной Греции содержатся начала буквально всех отраслей знания. Греческое происхождение имеют все основные научные категории (κατηγορία): метод (µέθοδος), теория (θεωρία), система (σύστηµα), гипотеза (ύπόθεσις) и многие другие. В Греции были поставлены ключевые вопросы, которыми занимаются ученые и сегодня: как мышление соотносится с реальностью, проблемы движения, первоосновы мира и прочее.

Греки были первыми в истории, кто воспринял мир как вопрос, который требует поиска ответа. В результате была выработана критическая традиция для осуществления этого поиска, что знаменовало появление научного мышления. Заявляя о том, что история науки начинается в Древней Греции, оговоримся, что существует две точки зрения относительно времени и места генезиса науки. Согласно первой, наука появилась в Греции в VII-VI веках до н.э., другая точка зрения говорит о том, что собственно наука в современном ее понимании возникла только в XVI-XVII веках в Европе, поскольку древнегреческая наука не знала эксперимента, и, потому не может считаться наукой в полном смысле этого слова.

Как бы то ни было, все наши интеллектуальные образования имеют корни в Греции. Некоторые идеи греческих ученых находят подтверждение только сегодня в современной науке. Целый ряд открытий долгое время оставался без применения, например, исследования о свойствах конических сечений были использованы спустя семнадцать столетий, когда Кеплер разрабатывал законы движения планет.

Многим гипотетическим моделям греческой науки, сформулированным греческими мыслителями, можно поставить в соответствие феномены, обнаруженные современной наукой.

Наука появилась среди греков и существовала только среди тех, кто попал под их влияние. Это касается и современных исследователей. Игнорировать греческое наследие невозможно, причем независимо от того, осознаем мы его или нет. Ведь все наше мышление, логические категории, которыми оно оперирует, сформировались под воздействием греков. В рамках античной философии задается практически весь спектр направлений дальнейшей исторической динамики научного познания.

Античностью определяются векторы разворачивания проблемных полей научного знания. В греческом наследии содержатся зачатки всех, даже противоположных подходов и направлений научной деятельности, которые по-разному реализуются в конкретных социокультурных условиях на протяжении дальнейшей истории науки.

Именно поэтому в современном мире античность сохранила свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. Возникновение науки связано с общим духовным скачком, который переживала Греция в VII-VI веках до н. э., и который получил название «греческого чуда». Содержание греческого чуда состоит в необычайном расцвете греческой культуры: философии, театра, скульптуры и проч. Очень быстро Греция стала культурным лидером Древнего мира, опередив более старые цивилизации Египта и Вавилона.

Сегодня никто не сомневается во вкладе в создание греческого чуда минойской культуры, оказавшей значительное влияние на жителей материковой Греции и содействовавшей их быстрому развитию.

Становление первой цивилизации на территории Европы, которой английский археолог Артур Эванс дал название «минойская» по имени мифического критского царя Миноса началось на рубеже III-II тыс. до н. э. на острове Крит.

Географическое положение Крита, являющегося перекрестком между Европой, Азией и Африкой, было благоприятным для создания и расцвета блестящей культуры, вобравшей в себя знания цивилизаций Египта и Ближнего Востока.

Роль главного города острова играл Кносс, ставший центром Минойской талассократии (греч. θάλασσα – море, κράτος – власть), развернувшей активную внешнеполитическую деятельность, опираясь на превосходство своего флота. Под властью Кносса на Крите был установлен постоянный мир – знаменитая Pax Minoica.

В результате были созданы условия для динамичного развития культуры. Кносский дворец с уникальной запутанностью его архитектуры явился основой возникновения мифа о лабиринте, построенном Дедалом. В личности Дедала сконцентрированы технические достижения, достигнутые минойцами.

Важнейшим достижением минойской культуры явилась письменность. Насколько можно судить по найденным артефактам распространение письменности было тесно связано с нуждами дворцовых хозяйств и служило сугубо практическим целям канцелярского учета.

Первоначально в дворцовых архивах употреблялось иероглифическое письмо, которое, возможно, зависело в определенной степени от египетской письменности.

Затем оно эволюционировало в так называемое линейное письмо А.

На основании этого линейного письма на Кипре было создано кипро-минойское письмо и, затем, кипрское слоговое письмо. Проблема дешифровки надписей линейного письма А не решена до сих пор, в связи с чем затруднено исследование многих аспектов минойской культуры, в частности, уровня знаний и образования. После вторжения на Крит ахейцев линейное письмо А вытесняется линейным письмом Б. В середине двадцатого века линейное письмо Б было дешифровано М. Вентрисом при участии Дж. Чэдвика.

Закат минойской культуры неожиданно наступил в момент ее наивысшего расцвета. Вероятно около 1450 года до н. э. все центры Крита новодворцового периода были разрушены мощными цунами, образовавшимися в результате вулканического взрыва на острове Фера – главном острове архипелага Санторини, представляющего собой остатки большого острова, уничтоженного извержением.

Греческий археолог Спиридон Маринатос первым предложил гипотезу о том, что причины резкого упадка минойской цивилизации связаны с извержениями санторинского вулкана. В этой связи можно не без оснований предположить что миф об Атлантиде основан на санторинской катастрофе и разрушении минойских дворцов. Наследие минойской культуры не исчезло, ее роль представляется весьма значительной в качестве основы, на которой стало возможным создание греческого чуда. Восприятие минойских достижений, безусловно, не единственный фактор возникновения греческого чуда.

Феномен греческого чуда находит определенное объяснение при анализе способа жизнедеятельности древнегреческого общества. В основе его уникальности – частная собственность (в восточных цивилизациях все – вода, земля, жизнь подданных, принадлежала правителю) и полисная демократия. Действительно, одним из существенных факторов генезиса науки были особенности полисной жизни (греч. πόλη – город).

В греческих полисах (городах-государствах) произошло становление общественно-политических ценностных ориентиров, незнакомых другим древним цивилизациям: равноправие свободных граждан перед законом, их участие в выполнении общественных функций.

Наличие политических прав и свобод, формирование чувства гражданской ответственности обусловили отсутствие сакрального аппарата жрецов, которые определяли специфику развития знаний в древних цивилизациях восточного типа.

Греческая полисная демократия способствовала распространению публичных дискуссий, необходимости защищать свою точку зрения, что привело к совершенствованию устной аргументации, разработке приемов логического доказательства, то есть к развитию критичности мышления.

Система обучения приобрела характер социальных институтов, поскольку умение логично отстаивать свое мнение стало важнейшим условием реализации гражданских прав и свобод.

Постепенно вырабатывалась рациональная логика, намечалась важнейшая роль дискуссии как способа нахождения истины. В ряде случаев искусство аргументации превращалось в жизненно необходимое умение.

По свидетельству Полибия, в Локрах действовал закон, согласно которому всякий, кто хотел предложить внести изменения в действующее законодательство, являлся в правительственное учреждение, чтобы обосновать свою инициативу, с веревкой на шее.

Если большинство принимало решение отклонить нововведение, он подвергался удушению. В противном случае казнился тот, кто отстаивал старые законы.

Особенности полисной жизни привели к индивидуализации духовного мира, формированию самосознания и самооценки. Большая роль торговли, посреднической деятельности в хозяйственной жизни полисов, требовали от личности инициативы, предпринимательства и самостоятельности.

Российско-греческий философ Ф. Х. Кессиди выдвинул этнопсихологическую концепцию истории, согласно которой необычайные в истории человечества достижения культуры, вызванные греческим чудом, явились внешним выражением внутренней свободы греков, ориентированных на проявление творческих возможностей гражданина полиса и его доблести.

В греческих полисах сложился совершенно иной по сравнению с древними восточными культурами тип социальных отношений, который дал личности возможность проявлять свою творческую индивидуальность. При этом общественное мнение поощряло творческие личные достижения, что отразилось в Олимпийских играх.

Состязательная природа социальных отношений внутри полиса, желание доказать свое превосходство над соплеменниками в любых отраслях деятельности, будь то спортивная игра, политическая борьба или сферы познания природы и общества, привели к тому, что обозначился приоритет новаций над традициями (в отличие от восточных культур, где традиции были важнейшей социальной ценностью).

Поэтому греки для доказательств своих воззрений обращались не к традиционным системам верований, (которые как раз и оспаривались), а, прежде всего, к разуму.

Важную роль в становлении духовной индивидуальности личности сыграла греческая колонизация – переселение части греческого народа в Малую Азию, Сицилию, юг Италии. Греки создали свои поселения не только в Средиземноморье, но и в Причерноморье и Приазовье. (Последние археологические открытия показали наличие на северо-восточном побережье Азовского моря (Таганрог) греческого поселения VII-VI веков, являющегося, самой северной колонией и, возможно, легендарными Кремнами Геродота).

Освоение новых земель требовало развития таких личностных качеств, как предприимчивость, рациональность и динамичность. Колонизация разорвала родовые патриархальные связи, что повлияло на крушение мифологического мировоззрения.

Не случайно греческая наука зародилась в греческих колониях в Малой Азии, прежде всего в Милете. Говоря о факторах, ставших предпосылками появления греческой науки, необходимо указать также на наличие у греков фонетического письма. На тот момент оно явилось самым совершенным способом хранения, передачи и обработки информации.

В рамках феномена греческого чуда произошло формирование мировоззренческих установок, которые означали создание нового, научного способа мышления. Происходила постепенная замена сверхъестественных причин событий и явлений естественными, лишенными теологических или мифологических оснований.

Первоначально наука не была разделена на различные отрасли знания, она носила синкретический характер. Греческая философия является исторически первой формой концептуального мышления. Она содержит в себе различные предметные области, которые затем оформляются как самостоятельные теоретические дисциплины. В силу этого греческая философия задает вектор исторической динамики научного познания, сыграв основополагающую роль в становлении проблемных полей будущей науки.

Показательно, что над входом в философскую Академию Платона был помещен девиз: «Не геометр, да не войдет!»

Первые ученые – это первые философы, причем философия представляла собой натурфилософию, то есть науку о природе.

Непосредственно начало греческой науки принято связывать с Милетской школой, возникшей в конце VII века до н. э. в городе Милете. Милетская школа представляла собой первое натурфилософское познание мира, не разделившееся еще на естественно-научное и философское познание. Представители этой школы осуществили духовный переворот, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождении многого из единого источника – архэ (греч. αρχή – начало).

Они сформулировали исторически первую фундаментальную проблему – первоначала (первоосновы) мира, из которого возникают все вещи, и в которое они со временем превращаются. На уровне чувственного восприятия люди осознают, что окружающий мир представляет собой многообразие вещей (деревья, камни, сами люди).

Наука началась тогда, когда сознание человека поднялось до уровня выработки высокой абстракции – категории субстанции, позволяющей поставить вопрос о том, существует ли за многообразием различных вещей некое единое начало.

Таким образом, было заявлено, что мир обладает целостностью, единством, данные нашего чувственного опыта – не дают исчерпывающего понимания мира, и мы имеем право на мысленную гипотезу, которая не вытекает непосредственно из фактов наблюдения, но которая не должна им противоречить.

При этом возникает идея обоснования знания, точнее идея математического доказательства, которая знаменует возникновение науки.

В поисках ответа на вопросы универсального характера греческие мыслители обратились к критическому анализу. Греческая мысль ищет естественное объяснение мира с помощью наблюдений и рассуждений, что сопровождается отказом от прежних, мифологических элементов миропонимания.

Традиционно первым ученым (как и первым философом) считают Фалеса из Милета, который первым стал доказывать теоремы, не довольствуясь рецептурным знанием, принимаемым без логических обоснований. Некоторое время он жил в Египте, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, узнал способ измерения высоты пирамид по их тени. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков.

Фалес доказал теоремы о том, что диаметр делит круг пополам, о том, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны и другие.

Отвечая на поставленный им вопрос о первоначале мира, Фалес заявил, что началом всех вещей является вода. Он первым указал на то, что вся материя, из которой состоит мир, является по сути одним и тем же веществом, а за всем многообразием вещей имеется нечто общее, лежащее в их основе. Именно поэтому мир можно понять.

Его ученик Анаксимандр источником всего сущего считал некое безграничное, беспредельное начало – апейрон (греч. άπειρον – неисчислимый, необъятный).

Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится без опоры. Вселенная представляется центрально- симметричной, поэтому у находящейся в центре мира Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении.

Вселенная подобна живому существу, она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь.

Анаксимандр распространял среди греков солнечные часы, одним из первых начертил географическую карту мира. Он впервые применил понятие общественной практики «закон» к природе и науке.

Другой представитель милетской школы, Анаксимен в качестве начала мира рассматривал воздух. Из воздуха все возникает, и к нему все возвращается. Идея о том, что из сгущения или разряжения воздуха появляются все остальные виды материи находит аналогии в современных теориях происхождения Вселенной путём сгущения первичного водородного газа.

Гераклит из Эфеса считал первоначалом огонь. История циклична, весь мир сотворен из первоогня, и через определенное время снова им станет.

Он первым обратил внимание на изменчивость вещей, что все находится в состоянии становления. Сформулировав принципы абсолютной изменчивости, неповторимости, противоположности одного и того же, («Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «все течет, все меняется»), Гераклит образует основание первой исторической формы стихийной диалектики (греч. διαλεκτική – искусство спорить, вести рассуждение) как метода познания мира. В значительной степени благодаря Гераклиту диалектические идеи стали существенной компонентой историко-философских концепций, открывая сложность и противоречивость процесса познания, а также относительный и всегда ограниченный характер знания человека о действительности и себе самом.

Пифагор Самосский в основу мира поставил число. Пифагор объявил себя сыном бога Гермеса, много лет учился в Египте, Вавилоне, возможно в Индии. Определенное влияние на Пифагора оказал зороастризм – древняя иранская религия, восходящая к учению пророка Зороастра (Заратустры). Считается, что Пифагор был первым, кто называл себя философом, а свои рассуждения философией.

В Кротоне Пифагор основал сообщество единомышленников – пифагорейский союз. Пифагорейский союз явился первой научно-философско-религиозной школой в истории и оказал значительное влияние на развитие науки. Пифагорейская школа внесла значительный вклад в развитие математики. К их основным достижениям следует отнести: доказательство тех положений, которые были получены ранее в Египте и Вавилоне (включая знаменитую теорему Пифагора); разработка музыкальной теории (изучение гармонических интервалов и т.д.); превращение арифметики из простого искусства счета в теорию чисел.

Пифагорейцы изучали зависимость между числами, характер чисел, что вело к их определенной абсолютизации и мистике, однако, это была исторически первая попытка постижения количественных отношений между реально существующими вещами. Заслуга пифагореизма состоит в осмыслении и утверждении категории количества.

Мир – это не просто многообразие качественно различных предметов, вещей. Каждая вещь и ее свойства имеют определенную меру, степень изменчивости, насыщенности ее качеств. Мера изменчивости качеств – есть количество. Любая вещь – это единство качества и количества. Невозможно изучение вещи в ее сущности и целостности без выявления количественных характеристик, которые постигаются математикой.

Пифагорейцы заложили такое представление о мире, согласно которому математика является ключом к научному познанию природы.

Развитие компьютерных технологий, Интернета в современном мире приводит к тому, что, звуки, произведения искусства, изображения, книги все чаще предстают в оцифрованном виде. В ряде случаев, только если вещи «уподоблены» числам, возможен доступ человека к этим вещам. В основе виртуальной реальности лежит цифра, точнее возможность конвертации реальных вещей в цифры.

Так называемая цифровая революция позволяет в новом свете увидеть учение пифагорейцев. Представители Элейской школы подняли вопрос о противоречии между двумя картинами мира в сознании человека: одна из них та, которая получена посредством органов чувств, другая – с помощью логики и рационального мышления.

Элеаты первыми обозначили проблему достоверности человеческого знания. Парменид – представитель элейской школы, предпринял попытку разрешить проблему подлинной реальности при помощи абстрактной рациональной логики. Он впервые рассмотрел различия между действительным и кажущимся, рациональной истиной и чувственным восприятием.

Согласно Пармениду, руководствуясь разумом, можно придти к истине. Чувства вводят в заблуждения. Парменид ввел в философию проблему и понятие «бытия», которое, по его мнению, есть всегда, оно не возникает, и не уничтожается. Небытие немыслимо и невообразимо, следовательно, его нет.

Парменид считал, что мнений о любой вещи можно высказать много, но истина одна. Многие современные философы науки (среди них Т. Кун, К. Поппер и др.) признают, что любое объяснение наукой отдельного явления не может быть абсолютно истинным, поскольку не может быть однозначным.

Любая наука – явление развивающееся, в ней одновременно присутствуют несколько соперничающих теорий или одна теория сменяет другую. Поэтому ни одна научная теория не может считаться абсолютной истиной.

Разрыв умопостигаемой реальности и очевидного стал основой рассуждений ученика Парменида – Зенона Элейского.

Противоречия между данными наблюдения и мышления привели Зенона к формулировке апорий (греч. απορία – безвыходное положение). В апориях он доказывал, что чувства иллюзорны и не отражают реальности. Он приводил различные примеры затруднений, возникающих на пути мышления, если оно признает существование небытия и следствие его – движение и делимость бытия. Так, Зенон говорил, что летящая стрела в каждый момент покоится в определенной точке, следовательно, движение невозможно, а быстроногий Ахиллес не сможет догнать медлительную черепаху, так как каждому его шагу соответствует шаг черепахи. В подобных несоответствиях проявляются противоречия чувственного мнения и рационального познания, которые не теряют своей актуальности на протяжении столетий. Апории Зенона сыграли важную роль в развитии логики и математики.

В 1978 году физики Б. Мизра и Дж. Сударшан описали эффект, предсказанный ранее советским физиком Л. Халфиным, назвав его именем Зенона Элейского из-за схожести содержания с его апориями. Суть эффекта в том, что наблюдение за нестабильной частицей вызывает замедление ее распада. В предельном случае нестабильная частица в условиях непрерывного наблюдение не может распасться. В 90-е годы XX века эффект был подтвержден в целом ряде экспериментов.

Другой представитель Элейской школы – Мелисс Самосский, вероятно, первым предположил бесконечность Вселенной, отождествив его с бытием Парменида. В своих рассуждениях он исходил из постулата «из ничего не может возникнуть ничего», утверждая, что сущее не возникло, оно вечно. Таким образом, Мелисс обозначил идеи, содержащиеся в законе сохранения энергии – основном законе природы, заключающимся в том, что энергия замкнутой системы сохраняется во времени, энергия не может возникнуть из ничего и не может в никуда исчезнуть, она может только переходить из одной формы в другую.

Интересно учение Эмпедокла – философа, оратора, врача, почитаемого учениками как божество. Развивал учение о четырех элементах (стихиях) природы, все многообразие вещей он сводил к четырем «корням»: воде, огню, воздуху и земле. Объединение и разделение элементов Эмпедокл объяснял действием двух противоположных сил: притяжения и отталкивания («любви» и «вражды»).

Эмпедокл высказал ряд идей, которые в то время не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения. Также высказал догадку о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора наиболее жизнеспособных сочетаний, предвосхитив, таким образом, идеи Ч. Дарвина.

Эмпедокл считается первым вулканологом, по одной из версий он погиб, предприняв попытку спуститься в кратер Везувия.

Анаксагор из Клазомен разрабатывал качественные, структурные элементы бытия. В основе сущего, по мнению Анаксагора, лежат подобосущные семена вещей, движущиеся силой ума. Позднее Аристотель назвал эти семена «гомеомериями» (греч. όµοιος – подобный, µερίς – часть, то есть «подобочастные») в том смысле, что в каждой частице (семени), образующей мир, находится в свою очередь частички всего мира.

Анаксагор отрицал пустоту, утверждал относительность малого и большого, допускал вечную делимость вещества. Ни одна вещь не возникает и не исчезает, а образуется из трансформации уже существующих вещей («во всем заключается часть всего»). Анаксагор говорил, что в каждой частице, какой бы малой она ни была, имеются населенные города, светят солнце, луна, звезды.

Идея Анаксагора «все во всем» получает оригинальную интерпретацию в свете концепции взаимодействия элементарных частиц, развиваемой современной физикой. В этом контексте небезынтересна модель фридмонного пространства М.А. Маркова, говорящая о замыкании макрокосмического на микроскопическое, о возможности определенного содержания всей Вселенной в одной элементарной частице – фридмоне. Эту частицу М.А. Марков назвал в честь российского физика А.А. Фридмана, создавшего математическую модель нестационарной (расширяющейся) Вселенной, согласно которой со временем расстояния между отдаленными астрономическими объектами возрастают со скоростью приближенно пропорциональной расстоянию между ними. Позже Э. Хаббл обнаружил смещение светового излучения космических объектов к концу спектра («красное смещение»), которое объяснил эффектом Доплера, что явилось подтверждением явления расширения Вселенной.

Возможность существования фридмонов вытекает из гравитационных уравнений общей теории относительности. Замкнутый мир – это область Вселенной, в которой сохраняется полная энергия, то есть где взаимное притяжение всех находящихся в нем тел (звезд, галактик) равно энергии их общей массы. Теория допускает существование неограниченного числа фридмонов. В этом случае вполне возможно, что и наш мир представляет собой не что иное, как фридмон.

Важнейшее место в истории науки занимает Демокрит. Он много путешествовал, получая знания в Египте, Вавилоне, Индии. Вероятно, знания, накопленные им в Восточных цивилизациях, оказали значительное влияние на развитие его научных идей.

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей и первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

Важнейшим достижением Демокрита явилась атомистическая теория, основы которой были заложены Левкиппом. Развитие атомистической теории явилось главным направлением учения Демокрита. Согласно этой теории все сущее состоит из атомов (бытие) и пустоты (небытие). Атомы (греч. άτοµος – неделимый) – мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, форма их бесконечно разнообразна. Они являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей.

Таким образом, происходит окончательный отказ от мифологических реликтов, которые сохранялись у первых философов в их самоодушевленной субстанции.

Единственная причина движения атомов – пустота, атомы материальны и лишены сами по себе божественного порядка или цели. Учение Демокрита об атомах позже развивал Эпикур. Атомизм – краеугольный камень современной естественно-научной картины мира.

Хотя в XIX веке стало известно, что химические атомы разлагаются на более мелкие элементарные частицы и, таким образом, «атомами» в демокритовском понимании не являются, однако, термин используется в современной химии и физике, несмотря на определенное несоответствие его этимологии современным представлениям.

Понятие пустоты атомистов, трансформировавшись в неизменное и ни от чего независимое пространство, привело в последствии к понятию абсолютного пространства и абсолютного времени И. Ньютона.

Тезис о том, что любая материя состоит из однотипных элементов, располагаемых в определенном порядке, предопределил возникновение идеи том, что располагая нужные атомы в пространстве в нужном порядке можно создать материю с требуемыми свойствами, что находит воплощение в современных нанотехнологиях.

Особая заслуга атомистической школы заключается в разработке принципа детерминизма (причинности). Детерминизм является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Демокрит придерживался идеи множественности миров, заявляя, что если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, которое привело к формированию нашего мира, то аналогичный процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров.

Позже идею о множественности миров воспринял Джордано Бруно, для которого она была древней забытой истиной. Сегодня различные гипотезы о существовании множества миров высказываются специалистами по космологии, астрономии, физике, философии.

Поворот философии от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека знаменовала деятельность Сократа. Важнейшей чертой его учения было стремление к самопознанию. Формулу мудрости «Познай самого себя» Сократ сделал важной частью своего учения. Несмотря на то, что процесс познания привел его к выводу: «Я знаю, что ничего не знаю», он был уверен, что незнание, точнее, знание о незнании, в конечном счете оборачивается знанием, пусть и всегда относительным.

Среди учеников Сократа особое место занимает Аристокл, более известный под прозвищем Платон (широкоплечий, широколобый). Философия Платона оказала уникальное воздействие на всю эволюцию западной науки и стала значительным фактором, определившим динамизм, и непрерывность развития западного научного мышления. Платон вышел за пределы чувственного мира и пришел к убеждению о существовании неизменного сверхчувственного мира идей (эйдосов, греч. εϊδος – вид, облик, образ), представляющего собой мир «истинного бытия», утверждая первенство общего, существующего вне единичного и над ним.

Идеи представляют собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Мир идей находится вне пространства, вне времени, он всегда есть и не подвержен изменениям. Идеи не материальны, поэтому их нет в реальном мире. Вещи – это всего лишь копии идей. Всё, что доступно познанию, Платон разделил на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют придти к истине. Ощущаемое тоже делится на два рода – сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым – уподобление. Вера – это способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов и их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода – идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Платон отводил важное место диалектике и математике, как дисциплине, максимально приближающей к постижению закономерностей и соотношений в мире идей. Согласно Платону, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе образуют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

В космологии Платон особо выделил проблему, заключавшуюся я в том, чтобы найти математическое объяснение движениям небесных тел. Сформулированная Платоном проблема во многом определила направление развития астрономии вплоть до Н. Коперника и И. Кеплера.

Ученик Платона Аристотель в определенной степени соединил воззрения своего учителя и Демокрита. По многим вопросам он расходился с Платоном. (Известна фраза, которую приписывают Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже».) Подлинной реальностью, по мнению Аристотеля, обладает не мир идей, а чувственный мир конкретных предметов.

Рассмотрение философии Аристотеля – необходимая предпосылка для понимания всего дальнейшего развития научной мысли, поскольку Аристотелем были выработаны основы языка, логики, обоснования и структуры научного знания. Его труды по логике, политике, риторике, этике, астрономии представляют собой энциклопедии античной науки и оказали значительное влияние на всю науку последующих эпох.

С Аристотелем связана направленность европейского мышления к упорядочивающим классификационным схемам. Аристотель считается основателем психологии и других наук, разработал формальную логику, которая применяется до сих пор для решения некоторых задач. Так, за две тысячи лет до появления цифровых электронно-вычислительных машин, Аристотелем был разработан принцип, положенный в основу функционирования современных компьютеров – закон исключения третьего.

Аристотелевская силлогистика заложила логическую основу европейского мышления. Современная наука широко использует его понятийный инструментарий.

Созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления. Если Платон говорил, что достоверное знание может быть получено только в отношении неподвижного и неизменного бытия, то Аристотель считал, что относительно вещей изменчивых и движущихся также может быть создана достоверная наука – физика. Пифагорейцы и Платон были ориентированы на познание математических отношений, а предмет познания античной математики исключал движение и изменение.

Исходя из того, что математика изучает статические связи и отношения, Аристотель пришел к убеждению, что физика не может стать наукой, построенной на базе математики, так как физика – это наука о природе, а природе свойственно движение, изменение.

Аристотель был сторонником геоцентрической картины мира. Во многом именно благодаря его авторитету геоцентрическая модель на протяжении столетий оставалась общепризнанной.

 

Говоря о развитии науки, следует обратить определенное внимание и на проблемы образования, поскольку эти сферы являются во многом взаимопроникающими и в определенных случаях взаимообусловленными.

Педагогика (греч. παιδαγωγική – детоведение, детовождение), как наука о воспитании, обучении и образовании человека, берет свое начало в Греции. Афины V века до н. э. гордились тем, что в городе среди граждан не было неграмотных людей. Греки полагали свою сущность в образованности, слова «эллин» и «образованный» сделались постепенно почти синонимами. В V веке до н. э. в греческих полисах появляются софисты (греч. σοφιστής – мудрец, знаток) – эксперты знания, платные учителя мудрости.

Особенности полисной общественной жизни привели к тому, что услуги софистов оказались очень востребованными. Софисты учили искусству убеждать, аргументировать свои мысли, умению опровергать суждения противной стороны. В какой-то степени их можно назвать первыми просветителями. В спорах софисты прибегали к приемам, получившим в последствии название софистики.

Софистика – это сознательное применение в споре или доказательствах неверных доводов, так называемых софизмов – уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.06 с.)