Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Знания и технологические возможности доцивилизационного периода развития человечестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основой возникновения всех видов человеческой деятельности, включая научное знание, является миф. Миф (греч. µΰθος – сказание) – это метафорическая форма понимания мира в виде наглядных образов. Изначальную субстанцию мифов составляют предания о первопредках, богах, духах и героях, переходящие от поколения к поколению. В этих преданиях содержится теоретический способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических обыденных знаний. Мифология (греч. µΰθος и λόγος – слово, знание, изучение) – это совокупность, система мифов. Реже термин «мифология» применяется для обозначения науки о мифах. В первобытную эпоху человек в течение тысячелетий накапливал знания об окружающем мире. Человек хорошо знал окружающую его местность и мог ориентироваться в ней. (Интересно, что еще неандертальцы выделили стороны света – север, юг, запад и восток.) Постепенно человек изучил повадки животных. Некоторых он приручил в процессе одомашнивания (доместикации). Первым таким животным стала собака, которая помогала ему в охоте. Накапливались знания о растениях. Так, например, американские индейцы хорошо знали целебные, психотропные и наркотические средства. Происходит зарождение астрономических знаний, что обусловлено фиксацией первобытным человеком связи ритмов природы и регулярно повторяющихся небесных явлений. Процессы воспроизводства животных соотносились с движением небесных тел, что послужило причиной олицетворения небесных тел в образах животных. Отсюда названия гороскопов, восточный календарь, где каждому году соответствует определенное животное. Поскольку ряд созвездий одинаково обозначается у народов в различных частях планеты можно сделать вывод, что зооморфные обозначения многих созвездий сложились еще около 25 тыс. лет назад, то есть до заселения Америки, Австралии. Астрономические знания зарождались в тесной связи со способностью человека считать. Формирование способности оперировать количественными характеристиками – важнейший шаг в развитии первобытного человека. Счет – первый вид теоретической деятельности, с которой началось становление абстрактной способности мышления. Очевидно, что важнейшую роль в появлении количественных представлений сыграла практическая деятельность человека: раздел добычи, туш животных. Долгое время человек ориентировался в окружающей среде, фиксируя лишь качественные, а не количественные свойства предметов. (В этой связи следует понимать, что многие вещи, которые для нас просты и очевидны, и о которых мы даже не задумываемся в силу их естественности, для наших предков были невозможны и непостижимы.) До определенного момента качественных характеристик было вполне достаточно. По свидетельствам этнографов, оленеводы Северной Азии, имея несколько сотен оленей, не могли их пересчитать, но знали индивидуальные характеристики каждого оленя. Первоначально число не имело абстрактного, самостоятельного значения, а связывалось с конкретным процессом или множеством вещей. В этом содержатся истоки числовой магии, мистификации чисел в их связи с каким-либо событием или явлением, элементы чего сохранились даже и в наши дни. Усложнение деятельности человека и расширение его знаний об окружающем мире привело к формированию различных систем счисления. Постепенно закрепляется десятеричная система (десять лунных месяцев, десять пальцев на руках, с помощью которых считали и которые были естественными орудиями труда). Все многообразие накопленных человечеством знаний содержалось в мифах. В них фиксировалась вся информация о явлениях природы, социальных сторонах жизни коллектива. Но в них сконцентрировалось не только обобщенное знание о природе, но и переживание мира человеком. Наглядно- чувственные образы, которые использовались в мифах, отражали желания, ожидания и эмоции человека. Основным средством обобщения выступает умозаключение по аналогии. Миф оперирует бинарными (двоичными) понятиями: верх-низ, земля-небо, мужчина-женщина, так как в основе бинарных отношений лежат чувственные восприятия. К логическим противоречиям миф относится спокойно, наблюдается неполная обратимость логических операций (если А + В = С, то С – В не обязательно равно А). Миф не надо понимать с логической точки зрения, его надо прочувствовать, пережить эмоционально. Поэтому не важно, что он может быть противоречив, в нем не надо икать истину и ложь. Миф не различает вымысла и действительности. Важная черта мифа – очеловечивание природы (антропоморфизм – перенос на окружающую действительность человеческих черт), то есть человек не выделяет себя из природы. В мифологическом сознании он слит с окружающим миром в единое целое, еще не противопоставляет себя и природу и воспринимает себя с ней в качестве единого целого. Таким образом, мифология предстает в виде первоначальной формы социальной памяти, в которой отражен весь опыт развития первобытного человека. Мифологическая картина мира формируется на основе чувственно-эмпирических знаний о действительности и носит синкретический, наглядно- образный характер. Особая роль в мифологической картине мира отводится магии. С магическими действиями связана вся жизнь первобытного человека, ведь прежде, чем что-либо предпринять, например, пойти на охоту, необходимо договориться с духами природы. Магия отражает связь мифа и действительности и выражает стремление воздействовать на окружающий мир с помощью определенных ритуальных действий. В этой связи, видна особая роль магии в истории науки и техники. Можно сказать, что магия – это первая попытка укрощения сил природы, целенаправленного воздействия на окружающий мир. Магия подразумевает наличие причинно-следственных связей, даже там, где они не являются очевидными. Умение обнаруживать причинно-следственные связи – важнейший шаг в эволюции человеческого сознания, обеспечивший дальнейшее развитие познавательных способностей человека. Первоначально человек не был способен увидеть причинно- следственные связи даже в появлении детей. Рождение ребенка считалось исключительной способностью женского организма, – проследить событие и причину на протяжении 9 месяцев бывает тяжело даже современному человеку. Антрополог Б.Малиновский, объясняя туземцам тихого океана, откуда берутся дети, столкнулся с занятным возражением: «если бы это было так, то рожали бы только красивые женщины, а на самом деле рожают и такие некрасивые, к которым никакой мужчина не захочет подойти». Выявление причины рождения детей привело к усложнению социальной структуры, формированию семейных отношений. Способность обнаруживать причинно- следственные связи на больших интервалах времени послужила одной из причин, по которым позже стал возможен переход к земледелию. Земледелец и скотовод способен учитывать доводы об отстроченной пользе. Первобытные охотники и собиратели не понимали, для чего надо бросать в землю зерно, которое можно съесть, почему следует воздерживаться от охоты на домашний скот, ведь его можно сразу убить. Без осознания наличия причинно-следственных связей невозможным было бы дальнейшее совершенствование первых орудий, благодаря которым человек становился все более независимым от природы. Надо сказать, что человек не единственное животное, которое пользуется орудиями. Шимпанзе, например, способны использовать палки и камни для добывания пищи. Но человек начал совершенствовать свои орудия, уже не довольствуясь обычной палкой или простым камнем. Не случайно Б.Франклин определил человека как «животное, производящее орудия». Только человек начал пользоваться не только природными, но и искусственно созданными предметами. В результате человек занял по отношению к природе особое положение, и стал действительно человеком. (Уместно вспомнить известное мнение Ф.Энгельса, о том, что труд сыграл важнейшую роль в создании человека.) Вероятно, первичное использование орудий носило случайный характер и напоминало деятельность современных шимпанзе. В качестве орудий применялись любые ветки, камни, которые оказывались под рукой. Самые ранние каменные орудия для археологов остаются незамеченными, поскольку практически неотличимы от камней, сформированных климатическими и геологическими силами. Начало использования орудий связано с проблемой костей, с которой столкнулся человек, разделывая свою добычу. Каменные орудия труда служили для разбивания костей, ведь они содержат высококалорийный костный мозг, в одном костяке копытного жиров столько, что превышает суточную потребность взрослого человека. Самая ранняя индустрия изготовления орудий называется олдувайской (2,5 - 1 млн. лет назад), поскольку ее первые артефакты были обнаружены в пластах ущелья Олдувай в Танзании. Олдувайские орудия иногда называют галечными орудиями, они представляли собой изготовленные из гальки чопперы (от англ. chopper - удар, нож, колун), чоппинги (как и чопперы режущие и рубящие, орудия, у которых сколот край, но обработанные с двух сторон), видоизмененные с помощью нанесения ударов камень о камень. Большинство археологов связывают олдувайскую технологию с деятельностью Homo habilis (Человек умелый). Следующая индустрия изготовления орудий названа ашельской (1,5 млн. лет – 200 тыс.лет назад) по местности Сент- Ашель во Франции, где были обнаружены орудия этого типа. Производство ашельских орудий соответствует появлению нового вида гоминид, Homo erectus (Человек прямоходящий). Основное ашельское орудие – рубило, имеющую форму капли с тонкими сколотыми краями и острием, утолщенными основанием, чтобы его было удобно держать в руке. На смену ашельской индустрии изготовления орудий пришла мустьерская (200-40 тыс.лет назад.), названная так по типовой стоянке Ле Мустье во Франции. Мустьерские орудия связывают с неандертальцами (Homo neanderthalensis), рука которых практически неотличима от руки современного человека. Такая рука могла изготавливать более совершенные орудия в сравнении с ашельскими орудиями Человека прямоходящего. По мере исторического развития накапливалось все большее количество орудий труда. На практике было замечено, что одними орудиями удобнее выполнять одни операции, а другими – другие. Орудия неандертальца уже не так полифункциональны, как орудия Человека прямоходящего, прослеживается их специализация. Орудия стали применяться для все большего количества операций и видов деятельности. Появились копья с каменными наконечниками. Орудия неандертальцев, сделали их охоту более производительной и изобретательней, что способствовало его активному влиянию на окружающий мир. Распространено мнение, что причиной массовой гибели крупных животных явилась деятельность Homo Sapiens (Человека разумного), однако археологические находки, свидетельствуют, что массовое и зачастую бессмысленное истребление животных началось гораздо раньше: в эпоху, когда жил неандерталец. С появлением Человека разумного современного типа (кроманьонца) возникает наиболее сложная индустрия каменных орудий. Появившись почти 100 тыс. лет назад, кроманьонец 30- 40 тыс. лет назад вытеснил неандертальца. Технологии позднего палеолита (греч. παλαιός – древний и λίθος – камень) характеризуются орудиями, полученными посредством ножевой индустрии. Нож — это отщеп с длиной приблизительно в два раза больше его ширины, имеющий прямые параллельные стороны. Были изобретены лук и стрелы (самые ранние убедительные свидетельства использования лука и стрел – древки, найденные в Штиллморе, Германия, датируемые 10,5 тыс. лет назад), что существенно повлияло на принципы ведения охоты и войны, поскольку никогда ранее человек не имел столь эффективной возможности убивать на значительном расстоянии от жертвы. Кроманьонцы научились соединять различными способами камень с палкой, что обеспечивало удобство пользования, и «удлиняло» руку. Составные орудия труда (каменные молотки, топоры и др.) значительно увеличивало силу удара. Пытаясь воссоздать картину существования первобытных людей, следует учитывать, что орудия из камня и кости – все, что археологи способны сегодня обнаружить по причине, что они долговечны. То есть мы имеем дело с выборкой не репрезентативных, а с долговечных фактов. Однако, это не исключает использование первобытным человеком «недолговечных технологий». В 1998 г. в Чехии были найдены образцы (веревка, сети, корзины, тканная одежда), идентифицированные как свидетельства доисторического текстиля, датируемого временем в 28 тыс. лет назад. Истоки текстильной индустрии могут восходить ко времени в 40 тыс. лет назад, когда человек научился сплетать волокна растений. Главное достижение человека, которое окончательно отделило его от мира природы – овладение огнем. Долгое время человек не мог добывать огонь. В естественной природе огонь встречается крайне редко, из-за чего особо важным делом являлось сохранение, поддержание огня (вовремя подбрасывать топливо, защищать от ветра и дождя). Толщина слоев золы в некоторых пещерах свидетельствует, что человек поддерживал огонь на одном и том же месте на протяжении тысячелетий. Забота об огне требовала постоянного дежурства, распределения ролей между людьми, что вело к усложнению социально- коммуникативных отношений. Огонь сыграл важнейшую роль в формировании социальных связей, так как, во-первых, поддержание огня требовало согласованных коллективных усилий, во-вторых, костер, очаг стал центром, вокруг которого стала проходить жизнь первобытного коллектива. Кроме того, огонь стал первой лабораторией человека. Наблюдая за тем, что происходит в костре с различными предметами. Иногда в него попадали попали медь, олово, различные руды. Благодаря огню появились глиняные сосуды. Постепенно человек научился не просто использовать огонь, но и добывать его, что явилось следующим важнейшим шагом в истории становления человечества. Сначала огонь высекали трением кусков сухого дерева друг о друга, позже использовался кремний. Значимость огня ярко отражена в мифах многих народов. Вспомним, что в «Прометее» Эсхил высказывает мысль, что огонь не только ведет человека от первобытного состояния к цивилизованному, но и создает условия для его свободы. Эсхил указал и на противоречивую природу начал техники: принести огонь Прометей смог, только совершив преступление – украв его из очага богов. Благодаря применению орудий, огня, совместной трудовой деятельности, человек нашел свой путь выживания в мире, кардинально отличающийся от других животных. Но на этом пути человек вступил в конфликт с окружающей средой, который периодически оборачивается угрозой гибели всего человечества. В конце палеолита антропогенное давление на природу значительно возросло. Если первоначально огонь применялся только для обогрева и приготовления пищи, то после изобретения факелов он стал применяться в загонной охоте (с помощью факелов люди загоняют животных в заранее приготовленную засаду, например, ущелье). Загонно-облавная охота на крупных животных привела к истреблению многих видов животных (мамонт, шерстистый носорог) и к первому в истории экологическому и экономическому кризису. Использование орудий труда и огня обеспечило демографический рост и распространение человека по территории Земли. Огонь позволил заселить даже самые суровые в климатическом отношении регионы. Население достигло 4-7 млн.человек. При этом человек знал только один способ хозяйствования: охота и собирательство. Поскольку для стабильного прокорма охотника-собирателя требуется территория в среднем 10-20 кв.км., то ресурсы планеты приблизились к истощению. В то время исчезло до 90% крупных животных. Если хищники добывают прежде всего слабых и ослабленных особей, то человек с помощью лука, стрел, огня убивал сильных и здоровых животных, которые могли бы еще неоднократно произвести потомство. На некоторых антропогенных кладбищах животных обнаружены сотни тысячи останков животных, причем, не всегда все мясо их было использовано людьми. Жилища из мамонтовых костей строились с превышением конструктивной необходимости, «с претензией на роскошь»: для строительства одного только жилища использовались кости 30-40 мамонтов. Неограниченная эксплуатация ресурсов привела к их истощению, и, как следствие, к обострению межплеменной борьбы, в которой процветал каннибализм и геноцид. Население Земли сократилось в несколько раз, человечество оказалось на грани вымирания. Реакцией на верхнепалеолитический кризис стала неолитическая (греч. νέος — новый, λίθος — камень) революция. Под неолитической революцией понимают качественный сдвиг в развитии человечества – переход от присваивающей экономики (охота, собирательство) к производящей (земледелие, скотоводство). В неолит (X-III тыс. до н.э.). часть племен перешли к оседлому земледелию и скотоводству. Первыми очагами земледелия стали Малая Азия, Средняя Азия, Ближний Восток. Первым злаком, который стал возделывать человек, был ячмень. Позже стали культивировать пшеницу, горох. Первое орудие земледельцев – палка-копалка, позже появилась мотыга. Первоначально сельским хозяйством занимались женщины. Мужчины традиционно продолжали уходить на охоту. По мере того, как основную часть пропитания стало приносить земледелие, росло социальное влияние женщин. Складывался матриархат, поскольку женщины начинали играть в обществе более важную роль, чем мужчины, для обеспечения пропитания. Когда появились сложные орудия, использование которых требовало больших физических усилий, в земледелии стала участвовать и мужская часть общины. Переходом к производящей экономике был преодолен верхнепалеолитический кризис. Скотоводство продуктивнее окоты примерно в 20 раз, а земледелие в сравнении с собирательством в 400-600 раз. Начинается демографический рост в районах земледелия. К IV тысячелетию до н.э. на Земле жило около 90 млн. человек. Такая численность населения в условиях присваивающего хозяйства привела бы к катастрофе. Но негативные последствия земледелия со временем станут новой проблемой человечества. Экологическая ситуация современности – во многом последствие неолитической революции. Известный специалист по экологическим проблемам и их связи с социально-экономическими процессами Дж. Даймонд из Калифорнийского университета, считает земледелие худшей ошибкой в истории человечества. Рост численности домашних животных, расширение земледельческих угодий за счет сжигания лесов привели к обмелению рек, опустыниванию. Имеются свидетельства, что в мезолите Сахара была цветущей саванной. Бесконтрольное развитие скотоводства сделало ее пустыней (Следует оговориться, что деятельность человека – только одна из возможных гипотез, объясняющих причины превращения Сахары в пустыню. Другая гипотеза предполагает, что опустынивание было вызвано естественными климатическими колебаниями на планете. По всей видимости, имело место сочетание различных факторов.) Освоение человеком земледелия – сложный процесс, отношение к земледельцам долгое время было неоднозначным. Так, в Библии говорится об изобретателе землепашества и плуга Каине. Когда он и его брат решили принести жертву Богу, каин положил на алтарь «плоды своего земледелия», а брат Авель «молоко и перворожденное из стад своих». Бог отдал предпочтение тому, что возникло самостоятельно, а не насильственно вырвано из земли по расчету корыстолюбивого человека. Итог известен: Авель был убит обиженным братом, а идеи Каина распространились по всему миру. Позже в землепашестве стали применять одомашненных животных, запрягая их. Впервые человек стал использовать не свою физическую силу. С одомашниванием животных произошло формирование скотоводства. Скотоводство сложилось на два тысячелетия позже земледелия. Одомашнивание животных (козла, верблюда, северного оленя, лошади, овец) началось в VIII-VII тыс. до н.э. на территории современной Турции, Сирии, Палестины. Еще раньше была одомашнена собака. Процесс доместикации животных и растений в основном завершился в основном завершился во II тыс. до н.э. С этого момента и до настоящего времени существует видовой состав домашних животных и культурных растений. Происходит разделение людей на земледельцев и скотоводов, создавших две различных культуры. Взаимодействие земледельческой и скотоводческой культур долгое время определяло исторический пейзаж в различных регионах (достаточно вспомнить китайцев и монголов, славян и печенегов, половцев, и др.) Скотоводы по образу жизни, морально-этическим качествам, были непохожи на земледельцев. Эти отличия были следствием обитания в другой экологической нише, следствием адаптации к другим экологическим условиям. Причем, экологическая ниша скотоводов была очень узкой, и перенаселение наступало достаточно быстро, голод был постоянным явлением. Образ жизни скотоводов определялся ограниченностью ресурсов кочевого хозяйства, и его неустойчивостью. Отсюда нашествия на земледельческие страны. Кочевники создали запряженную парой коней легкую боевую колесницу, затем были изобретены тяжелый лук, позже седло. Важнейшим экономическим и социальным последствием перехода к производящему хозяйству явилось возникновение регулярного избыточного продукта, то есть продукта, который превышает необходимые потребности человека. Его появление создало предпосылки для трансформации социальной жизни. В нем истоки социального неравенства и социальной стратификации. Избыточный продукт может отчуждаться, не приводя общину к гибели, то есть определенное количество людей может не производить средства существования, а отбирать их готовыми. Появились группы, главное занятие которых заключалось в сборе избыточного продукта у других групп (дани). В одном ландшафте появилось две экологических ниши для одного и того же вида. Ранее однородное общество стало делиться на эксплуататоров и эксплуатируемых. Ускорению этого процесса способствовало то, что человек обнаружил возможность использовать лошадь для верховой езды. Кроме того, появляются отчетливые различия между производственными и боевыми орудиями. В результате воины обнаружили, что выгодно опекать производителей, изымая у них излишки, а производители готовы были откупиться, чтобы не погибнуть в сражениях. Таким образом, наметились первые предпосылки для формирования государственных отношений. Земледелие потребовало перехода к оседлому образу жизни. Совершенствуется домостроительство, появляются капитальные постройки. Возникают города – экономические центры древнего мира. Самый древний город – Иерихон. При археологических раскопках на его месте были обнаружены строения, датируемые 7800 годом до н.э. Одним из условий возникновения городов явилось появление ремесел: первые города возникали как поселения ремесленников на пересечении торговых путей. Формирование ремесленного производства означало начало процессов разделения труда, что обеспечило рост его производительности. Ранее в первобытной общине существовало естественное разделение труда: мужчины, женщины, старики, дети. Затем произошло закрепление за определенными лицами или группами определенных видов деятельности. Выделение ремесленного производства, в частности, было связано с тем, что ремесло требует особых профессиональных навыков, которые часто держались в секрете и передавались по наследству из поколения в поколение. В связи с разделением труда, появлением излишков производства, возникает товарообмен. Обмен – это переход продуктов труда из собственности одного лица в собственность другого, возмещающийся встречным продуктом, услугой или знаком. В качестве такого знака сегодня в большинстве случаев используются деньги. Первой формой обмена был обмен подарками – дарообмен. Это был способ установления личностных связей, повышения престижности. Дарили не только материальные ценности, талисманы, женщин, военную помощь. Специализация труда, появление избыточного продукта обусловили складывание экономических отношений, что выражалось в обмене товарами. Ранее главную роль в первобытном коллективе играл не обмен, а распределение, так как каждая община обеспечивала себя всем необходимым. Обмен способствовал преобразованию сознания человека. Совершенствовались и усложнялись способы выработки абстракций, поскольку обмен товарами возможен только при условии, что все товары имеют нечто общее – овеществленный в них абстрактный труд, являющийся субстанцией их стоимости. В итоге появился денежный товарообмен, который требует развитых форм абстрагирования мира. Абстрактный труд может выражаться в денежной форме только при условии, что сам человек обладает способностью к абстрактному моделированию ситуаций. Наука базируется именно на способности человека к абстрактному мышлению, мифологическое мышление к этому не способно. Этой способность обусловлено появление письменности, хранящей и перерабатывающей информацию с помощью знаков. Письменность – это качественно новое средство общения и хранения информации. Благодаря письменности процесс общения приобрел два новых измерения: географическое и историческое, ведь письменность, в отличие от речи, способно преодолевать пространственную и временную ограниченность. Значение письменности в истории человечества переоценить трудно, без нее было бы невозможным возникновение науки, она важнейшее условие развития знаний. Примечательно, что в древних обществах письменность использовалась исключительно в хозяйственных целях для учета произведенного продукта и его распределения. Первой зачаточной формой неречевых средств передачи информации было предметное письмо (например, зарубки на деревьях для идущих следом людей, определенный дым от огня как знак опасности). С помощью предметного письма человек осваивал способность вещи указывать на нечто отличное, другое, чем она есть на самом деле – их знаковую функцию. Как и любое другое письмо, предметное письмо требует для своего понимания предварительной договоренности. Геродот рассказывал как скифы направили персидскому царю Дарию, вторгнувшемуся в их земли, предметное письмо: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий прочитал это предметное письмо следующим образом: скифы покоряются ему и приносят в дар свое небо, в котором живет птица, землю, в которой живет мышь, воду, в которой живет лягушка, а пять стрел – символизируют отказ от сопротивления. Но скифы вкладывали иной смысл в это письмо: если Дарий со своим войском не улетят в небо как птицы, не зароются в землю как мыши, не спрячутся в болотах как лягушки, то этими стрелами мы вас уничтожим. В итоге Дарий гонялся за скифами почти до средней полосы современной России, пока не растерял почти все свое войско. Следующий этап развития письменности – пиктографи я, которая представляет собой фиксацию информации с помощью рисунков. Пиктографическое письмо переросло в идеографическое письмо, в котором рисунки заменялись знаками. Позже (IV-III. до н.э.) появились иероглифы, которые обозначали не только образы, но и звуки. Во II тысячелетии до н.э. появилось фонетическо е письмо. В нем знаки (буквы) обозначают не предметы, а звуки. Первыми, кто стал использовать фонетическое письмо, были финикийцы. От финикийского алфавита произошли греческий и арамейский. От греческого алфавита берут начало латинский и славянский, от арамейского – персидский, арабский и индийский. До стран Дальнего Востока алфавит так и не дошел, в результате в Ките, Японии, Корее до сих пор пользуются иероглифами. Одним из наиболее значимых достижений человека было изобретение колеса в III тысячелетии до н.э. С появлением колесных повозок скорость передвижения увеличилась почти в 10 раз (с 3-4 км/ч до 30 км/ч), что произвело революционный переворот в сфере транспорта. Приблизительно в это же время производятся первые попытки использовать неживую силу – ветер для надувания парусов. Другие достижения неолита – новые способы обработки камня, строительство из глины и камня, мотыга, гончарный круг, обжиг керамики, начало обработки металлов. Медные орудия труда значительно более эффективны в сравнении с каменными. По-видимому, секрет выплавки меди был найден случайно во время обжига керамики. Освоение способов выплавки меди (затем бронзы, добавив к меди олово) означало окончание каменного века. Металлургия знаменовала начало новой эпохи. В ряде регионов планеты возникают первые цивилизации.
Вопросы 1. Миф как форма понимания мира. 2. Магия как первая попытка целенаправленного воздействия на окружающий мир 3. Первые орудия и технологии их изготовления 4. Овладение человеком огнем 5. Верхнепалеолитический кризис и неолитическая революция 6. Экономические и социальные последствия перехода к производящему хозяйству 7. Появление письменности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.016 с.) |