Тема 8. Наука и техника в эпоху Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Наука и техника в эпоху Возрождения



 

Термин «Возрождение» обозначает эпоху в истории итальянской (а под ее воздействием и европейской) культуры, ознаменовавшую переход от Средневековья к Новому времени.

Возрождение проходило по всей территории Европы, но особо ярко проявилось итальянское Возрождение (Флоренция, Рим, Венеция, Милан) и Северное Возрождение (Германия, Нидерланды).

Сам термин «Возрождение» (Ренессанс – итал. Rinascimento, фр. Renaissance) указывает на связь с античностью, что проявляется в активном интересе к античной культуре, происходит как бы её «возрождение».

Идейными корнями новая эпоха уходит в античность и в светские традиции средневековой культуры. Относясь к античности как к идеалу, Возрождение возникает как итог развития Средневековья, поэтому, конечно, несет на себе черты, несвойственные античности.

Возрождение характеризуется процессами секуляризации. Самостоятельность по отношению к церкви получают экономическая, политическая жизнь, искусство, наука.

Происходит освобождение науки от давления догматов католической церкви, преодоление религиозного стиля мышления. Появились светские центры науки, деятельность которых находилась вне контроля церкви, что обеспечивает возможность быстрого накопления научного знания.

Ученые эпохи Возрождения стремятся объяснить существование материального мира из него самого, исходят из того, что мир, подчинен причинно-следственным закономерностям. Формируется представление о мире как процессе развития материальных систем.

В эпоху Возрождения закладываются основы для возникновения техногенного общества. Всем обществам, существовавшим ранее в истории, присущи общие черты:

ориентация на традиции,

малая роль новаций,

господство сакральных мифологических или религиозных представлений,

медленная социокультурная динамика,

что позволяет их характеризовать как традиционные общества (исключение – Древняя Греция).

Но в процессе исторической эволюции в Западной Европе образуется социокультурная система с высочайшими для традиционных обществ темпами социальной динамики – возникает техногенное общество, которое отличается быстрым изменением техники и технологий, систематическим применением в производстве научных знаний.

Происходят ускоренные трансформации стилей жизни, мышления, формируются новые ценности.

Одной из предпосылок, сделавших возможным начало эпохи Возрождения, были крестовые походы, приведшие к интенсивному взаимодействию европейской и арабо- мусульманской культуры, впитавшей в себя греческое наследие.

Кроме того, крестовые походы активизировали развитие торговли в средиземноморском регионе. Не случайно движение Возрождения зародилось в итальянских торговых городах. Развитие товарно-денежных отношений в Италии сопровождалось процессами урбанизации, происходило подчинение деревни городу, становление финансового дела, ремесленного производства.

Высокая социально-политическая роль города способствовала формированию инициативной, энергичной, свободомыслящей личности. В таких условиях проявляется так называемый «эффект раскованного Прометея» – высвобождения творческой энергии личности, усиление роли интеллектуальных элементов производительных сил.

(Характерно, что и в античности расцвет культуры наблюдался в городах-государствах, где свободные граждане были политически активны и имели возможность принимать участие в управленческих процессах.)

В эпоху Возрождения происходит становление гуманизма – общественно-философского движения, рассматривающего личность человека, его свободу, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Флорентийский граф Пико делла Мирандола стал автором доктрины достоинства человека как полновластного творца собственного «Я».

Природа человека понимается им как итог постоянного процесса становления, самостоятельного и сознательного выбора. Мирандола отстаивал идею единства человеческих знаний, непрерывной нити развития всего человечества. Поэтому он углубился в изучение восточной философии, проявил интерес к мистическим учениям и Каббале, стремясь овладеть тем, что накоплено духовным опытом различных времен и народов.

Определенная роль в становлении движения Возрождения в итальянских городах Северной Италии, принадлежит тому обстоятельству, что в Южной Италии греческий язык и греческая традиция продолжали жить в течение всего Средневековья. Еще в эпоху античности эллинские основы Южной Италии не были в полной мере поглощены Римом.

Завоевания Юстиниана также ввели в Южную Италию значительное число греческих элементов. Вторгнувшиеся на Апеннины лангобарды сами попали под греческое влияние и стали в некоторой степени носителями греческой традиции. Позже из византийских областей и Сицилии, захваченных арабами, имела место обширная греческая эмиграция в Южную Италию.

Греческая средневековая Южная Италия не могла не оказать влияния на Северную Италию в части знакомства с греческим языком и началами греческой литературы.

Влияние греко-византийской культуры на Западную Европу также обнаружило себя в период существования так называемой Латинской Романии – государств, основанных западноевропейскими рыцарями, венецианцами, генуэзцами на завоеванных у Византии или полученных по договорам территориях.

В XV веке ослабленная Византия все еще оставалась важнейшим культурным и научным центром. Константинополь был городом, где находилось множество высокообразованных людей, следующих античным традициям, где происходил обмен идеями, жители которого считали себя прямыми продолжателями традиций Греции и Рима, просвещенными христианской верой.

Еще до падения под ударами турок в 1453 году Константинополя многие греческие интеллектуалы стали приезжать в Италию из клонившейся к упадку Византии. Во многих университетах Западной Европы работали греческие учёные, что сыграло немалую роль в развитии европейской науки. В греческой эмиграции ярко проявилась культурно- интеллектуальная составляющая. Греческое наследие не просто обогатило итальянскую культуру, оно стало важным источником идей и теоретическим основанием науки эпохи Возрождения. Греческие интеллектуалы привозили с собой античные рукописи, переводили их на латынь, обучали европейцев греческому языку. Запад получил огромное число греческих рукописей, которые содержали труды представителей античной науки, а также тексты византийского периода.

Изучение оригинальных греческих произведений дало мощный толчок подъему науки. При этом византийцы не просто транслировали античное наследие в Италию, они сами его переосмысливали, расставляли новые акценты, направляя интересы к определенным научным и образовательным проблемам. Среди византийских ученых, оказавших значительное влияние на науку Возрождения были Георгий Гемист Плифон, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский, Иоанн Аргиропул и др.

Крупнейшим событием, которое дало толчок к развитию научной мысли в эпоху Возрождения – начало книгопечатания в Европе (1445 год), что связано с именем Иоганна Гутенберга. Внедрение книгопечатания явилось информационной революцией и способствовало распространению античного наследия и новых взглядов по всей Европе. После изобретения Гутенберга в десятки и сотни раз снизились цены на книги, они получили широкое распространение. Если раньше церковь полностью контролировала содержание книг, то теперь появилась возможность издавать книги на светские темы. В результате книгопечатание изменило общественные институты, в том числе и образовательные. Появляются новые университеты, в которых основными становятся дисциплины светского характера: право, медицина, математика, философия, естественные науки.

Становление науки эпохи Возрождения неотделимо от Реформации – движения в Западной Европе, направленного против католической церкви. Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», направленных против злоупотреблений католической церкви, прежде всего, против продажи индульгенций.

Реформация привела к появлению новых течений в христианстве: лютеранства, англиканства, пуританства, баптизма и др. Совокупность этих некатолических учений получила название «протестантизм». Лютер высказался о ненужности посредников между Богом и человеком, то есть о ненужности церкви, как социального института. Согласно Лютеру главным в жизни человека является не небесный, а земной мир, следовательно, человеку необходимо реализовываться в земной жизни, надо быть активным и самостоятельным во всех видах деятельности. Саморазвитие человека, побуждение его к независимости от церкви – одна из главных идей протестантизма.

Именно поэтому немецкий социолог, историк и экономист Макс Вебер указывал на связь между протестантизмом и зарождением капиталистических отношений. Согласно его точке зрения протестантизм обеспечил духовную основу для развития товарно-денежных отношений, и не случайно, первыми переход к капитализму осуществили те страны, где наиболее активно проявила себя Реформация.

В эпоху Возрождения начинают использоваться такие экономические термины как «дебет», «кредит», «баланс», «страховка», «риск». Становлению капиталистических отношений способствовало развитию математики, поскольку она стала активно применяться в бухгалтерском учете.

Важным достижениями отмечена деятельность итальянского математика Луки Пачоли – одного из основоположников современных принципов бухгалтерии. Им впервые был предложен принцип двойной записи в бухгалтерии, кроме того, он изложил правила арифметических действий, решения некоторых алгебраических уравнений и их приложения к геометрии, теорию геометрических пропорций.

Интерес к человеку, антропоцентризм эпохи Возрождения не мог не вызвать развития медицины. Немецкого врача Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного как Парацельс, за его революционный вклад в развитие медицинских знаний называют «Лютером в медицине». Считается, что он первым применил кесарево сечение, начал использовать в лечении химические средства. Парацельс явился предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза, которая в популярном изложении звучит следующим образом: «Всё – яд, всё – лекарство; то и другое определяет доза». Он также оставил ряд алхимических сочинений.

Другой известный врач – Андреас Везалий изучал многие труды по медицине античных авторов, в частности, работы Галена, в которых нашел и исправил более 200 ошибок. Из костей умерших людей Везалий собрал скелет человека и впервые стал его использовать в качестве учебного пособия. За вскрытие трупов (что было запрещено церковью) был приговорён к смерти испанской инквизицией, но благодаря заступничеству своих влиятельных пациентов, в том числе испанского короля Филиппа II, наказание смягчили и Везалий был приговорен к принудительному паломничеству в Иерусалим, на обратном пути он погиб при кораблекрушении.

Развитию фармакологии способствовали открытия новых земель, где было найдено множество лекарственных растений. В Европе растет количество аптек, появляются ботанические сады, прежде всего в Италии, где специально выращиваются лекарственные растения.

Ярчайшим представителем эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи, явившийся идеалом «универсального человека». В последующей традиции Леонардо да Винчи осмысливался как личность, наиболее ярко вобравшая в себя весь диапазон творческих исканий эпохи. Он внес вклад в развитие различных областей человеческой деятельности: живопись, астрономия, механика, анатомия, ботаника и проч. Им были составлены чертежи велосипеда, летательного аппарата, танка и многих других механизмов. Леонардо пришел к необходимости соединения эксперимента и его математического осмысления, что является основанием современного естествознания.

Особое значение в становлении нового мировоззрения, непосредственно связанного с дальнейшими успехами европейской науки, имеет учение кардинала всей Германии – Николая Кузанского, который сформулировал идею бесконечности Вселенной, постижимой разумом. Для Николая Кузанского центр и окружность космоса – это Бог, его нельзя помыслить конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он замкнут. Тем самым Николай Кузанский подготовил коперниканскую революцию в астрономии.

Николай Коперник сумел взглянуть на весь предшествующий опыт развития астрономии как человек новой эпохи – творческий, смелый, «раскованный Прометей».

Благодаря распространению печатных текстов различных греческих авторов, видя, что они во многом противоречат друг другу, ученый эпохи Возрождения смог бросить вызов общепринятым авторитетам. Знакомство и глубокое изучение «Альмагеста» привело Коперника к убеждению в существовании в системе Птолемея глубоких противоречий. Он начал рассмотрение других фундаментальных астрономических идей, для чего изучал труды греческих ученых, прежде всего Аристарха Самосского. Осознав, что общепризнанное представление о геоцентрической системе мира было не единственным из высказанных греческими мыслителями, Коперник решился выдвинуть гипотезу, согласно которой в центре Вселенной находится Солнце, а Земля является одной из планет, и произвел математические вычисления, подтвердившие это положение.

Коперник продемонстрировал творческие возможности разума и показал, как через выявление противоречий и закономерностей в явлениях можно проникнуть в их сущность. Теория Коперника стала базой для создания нового научного мировоззрения, явившись предпосылкой ньютонианской революции в физике, и определила новую методологию познания природы. Гелиоцентризм привел к глубоким мировоззренческим изменениям.

Объединив теорию Коперника и идеи Николая Кузанского о том, что ни одно тело не может быть центром Вселенной в силу ее бесконечности, Джордано Бруно пришел к представлению о множественности планетных систем во Вселенной. Монах одного из неаполитанских монастырей, Бруно считал себя пророком, призванным возродить древнюю египетскую религию. Мистический способ познания у Бруно тесно связан с религиозной магией, которую он назвал «героическим энтузиазмом». В 1600 году на Площади Цветов в Риме Бруно был сожжен по обвинению инквизиции. Все произведения Бруно были занесены в Индекс запрещённых книг (список публикаций, которые были запрещены католической Церковью.) и были в нём до его последнего издания 1948 года.

Спустя почти три столетия на месте казни ему был поставлен памятник с посвящением: «От столетия, которое он предвидел», папа Ионанн Павел II принес официальные извинения церкви за казнь Бруно. В целом необходимо отметить, что эпоха Возрождения характеризуется весьма противоречивыми социокультурными тенденциями: гуманизм, идеалы красоты и Разума сочетались со всплеском мистицизма, массовой «охоты на ведьм», атмосферой демономании, диких суеверий.

Но, если по некоторым оценкам, к 1500 году Европа не обладала уровнем знаний даже времен Архимеда, который умер в 212 году до н.э., то спустя сто лет мир появилась современная наука.

Вопросы

1. Характерные черты эпохи Возрождения.

2. Предпосылки эпохи Возрождения: влияние арабо-мусульманской, греко-византийской культур, развитие итальянских торговых городов, книгопечатание.

3. Реформация и зарождение капиталистических отношений.

4. Коперниканская революция.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.02 с.)