Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.)



Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII ВВ., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

·совершенствование орудий труда и производственных отношений;

·кризис феодализма;

·развитие ремесла и торговли;

·усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

·укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

·появление первых парламентов;

·отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

·повышение уровня образованности в Европе в целом;

·великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

 

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV-ХV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) в центр внимания ставило человека, воcпевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. ХV- ХVI вв.), представители которого Николай Кузанский, Пико дела.

 

Этапы развития:

1. Гуманистическое направление (ХIV-ХV вв. Данте А., Ф. Петрарка, Л. Вала)

В центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

2. Неоплатоническое направление (ХV -ХVI вв. Н. Кузанский, п. Мирандола)

Развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

3. Натурфилософское направление (XVI-XVII вв. Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

4. Реформационное направление (XVI-XVII вв. М. Лютер, Т. Монцер, э. Роттердамский). Стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

5. Политическое (ХV - ХVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления

государством, поведение правителей;

6. Утопическо-социалистическое (ХV - ХVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

Основные черты:

· Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

· Гуманизм - вера в возможности человека.

· Секуляризация - отрыв человека от Бога.

Пантеизм - учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу.

Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений.

* перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

·принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

·большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

·торжество индивидуализма;

·реабилитация человеческого тела.

 

Основные проблемы:

1) Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).

Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творим самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.

Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)

Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Где родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.

 

2) Пантеизм - это философское учение отождествлявшее бога и природу. Бог находится во всех объектах.

Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии: он лишается свободы, он не творит мир из ничего. природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Джордано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

 

3) Натурфилософия - философия природы, Т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.

Джордано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Душа мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единствеземли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием. Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означала отказ от внешних двигателе отказ от перводвигателя.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Возникновение натурфилософии, Т.е. философии природы, свободной от непосредственного подчинения теологическим умозрениям. Общие черты натурфилософских концепций:

·пантеизм;

·идея бесконечности природы;

· * органистический взгляд на мир, господствовавший в античности (аналогии между организмом человеческим или животным);

· * рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной;

гилозоизм философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению.

· * диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.

 

Джованни Пико делла Мирандола - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов",

Его труды:

1. «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы:

·возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

·признать за человеком полную свободу выбора;

·объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.

2. «Речь о достоинстве человека».

·«Гептапл» (толкование семи дней творения) (1489),

·«О сущем и едином» (1492),

5. «Рассуждение против астрологии» (1494).

Новое понимание философии и места человека в мире. Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога. Бог, создав другие творения, ограничил их строгими законами, которым они, безусловно, подчиняются. Не то с человеком. Бог создал человека свободным и разрешает ему самостоятельно творить свой образ. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только «мировым порядком». Если человек преступает «мировой порядок». он теряет свое высокое достоинство. Конечно, воля Бога выше воли человека. но Бог не подавляет человека, его творческих возможностей. предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества. т.е. «мирового порядка».

Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер».

Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Речь идет о новом понимании человеческой природы - как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора. «Божественность» человека - не просто в том, что он «создан по образу и подобию Божию», она - как и всякое человеческое совершенство - не дана, а достижима.

средневековой мысли. Много времени он посвятил магии, которую считал практической частью науки о природе, «завершающей ступенью философии природы».

Пико высоко ценил философию как путь к «естественному» счастью. Когда человек познает свою природу, свою деятельность, законы мира, пути к истине и благу, он «естественно счастлив». Есть и «сверхъестественное счастье» (высшее счастье), которое дается человеку путем веры. Человеку доступны все виды счастья. Сначала он через этику - науку о добре и зле очищается от своих пороков, затем совершенствует свой разум философией и, наконец, через теологию познает божественное. Важно, что философия совершенствует разум, позволяет достичь и сохранить человеческое достоинство и благо. Без философии нет человека, считал Пико, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки.

Познание Бога и мира человеком. Основу достоинства человека Пико видел в способностях к творчеству и познанию законов «мирового порядка». Однако, высшие законы доступны через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум. Особенно важно знать не только христианскую мудрость и античную философию, но и восточную мудрость, изложенную в арабских книгах, поучениях Гермеса Трисмегиста, а также Каббалу. Дело в том, что познание Бога связано не только с рациональной деятельностью, но и с деятельностью мистической и магической. В целом, по мнению Пико, получится целостное знание, позволяющее проникнуть в законы природы и понять божественную суть. Пантеистические тенденции неоплатонизма проявились у Пико гораздо сильнее, чем у Фичино. Он представляет мироздание в качестве иерархии «трех миров» - ангельского, небесного и элементарного. Чувственный мир возникает не непосредственно в результате божественного творения «из ничего», а от высшего бестелесного начала, которое единственно и сотворено богом. Мир вещей возникает из «хаоса» - материи, но она не «почти ничто» и не «близка ничто» - это материя, исполненная всех форм, находящихся в её недрах в смешанном и несовершенном виде. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве.

Космологические идеи Мирандолы проникнуты пантеизмом, отчетливо просматривающимся в его произведениях «О Сущем и Едином» и «Гептапл». Бог как некое единство и абстрактная целостность присутствует повсюду и не локализован. Он есть все, но - вне этого мира. Как «чистое существование» Бог исключает всякую определенность, поэтому Он непознаваем. Сам мир, одушевленный неким разумным началом, может быть познан. «Повсюду, где есть жизнь. - там есть и душа, а там, где душа, есть и разум». Числа-принципы заключены в душе, разумно оживляющей мир.

 

Никколо Макиавелли - итальянский мыслитель, писатель, политический деятель. Выступал сторонником сильной государственной власти.

Главное произведение «Государь».

В работах «Государь» («Князь») и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Рационализм - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Антропологический минимализм (в противоположность антропоцентризму) - убеждение в слабости и несовершенстве человеческой природы.

Политический имморализм-отрицание морали в политике.

Политический имморализм- названный вскоре после его смерти макиавеллизмом и охарактеризованный самим Макиавелли в его знаменитой фразе «Цель оправдывает средства». Макиавеллизмом называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали.

Цитаты:

·Войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее - к выгоде противника.

·Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

·Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда:

благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше

·Нельзя верить тому, что видишь в спокойное время.

·Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

·Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда.

·Бог не все исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы.

·Людей следует либо ласкать, либо изничтожать - поскольку человек за меньшее зло может

отомстить, а за большее не может.

·Скрой то что говоришь сам, узнай то, что говорят другие и станешь подлинным князем.

·Каждый видит, каким ты кажешься, но мало кто чувствует, каков ты есть

·Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу.

 

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия.

Первый способ - способ человеческий, второй - диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами

При рассмотрении форм правления он отдает предпочтение республике, а не монархии.

Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Философия истории дополняется у Макиавелли философией человека, формированием новых методов и принципов исследования основ управления государством.

Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, изменчивость и т.д.

«Ведь о людях можно сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы», - пишет Макиавелли. Этот «человек толпы»» и определяет существование государства. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый Культ личности» государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат и Т.Д. НО В любом случае государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Абсолютного властителя легко заменить на другого такого же. (Скажем, парламент заменить куда сложнее). Другой факт заключается в том, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, - это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали не может.

Политическая жизнь и политические решения должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство), - вполне допустимо в политике.

 

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Пантеизм учение, отождествляющее в известном отношении Бога с миром.

Основные труды:

"О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), «О тройном наименьшем и мере» и др.

Учение Бруно - это специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма.

Философские идеи

·Утверждал существование других миров.

·Теория гелиоцентризма «Солнце - центр вселенной. Условно центр везде и нигде».

·Элементы неба и земли одинаковы. Огонь, Вода, Земля, эфир представляют мироздание.

·Так как мироздание одушевлено, другие миры заселены и обитаемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.057 с.)