Глава ІІ. Благотворительность в эпоху Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава ІІ. Благотворительность в эпоху Средневековья



 

1. Историческая справка про эпоху средневековья.

2. Роль церкви.

3. Помощь в период голода и эпидемий. Отношение средневекового общества к нищим и убогим.

4. Призрение нуждающихся на Беларуси в средние века.

 

1. І. Европа как культурно-историческое явление и социокультурная общность возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и об­разования на ее территории так называемых «варварских» королевств Выделяют три периода средневековья:

I. Раннее средневековье (У-Х1 ев) — период станов­ления европейской цивилизации.

П. Классическое средневековье (Х1-ХУ ев) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

III. Позднее средневековье (XVI-XVII ев) — период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

Черта­ми средневековья:

1. Установление отношений вассалитета среди гос­подствующего класса феодалов.

2. Формирование земельного феода (сеньории —у гра­фов; вотчины — у рыцарей).

3. Закрепощение крестьянства.

4. Обострение борьбы между королевской властью и вассалами.

5. Противоборство церковной и светской власти.

6. Становление национальных европейских государств.

7. Рост влияния и роли христианской церкви.

 

2. С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве». Ос­новные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т. п.).

Именно церковь становится основным носителем бла­готворительности и призрения в период средневековья. Большую роль в жизни христиан­ской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие и от­речение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимыми лишь путем самоотречения и уда­ления от мира. Как особое учреждение христианское мо­нашество появилось лишь в IV в.

Киновитное (или общежительное) монашество сложи­лось в следующей форме. Монахи поселялись по отдель­ным кельям, известное количество которых составляло лавру. В каждой лавре было общее место для трапезы, молитвы и иных собраний всех монахов. Работы распре­делялись между монахами сообразно с силами каждого. Одежда монахов была у всех одинаковая и состояла из длинной льняной или шерстяной рубашки, шерстяной перевязи под мышками, кожаного пояса, верхней накидки из белой козь­ей или овечьей шкуры, шапочки конической фор­мы и покрова на шапочку, вроде капюшона или башлыка. Никогда ни один монах не должен был прибли­жаться к другому ближе чем на локоть.

Серьезные изменения в устройстве монастырского общежития были внесены в VI в. провозглашались четыре обета: нестя­жание, целомудрие, повиновение и «постоянство» (то есть пожизненное пребывание монахов в одном и том же монастыре). Значительное место было отведено физическому труду и чтению.

В 11-12 вв. монашеские ордена разделились на два основных типа. Традиционные ордена (бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, кармелиты и др.) имели целью служение Богу молитвой, проповедью, соблюдени­ем обетов. Обновленные ордена (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.) ставили перед собой практические цели (уход за больными и ранеными, охрана паломников, осво­бождение силой оружия Святой земли).

Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделяла от­крытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несов­местима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к силь­ным мира сего, церковь взывала к милосердию.

Программа церкви фактически сво­дилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,— по­даяние должно было ее увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми. Более того, церковь всячески оправдывала сложившееся в обществе положение вещей. В бедняках в то же время видели не столько несчаст­ных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. Бедные существовали для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи; богатые же нужны беднякам, дабы те могли кормиться около них. Подаваемая бедняку милостыня позволяет подающему попасть в рай. Таким обра­зом, бедность не осознавалась как социальная проблема, которую обществу надлежало решать. Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подава­емая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помо­литься за него в церкви, причем обратная связь здесь не обязательна (подающий может не знать имени принявше­го его милостыню нищего).

Таким образом, бедняк, с точки зрения церковного учения, становился одновременно и предметом сочувствия или сострадания, и образцом для подражания, в котором воплощался идеал средневековья. Церковь же считала себя ответственной по велению Божьему за защиту бедняков, а также и слабых (в том числе вдов и сирот).

В 798г. епископы, собравшиеся на собор в Баварии заяви­ли, что их долг — уподобляться доброму пастырю, проти­востоять злым, дабы освобождать угнетенных из рук силь­ных и выступать в защиту бедняков, вдов и сирот. Роль же защитников «слабых» возлагалась на епископов, которые были обязаны изобличать злоупотребления, чинимые пра­вителями и судьями. На соборе в Баварии в 800г. епископов уже призвали защищать не только вдов, сирот и бедняков, но также хромых и слепых. Справедливости ради следует заметить, что церковь не ограничивалась лишь проповедями о необходимости милостыни, но стремилась на деле помочь нуждающим­ся. Так, до четверти церковных доходов употреблялись на культовые или благотворительные цели. Постепенно ук­репление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составление списков нуждающихся в помощи ста­ло прерогативой церкви.

Больницы при монастырях появ­ляются в Италии (529г.), во Франции (651г.), в Англии (794г.). Конечно же первые монастырские больницы отлича­лись крайне низким уровнем лечения и ухода за больны­ми людьми: медицинская подготовка монахов была недо­статочной, а лечение «постом и молитвой» редко достига­ло своей цели. Кроме того, в периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических норм, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней. Не случайно больницы называли «домами страданий». Объектом заботы католической церкви стали и бездом­ные. Так, в 542г. в Лионе был открыт особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

При Людовике Благочестивом (814-840) вопросы со­циальной защиты «слабых» поднимаются во многих капитуляриях. Так, капитулярий 823г. предписывал графам в своих владениях поддерживать и защищать вдов, сирот и бедняков, почитать церковь и ее служителей. В 829г. Людовик поручил расследовать, кто из графов не соблю­дал этих предписаний.

Важным явлением стало возникновение «нищенских» монашеских орденов, возводивших бедность в идеал, та­ких, как ордена францисканцев, доминиканцев, премонстратов, картезианцев и цистерцианцев. Названные ордена, также возникшие в 11-12 вв., противопоставляли себя монахам старых орденов (типа бенедиктинцев), более об­мирщенных и наживших несметные богатства. В то же время, понимая, какой популярностью среди бедняков пользуется проповедь нищеты, папа Иннокен­тий III, посчитав, что «апостольский образ жизни нужда­ется в приличном ему платье», одобрил мысль о создании специального монашеского ордена францисканцев. Монастыри ордена были созданы в Англии, Франции, Испании и других странах. Движение блюстителей идеалов нищенства, так назы­ваемых спиритуалов, приняло массовый характер во вто­рой половине XIII в. Волна благочестивого нищенства приняла настолько массовый характер, что папа Бонифа­ций VIII разослал всем епископам приказ заставить нищенствующих бродяг или отшельников либо изменить свой образ жизни, либо вступить в какой-нибудь признанный монашеский орден. Для достижения этой цели активно привлекалась монашеская инквизиция, созданная еще в 1233г. В конце концов спиритуалы были приравнены к еретикам, книги их сжигались.

По представлениям средневекового человека за его душу боролись Бог и дьявол. Средневековье изобиловало одержимыми, несчастны­ми жертвами колдовских чар или вошедшего в их тело дьявола, причем таковыми могли оказаться и люди, стра­дающие психическими заболеваниями. Одни лишь святые могли их спасти и заставить нечистого выпустить свою жертву из когтей. Изгнание беса было одной из главных функций святого.

Боязнь ада, желание избавиться от своих грехов ста­новилось основой не только для милостыни и доброволь­ного нищенства, но и для «приступов» благочестия, время от времени поражавших все общество, чаще всего после опустошительных эпидемий, и имевших целью поблаго­дарить Господа за то, что он снял свою кару. В XIII в. приступы благочестия были характерны для французского короля Людовика IX Святого (1226-1270), который собственноручно возил строительный материал в аббатстве Ройомон. Еще одним средством искупления грехов, начиная с X в., становится бичевание: люди стегали себя ремнями с железными остриями с такой силой, что иногда прихо­дилось с трудом извлекать острие из тела. Самобичевание особенно пропагандировалось нищенствующими ордена­ми, и даже короли прибегали к этому средству очищения.

В то же время церковь хорошо понимала, что сохра­нению социального мира должны способствовать и пери­одически устраиваемые народные праздники. Так, к XII в. широкое распространение в европейских странах получил «праздник дураков» (или: «праздник посоха», «шутовской праздник», «ослиный праздник» и пр.), устраивавшийся 1 января, в день Обрезания Господня, как для младшего клира (послушников, школяров, певчих), так и для мирян. Именно в этот день в церквах царила необузданная воль­ность: перед началом мессы к церкви подводили навьючен­ного осла, клирики выстраивались перед дверями с буты­лями вина в руках, осла торжественно вводили в церковь и ставили у алтаря, каждая часть богослужения, вместо «аминь», заканчивалась громогласным ржанием, а кое-где доходили и до того, что кадили не из кадильниц, а из ста­рых башмаков, на алтаре бросали игральные кости, разма­хивали колбасами и сосисками, клир и миряне менялись одеждой, пели и плясали в масках и т. д.— драки и крово­пролития были обычным явлением. Лишь го­раздо позднее (к XVI в.) христианская церковь запретила «праздник дураков».

Таким образом, в средние века функции церкви значительно расширяются и она становится основным носителем социального призрения.

 

3. Труд не имел целью экономический прогресс — ни индивидуальный, ни коллективный. Нравственная оценка труда в раннефеодальном обществе оказывается двойственной. С одной стороны, в наибольшей степени приближала человека к святости созерцательная жизнь монаха, стоявшего на сту­пеньку выше всех остальных людей. С другой стороны, труд признавался в качестве необходимого занятия чело­века, который в силу своего несовершенства, да и перво­родного греха, не может не трудиться. Идеальным считался сельскохозяйственный труд, иногда даже оцениваемый церковными писателями нарав­не со службой монаха. Совсем иной оказывается оценка труда ремесленни­ка — горожанина. В раннее средневековье почти все ремес­ленники считались слугами Сатаны.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам го­лод. Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Сложился своеобразный устрашающий цикл: ненастье -неурожай - рост цен -голод- упот­ребление в пищу суррогатов - эпидемия -«мор» (то есть резкое увеличение смертности). Вначале климатическая аномалия и ее следствие — плохой урожай. Дорожали продукты, увеличивалась нужда бедняков. Те, кто не уми­рал от голода, подвергались другим опасностям. Потреб­ление недоброкачественных продуктов (травы, испорчен­ной муки, вообще негодной пищи, иногда даже земли) влекло за собою болезни, часто смертельные, или хрони­ческое недоедание, которое подтачивало организм или уби­вало. Имели место случаи каннибализма.

Причины катастроф:

1. Слабость средневековой техники и экономики, при­водившая к сокращению периода продовольственного предвидения до одного хозяйственного года и к отсутствию необходимых резервов на случай неурожая.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в тече­ние длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров — сборов и пошлин — на путях перемещения товаров.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Пер­венство держит XI в.: только во Франции в нем на­считывается 48 голодных лет. Конечно же, голод и эпиде­мии сильнее поражали беднейшие слои населения. Лишь в редких случаях голод был настолько велик, что находил своих жертв во всех классах населения. Во время страшного голода 1195-1198 гг. во Франции даже самые богатые и могущественные страдали от недо­едания.

Начиная с XI века крупные светские и особенно цер­ковные сеньоры, государи, а также города создавали запа­сы и во время недорода или голода осуществляли экстра­ординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

Таким образом, существовала открытая система призрения, к можно отнести такие ме­роприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих. К закрытой системе — меры по предотвраще­нию спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожай­ные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каж­дом крупном аббатстве имелись службы раздачи милосты­ни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания. В постные дни раздавались только хлеб и овощи.

Таким образом, средневековый мир — это мир, посто­янно находящийся на грани голода, недоедающий и упот­ребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вы­зываемых употреблением в пищу непригодных продуктов. Способствовало беспрепятственному распространению эпидемий и тогдашнее состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома были не более, чем протекаю­щими трущобами, а улицы — клоаками. Плохое питание и жалкое состояние медицины, час­тые эпидемии порождали страшные физические страдания и высокую смертность населения. Средняя продолжитель­ность жизни была очень низкой и не превышала тридцати лет. Не случайно, следовательно, и резкое снижение брачного возраста — до 12-14 лет. Детство оказывалось всего лишь переходным периодом, память о котором не стоило фиксировать, а в случае смер­ти ребенка его ранний конец не заслуживал запоминания: детей много и далеко не все переживут критический воз­раст. Это отношение к детству оказывалось преобладаю­щим и люди старались родить побольше детей, дабы со­хранить из них хотя бы нескольких.

Среди наиболее распро­страненных болезней выделялись: туберкулез, гангрена, чесотка, опухоли, экзема («огонь святого Лаврентия»), рожистое воспаление («огонь святого Сильвиана»). Но все же наибольшую опасность представляли мас­совые эпидемические заболевания. Прежде всего это эпи­демии «горячки», которую, как ныне считается, вызывало употребление в пищу зерна, испорченного грибком споры­ньи — эта болезнь появилась в Европе в конце X в. Именно горячечная болезнь лежала в основе появле­ния особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров. Антониты (или антонины) принимали в своих аббат­ствах-госпиталях больных. Снедаемых жаром боль­ных пользовали всегда одними и теми же средствами: кре­стными ходами, молебнами, проповедями в церквах, мо­литвами, обращенными к святым целителям и т. п. На рубеже Х1-ХИ вв. эпидемия горячки постепенно сошла на нет, что было связано с достижениями аграрной революции, в частности — с увеличением периода продо­вольственного предвидения и снижением опасности упот­ребления в пищу суррогатов и ядовитых трав и кореньев. Кроме того, с 1150 по 1300 гг. происходило потепление кли­мата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.

Однако на смену горячечной болезни пришла не ме­нее страшная эпидемия другой болезни — проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов обще­ние с очагами инфекции на ВостокеПроказа обрекала че­ловека на медленную, мучительную смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появле­ние специальных изоляторов для больных — лепрозори­ев, организованных специально учрежденным католичес­кой церковью для призрения прокаженных орденом св.Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой. В XII в. в Англии и Шотландии с их полуторамиллионным насе­лением было открыто 220 лепрозориев.

Отношение к увечным, прокаженным, вообще к пост­радавшим от всяческих болезней людям оказывалось край­не неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства — от ужаса до восхищения. Так, лепрозории должны были находиться на рассто­янии «полета камня» (выпущенного из метательной маши­ны) от города с тем, чтобы могло осуществляться «братс­кое милосердие» по отношению к прокаженным. Страх перед прокаженным проявился и в его фактическом изгна­нии из мира людей. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пищи и источники питьевой воды). С другой стороны, средневековое общество нужда­лось в этих людях: их подавляли, поскольку они представ­ляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознан­ное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Леп­розории устраивались хотя и за пределами городской сте­ны, но невдалеке от нее.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Урод­ство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно при­нимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенство­вать и бродяжничать. Сами госпитали чаще всего размещались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы. В середине XIV в. в Европу пришла еще более страш­ная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума. В 1348г. случилась вели­кая эпидемия «черной смерти», которую средневековье не умело ни предупреждать, ни лечить. В Париже больных чумой несли в собор св. Женевьевы или в собор Богома­тери, распространяя заразу еще больше. Эпидемия 1348г., по разным оценкам, унесла жизни от четверти до трети населения (около 50 млн человек). Европа обезлюдела, пре­кратились войны, так как некому стало воевать. В крупных европейских городах (Вена, Прага, Лондон, Париж, Мар­сель, Амстердам и др.) вымерло тогда от половины до 90 процентов населения. Эпидемии чумы, периодически повторявшиеся на протяжении полутора веков (вплоть до начала XVI в.).

В условиях повторяющихся эпидемий именно монас­тыри как места относительной стабильности превращают­ся в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоян­ную помощь нуждающимся через устройство монастырс­ких госпиталей. Монастырские госпитали также предоставляли ночлег бедствующим паломникам.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: критики отмечали, что обильная милос­тыня имела деморализующее влияние и возбуждала к без­делью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властя­ми. Так, в Милане, по инициативе герцога Жана Вискон­ти, в конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях. Уже к 1406г. комиссия контролировала всю организацию помощи ми­ланским беднякам.

Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. В 1458 г. в Антверпене была уч­реждена так называемая Палата бедняков. В Нюрнберге в XV в. вводятся периодические переписи местных нищих (дважды в год), непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348г. в Венеции был организован санитарный совет, в ряде итальянских портов появились особые надзирате­ли — «попечители здоровья». В 1374г. власти Милана со­здали за пределами города «чумной дом» для изоляции больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе, Марселе путешественники и купцы подвергались изо­ляции и наблюдению (карантину) в течение 40 дней «на воздухе и под солнечным светом». В начале XV в. в ряде крупных европейских городов (Париж, Лондон, Нюрнберг и др.) были учреждены должности «городских физиков» (врачей), выполнявших противоэпидемические функции, выработаны правила («регламенты»), имевшие целью пре­дотвратить занесение и распространение заразных болез­ней. В связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые общесанитарные мероприятия — удаление падали и нечистот, обеспечение городов добро­качественной водой.

Таким образом, средние века по различным причинам характеризуются периодически возникающими голодом и эпидемиями, с которыми общество и государство не могло бороться.

 

4. В эпоху средневековья соц. помощь обездоленным только зародилась и была связана с введением христианства. На территории Беларуси до 18 в. церковь оставалась одним из основных субъектов помощи нуждающимся, соперничая с государственной системой. С 10 по 13 вв. На Беларуси преобладало православие, и соответственно постановления и указы руководящих церковных органов. Рубежным в деле становления организационной социальной помощи стал Устав Владимира Святославовича 996г., по которому общественное призрение передавалось попечению и наздору духовенства в лице патриарха подчиненных ему лиц. Церкви передавались дела по разбору проституции, убийства незаконных детей, преступления против веры, дела о наследстве. Епископы занимались организацией попечительств, вместе с городскими магистратами назначали опекунов малолетним, сумасшедшим. В период голода дело доходило до продажи ценных предметов из церкви с целью добыть средства для поддержки населения.

Финансировались богоугодные заведения из церковной десятины.

Продолжением и уточнением Устава Владимира Святославовича стал свиток Ярослава 1032г., трактовавший права и практику деятельности церкви и духовенства исходя из местных особенностей. На Беларуси, например, практиковалось взымание общей (1/10 часть зерна, меда) и сноповой (каждый 10 сноп) десятины. Кроме десятины церковь получала значительные частные пожертвования в виде земельных наделов, имений, денежных средств, что позднее было узаконено Статутом 1529г. Постепенно церковь стала крупным собственником, который мог самостоятельно субсидировать свои программы.

Политика государства по отношению к церкви и расширение полномочий самой церкви дало ей возможность оформиться в самостоятельный институт социальной помощи.

Государство в лице княжеской власти берет на себя строительство монастырей и храмов, определяет состав нуждающихся. В Уставе Владимира упоминаются больницы, которые существовали при крупных монастырях и появились в 11 в.

Церковная практика милосердия с первых лет введения христианства развивалась по двум направлениям:

1) монастырская система помощи, осуществляемая в закрытых формах.

2) приходская система, где помощь осуществлялась в открытых формах.

Длительное время существовавшая у восточных славян языческая форма поддержки слепня с введением христианства переосмысливается и трактуется в контексте милостыня. Она была основной формой поддержки нуждающихся еще и потому, что первоначально христианство не являлось идеологией большинства.

Первые белорусские монастыри с их замкнутой системой представляли собой особую многофункциональную систему поддержки, где образовался свой тип помощи человеку, связанный с основными сферами его жизнедеятельности: общением, обучением, лечением, ведением хозяйства. Монастыри при поддержки центральной и местной княжеской власти постепенно выдвигаются в центр благотворительной деятельности, выполняя функции лечения, милостыни, обучения и социального контроля (в монастырь на переобучения ссылались неверные жены и вдовы). Со временем монастыри начинают специализироваться на одном или нескольких видах помощи.

Одним из основных направлений социальной помощи нуждающимся стала монастырская медицина. Эволюция медико-социальной помощи нуждающимся связана с историей развития конфессионально призрения. Представители различных конфессий проводили медико-социальные мероприятия, которые необходимы были в период эпидемий и войн. Религиозная благотворительность была главной формой оказания социальной помощи инвалидам и больным. На белорусских землях известна деятельность рахитов и бонифратров- монахов католического ордена святого Якова Божьего, которые кроме выполнения основных монашеских обязанностей, взяли на себя призрение больных. Устав бонифратров содержал требования по обращению с больными: правила регистрации и первичной санитарной обработки, содержания, кормления, погребение умерших. В шпиталях бонифратров находились узники тюрем. Все бедняки получали помощь бесплатно. Финансовую помощь им оказывали магнаты и духовенство.

«Повесть временных лет» Нестора свидетельствует о зачатках призрения детей в монастырях. В 12 в. монахи спускали со стен корзины из ивняка, для того, чтобы те, кто не может прокормить ребенка, положили его туда, а не убивали. Известна деятельность Ефрасиньи Полоцкой в отношении сирот. Созданные ее монастырские училища стали прототипами приютов для нуждающихся детей. В этих училищах дети-сироты и дети из бедных семей бесплатно обучались грамоте, находясь на полном или частичном содержании монастыря. Они также получали первоначальные профессиональные навыки, занимаясь земледелием, плетением, изготовлением изделий из металла, дерева.

Ктиторская монастырская система, когда монастыри основывались князьями или епископами, постепенно преобразуются в вотчинную, что приобретает устойчивую тенденцию к середине 16 в. Монастыри-вотчины обычно возникали за пределами городов. Они скупали земли, деревни, города и становились крупными собственниками земли. Белорусские князья активно поддерживали монастыри в Новогрудке, Полоцке, Витебске и др., предоставляли им льготные условия и гарантии защиты. По мере утверждения товарно-денежных отношений монастыри постепенно отходят от благотворительной деятельности. Окончательное подчинение церкви государственной власти происходит в 18 в. Несколько иная система поддержки в церковных приходах. В отличие от монастырей с их закрытой структурой, приходы предлагали открытые формы помощи. Церкви ссужали крестьян хлебом, семенами, сеном. Часто долги не взыскивались десятки лет. В приходе проводились различные мероприятия по призрению и обучению грамоте сирот, помощи престарелым и инвалидам, защите жен от мужей. Приходы возбуждали в епископатных судах рассмотрение различных дел по гражданскому судопроизводству: разводы, кража невесты, споры о наследстве, отравительстве. В церквях выставлялись всемирные короба для сбора материальных ценностей, возле храмов стоились кельи для нищих, богадельни. С течением времени церковный приход в силу своей сплоченности и досконального знания нужд прихожан оформился в первоначальную структурную единицу общественного призрения. Как в теории, так и в практике отношение к нуждающимся в белорусских регионах имело свои особенности, обусловленные различиями в отношении христианских конфессий к феномену милосердия. Человека, нуждающийся в социальной помощи, часто оказывался в нищенском положении из-за собственных греховных поступков, в связи с чем по разному воспринимался у православных, католиков и протестантов. Отсюда и "нюансы" в отношении к нищенству.

С принятием христианства расширяется идеологема помощи, которая отныне выходит на уровень духовных потребностей человека. Начинается новый этап общественного призрения. Церковь в течение вв. была первейшим и единственным местом, где прихожане могли получить не только духовную поддержку, но и материальную помощь. Священник в белорусской деревне (местечке, городе) хорошо знал нужды и чаяния своих прихожан, был их учителем, другом, помощником, попечителем. Самоорганизующиеся, финансово независимые приходы и монастыри различных религиозных конфессий, братства, различные религиозные конфессии с их учреждениями милосердия оказывали помощь тысячам инвалидов, престарелых и сирот, всем нуждающимся по самым различным направлениям: от материальной поддержки до решения проблем воспитания, перевоспитания и обучения.

В основе княжеского нищепитательства лежат идеи христианства. Действия князей были средством манипулирования общественным сознанием для укрепления авторитета и политического влияния. Княжеская благотворительность развивается параллельно с христианской системой помощи. Вытеснение язычества происходило без насилия, длительное время сохранялись многочисленные языческие обряды, культы. Это не могли не учитывать первые белорусские (древнерусские) князья в процессе утверждения системы защиты. Так, в сферу юрисдикции князей попадают оторванные от своих родовых корней и без социального статуса изгои. Определяется клиентела княжеской помощи: слепые, безрукие, хромые, передвигающиеся при помощи костылей, больные. Великие князья полоцкие, туровские, минские, опираясь на древние традиции устраивали общественные трапезы.

Таким образом, в средневековье на Беларуси зарождаются идеи социального призрения, которое оказывалось двумя институтами: церковью (главенствующая роль) и государством (в лице князя).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности оказания социальной помощи церковью?

2. Какая идеологическая основа подводилась под необходимость искупления грехов?

3. В чем причины голода и эпидемий?

4. Почему таким неоднозначным было отношение к больным людям?

5. Какие «социальные институты» оказывали помощь нуждающимся на Беларуси?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.04 с.)