Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава І. Зарождение социальной помощи и благотворительности в древности↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Проблема благотворительности и призрения актуальна на любом историческом этапе. Особенно остро она возникла на современном этапе развития общества. Основные задачи данного учебного пособия состоят в том, чтобы дать определенное, систематизированное представление об условиях и путях становления, формах и методах развития социальной работы в мире и Беларуси, ее осуществления как в «закрытых», так и в «открытых» формах призрения различных категорий нуждающихся, определить характерные черты и особенности того или иного периода в связи с социальной историей страны. Если кратко рассмотреть ход истории, увидим все разнообразие средств поддержания социального мира. Требование «хлеба и зрелищ» можно рассматривать как лозунг социальных работников Древнего Рима; идеализация нищенства в период раннего и классического средневековья приводит к формированию основных правил подачи милостыни, исходивших из принципа «Бог все видит — Он и рассудит»; можно физически уничтожать изгоев общества, и «охота на ведьм» в 16-17 веках в Европе выступает средством социальной работы; есть возможность «уничтожить» нищету путем изоляции бедняков в работных и смирительных домах в 17-18 веках; можно поддержать более-менее достойный образ жизни нуждающихся за счет имеющихся у общества амортизационных фондов. Нельзя судить о цели социальной работы, исходя из современных представлений о средствах и формах помощи и поддержки нуждающихся слоев населения. Вследствие этого курс истории социальной работы необходимо показывать в разрезе человека в истории. Содержание: Краткий курс лекций: Глава І. Зарождение социальной помощи и благотворительности в древности. Глава ІІ. Благотворительность в эпоху средневековья. Глава ІІІ. Становление государственной системы благотворительности (16-18 вв.). Глава ІV. Система благотворительности в 18-19 вв. Глава V. Социальная работа на Беларуси в советский период. Глава VІ. Формирование современной системы социальной работы на Беларуси. Глава VII. Социальная работа за рубежом в 20 веке. Глава VIII. Социальная работа в странах Азии, Африки и Латинской Америки в 20 веке.
Тематика семинарских занятий Словарь по дисциплине Вопросы к экзамену Вопросы к государственному экзамену
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие №1 ТЕМА: «Периодизация социальной работы. Благотворительность в Индии, Китае и Двуречье» Вопросы: 1.Периодизация истории социальной работы. 2.Зарождение благотворительности в Месопотамии. 3.Развитие системы призрения в Индии. 4. Развитие системы призрения в Китае. 5.Развитие системы социальной помощи в Египте. 6.Проследите процесс формирования социальной помощи в Индии и Китае: сравнительный анализ. 7. Проведите сравнительный анализ по странам и континентам развития систем социальной помощи в древности. Рефераты: 1.Социально-экономические аспекты развития Месопотамии. 2. Историческое и социально-экономическое развитие Индии. 3. Историческое и социально-экономическое развитие Китая.
Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин.
Литература: 1.Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1995. 2.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. 3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998. 4.Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998. 5.Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998. 6. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005. 7. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.
Семинарское занятие №2 Тема «Благотворительность и общественное призрение в Древней Греции» Вопросы: 1.Историческая справка. 2. Государственные формы помощи в Афинах. 3. Общественные формы помощи в Афинах. 4. Система образования и воспитания в Афинах. 5. Формы социальной помощи в Спарте. 6. Система образования и воспитания в Спарте. 7. Отношение к проституции в Древней Греции. 8. Борьба с асоциальными явлениями в Древней Греции. 9. Положение женщин в Древней Греции. 10. Сравнительный анализ социальной помощи в Древней Греции и Египте. Рефераты: 1. Исторические периоды в развитии Древней Греции. Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин. Литература: 1.Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1995. 2.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. 3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998. 4.Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998. 5.Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998. 6. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005. 7. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.
Семинарское занятие №3 ТЕМА: «Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме. Римское право о проблеме попечительства»
Вопросы: 1. Источники социальной помощи в Древнем Риме. 2. Методы и формы социальной помощи в Риме. 3. Общественные виды помощи. 4. Социальная помощь маргинальным слоям населения. 5. Генезис проблемы попечительства. 6. Виды усыновления. 7. Основные виды опеки. 8. Значение для современного мира социальной помощи в Древней Греции. 9. Сравнительный анализ видов и форм социальной помощи в Греции и Риме. Рефераты: 1. Историческое и социально-экономическое развитие Древнего Рима. Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин.
Литература: 1.Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1995. 2.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. 3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998. 4.Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998. 5.Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998. 6. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005. 7. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.
Семинарское занятие №4 ТЕМА: «Становление социального призрения в эпоху средневековья» Вопросы: 1.Роль церкви в благотворительности в Средние века. 2. Деятельность монашеских орденов. 3.Отношение средневекового общества к нищим и убогим. 4.Влияние на общественное призрение голода и эпидемий. Взаимопомощь в данных обстоятельствах. 5. Становление санитарного законодательства. 6.Проведите сравнительный анализ системы благотворительности в древние века и средние века. 7.Социальная работа на Беларуси в период средних веков. 8.Сравнительный анализ положения нуждающихся в данный период в странах Западной Европы и на Беларуси. Рефераты: Политическое развитие стран Западной Европы в средние века. Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин. Литература: 1. Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. 2. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997. 3. История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998. 4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 5. Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998. 6. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000. 7. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005. 8. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.
Семинарское занятие №5 Тема: «Становление государственной системы благотворительности в 16-18 вв.» Вопросы: 1. Политическое положение в странах Западной Европы в 16-18вв. 2.Сущность понятия «охота на ведьм». 3.Положение изгоев общества в век Просвещения: 3.1. Социальная помощь сумасшедшим. 3.2. Социальное призрение больных. 3.3. Социальное призрение нищих. 4.Появление светских институтов социальной помощи в 16-18вв. 5.Система работных домов. 6.Деятельность благотворительных школ. 7. Социальное призрение на Беларуси. 8. Сравнительный анализ систем социальной помощи по эпохам. Литература: 1.Доэл М. Практика социальной работы. М.,1995. 2.История государства и права зарубежных стран: в 2т. М.,1998. 3.Лозинский С.Г. История папства. М.,1986. 4.Социальная энциклопедия. М., 2000. 5.Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992. 6.Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. 7.Фукс Э. История нравов: в 3 т. М., 1994. 8. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000. 9. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005. 10. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.
Семинарское занятие №6 Тема: «Система благотворительности в 18-19 вв.» Вопросы: 1. Историческая справка про век Просвещения. 2. Этапы реформирования системы изоляции во второй половине 18 века. 3. Положение больничных заведений. 4. Реформа уголовного права. 5. Возникновение «карцерной» системы. 6. Появление социального законодательства. 7. Деятельность «Армии спасения». 8. Сравнительный анализ положения нуждающихся в век Просвещения в странах Западной Европы и Беларуси.
Литература: 1.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. 2.Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997. 3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998. 4.Социальная энциклопедия. М., 2000. 5.Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992. 6.Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. 7.Фукс Э. История нравов: в 3 т. М., 1994. 8. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005. 9. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.
Семинарское занятие №7 Тема: «Становление и развитие земской системы социальной помощи» Вопросы: 1.Сущность земской реформы на Беларуси. 2.Формирование основ земской системы социальной помощи. 3.Особенности организации и финансирования, направления социальной деятельности белорусских земств. 4.Благотворительная деятельность земств в области просвещения и образования. 5.Организация медико-социальной помощи. 6.Помощь земств в социальной адаптации сельчан к новым социально-экономическим условиям. 7.Социальная работа белорусских земств в годы Первой мировой войны. Рефераты: 1. Политическое развитие Беларуси со второй половины 19 века до начала 20 века. Литература: 1. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000.- 240 с. 2.Крючок Г.Р. Очерки истории медицины на Беларуси. Мн., 1976.-264 с. 3.Шепельский М.С. Земства и школа на Беларуси // Начальная школа 1992/4, с.32-36. 4.Слобожанин В.П. Земское самоуправление в Беларуси. Мн.,1994.-85с.
Семинарское занятие №8 Тема: «Филантропия и меценатство на Беларуси в 19-20вв.» Вопросы: 1.Предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии и меценатства. 2.Основные направления, формы и методы деятельности частных благотворителей. 3.Изменения в частной благотворительности в период формирования основ профессиональной социальной работы в начале ХХ века. Рефераты: 1. Благотворительная деятельность императорской семьи. 2. Благотворительная деятельность белорусских магнатов (на основе нескольких примеров). Литература: 1. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000.- 240 с. 2.Славутыя імены Бацькаўшчыны. Мн., 2003.-230 с.
Семинарское занятие №9 Тема: « Развитие детского призрения на Беларуси в 19-20 вв. » Вопросы: 1. Влияние социально-экономических факторов на развитие социальной помощи детям. 2. Охарактеризуйте основные типы благотворительных учреждений социальной помощи детям. 3. Организация деятельности воспитательных домов. 4. Назовите преимущества и недостатки посемейного призрения детей. 5. Охарактеризуйте систему детских приютов. 6. Назовите положительные и отрицательные стороны воспитания детей в приютах. 7. Опишите систему детских дошкольных учреждений. Литература:
Семинарское занятие №10 Тема: «Развитие благотворительности в просвещении на Беларуси в 19-20 вв.» Вопросы: 1. Зарождение идей благотворительности в сфере образования на Беларуси. 2. Конфессиональная и частная помощь в образовании в эпоху белорусского Возрождения и Реформации. 3. Изменение процесса социальной помощи в образовании в эпоху Контрреформации. 4. Зарождение светского образования. 5. Деятельность белорусских благотворителей в сфере образования (Д.Манюшко, В.Тышкевич, К.Чапский, А.Рокицкий и др.). 6. Общества взаимоществования учащимся. 7. Изменения в сфере образования в начале 20 века. Литература: 1. Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000. 2. Гатальскі І. Масон з Роткаўшчыны // Бел. мінуўшчына.-1995.-№5.- с.50-51. 3. Кононова Т.Е. Учрежденія ісмператріцы Маріі как сістема поддержкі нуждаюўіхся // Соціальная работа: теорія, технологіяч, образованіе.-1998.-№2.- с.79-81. 4. Шаронова Т.Р. Адукацыя, школа і развіцце педагагічнай думкі канца 19-пачатку 20 стст.-Мн.: 1994.-70с.
Семинарское занятие №11 Тема: «Помощь трудновоспитуемым подросткам на Беларуси в 19-20 вв.» Вопросы: 1. Охарактеризуйте основные проблемы формирования правовых, психолого-педагогических основ борьбы с девиантным поведением несовершеннолетних. 2. Деятельность белорусских исправительно-воспитательных заведений для несовершеннолетних. 3. Социальная помощь беспризорным девочкам. 4. Проблема патроната над несовершеннолетними преступниками. Реферат: 1. Жизнь и деятельность И.У.Здановича. Литература: 1.Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000. 2.Григорьев А.Д. Формирование на Беларуси системы соц помощи детям-инвалидам // Нар. асвета.— 1998.—№12.—с.143-149. 3.Григорьев А.Д. Формирование в дореволюционной Беларусисистемы социальной помощи аномальным детям // Соц.-пед. работа.-2000.-№1.- №2.- с.46-58.-с.72-77.-№4.- с.111-113.- №5.- с.77-83. 4.Грицкевич В.П. С факелом Гиппократа: из истории белорусской медицины. -Мн., 1987.-271 с.
Семинарское занятие №12 Тема: «Помощь аномальным детям на Беларуси в 19-20 вв.» Вопросы: 1.Выявите характерные особенности процесса развития медико-социальной помощи нуждающимся на Беларуси. 2.Определите положительные и отрицательные стороны процесса развития медико-социальной помощи развития. 3.Становление системы государственно-общественной помощи больным и инвалидам. 4.Система помощи слепым. 5. Развитие медико-социальной помощи глухонемым. 6. Основные формы и методы социальной работы с умственно отсталыми детьми. Литература: 1.Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000. 2.Григорьев А.Д., Кожурова М.А. Соц. работа на Беларуси с несовершеннолетними преступниками.— Мн., 2000. 3.Григорьев А.Д. Призрение трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетних преступников // Нар. асвета.— 1999.—№8.—с.145-151.
Семинарское занятие №13 Тема: «Соц. работа в советский период на Беларуси» Вопросы: 1. Формирование основ советской модели соц. помощи (1917-1941гг.). 2. Различие в формах, средствах и методах помощи в досоветской и советской Беларуси. 3. Борьба с асоциальными явлениями: а) беспризорность, б) нищенство, в) алкоголизм, г) проституция. 4. Соц. помощь в годы ВОВ. 5. Развитие советской модели соц. поддержки (1945-1991гг). Литература: 1. Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000. 2. Григорьев Г.А. Крестьянские общества взаимопомощи БССР: 1921-1930 гг.— Мн., 1993. 3. Андреева Е.Г. Созлание советской системы общественного дошкольного воспитания Белоруссии (1917-1920). –Мн., 1985.- 83с. 4. Караджамирлинская Г.С. Социальное обеспечение граждан СССр.- Мн., 1975.- 115с. 5. Ляшчынскі В.У. Дзіцячыя дамы: перыяд станаўлення // Нар. асвета.-1990.-№1.-с.77-80. 6. Смяховіч М.У. Дзіцячыя прыемнікі-размеркавальнікі // Нар. асвета.-1990.-№8.-с.79-81.
Семинарское занятие №14 Тема: «Соц. работа в постсоветский период на Беларуси» Вопросы: 1. Социальная работа как учебная дисциплина. 2. Социальная помощь нуждающимся в постсоветский период: а) характеристика гос. программ в области защиты населения, б) деятельность Министерства соц.защиты, 3. Конфессиональная социальная помощь. Литература:
Семинарское занятие №15 Тема: «Социальная работа за рубежом в 20 в.» Вопросы: 1. Социальная работа в США. 2.Социальная работа в Скандинавских странах: а) общая характеристика; б) Финляндия; в) Норвегия; г) Нидерланды. 3.Социальная работа в Европейских странах: а) общая характеристика; б) Великобритания; в) Исландия; г) Германия. 4. Социальная защита нуждающихся в Греции, Испании и Португалии. 5. Японская модель социальной работы. 6. Китайская модель социальной работы. 7. Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира. 8. Развитие социальной работы в латиноамериканских странах. 9. Складывание системы социальной защиты в странах Африки. Литература: 1. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок.- М., 1998.-368 с. 2. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.-М., 2002.-256 с. 3. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом.-М., 1998.- 230 с. 4. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы.- М., 1994.-195 с. 5. Обучение практики социальной работы // Под ред. М.Доэла, С.Шардлоу.- М., 1997.-210 с. 6. Социальная работа.-2002.-№3. 7. Социальная работа.-2003.-№1. 8. Социальная работа.-2004.-№3.
СЛОВАРЬ Андрагогика — наука о теоретических и практических проблемах образования и воспитания взрослых. Впервые термин был использован немецким историком просвещения К. Каппом в книге о педагогических взглядах Платона (1833). Большинство современных андрагогов склоняется к мнению, что — это самостоятельная наука, во многом отличная от педагогики. Основными задачами а. является раскрытие закономерностей, социальных и психологических факторов образования и воспитания взрослых; разработка методических систем учебно-воспитательной работы с индивидами и группами. В РБ а. как наука и учебная дисциплина стала внедряться в 60-70-е годы. Новый всплеск интереса к а. начался с середины 90-х годов, в связи с разработкой теории и практики профессиональной социальной работы со взрослыми. Аномальные дети — дети, имеющие значительные врожденные или приобретенные отклонения от нормального физического или психического развития, что вызывает необходимость в социальной помощи, поддержке и защите, специальном обучении и воспитании. Беженцы — лица или группа лиц, покинувшие страну постоянного проживания в результате военных действий, насилия, преследований или иных чрезвычайных обстоятельств. Законом РБ «О беженцах» от 17 марта 1995 г. в соответствии с Конституцией РБ и общепризнанными нормами международного права определяется правовой статус б., регулируется порядок его принятия и утраты, устанавливаются правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражданами Беларуси. Законом регулируются обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении б. Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости б. Решает Государственная миграционная служба РБ. Благотворительность — в христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить «некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б. ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»). Позднее — безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учреждений нуждающимся, в первую очередь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII -начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» понимались как синонимы. Богадельня — божий дом, приют; богоугодное заведение для присмотра нищих, больных и увечных. Появились на белорусских землях вместе с христианством первоначально при больницах, затем — фактически при каждой церкви или монастыре. Разновидностью богаделен на Беларуси были шпитали. Богоугодные заведения — различные учреждения, преследующие благотворительные цели; синоним — «благотворительные заведения». Волонтеры — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать индивидуально, работать бесплатно в государственных или частных организациях социальной помощи и защиты либо являться членами добровольческих организаций. Работа волонтеров может быть как непосредственно исполнительская, так и организаторская (например, создание и руководство различными благотворительными организациями или учреждениями). Участие студентов в волонтерском движении — неотъемлемая часть подготовки профессиональных социальных работников. Воспитательные дома — учреждения для приема и призрения подкидышей и бесприютных младенцев. Вспомогательная школа — учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей. В них дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и другими нарушениями, обучаются по специальной программе в объеме начального образования. Гуманизм — в контексте данной книги понимается как исторически изменяющаяся система взглядов, принимающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Критерием оценки гуманных действий является благо человека. Детские колонии — загородные лагеря для оздоровления детей в основном из бедных семей. В XIX — начале XX в. на Беларуси существовали сельские, школьные, каникулярные (дачные) д. к., создаваемые различными благотворительными обществами практически при всех более-менее крупных городах. Дома работные — особые приюты, для неимущих, нищенствующих, проституток и т.д., в которые они направлялись принудительнона время или навсегда по распоряжению местного начальства. В России появились при Петре I. К началу XX в. теряют свое значение и преобразуются в дома трудолюбия или дома для престарелых и инвалидов. На Беларуси р. д. не существовало. Дома сиропитательные — общее название учреждений для призрения беспризорников, сирот и детей бедных родителей. Дома трудолюбия — учреждения, организуемые различными благотворительными обществами, для обеспечения трудоспособных нуждающихся (муж., жен. и беспризорников) работой, жильем, частично или полностью — одеждой и пропитанием, трудового перевоспитания бездомных. В России первый д. т. по образцу западноевропейских был основан в 1881 г. На Беларуси они появились в нач. 90-х годов XIX в. К 1907 г. д.т. действовали в Вильно (1893), Свентянах (1901),Витебске (1895), Двинске (1897), Гродно (1893) и Минске (1897). Большинство из них основано белорусскими отделениями Попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Один из самых крупных в Российской империи д. т. принадлежал Гродненскому христианскому благотворительному обществу и курировался Министерством внутренних дел. В его мастерских занимались плетением корзин, расщипыванием перьев, вязанием чулок, вышиванием на канве, плетением ковриков из соломы и т.п. 296 мужчин и 2 тыс. 850 женщин. Дядькование — специфическая форма сословной взаимопомощи, сельского социального патроната детей, распространенная на белорусских землях в XVI - нач. XVIII в. В соответствии с обычаем д. шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей в возрасте 4-5 лет на 3-5 лет в крестьянские семьи на воспитание. В ходе д. решались прежде всего социально-педагогические задачи: воспитание у детей физических и духовных качеств (трудолюбия, силы, нетребовательности к еде, одежде; любви к родной земле, милосердия и т.д.), свойственных простому народу, а также умения выживать в трудных ситуациях, основываясь на принципах помощи и взаимопомощи. Д. сохранялось в некоторых местах Беларуси вплоть до середины XIX в. Инвалид — лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность вследствие физических или умственных недостатков, которое нуждается в социальной помощи и защите. Понятие и. укоренилось на Беларуси с конца XVIII в. Первоначально и. называли старых солдат, неспособных к строевой службе из-за увечья и ран (иногда тоже, что «ветеран»). В XIX в. и. — лицо, которое по состоянию здоровья не могло себя обслужить. В БССР в зависимости от степени потери трудоспособности установлены 3 группы инвалидности, которые существуют и в настоящее время. И. обеспечивается государственной пенсией (пособием), необходимым лечением, помощью социального работника. Инфатицид — детоубийство. Квазигосударственные общества. В дореволюционной России — благотворительные общества полуобщественного-полугосударственного характера (государственно-общественные), находящиеся под эгидой царской семьи, что давало им особые привилегии со стороны государства: от частичного финансирования до предоставления льгот. Их деятельность регламентирована и узаконена специальным образом. На территории Беларуси имели свои отделения следующие к. о.: Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское ведомство) (1797), Императорское человеколюбивое общество (1802), Российское Общество Красного Креста (с 1872 г.), Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (1895), с 1906 г. — Попечительство о трудовой помощи), а с 1913 г. — Всероссийское попечительство об охране материнства и детства и Алексеевский комитет. Копа — средневековое общинное собрание на Беларуси, которое рассматривало внутренние вопросы крестьянской общины (в т.ч. вопросы призрения и помощи нуждающимся, борьбы с проявлениями социальной патологии), выполняло роль народного суда. Судьями были все собравшиеся. Они имели право равного голоса в принятии решения. К., например, могла приговорить закоренелых пьяниц к покаянию, приковыванию к позорному столбу, прогонке с бутылкой на шее по селу или «хлысты» (наказание лозовыми прутьями). Решение к. не подлежало апелляции и выполнялось немедленно (в т.ч. и смертная казнь), сразу же по рассмотрению дела и одобрения его присутствующими на собрании сельчанами. Копные суды были в большом ходу у литовско-русских крестьян. Копа велась и в тех случаях, когда приходилось разыскивать преступника. Потерпевшие вызывали «на сок» всех окольных жителей, и никто не имел права отказываться от этого под страхом быть обвиненным копою. Копный суд был не чем иным, как продолжением того следственного суда, который совершался еще в эпоху Русской правды. К. действовала на территории Беларуси вплоть до XVIII в. Ктитор — создатель монастыря или церкви, вкладчик, попечитель, церковный староста. Меценат — богатый покровитель искусств в Древнем Риме. Меценатство — один из видов благотворительности всфере культуры. Оно имеет различные направления и вызывается неоднозначными причинами. Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, готовность помочь кому-нибудь или простить к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, готовности делать добро как посредством «милостей телесных», так и «милостей духовных». Нищенство — собирание милостыни как средство к существованию. Н. — поступок, заключающийся в обращении к благотворительности, при определенных условиях делающих такое обращение наказуемым. Общественное призрение — организованная система помощи в XIX в. со стороны государства или общественных институтов. Система общественного призрения представлена как МВД, так и земскими (городскими) учреждениями, церковью и благотворительными обществами и учреждениями. В то же время разграничивали государственное и собственно общественное (представленное общественными организациями или учреждениями), частное призрение и их разновидности. Опекунство — правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм о.: в виде опеки и попечительства. В настоящее время опека устанавливается над детьми до 15 лет, лишившимися родительского попечения, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Патронаж — форма покровительства нуждающимся. В дореволюционной Беларуси существовал в отношении сирот, больных детей, учащихся, вышедших из мест заключения и т.д. в виде материальной помощи и различных услуг частными лицами, благотворительными организациями и учреждениями. Патронесса — покровительница в благотворительном учреждении. Попечение — покровительство, забота. Попечитель — 1. Официально назначаемое лицо для попечения о ком-нибудь (попечение сирот, инвалидов, престарелых и т.д.) 2. В дореволюционной Беларуси и России - звание руководителя некоторых учреждений (попечитель учебного округа). Попечительство — 1. Меры для попечения о ком-нибудь (учредить попечительство над сиротами). 2. Учреждение, общественная благотворительная организация для попечения о нуждающихся в помощи (Попечительство о слепых, Попечительство о глухонемых и т.д.). Призреть — дать приют и пропитание, проявить заботу. На Беларуси существовало государственное, общественное, частное призрение и их разновидности. Понятие «призрение» появляется в XVII в. Психолого-ориентированные модели социальной работы — совокупность теоретических концепций социальной работы, в основе которых находится познание закономерностей психологического статуса, развития человека. Редистрибуция — передача части избыточного продукта в древней общине в распоряжение вождей на различные общественные нужды. Реципрокация — взаимопомощь, взаимный обмен услугами и дарами. Слабоумие. В настоящем учебном пособии термин с. используется для обозначения тех состояний, при которых наблюдаются разные формы и степени недостаточности интеллектуальной деятельности. Этим термином в настоящее время пользуются психиатры, дефектологи, юристы, социологи и социальные работники. На некоторых этапах развития учения о с. он не заключал в себе такого широкого обобщающего значения, какое имеет сегодня. В некоторых государствах до сих пор термином с. пользуются для обозначения только одной из форм или степеней глубокой (легкой) интеллектуальной недостаточности. Слепня — безразборная раздача милостыни. У восточных славян — одна из первых и основных форм проявления милосердия и благотворительности, предопределенная христианскими догматами. На деле с. была более нужна самому нищелюбцу, чем нищему, как средство для обеспечения своего будущего в загробной жизни. Нищий для благотворителя — лучший молитвенный ходатай. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается». Социолого-ориентированные модели социальной работы. В их основе находится познание закономерностей социального развития, структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов. Социальная деятельность — совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или природой. Социальная защита — система мероприятий и учреждений, обеспечивающих осуществление по гарантированию минимальных достаточных условий жизни, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Идентифицируется с государственной системой гарантированной социальной помощи населению. Социальная педагогика — процесс педагогического влияния на социальное действие ребенка в различных сферах его микроструктуры. В более узком смысле слова — педагогика внешкольного воспитания. Социальная помощь — деятельность государственных, муниципальных и др. общественных организаций по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В досоветский период осуществлялось бесплатно или за незначительную плату в формах материальной помощи, социального патронажа, социального обслуживания в стационарных условиях (богадельни, приюты, инвалидные дома и т.д.), консультативной помощи и проч. Основные виды с.п.: материальная, финансовая, пенсионная, кредитная. Социальная работа — 1. Специфический вид государственной и негосударственной деятельности по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (индивидам, социальным группам, этническим общностям) с целью увеличения или восстановления их функциональных возможностей и особенностей. Термин перенесен из научной традиции американской системы помощи в начале XX в. взамен понятий «призрение», «благотворительность», «попечение» и т. п. В широкой научной практике применяется с конца 80 — начала 90-х годов. 2. Учебная дисциплина для подготовки специалистов в области социальной работы, систематизированное изложение с учебными целями ее основ. 3. Научная теория. Странноприимницы (странноприимный дом) — помещение для приюта странников, прохожих, скитальцев, богомолов. Трудовая помощь — «приискание» работы для безработных, содействие в овладении какой-либо профессией, устройство профессиональных школ (например, ремесленных), училищ и курсов для желающих получить работу. Фасилитарное поведение — поведение лица, оказывающего помощь нуждающемуся путем интерпретации его поведения, совместного обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов. Филантропия — человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность. Фундация — пожертвования монастырям, церквам, костелам и др. учреждениям земельных угодий (в т.ч. с крестьянами), денег, драгоценностей и др. Шпиталь — учреж
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.017 с.) |