Глава І. Зарождение социальной помощи и благотворительности в древности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава І. Зарождение социальной помощи и благотворительности в древности



Введение

Проблема благотворительности и призрения актуальна на любом историческом этапе. Особенно остро она возникла на современном этапе развития общества. Основные задачи данного учебного пособия состоят в том, чтобы дать определенное, систематизированное представление об условиях и путях становления, формах и методах развития социальной работы в мире и Беларуси, ее осуществления как в «закрытых», так и в «открытых» формах призрения различных категорий нуждающихся, определить характерные черты и особенности того или иного периода в связи с социальной историей страны.

Если кратко рассмотреть ход истории, увидим все разнообразие средств поддержания социального мира. Требование «хлеба и зрелищ» можно рассматривать как лозунг социальных работников Древнего Рима; идеализация нищенства в период раннего и классического средневековья приводит к формированию основных правил подачи милостыни, исходивших из принципа «Бог все видит — Он и рассудит»; можно физически уничтожать изгоев общества, и «охота на ведьм» в 16-17 веках в Европе выступает средством социальной работы; есть возможность «уничтожить» нищету путем изоляции бедняков в работных и смирительных домах в 17-18 веках; можно поддержать более-менее достойный образ жизни нуждающихся за счет имеющихся у общества амортизационных фондов.

Нельзя судить о цели социальной работы, исходя из современных представлений о средствах и формах помощи и поддержки нуждающихся слоев населения. Вследствие этого курс истории социальной работы необходимо показывать в разрезе человека в истории.

Содержание:

Краткий курс лекций:

Глава І. Зарождение социальной помощи и благотворительности в древности.

Глава ІІ. Благотворительность в эпоху средневековья.

Глава ІІІ. Становление государственной системы благотворительности (16-18 вв.).

Глава ІV. Система благотворительности в 18-19 вв.

Глава V. Социальная работа на Беларуси в советский период.

Глава VІ. Формирование современной системы социальной работы на Беларуси.

Глава VII. Социальная работа за рубежом в 20 веке.

Глава VIII. Социальная работа в странах Азии, Африки и Латинской Америки в 20 веке.

 

Тематика семинарских занятий

Словарь по дисциплине

Вопросы к экзамену

Вопросы к государственному экзамену

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие №1

ТЕМА: «Периодизация социальной работы. Благотворительность в Индии, Китае и Двуречье»

Вопросы:

1.Периодизация истории социальной работы.

2.Зарождение благотворительности в Месопотамии.

3.Развитие системы призрения в Индии.

4. Развитие системы призрения в Китае.

5.Развитие системы социальной помощи в Египте.

6.Проследите процесс формирования социальной помощи в Индии и Китае: сравнительный анализ.

7. Проведите сравнительный анализ по странам и континентам развития систем социальной помощи в древности.

Рефераты:

1.Социально-экономические аспекты развития Месопотамии.

2. Историческое и социально-экономическое развитие Индии.

3. Историческое и социально-экономическое развитие Китая.

 

Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин.

 

Литература:

1.Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1995.

2.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.

3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998.

4.Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998.

5.Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998.

6. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005.

7. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.

 

 

Семинарское занятие №2

Тема «Благотворительность и общественное призрение в Древней Греции»

Вопросы:

1.Историческая справка.

2. Государственные формы помощи в Афинах.

3. Общественные формы помощи в Афинах.

4. Система образования и воспитания в Афинах.

5. Формы социальной помощи в Спарте.

6. Система образования и воспитания в Спарте.

7. Отношение к проституции в Древней Греции.

8. Борьба с асоциальными явлениями в Древней Греции.

9. Положение женщин в Древней Греции.

10. Сравнительный анализ социальной помощи в Древней Греции и Египте.

Рефераты:

1. Исторические периоды в развитии Древней Греции.

Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин.

Литература:

1.Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1995.

2.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.

3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998.

4.Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998.

5.Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998.

6. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005.

7. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.

 

Семинарское занятие №3

ТЕМА: «Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме. Римское право о проблеме попечительства»

 

Вопросы:

1. Источники социальной помощи в Древнем Риме.

2. Методы и формы социальной помощи в Риме.

3. Общественные виды помощи.

4. Социальная помощь маргинальным слоям населения.

5. Генезис проблемы попечительства.

6. Виды усыновления.

7. Основные виды опеки.

8. Значение для современного мира социальной помощи в Древней Греции.

9. Сравнительный анализ видов и форм социальной помощи в Греции и Риме.

Рефераты:

1. Историческое и социально-экономическое развитие Древнего Рима.

Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин.

 

Литература:

1.Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1995.

2.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.

3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998.

4.Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998.

5.Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998.

6. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005.

7. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.

 

Семинарское занятие №4

ТЕМА: «Становление социального призрения в эпоху средневековья»

Вопросы:

1.Роль церкви в благотворительности в Средние века.

2. Деятельность монашеских орденов.

3.Отношение средневекового общества к нищим и убогим.

4.Влияние на общественное призрение голода и эпидемий. Взаимопомощь в данных обстоятельствах.

5. Становление санитарного законодательства.

6.Проведите сравнительный анализ системы благотворительности в древние века и средние века.

7.Социальная работа на Беларуси в период средних веков.

8.Сравнительный анализ положения нуждающихся в данный период в странах Западной Европы и на Беларуси.

Рефераты:

Политическое развитие стран Западной Европы в средние века.

Примечание. Реферативное выступление не должно превышать 15 мин.

Литература:

1. Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.

2. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.

3. История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5. Фирсов М.В. История социальной работы в России и за рубежом. М.,1998.

6. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000.

7. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005.

8. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.

 

Семинарское занятие №5

Тема: «Становление государственной системы благотворительности в 16-18 вв.»

Вопросы:

1. Политическое положение в странах Западной Европы в 16-18вв.

2.Сущность понятия «охота на ведьм».

3.Положение изгоев общества в век Просвещения:

3.1. Социальная помощь сумасшедшим.

3.2. Социальное призрение больных.

3.3. Социальное призрение нищих.

4.Появление светских институтов социальной помощи в 16-18вв.

5.Система работных домов.

6.Деятельность благотворительных школ.

7. Социальное призрение на Беларуси.

8. Сравнительный анализ систем социальной помощи по эпохам.

Литература:

1.Доэл М. Практика социальной работы. М.,1995.

2.История государства и права зарубежных стран: в 2т. М.,1998.

3.Лозинский С.Г. История папства. М.,1986.

4.Социальная энциклопедия. М., 2000.

5.Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992.

6.Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

7.Фукс Э. История нравов: в 3 т. М., 1994.

8. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000.

9. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005.

10. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.

 

Семинарское занятие №6

Тема: «Система благотворительности в 18-19 вв.»

Вопросы:

1. Историческая справка про век Просвещения.

2. Этапы реформирования системы изоляции во второй половине 18 века.

3. Положение больничных заведений.

4. Реформа уголовного права.

5. Возникновение «карцерной» системы.

6. Появление социального законодательства.

7. Деятельность «Армии спасения».

8. Сравнительный анализ положения нуждающихся в век Просвещения в странах Западной Европы и Беларуси.

 

 

Литература:

1.Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.

2.Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М., 1997.

3.История государства и права зарубежных стран: В 2 т. м., 1998.

4.Социальная энциклопедия. М., 2000.

5.Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992.

6.Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

7.Фукс Э. История нравов: в 3 т. М., 1994.

8. Венгер Ю.И. История отечественной и зарубежной социальной помощи. Вит., 2005.

9. Григорьев А.Д. История социальной работы: до начала 20 века. Т.1, Мн., 2006.

 

Семинарское занятие №7

Тема: «Становление и развитие земской системы социальной помощи»

Вопросы:

1.Сущность земской реформы на Беларуси.

2.Формирование основ земской системы социальной помощи.

3.Особенности организации и финансирования, направления социальной деятельности белорусских земств.

4.Благотворительная деятельность земств в области просвещения и образования.

5.Организация медико-социальной помощи.

6.Помощь земств в социальной адаптации сельчан к новым социально-экономическим условиям.

7.Социальная работа белорусских земств в годы Первой мировой войны.

Рефераты:

1. Политическое развитие Беларуси со второй половины 19 века до начала 20 века.

Литература:

1. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000.- 240 с.

2.Крючок Г.Р. Очерки истории медицины на Беларуси. Мн., 1976.-264 с.

3.Шепельский М.С. Земства и школа на Беларуси // Начальная школа 1992/4, с.32-36.

4.Слобожанин В.П. Земское самоуправление в Беларуси. Мн.,1994.-85с.

 

Семинарское занятие №8

Тема: «Филантропия и меценатство на Беларуси в 19-20вв.»

Вопросы:

1.Предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии и меценатства.

2.Основные направления, формы и методы деятельности частных благотворителей.

3.Изменения в частной благотворительности в период формирования основ профессиональной социальной работы в начале ХХ века.

Рефераты:

1. Благотворительная деятельность императорской семьи.

2. Благотворительная деятельность белорусских магнатов (на основе нескольких примеров).

Литература:

1. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси. Мн., 2000.- 240 с.

2.Славутыя імены Бацькаўшчыны. Мн., 2003.-230 с.

 

 

Семинарское занятие №9

Тема: « Развитие детского призрения на Беларуси в 19-20 вв. »

Вопросы:

1. Влияние социально-экономических факторов на развитие социальной помощи детям.

2. Охарактеризуйте основные типы благотворительных учреждений социальной помощи детям.

3. Организация деятельности воспитательных домов.

4. Назовите преимущества и недостатки посемейного призрения детей.

5. Охарактеризуйте систему детских приютов.

6. Назовите положительные и отрицательные стороны воспитания детей в приютах.

7. Опишите систему детских дошкольных учреждений.

Литература:

  1. Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000.
  2. Григорьев А.Д., Кожурова М.А. Соц. работа на Беларуси с несовершеннолетними преступниками.— Мн., 2000.
  3. Григорьев А.Д. Эволюция соц. работы с детьми на Беларуси// Сац.-пед. работа.— 1998.— №3.— с.52-67.; №5.— с.51-63.
  4. Григорьев А.Д. Эволюция соц. работы с детьми на Беларуси// Сац.-пед. работа.— 2000.— №1.— с.46-58.; №2.— с.72-77.; №4.— с.11-113.; №5.— с.83-97.
  5. Шаронова Т.Р. Адукацыя, школа і развіцце педагагічнай думкі канца 19-пачатку 20 стст.-Мн.: 1994.-70с.

Семинарское занятие №10

Тема: «Развитие благотворительности в просвещении на Беларуси в 19-20 вв.»

Вопросы:

1. Зарождение идей благотворительности в сфере образования на Беларуси.

2. Конфессиональная и частная помощь в образовании в эпоху белорусского Возрождения и Реформации.

3. Изменение процесса социальной помощи в образовании в эпоху Контрреформации.

4. Зарождение светского образования.

5. Деятельность белорусских благотворителей в сфере образования (Д.Манюшко, В.Тышкевич, К.Чапский, А.Рокицкий и др.).

6. Общества взаимоществования учащимся.

7. Изменения в сфере образования в начале 20 века.

Литература:

1. Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000.

2. Гатальскі І. Масон з Роткаўшчыны // Бел. мінуўшчына.-1995.-№5.- с.50-51.

3. Кононова Т.Е. Учрежденія ісмператріцы Маріі как сістема поддержкі нуждаюўіхся // Соціальная работа: теорія, технологіяч, образованіе.-1998.-№2.- с.79-81.

4. Шаронова Т.Р. Адукацыя, школа і развіцце педагагічнай думкі канца 19-пачатку 20 стст.-Мн.: 1994.-70с.

 

 

Семинарское занятие №11

Тема: «Помощь трудновоспитуемым подросткам на Беларуси в 19-20 вв.»

Вопросы:

1. Охарактеризуйте основные проблемы формирования правовых, психолого-педагогических основ борьбы с девиантным поведением несовершеннолетних.

2. Деятельность белорусских исправительно-воспитательных заведений для несовершеннолетних.

3. Социальная помощь беспризорным девочкам.

4. Проблема патроната над несовершеннолетними преступниками.

Реферат:

1. Жизнь и деятельность И.У.Здановича.

Литература:

1.Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000.

2.Григорьев А.Д. Формирование на Беларуси системы соц помощи детям-инвалидам // Нар. асвета.— 1998.—№12.—с.143-149.

3.Григорьев А.Д. Формирование в дореволюционной Беларусисистемы социальной помощи аномальным детям // Соц.-пед. работа.-2000.-№1.- №2.- с.46-58.-с.72-77.-№4.- с.111-113.- №5.- с.77-83.

4.Грицкевич В.П. С факелом Гиппократа: из истории белорусской медицины. -Мн., 1987.-271 с.

 

 

Семинарское занятие №12

Тема: «Помощь аномальным детям на Беларуси в 19-20 вв.»

Вопросы:

1.Выявите характерные особенности процесса развития медико-социальной помощи нуждающимся на Беларуси.

2.Определите положительные и отрицательные стороны процесса развития медико-социальной помощи развития.

3.Становление системы государственно-общественной помощи больным и инвалидам.

4.Система помощи слепым.

5. Развитие медико-социальной помощи глухонемым.

6. Основные формы и методы социальной работы с умственно отсталыми детьми.

Литература:

1.Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000.

2.Григорьев А.Д., Кожурова М.А. Соц. работа на Беларуси с несовершеннолетними преступниками.— Мн., 2000.

3.Григорьев А.Д. Призрение трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетних преступников // Нар. асвета.— 1999.—№8.—с.145-151.

 

 

Семинарское занятие №13

Тема: «Соц. работа в советский период на Беларуси»

Вопросы:

1. Формирование основ советской модели соц. помощи (1917-1941гг.).

2. Различие в формах, средствах и методах помощи в досоветской и советской Беларуси.

3. Борьба с асоциальными явлениями:

а) беспризорность,

б) нищенство,

в) алкоголизм,

г) проституция.

4. Соц. помощь в годы ВОВ.

5. Развитие советской модели соц. поддержки (1945-1991гг).

Литература:

1. Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000.

2. Григорьев Г.А. Крестьянские общества взаимопомощи БССР: 1921-1930 гг.— Мн., 1993.

3. Андреева Е.Г. Созлание советской системы общественного дошкольного воспитания Белоруссии (1917-1920). –Мн., 1985.- 83с.

4. Караджамирлинская Г.С. Социальное обеспечение граждан СССр.- Мн., 1975.- 115с.

5. Ляшчынскі В.У. Дзіцячыя дамы: перыяд станаўлення // Нар. асвета.-1990.-№1.-с.77-80.

6. Смяховіч М.У. Дзіцячыя прыемнікі-размеркавальнікі // Нар. асвета.-1990.-№8.-с.79-81.

 

Семинарское занятие №14

Тема: «Соц. работа в постсоветский период на Беларуси»

Вопросы:

1. Социальная работа как учебная дисциплина.

2. Социальная помощь нуждающимся в постсоветский период:

а) характеристика гос. программ в области защиты населения,

б) деятельность Министерства соц.защиты,

3. Конфессиональная социальная помощь.

Литература:

  1. Григорьев А.Д. Соц. работа на Беларуси. Мн., 2000.

 

Семинарское занятие №15

Тема: «Социальная работа за рубежом в 20 в.»

Вопросы:

1. Социальная работа в США.

2.Социальная работа в Скандинавских странах:

а) общая характеристика;

б) Финляндия;

в) Норвегия;

г) Нидерланды.

3.Социальная работа в Европейских странах:

а) общая характеристика;

б) Великобритания;

в) Исландия;

г) Германия.

4. Социальная защита нуждающихся в Греции, Испании и Португалии.

5. Японская модель социальной работы.

6. Китайская модель социальной работы.

7. Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира.

8. Развитие социальной работы в латиноамериканских странах.

9. Складывание системы социальной защиты в странах Африки.

Литература:

1. Основы социальной работы: Учебник // Под ред. П.Д. Павленок.- М., 1998.-368 с.

2. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.-М., 2002.-256 с.

3. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом.-М., 1998.- 230 с.

4. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы.- М., 1994.-195 с.

5. Обучение практики социальной работы // Под ред. М.Доэла, С.Шардлоу.- М., 1997.-210 с.

6. Социальная работа.-2002.-№3.

7. Социальная работа.-2003.-№1.

8. Социальная работа.-2004.-№3.

 

 

СЛОВАРЬ

Андрагогика — наука о теоретических и практических проблемах обра­зования и воспитания взрослых. Впервые термин был исполь­зован немецким историком просвещения К. Каппом в книге о пе­дагогических взглядах Платона (1833). Большинство современных андрагогов склоняется к мнению, что — это самостоятельная наука, во многом отличная от педагогики. Основными задачами а. является раскрытие закономерностей, социальных и психологических факторов обра­зования и воспитания взрослых; разработка методических систем учебно-воспитательной работы с индивидами и группами. В РБ а. как наука и учебная дисциплина стала внедряться в 60-70-е го­ды. Новый всплеск интереса к а. начался с середины 90-х годов, в связи с разработкой теории и практики профессиональной со­циальной работы со взрослыми.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные врожденные или приобре­тенные отклонения от нормального физического или психическо­го развития, что вызывает необходимость в социальной помощи, поддержке и защите, специальном обучении и воспитании.

Беженцы — лица или группа лиц, покинувшие страну по­стоянного проживания в результате военных действий, насилия, преследований или иных чрезвычайных обстоятельств. Законом РБ «О беженцах» от 17 марта 1995 г. в соответствии с Конститу­цией РБ и общепризнанными нормами международного права оп­ределяется правовой статус б., регулируется порядок его приня­тия и утраты, устанавливаются правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражда­нами Беларуси. Законом регулируются обязанности органов госу­дарственной власти и управления, органов местного самоуправле­ния в отношении б. Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости б. Решает Государственная миграцион­ная служба РБ.

Благотворительность — в христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимуще­му, стремление исполнить «некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б. ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»). Позднее — безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учрежде­ний нуждающимся, в первую очередь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII -начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» по­нимались как синонимы.

Богадельня — божий дом, приют; богоугодное заведение для присмотра нищих, больных и увечных. Появились на белорусских землях вместе с христианст­вом первоначально при больницах, затем — фактически при каж­дой церкви или монастыре. Разновидностью богаделен на Белару­си были шпитали.

Богоугодные заведения — различные учреждения, пресле­дующие благотворительные цели; синоним — «благотворительные заведения».

Волонтеры — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуж­дению. Они могут действовать индивидуально, работать бесплатно в государственных или частных организациях социальной помо­щи и защиты либо являться членами добровольческих организа­ций. Работа волонтеров может быть как непосредственно испол­нительская, так и организаторская (например, создание и руководство различными благотворительными организациями или учреждениями). Участие студентов в волонтерском движении — неотъемлемая часть подготовки профессиональных социальных работников.

Воспитательные дома — учреждения для приема и призре­ния подкидышей и бесприютных младенцев.

Вспомогательная школа — учебно-воспитательное учреж­дение для умственно отсталых детей. В них дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и другими нарушениями, обучаются по специальной программе в объеме начального обра­зования.

Гуманизм — в контексте данной книги понимается как исторически изменяющаяся систе­ма взглядов, принимающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих спо­собностей. Критерием оценки гуманных действий является благо человека.

Детские колонии — загородные лагеря для оздоровления детей в основном из бедных семей. В XIX — начале XX в. на Бе­ларуси существовали сельские, школьные, каникулярные (дач­ные) д. к., создаваемые различными благотворительными обществами практически при всех более-менее крупных городах.

Дома работные — особые приюты, для неимущих, нищенствующих, проституток и т.д., в которые они направлялись принудительнона время или навсегда по рас­поряжению местного начальства. В России появились при Пет­ре I. К началу XX в. теряют свое значение и преобразуются в до­ма трудолюбия или дома для престарелых и инвалидов. На Беларуси р. д. не существовало.

Дома сиропитательные — общее название учреждений для призрения беспризорников, сирот и детей бедных родителей.

Дома трудолюбия — учреждения, организуемые различны­ми благотворительными обществами, для обеспечения трудоспо­собных нуждающихся (муж., жен. и беспризорников) работой, жильем, частично или полностью — одеждой и пропитанием, трудового перевоспитания бездомных. В России первый д. т. по образцу западноевропейских был основан в 1881 г. На Беларуси они появились в нач. 90-х годов XIX в. К 1907 г. д.т. действовали в Вильно (1893), Свентянах (1901),Витебске (1895), Двинске (1897), Гродно (1893) и Минске (1897). Большинство из них основано белорусскими отделениями Попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Один из самых крупных в Российской империи д. т. принадлежал Грод­ненскому христианскому благотворительному обществу и куриро­вался Министерством внутренних дел. В его мастерских занимались плетением корзин, расщипыванием перьев, вязанием чулок, вышиванием на канве, плетением ковриков из соломы и т.п. 296 мужчин и 2 тыс. 850 женщин.

Дядькование — специфическая форма сословной взаимопо­мощи, сельского социального патроната детей, распространенная на белорусских землях в XVI - нач. XVIII в. В соответствии с обычаем д. шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей в возрасте 4-5 лет на 3-5 лет в крестьянские семьи на воспитание. В ходе д. ре­шались прежде всего социально-педагогические задачи: воспита­ние у детей физических и духовных качеств (трудолюбия, силы, нетребовательности к еде, одежде; любви к родной земле, мило­сердия и т.д.), свойственных простому народу, а также умения выживать в трудных ситуациях, основываясь на принципах по­мощи и взаимопомощи. Д. сохранялось в некоторых местах Бела­руси вплоть до середины XIX в.

Инвалид — лицо, частично или полностью утратившее трудоспо­собность вследствие физических или умственных недостатков, которое нуждается в социальной помощи и защите. Понятие и. укоренилось на Беларуси с конца XVIII в. Первоначально и. на­зывали старых солдат, неспособных к строевой службе из-за уве­чья и ран (иногда тоже, что «ветеран»). В XIX в. и. — лицо, ко­торое по состоянию здоровья не могло себя обслужить. В БССР в зависимости от степени потери трудоспособности установлены 3 группы инвалидности, которые существуют и в настоящее время. И. обеспечивается государственной пенсией (пособием), необходи­мым лечением, помощью социального работника.

Инфатицид — детоубийство.

Квазигосударственные общества. В дореволюционной России — благотворительные общества полуобщественного-полугосударственного характера (го­сударственно-общественные), находящиеся под эгидой царской семьи, что давало им особые привилегии со стороны государства: от частичного финансирования до предоставления льгот. Их дея­тельность регламентирована и узаконена специальным образом. На территории Беларуси имели свои отделения следующие к. о.: Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское ведом­ство) (1797), Императорское человеколюбивое общество (1802), Российское Общество Красного Креста (с 1872 г.), Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (1895), с 1906 г. — Попе­чительство о трудовой помощи), а с 1913 г. — Всероссийское по­печительство об охране материнства и детства и Алексеевский комитет.

Копа — средневековое общинное собрание на Беларуси, ко­торое рассматривало внутренние вопросы крестьянской общины (в т.ч. вопросы призрения и помощи нуждающимся, борьбы с про­явлениями социальной патологии), выполняло роль народного суда. Судьями были все собравшиеся. Они имели право равного голоса в принятии решения. К., например, могла приговорить закоренелых пьяниц к покаянию, приковыванию к позорному столбу, прогонке с бутылкой на шее по селу или «хлысты» (нака­зание лозовыми прутьями). Решение к. не подлежало апелляции и выполнялось немедленно (в т.ч. и смертная казнь), сразу же по рассмотрению дела и одобрения его присутствующими на собра­нии сельчанами. Копные суды были в большом ходу у литовско-русских крестьян. Копа велась и в тех случаях, когда приходи­лось разыскивать преступника. Потерпевшие вызывали «на сок» всех окольных жителей, и никто не имел права отказываться от этого под страхом быть обвиненным копою. Копный суд был не чем иным, как продолжением того следственного суда, который совершался еще в эпоху Русской правды. К. действовала на тер­ритории Беларуси вплоть до XVIII в.

Ктитор — создатель монастыря или церкви, вкладчик, по­печитель, церковный староста.

Меценат — богатый покровитель искусств в Древнем Риме. Меценатство — один из видов благотворительности всфере культуры. Оно имеет различные направления и вызывается неоднозначными причинами.

Милосердие — одна из важнейших христианских доброде­телей, готовность помочь кому-нибудь или простить к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Принцип поведения, ос­нованный на сочувствии, сострадании, готовности делать добро как посредством «милостей телесных», так и «милостей духов­ных».

Нищенство — собирание милостыни как средство к сущест­вованию. Н. — поступок, заключающийся в обращении к благо­творительности, при определенных условиях делающих такое об­ращение наказуемым.

Общественное призрение — организованная система помо­щи в XIX в. со стороны государства или общественных институ­тов. Система общественного призрения представлена как МВД, так и земскими (городскими) учреждениями, церковью и благо­творительными обществами и учреждениями. В то же время раз­граничивали государственное и собственно общественное (пред­ставленное общественными организациями или учреждениями), частное призрение и их разновидности.

Опекунство — правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм о.: в виде опеки и попечительства. В настоящее время опека устанавливается над детьми до 15 лет, лишившимися родительского попечения, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие ду­шевной болезни или слабоумия.

Патронаж — форма покровительства нуждающимся. В дореволюционной Бела­руси существовал в отношении сирот, больных детей, учащихся, вышедших из мест заключения и т.д. в виде материальной помо­щи и различных услуг частными лицами, благотворительными организациями и учреждениями.

Патронесса — покровительница в благотворительном учре­ждении.

Попечение — покровительство, забота.

Попечитель1. Официально назначаемое лицо для попе­чения о ком-нибудь (попечение сирот, инвалидов, престарелых и т.д.) 2. В дореволюционной Беларуси и России - звание руково­дителя некоторых учреждений (попечитель учебного округа).

Попечительство1. Меры для попечения о ком-нибудь (учредить попечительство над сиротами). 2. Учреждение, общест­венная благотворительная организация для попечения о нуждаю­щихся в помощи (Попечительство о слепых, Попечительство о глухонемых и т.д.).

Призреть — дать приют и пропитание, проявить заботу. На Беларуси существовало государственное, общественное, частное призрение и их разновидности. Понятие «призрение» появляется в XVII в.

Психолого-ориентированные модели социальной работы — совокупность теоретических концепций социальной работы, в ос­нове которых находится познание закономерностей психологиче­ского статуса, развития человека.

Редистрибуция — передача части избыточного продукта в древней общине в распоряжение вождей на различные общест­венные нужды.

Реципрокация — взаимопомощь, взаимный обмен услуга­ми и дарами.

Слабоумие. В настоящем учебном пособии термин с. используется для обозначения тех состояний, при которых наблюдаются разные формы и степени недостаточности интеллектуальной деятельности. Этим термином в настоящее время пользуются психиатры, дефектологи, юристы, социологи и социальные работники. На некоторых этапах развития учения о с. он не заключал в себе такого широкого обобщающего значения, какое имеет сегодня. В некоторых государствах до сих пор термином с. пользуются для обозначения только одной из форм или степеней глубокой (легкой) интеллектуальной недостаточности.

Слепня — безразборная раздача милостыни. У восточных славян — одна из первых и основных форм проявления милосер­дия и благотворительности, предопределенная христианскими догматами. На деле с. была более нужна самому нищелюбцу, чем нищему, как средство для обеспечения своего будущего в загроб­ной жизни. Нищий для благотворителя — лучший молитвенный ходатай. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасает­ся».

Социолого-ориентированные модели социальной работы. В их основе находится познание закономерностей социального развития, структурирования общества, взаимодействия его соци­альных институтов.

Социальная деятельность — совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общ­ностями или природой.

Социальная защита — система мероприятий и учреждений, обеспечивающих осуществление по гарантированию минимальных достаточных условий жизни, удовлетворения потребностей под­держания жизнеобеспечения и деятельного существования. Иден­тифицируется с государственной системой гарантированной соци­альной помощи населению.

Социальная педагогика — процесс педагогического влия­ния на социальное действие ребенка в различных сферах его мик­роструктуры. В более узком смысле слова — педагогика внешко­льного воспитания.

Социальная помощь — деятельность государственных, му­ниципальных и др. общественных организаций по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществле­нию социальной адаптации и реабилитации граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В досоветский период осуществлялось бесплатно или за незначительную плату в формах материальной помощи, социального патронажа, социаль­ного обслуживания в стационарных условиях (богадельни, при­юты, инвалидные дома и т.д.), консультативной помощи и проч. Основные виды с.п.: материальная, финансовая, пенсионная, кре­дитная.

Социальная работа1. Специфический вид государствен­ной и негосударственной деятельности по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (индивидам, социальным группам, этниче­ским общностям) с целью увеличения или восстановления их функциональных возможностей и особенностей. Термин перенесен из научной традиции американской системы помощи в начале XX в. взамен понятий «призрение», «благотворительность», «по­печение» и т. п. В широкой научной практике применяется с конца 80 — начала 90-х годов. 2. Учебная дисциплина для подго­товки специалистов в области социальной работы, систематизиро­ванное изложение с учебными целями ее основ. 3. Научная тео­рия.

Странноприимницы (странноприимный дом) — помещение для приюта странников, прохожих, скитальцев, богомолов.

Трудовая помощь — «приискание» работы для безработ­ных, содействие в овладении какой-либо профессией, устройство профессиональных школ (например, ремесленных), училищ и курсов для желающих получить работу.

Фасилитарное поведение — поведение лица, оказывающего по­мощь нуждающемуся путем интерпретации его поведения, совме­стного обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов.

Филантропия — человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благо­творительность.

Фундация — по­жертвования монастырям, церквам, костелам и др. учреждениям земельных угодий (в т.ч. с крестьянами), денег, драгоценностей и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.142 с.)