Глава vі. Формирование современной системы социальной работы на Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава vі. Формирование современной системы социальной работы на Беларуси



 

1. Становление социальной работы как профессии и науки.

2. Социальная поддержка нуждающихся слоев населения.

3. Деятельность общественных организаций и благотворительных фондов.

4. Конфессиональная помощь.

 

1. С начала 90-х г. на Беларуси, перешедшей в новое геополитическое пространство, происходит активное формирование современной системы (моде­ли) социальной деятельности, профессиональной социальной ра­боты.

Как наука и учебная дисциплина социальная работа на Бе­ларуси переживает стадию своего становления. Ее характерными признаками стали наличие учебных кафедр, учебных пособий, специальных журналов. С 1990г. к подготовке социальных педа­гогов приступил Белорусский университет культуры (БУК), а с 1991 — Белорусский государственный педагогический универси­тет им. М. Танка (БГПУ).

Подготовку профессиональных социальных работников с квалификацией «Социальная работа, организация медико-социальной помощи населению» с 1995г. начала кафедра под ру­ководством Т.П. Михневич в БГПУ им. М. Танка. Основным за­казчиком кадров стало Министерство социальной защиты населе­ния Республики Беларусь.

С августа 1998г. начал функционировать Минский филиал Московского государственного социального университета. В свое время МГСУ одним из первых в обновленной России начал подготовку дипломированных социальных работников. В настоящее время в России около 70 вузов занимается подготовкой профессиональных социальных работни­ков по самым различным специальностям, но только МГСУ вхо­дит в структуру Министерства труда и социальной развития РФ.

В условиях формирующегося рынка образовательных услуг конкуренцию государственным вузам пы­таются составить различные коммерческие высшие учебные заве­дения. С 1991г. по специализации «Организация социально-психологической помощи населению» с квалификацией «Соци­альный работник, менеджер в системе социально-психоло­гической помощи населению» подготовку социальных работников начал гуманитарный факультет Негосударственного института современных знаний.

Как и во всяком новом деле, в подготовке социальных ра­ботников не обходится без недостатков. Прежде всего катастро­фически не хватает учебников и учебных пособий, да и просто материалов по социальной работе. На Беларуси нет вузов, которые бы готовили специалистов по работе с отдельно взятыми группами нуждаю­щихся в социальной помощи (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.п.), ощущается нехватка квалифицированных пре­подавателей по многим направлениям социальной работы и т.п.

С мая 1997г. с периодичностью один раз в два месяца стал выходить научно-методический и информационный журнал «Сацыяльна-педагагiчная работа» (главный редактор А.С. Никончук).

 

2. Вопросами повышения эффективности профессиональной социальной работы с различными категориями нуждающихся, разработкой нормативных актов и проч. непосредственно занима­ются Министерство социальной защиты населения и комиссии Национального собрания Республики Беларусь. В последние годы появился ряд законов по вопросам улучшения социального поло­жения ветеранов, инвалидов, детей, молодежи, женщин, безра­ботных, социальной работы с ними. Постановлением правительст­ва от 19 апреля 1995г. утверждено Положение о Министерстве социальной защиты населения Республики Беларусь, что стало важным шагом в реформировании его деятельности в современ­ных условиях.

Правительство разработало проект Комплексной системы мер по социаль­ной защите населения, обнародованного в 1999г. Реформирование в соответствии с имеющимся отечественным и зарубежным опытом должно завер­шиться к 2005г. Ее предполагалось осуществить в два этапа: на первом этапе (2000-2001) предусматривается достичь смягчения социальных последствий переходного периода и усилить адресную поддержку малообеспеченных групп населения путем недопуще­ния дальнейшего снижения уровня жизни и укрепления системы минимальных социальных гарантий; на втором этапе (2002-2005) должно быть завершено реформирование системы социальной за­щиты, предусматривающей разделение системы социального обес­печения на две организационно самостоятельные с разными ис­точниками финансирования: социальное страхование и социальную, помощь.

В 1993г. с целью устранения ненужного дуб­лирования и параллелизма, приближения процесса социальной помощи к мировым образцам, а также совершенствования систе­мы финансирования расходов на социальное страхование поста­новлением Верховного Совета Республики Беларусь на базе Пен­сионного фонда и Фонда социального страхования образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Финансирование расходов на пенсии, пособий на детей и другие социальные выплаты отныне стало осуществляться из единого национального государственного органа. Этот Фонд небюджетный, хотя определенные дотации из бюджета продол­жают иметь место, и формируется за счет взносов нанимателей (35% от всех выплат наемных работников) и 1% с начисленной заработной платы.

Социальное страхование в Республи­ке Беларусь осуществляется в соответствии с законом Республики Беларусь «Об обеспечении государственного социального страхования» от 31 января 1995г.

Совмин республики одобрил разработанную Минсоцзащиты концепцию реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость развития трех­уровневой системы: социальные пенсии, трудовые (страховые) и дополнительные негосударственные пенсии.

Помимо традиционного направления работы (пенсии), в сис­теме Минсоцзащиты утверждается новое — социальная помощь, обслуживание пожилых людей и инвалидов. С 1987г. в собесах появились первые социальные работники по обслуживанию оди­ноких нетрудоспособных граждан. На территории района, города, административного района города, городского поселка создано по одному отделению социальной помощи на дому для обслуживания пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Основными направлениями деятельности отделений стали:

-выяв­ление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;

-оказание им социально-бытовой и иной помощи;

-организация сбора, хранения и выдачи одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

-содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных дей­ствующим законодательством и др.

Необходимо учитывать и «психологический фактор»: соци­альные работники уже только тем, что регулярно навещают оди­ноких нетрудоспособных граждан на дому, снижают дефицит че­ловеческого общения, в какой-то мере избавляют их от вынужденного одиночества. Это в свою очередь, сохраняет не только психику, но и продлевает жизнь, снижает нагрузку на го­сударственные учреждения социальной защиты.

Должности социальных работников введены из расчета об­служивания одним работником 8-10 пенсионеров и инвалидов, проживающих в городе, и 4-8 — в сельской местности или в го­родском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства. В республике создано 625 отделений социальной помощи.

Одним из главных препятствий в деле повышения эффек­тивности современной профессиональной социальной работы в системе Минсоцзащиты остается недостаток средств, низкий уро­вень оплаты труда социальных работников.

Престижу социальных работников несомненно послужит и тот факт, что с 5 января 1998г. в соответствии с указом Прези­дента Республики Беларусь было установлено празднование «Дня работника социальной защиты».

Дефицит социальных работников особенно ощущается на селе, где проживает почти вдвое больше одиноких и больных, чем в городе. На селе предполагается совершенствовать и развивать государственные объекты социального назначения прежде всего для пожилых людей и инвалидов (территориальные центры и центры срочной помощи, социально-психологические центры и приюты, дневные стационары для инвалидов и престарелых, до­ма-интернаты и отделения милосердия, сезонные дома-интернаты малой вместимости на 10-15 мест, больницы, палаты, койки сест­ринского ухода, отделения медико-социальной реабилитации), а так же содействовать созданию сети негосударственных социаль­ных учреждений (частных приютов и дневных стационаров для престарелых и инвалидов, приютов и ночлежек при религиозных конфессиональных организациях и т.п.).

В 1990-ые годы беспокойство общества вызывало состояние семьи, материнства и детства, которое можно охарактеризовать как кризисное. Уровень рождаемости не обеспечивал простое воспроизводство населения. Расло число детей, рождаемых вне брака, все более проявляет себя феномен социального сиротства (до 20 тыс. детей при живых родителях). По официальным данным и по опросам белорусских социологов большинство семей нуждается в различных видах материальной, психологической, юридической, социально-педагогической и иной помощи.

В 1995г. принят Перспектив­ный национальный план по выполнению закона Республики Бе­ларусь «О правах ребенка» (1993). С 1995г. осуществляется раз­работанная по поручению Президента и Совета Министров Республики Беларусь Министерством социальной защиты населе­ния национальная программа «Дети Беларуси». Она рассчитана до 2000г. и включает подпрограммы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания». Ожида­ется создание необходимых предпосылок для улучшения жизни прежде всего детей-инвалидов и сирот, обеспечение широкого спектра услуг семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Финансирование названных программ осуществляется из республиканского и местных бюджетов.

21 января 1998г. Указом Президента Республики Беларусь утверждены «Основные направления государственной се­мейной политики Республики Беларусь». Осуществление принципов государственной семейное политики позволит: укрепить мате­риальное положение, нравственное, физическое и духовное здоро­вье семьи и детей; более полно реализовать репродуктивные функции семьи и улучшить на этой основе режим воспроизводст­ва населения; сократить в республике социальное сиротство, обес­печить преимущественное воспитание детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, в семейных условиях; создать условия для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество; уменьшить детскую безнадзорность и число правонарушителей среди детей и подростков.

Среди негосударственных отечественных организаций по­мощи детям — Белорусский детский фонд, Фонд «Детям Черно­быля», Белорусское республиканское товарищество «Дети в беде», Фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы — детям», Фонд помощи детям-сиротам «Надзея», Союз одиноких матерей, Белорусская ассоциация многодетных родителей, различные ассо­циации детей-инвалидов, таких, как, например, Белорусская гу­манитарная неправительственная организация «Детский диабет», имеющая региональные и районные отделения, ассоциации и ор­ганизации родителей глухонемых и слепых детей.

Белорусский детский фонд (БДФ) – самая крупная из общественных организаций подобного рода. Фонд создал банк данных по детским домом семейного типа и де­тям-сиротам, принял участие в разработке Положения о ДДСТ, регулярно проводит рейды-обследования жилищных условий опе­кунских семей, организует оздоровление, лечение и отдых сирот, осуществляет поддержку одаренных детей и помощь «трудным» подросткам.

Оказывали помощь белорусским детям и международные благотворительные организации, среди них: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международный Крас­ный Крест, Всемирная Организация Здравоохранения, Международный фонд «Забота о детях». Их адресная поддержка способствовала успешной реализации национальной про­граммы «Дети Беларуси».

Наблюдался своеобразный ренессанс до­революционного патроната, социальной помощи освобожденным из мест заключения. С октября 1996г. действует «Общество пе­нитенциарных учреждений», которое организует и центры социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест заклю­чения. В структуре МВД создан «Центр реабилитации судимых лиц». Центр предоставляет для лиц без опре­деленного места жительства, вышедших из тюрем, прописку на 6 месяцев и ночлег в Минске для 15 человек.

Социальная работа с престарелыми и инвалидами после 1991г. также подверглась коренным изменениям. Разработана Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей на 1993-2000 гг. Ее принятие связано с прогрессирующим ростом числен­ности этой категории населения, снижением уровня ее социаль­ной защищенности.

По данным Министерства социальной защиты, в начале 2000г. в системе социальной защиты республики функциониро­вало 74 учреждения. Их деятельность регламентируется Положением о доме-интернате для престарелых. Трудно решаемой проблемой являлось соз­дание на Беларуси специальных домов-интернатов для престаре­лых и инвалидов.

Гуманитарная помощь поступала в дома-интернаты в крайне ограниченных размерах. Она составляла чуть более 1% от всех доходов домов-интернатов и территориальных центров.

Своими корнями уходит в дореволюционное прошлое и та­кая форма социальной помощи, как Территориальные центры со­циального обслуживания престарелых и инвалидов с отделениями дневного и пятидневного пребывания, которые организуют досуг своих клиентов, посильный труд (шитье, вязание, изготовление простых изделий), обслуживание и питание (бесплатное или за чисто символическую плату), обеспечивают одеждой и пр. Такая форма обслуживания особенно привлекательна для тех одиноких нетрудоспособных граждан, которые не хотят надолго расставать­ся с привычной обстановкой своего дома. Временное пребывание в таких центрах не грозит психологическим дискомфортом, нередко возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат. Отделение дневного пребывания позволяет им преодолеть одино­чество и замкнутость, вновь ощутить свою полезность. Социаль­ные работники стремятся создать там некое подобие домашней обстановки, где, кроме того, можно получить доврачебную по­мощь, принять оздоровительные процедуры. В штате отделения, как правило, есть медицинская сестра, в обязанности которой входит посещение заболевших, вызов врача и выполнение его на­значений.

Социальная работа с инвалидами велась в соответствии с дейст­вующим законодательством, прежде всего с законами Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Бела­русь» (1991) и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1994).

Со­циальная работа государственных и негосударственных структур по защите и поддержке инвалидов осуществлялась по следующим основным направлениям: а) профилактика (предупреждение) ин­валидности; б) медико-социальная экспертиза; в) медицинская реабилитация; г) профессиональная реабилитация и рациональное трудоустройство; д) социальная реабилитация, включающая соци­альную помощь, социальное обслуживание инвалидов и другие направления. Основными видами социальной помощи инвалидам со стороны государства стали денежные выплаты, натуральное обеспечение, социальные услуги, создание «безбарьерной» среды жизнедеятельности.

Создан Республиканский межведомственный Совет по про­блемам инвалидов из первых лиц министерств и ведомств, зани­мающихся вопросами социального обеспечения, здравоохранения, занятости, транспорта, связи, жилищного строительства, образо­вания, культуры и планирования.

Совершенствовалась нормативно-правовая база социальной ра­боты с аномальными детьми. В 1999г. вышли в свет Временное положение об интегративном воспитании и обучении детей до­школьного возраста с особенностями психофизического развития, Положение о пункте (центре) коррекционно-педагогической по­мощи, Положение о диагностико-реабилитационном центре, По­ложение о Республиканском центре реабилитации детей с нару­шением слуха.

 

3. В 2000г. БелОИ объединяло более 200 тыс. инвалидов. Общество является членом многих инвалидных объединений мира и самого крупного из них — ФИМИТИК. В сфере производства и занятости инвалидов БелОИ ориентируется на новые перспектив­ные сферы, связанные с привлечением своих членов к полигра­фии, упаковке и издательской деятельности, создание предпри­ятий по оказанию ремонтных и бытовых услуг. Одним из последних примеров эффективной деятельности БелОИ стало на­чало работ по созданию в Бресте «Дома милосердия», рассчитан­ного на 400 человек.

БелОИ развивает среди инвалидов интерес к физкультуре и спорту.

Высокую активность в деле социальной защиты инвалидов проявляют Фонд милосердия и здоровья, Белорусский фонд соци­альной защиты инвалидов, Белорусский союз родителей детей-инвалидов «Вита» (1988), их отделения в областях и районах, Бе­лорусский союз ветеранов войны в Афганистане.

Проблемы инвалидов находят свое отражение в журнале БелОИ «Окно» и газете «Наша доля». С 1989г. с периодичностью один раз в квартал выходит литературно-художественный, ин­формационно-публицистический вестник «Надежда» благотвори­тельное издание, учредителем которого стала литературная сту­дия творчески одаренных инвалидов при фонде «Милосердие и здоровье».

С распадом СССР и связанным с этим глобальным кризисом в трудное положение попали инвалиды по зрению и глухонемые. Объемы производства на предприятиях этих категорий инвалидов упали на 60 и более процентов, зарплата работающих сократилась вдвое, пришлось отказаться от надомного труда, временно пре­кратилось строительство жилья.

С середины 90-х гг. наблюдается постепенный выход из кризисного состояния Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ).

На Беларуси действуют 3 специализированных детских са­да, 36 специальных групп, 7 школ слепых и слабовидящих, в ко­торых обучается свыше 1 тыс. человек. Сложи­лось непростое положение с трудоустройством выпускников этих школ. В связи с этим БелТИЗ предлагает по примеру ряда евро­пейских стран сделать ряд профессий на Беларуси монопольными для инвалидов по зрению (телефонист, настройщик музыкальных инструментов, массажист). Построен Реабилитационный центр для слепых в Минске на 60 курсантов, осуществляющий первона­чальную реабилитацию, обучение инвалидов выполнению про­стейших бытовых операций и приобретение ими профессии.

Действуют лабора­тория по разработке и внедрению инватехники, типография для издания литературы для слепых, объединенная редакция журнала «Зрок» и радиожур­нала «Товарищ». В 1994г. создан печатный орган БелТИЗ ежене­дельник «Центральная газета».

БелТИЗ и БелОГ имеют свои культурно-просветительные центры, театры и студии, дома культуры, курорты и базы отдыха.

В деле социального обслуживания одиноких престарелых и инвалидов значительно возросла роль БелОКК. Главным направлением в работе БелОКК стало оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым. Организация получает помощь от многих общественных органи­заций и органов самоуправления, плодотворно сотрудничает с Международным Красным Крестом.

 

4. После 1991г. новое дыхание приобрела конфессиональная соци­альная работа. Возрождаются храмы и монастыри, приходы и церковные братства. На Беларуси действовало в конце 20 века 26 религиозных объеди­нений. Наиболее крупными и влиятельными из них остаются православная и католическая церкви.

Возобновило свою деятельность братство при Покров­ском монастыре в Минске. Активно действует Белорусское пра­вославное братство в честь Трех Виленских Мучеников при минском Святопетропавловском соборе.

В начале 1994г. на втором съезде православных братств и православной молодежи Беларуси создан координирующий орган для межбрат­ских внутрицерковных сношений «Злучнасць праваслауных брацтвау Беларусi».

Возрождается институт сестер милосердия, различные ду­ховные школы.

Социальным служением активно занимаются 3 монашеские религиозные общины (монастыря) римско-католической конгре­гации в Браславе, Гродно и Новогрудке. С 1990г. в Гродно дейст­вует Высшая католическая духовная семинария.

Из наиболее эффективных форм и направлений практики милосердия, проявившихся на Беларуси, следует назвать актив­ную работу в области здравоохранения, с алкоголиками и нарко­манами (православная и католическая церкви), с семьей, детьми, оказание помощи детским домам (протестантские организации). Все конфессии уделяют большое внимание развитию социальной помощи инвалидам, престарелым, безработным, переселенцам из Чернобыльской зоны.

Священники и верующие сотрудничают с органами социальной защиты в оказании помощи тяжелобольным пожилым людям, детям и инвалидам, в уходе за престарелыми, нуждающимися в медико-социальной и бытовой помощи, в ока­зании психологической помощи, сохранении и улучшении нрав­ственного здоровья. Набирает силу практика создания и органи­зации деятельности учреждений по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов при церковных общинах.

Таким образом, с начала 1990-х годов на Беларуси возрождаются ранее уже существовавшие формы социальной помощи нуждающимся.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Как меняются формы, методы и направления социальной помощи в РБ после 1991г.?

2. С какими проблемами сталкиваются студенты, обучающиеся по специальности «Социальная работа»?

3. Как на практике реализуются государственные программы по поддержке и защите населения?

4. По каким направлениям осуществляется деятельность общественных организаций?

5. Как развивается конфессиональная социальная помощь?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.035 с.)