Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции и методы борьбы с ней



Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год (далее – Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

· вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

· интеграция в трудовую сферу целевых групп

· населения, нуждающихся в социальной поддержке;

· содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

· повышение конкурентоспособности рабочей силы,

· снижение дисбаланса между спросом и предложением;

· обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

· обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах – 25,2 тыс., в сельской местности – 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест - с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных смогут получить финансовую поддержку в виде субсидии из средств Фонда для организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов нанимателям установлена броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по конкретным заказам предприятий (Приложение Е).

Для обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:

в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;

в Витебской – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;

в Гомельской – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;

в Гродненской – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;

в Минской – города Вилейка, Березино, Копыль;

в Могилевской – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

В полном объеме будет обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Планируется также совершенствование работы института социального партнерства по содействию модернизации экономики и обеспечению социальной поддержки работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств.

Дальнейшее развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения (далее – ИВС ГСЗ) позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы ”Общереспубликанский банк вакансий“ в сети Интернет, создать систему защиты информации ИВС ГСЗ, будет способствовать развитию и обслуживанию сети передачи данных на базе существующих сетей и каналов связи, развитию и обслуживанию корпоративной системы электронной почты.

На выполнение мероприятий Государственной программы в 2011 году будет выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе средства Фонда – 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей – 15 341 266 тыс. рублей.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить к концу 2011 года:

численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670 – 4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области – 640,3 – 647,2 тыс. человек, Витебской – 573,6 – 579,7 тыс. человек, Гомельской – 667,2 – 674,3 тыс. человек, Гродненской – 509,1 – 514,6 тыс. человек, Минской – 674,7 – 681,9 тыс. человек, Могилевской – 508,6 – 514 тыс. человек, г.Минску – 1096,5 – 1108,3 тыс. человек;(Приложение В)

уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2 –
1,5 процента, в том числе в Брестской области – 1,5 процента, Витебской – 1,6, Гомельской – 1,4, Гродненской – 1,4, Минской – 1,2, Могилевской – 1,5, г.Минску – 0,5 процента. (приложение Г)

Для выявления потенциально избыточной численности персонала организаций и разработке планов социально ответственной реструктуризации предусматривается оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

Меры по опережающему обучению будут осуществляться под заказ нанимателей посредством компенсации им затрат на профессиональное обучение в отношении работников, находящихся под риском увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников при условии гарантии последующего трудоустройства нанимателем переобученных работников.

В целях информирования населения о возможностях трудоустройства предусматривается организация проведения ярмарок – вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и социальной защите, работы телефонной “горячей линии“.

Значительно повысит оперативность предоставления гражданам информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов связи. На сайте Минтруда и соцзащиты постоянно будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

На реализацию Государственной программы будет направлено 171 171 621 тыс.рублей, из них средств Фонда 121 565 555 - тыс. рублей
(в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средств местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс.рублей, собственных средств нанимателей – 15 341 266 тыс. рублей. При этом основная сумма средств будет направлена на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер политики занятости населения.

Реализация Государственной программы будет способствовать повышению эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики, вовлечению в экономическую деятельность незанятых граждан, стимулированию роста занятости в сфере услуг, достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижению остроты проблемы занятости граждан целевых групп, обеспечению занятости населения, проживающего в малых городах и сельской местности, сохранению контролируемой и управляемой ситуацию на рынке труда.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;

вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

совершенствование системы социальной защиты от безработицы;

обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

В условиях структурных изменений национальной экономики и перехода на инновационный путь развития, а также прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

В Государственной программе закладываются основы такого повышения, а также превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных с реструктуризацией организаций и оптимизацией численности их работников.

В Государственной программе предусматриваются следующие приоритетные направления:

содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;

стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;

содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;

повышение экономической активности незанятого населения;

создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;

обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

совершенствование социальной защиты безработных;

совершенствование законодательства в сфере занятости населения.

По каждому из направлений Государственной программы предусматривается реализация конкретных мероприятий, выполнение которых будет способствовать достижению цели и решению ее задач.

Для выявления потенциально избыточной численности организаций и разработки планов социально ответственной их реструктуризации будет оказываться помощь нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

В целях информирования населения о возможностях трудоустройства планируются проведение ярмарок вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и социальной защите, организация работы телефонной ”горячей линии“.

Значительно повысит оперативность предоставления гражданам сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов связи. На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты постоянно будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

Для содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места.

В целях стимулирования нанимателей к созданию в первую очередь высокопроизводительных и высокоэффективных рабочих мест планируется оказание им финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) для трудоустройства на них граждан.

Кроме того, будут приниматься меры по содействию в трудоустройстве целевых групп населения, в частности, установление нанимателям брони для приема на работу, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оказание содействия в организации предпринимательской деятельности, трудоустройстве на рабочие места в рамках организации временной занятости безработной молодежи ”Молодежная практика“, привлечение на оплачиваемые общественные работы, адаптация к трудовой деятельности и тому подобное.

Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, а также профессионального обучения и ориентации, прежде всего в школьной среде, направленная на повышение престижа рабочих профессий. Будет совершенствоваться система содействия трудовой занятости учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности, в малых городах.

На основе мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:

в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, г.п.Телеханы Ивацевичского района, р.п.Речица Столинского района;

в Витебской области – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;

в Гомельской области – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;

в Гродненской области – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, г.п.Россь Волковысского района;

в Минской области – города Вилейка, Березино, Копыль;

в Могилевской области – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи (Приложение Е).

Кроме того, в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), предусмотрены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах: в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Выполнение мероприятий Государственной программы позволит:

обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. – в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд;

оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

организовать оплачиваемые общественные работы (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных; (приложение Д)

направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45 процентов по заявкам нанимателей;

оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда;

оказать социальную поддержку 126 тыс. безработным в период поиска работы;

повысить экономическую активность незанятого населения;

сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке рабочей силы, повысить ее качество и конкурентоспособность;

повысить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре;

снизить безработицу среди молодежи, женщин, населения, проживающего в сельской местности, а также лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости населения;

стабилизировать ситуацию на рынке рабочей силы в административно-территориальных единицах с устойчиво высоким уровнем безработицы;

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно подвести следующие итоги.Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.С одной стороны, безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. С другой стороны, возникновение безработицы означает открытое недоиспользование рабочей силы как фактора производства, что сопровождается неполучением определенной части национального продукта. Безработица всегда грозит полной или частичной потерей квалификации, вызывает недополучение сектором домашних хозяйств части денежного дохода, следовательно, сокращает потребительский спрос, редуцирует автономное потребление, т. е. ускоряет «поедание» сбережений в секторе домашних хозяйств, её наращивание всегда сопровождается подрывом психологического здоровья нации. Безработица так же снижает жизненный уровень населения, обостряет социальные и политические противоречия.

Английский экономист А. Филлипс в конце 50-х гг. XX в. обнаружил зависимость между нормой без­работицы и приростом заработной платы. В дальнейшем кривая Филлипса была модернизи­рована путем замены ставки заработной платы на темпы роста цен.Таким образом, онапоказывает обратную взаимозависимость между темпами инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных. Позднее было доказано, что кривая достоверно описывает взаимосвязь инфляции и безработицы только в крат­косрочном периоде. В долгосрочном периоде данная зависи­мость становится совершенно иной. На смену теории простой и стабильной кривой Филлипса пришла теория естественного уровня.

В последнее время на рынке труда Беларуси складываются положительные тенденции. Для их закрепление и развитие бело­русской экономике требуется такая система мер и мероприятий макроэкономического регулирования, которая обеспечила бы высокие темпы экономического роста при низком уровне ин­фляции и безработицы. В этом контексте был разработан про­ект Программы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на 2011—2015 гг. В текущем пятилетии планируется обеспечить увеличение ВВП на 62–68%, объема промышленного производства — на 54–60%, продукции сельского хозяйства — на 39–45%, производства услуг — в 1,8-1,9 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9–1,97 раза.

Предусмотрено последовательное сокращение дефицита внешней торговли, который будет ликвидирован в 2014 году, а в 2015 году сальдо внешней торговли товарами и услугами должно быть положительным (0,5-0,6% к ВВП).

Намеченные в Программе меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за пятилетие.

Реализация поставленных задач в первую очередь потребу­ет проведения стимулирующей политики в реальном секторе экономики, осуществления комплекса мер по снижению издер­жек производства и сдерживанию монополистического вздутия цен, а также проведения активной политики на рынке труда, которая позволила бы создать дополнительные рабочие места, перераспределить трудовые ресурсы в точки их наиболее эф­фективного использования, стимулировать качественное совер­шенствование совокупной рабочей силы страны.

Все это в конечном итоге должно способствовать удержанию белорусской экономики на фазе подъема, достижению ею такой интегрированной цели макроэкономического регулирования, как обеспечение всестороннего гармоничного развития личнос­ти на основе повышения уровня и качества жизни белорусского народа.

 

Список литературы

1 Безработных все меньше: [статистические данные на 01.01.2011.] // Республика. – 2011. – 12 октября – С.3

2 Бордачева, Н. Больше рабочих мест – меньше безработицы/ Н. Бордачева// Экономическая газета. – 2006 – 13 июня –С. 24

3 Бордачева, Н. У безработицы женское лицо: [Сравнительный анализ за 2000 и 2005 гг.: статистические данные] / Н. Бордачева // Экономическая газета. – 2008 – 25 октября [№66] – С.24

4 Ванкевич, Е. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси / Е. Ванкевич // Белорусский экономический журнал. – 2007. – №1 – С.110-121

5 Лазовская, Т. Безработица молодеет 2:[ Проблемы трудоустройства молодежи]/ Т. Лазовская// Бел. час – 2006 – 21-28 июля [№29] – С.3

6 Маркина, Т. Более образованны, но зарабатывают меньше/ Т. Маркина// Экономическая газета – 2006 – 25 июля – с. 4-5

7 Макроэкономика / А.С. Селищев. – СПб: Питер, 2001. – 488с

8 Макроэкономика: социально- ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальностей учруждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.Л. Лутохина [ и др.]: под ред. Э.Л. Лутохина. – Мн.: ИВЦ Минфана, 2009, - 400с.

9 Макроэкономика: Учебн. Пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2006. – 462с.

10 Макроэкономика: Учебн. Пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998. – 216с.

11 Основы экономической теории: учеб. пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 397с.

12 Сомова, И. Минувшее полугодие характеризуется рядом положительных тенденций на национальном рынке труда/ И. Сомова//Нар. газ – 2006 – 15 августа – с. 4-6

13 Статистический сборник Республики Беларусь, 2006 (статистический сборник) Минстат Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 615с

14 Точицкая, Е. Безработица в регионе и ее проблемы / Е. Точицкая // Весник Белорусского государственного экономического университета. – 2007. – №4 – с.23-27

15 Фридкин, Л. Занятость в Беларуси глазами Минстата / Л. Фридкин // Экономическая газета. – 2011. – 20 октября [№ 53] – с.21

16 Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н. И. Базылев, А. В. Бондарь, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 549c

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Закон "О занятости населения Республики Беларусь" от 1 июля 2007 г.

Закон дополнен рядом новых статей: праве граждан на выбор профессии; профессиональную подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами Республики Беларусь; на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения. В перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости, включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние). В соответствии с Законом срок нахождения в органах государственной службы занятости населения в качестве безработного ограничен тремя годами. В Законе предусмотрено обеспечение трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службы занятости. Изменен порядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначается пособие по безработице сроком на один год (при стаже работы у мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года и более) и за два года - при ликвидации организации. Право решения о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органам государственной службы занятости и осуществляется только в случаях отсутствия возможностей их трудоустройства и с их согласия. При этом выплата пенсий (до наступления пенсионного возраста) будет производиться не из средств Фонда социальной защиты населения, а из средств государственного фонда содействия занятости. В перечень причин увольнения работников, по которым им не назначается пособие при регистрации их в качестве безработных, дополнительно включено расторжение трудового договора по соглашению сторон. И еще одно важное дополнение. Статья 16 "Участие профсоюзов в содействии занятости населения" дополнена пунктом, предоставляющим право местным исполнительным и распорядительным органам по предложению службы занятости приостанавливать на срок до шести месяцев решение массовом высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года с финансированием данных мероприятий за счет местных бюджетов и средств государственного фонда содействия занятости.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

Комментарий о порядке индексации доходов населения за октябрь 2011 г.

 

Индексация денежных доходов (заработной платы; денежного довольствия военнослужащих срочной службы, курсантов военно-учебных заведений и суворовцев, заработной платы государственных служащих и приравненных к ним лиц, денежного довольствия военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, государственных стипендий обучающимся), получаемых из бюджетных источников, за октябрь 2011 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» произведена в виде единовременного пересмотра их размеров.

Пособия и стипендии безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета индексируются на 158,9 процента (индекс потребительских цен за октябрь 2011 г. превысил пятипроцентный порог к сентябрю 2011 г. – моменту предыдущей индексации).

Индексация осуществляется по нормативу, установленному Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции». Индексируется доход в пределах 574 790 рублей – 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая 574 790 рублей, индексации не подлежит.

Населению, получающему доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).

Если коллективный договор содержит положение об индексации заработной платы в соответствии с законодательством, то применяется механизм индексации, предусмотренный для работников бюджетной сферы. В этом случае индексация производится в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда или путем автоматической корректировки заработной платы в пределах установленного законодательством норматива на индекс потребительских цен, значение которого рассчитывается нарастающим итогом к базовому месяцу – месяцу повышения размеров оплаты труда.

Однако установленный организацией механизм индексации может быть отличен от установленного законодательством. В этом случае организация самостоятельно определяет условия наступления индексации и порядок ее проведения, а также норматив индексации.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(справочное)

Таблица. Данные о численности безработных,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.081 с.)