Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава V. Социальная работа на Беларуси в советский период

Поиск

 

1. Формирование советской модели социальной помощи.

2. Помощь в годы ВОв.

3. Развитие советской модели социальной поддержки в 1945-1991гг.

1. Первые после Октябрьской революции годы на Беларуси стали переломными в подходах к проблемам соци­альной помощи и поддержки. Государство становится един­ственным субъектом помощи. Понятие «благотворительность» на десятилетия исчезает не только из официальных документов, но и из советских словарей.

Уже в ноябре 1917г. образованным при Совете Народных Комиссаров (СНК) Министерством по государственному призре­нию (МГП) во главе с A.M. Коллонтай упразднены благотвори­тельные общества и заведения помощи инвалидам, а денежные суммы поступили на счет ВЦИК увечных воинов при МГП. В де­кабре A.M. Коллонтай подписала постановление об упразднении учреждений Мариинского ведомства и его отделений, в январе 1918г. упразднены Всероссийское попечительство по охране ма­теринства и младенчества, Алексеевский комитет, Александров­ский комитет о раненых и т.д. Вместо них созданы соответст­вующие отделы Народного комиссариата социального обеспечения (НКСО) с представительствами (отделениями) в губерниях при местных Советах и других государственных институтах. До конца марта 1918г. Комиссариату призрения последовательно были пе­реданы обязанности по организации выдачи пайков семьям при­званных на военную службу; убежища для военно-увечных; на­значение пенсий военно-увечным; ряд открытых учебных заведений; санатории и др. Декреты и другие законодательные акты РСФСР распространялись и на территорию Беларуси. С 1917 по 1922г. вышло более 100 декретов по вопросам социального обеспечения.

Можно условно выделить три периода в оформлении идей советской модели социальной поддержки:

1-й — с 1919 по 1941 г., когда происходит сужение области познания социальной помощи досоветского периода, отказ от древних, изначально существую­щих отечественных традиций милосердия и благотворения и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе;

2-й — 1941-1945 гг., когда в экстремальных условиях, вызванных воен­ными действиями и геноцидом, происходит единение государст­венных и общественных сил и средств помощи населению (в т.ч. и с привлечением возможностей конфессионального социального служения), на основе общечеловеческих ценностей;

3-й — 50-е -начало 90-х гг., когда сохраняется и развивается система соци­ального обеспечения и социального страхования в условиях «раз­витого социализма» на всем пространстве СССР, особо интенсивно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов и помощи другим категориям «льготников».

Первый из названных периодов в практике социальной по­мощи характеризуется становлением государственной системы социального обеспечения трудящихся во всех случаях нетрудоспо­собности, оформлением на основе классового подхода нового за­конодательства, приоритетных направлений деятельности НКСО: охрана материнства и младенчества; устройство детских домов для беспризорников; попечение об инвалидах и их семьях, о пре­старелых и несовершеннолетних; медицинская помощь.

1 декабря 1921г. состоялся I съезд работников социального обеспечения социалистической Беларуси. На нем присутствовало 20 делегатов.

Закладываются основы пенсионного обеспечения по ста­рости и инвалидности с условием, что пенсия не должна превы­шать обычного среднего заработка рабочего. В 1921г. помощь от белорусского государства получили более 276 тыс. человек (ок. 10% всего населения).

В конце 1921г. правительство советской Беларуси приняло постановление «О социальном страховании лиц, занятых наем­ным трудом на кооперативных, государственных, концессионных, арендных и частных предприятиях, в учреждениях и хозяйст­вах». Социальное страхование распространялось на все случаи временной и постоянной утраты трудоспособности и по случаю смерти кормильца. Официально рабочие и служащие освобожда­лись от расходов на социальное страхование. В составе белорус­ского НКСО создается управление социального страхования, ко­торое с 7 июня 1922г. перешло на самоокупаемость. Госстрах Советской Беларуси образован 27 февраля 1923г. На основе член­ских взносов в районах и областях открываются страховые кассы, которые помимо выплаты пенсий и пособий трудящимся содер­жали дома инвалидов.

Уравнительные тенденции в назначении и получе­нии пенсий и пособий преобладали. Переход к начислению пен­сий в зависимости от заработка в БССР был осуществлен лишь в 1928г., когда было введено пенсионное обеспечение по старости независимо от состояния трудоспособности. Сначала оно распро­странялось на рабочих текстильной промышленности, а в даль­нейшем и на всех работников других отраслей народного хозяйст­ва.

Стратегия социального обеспечения меняется в годы нэпа. На первый план выдвигаются вопросы кооперации инвалидов, социального страхования рабочих, обеспечения крестьянства в порядке обязательной взаимопомощи. Ведущей становится проблематика инвалидизма и медико-трудовой экспертизы. Последняя все более унифицируется. Вводятся плановые показатели распределения инвалидов по предпри­ятиям. С середины 30-х гг. появляются специальные цехи на предприятиях и в кооперациях инвалидов для рабочих, больных туберкулезом легких.

Намечается стабилизация в области пенсионного обеспече­ния, которое распространяется на всех рабочих, а в 1937-1939 гг. — и на служащих. В декабре 1937г. на НКСО возлагаются задачи по обеспечению пенсиями военного контингента. Существенно возросли расходы государства на социальное обеспечение и разви­тие социального страхования. Страхование от безработицы за счет нанимателей и государства, при помощи профсоюзов осуществле­но впервые в мире. Одновременно закрыты частные (негосударст­венные) страховые пенсионные фонды, появившиеся на Беларуси в 20-е гг.

Сложившаяся в 30-е гг. система социального страхования просуществовала до конца 80-х.

В 1937г. выходит новое Положение о Народном комисса­риате социального обеспечения БССР. В соответст­вии с Положением в сферу социального обеспечения вошли: госу­дарственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация морально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания; руково­дство деятельностью учреждений социального обеспечения; рабо­той ВТЭК; руководство работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, составление планов развития соци­ального обеспечения БССР; подготовка законов по социальному обеспечению.

Для различных категорий инвалидов предусматривались определенные льготы: налоговые, медицинские, коммунальные. Дети инвалидов приравнивались к детям рабочих и получали го­сударственные стипендии, а также право на внеочередной прием в дошкольные учреждения. Для инвалидов организовывались артели и кооперативы, кассы взаимопомощи. В задачи последних входило организация санаторно-курортной помощи инвалидам, сети детских учреждений, предоставление ссуд. Быстрыми темпа­ми развивалось протезирование. Помимо выдачи пособий инвали­дам, НКСО БССР организует их обучение различным ремеслам и переобучение. На Беларуси стали открываться дома для инвали­дов и престарелых, которые по состоянию здоровья нуждались в постоянном уходе. Проживающие в них состояли на полном госу­дарственном обеспечении. К началу Великой Отечественной вой­ны в БССР функционировало 40 домов для инвалидов и престаре­лых с более чем 4 тыс. призреваемых. В период немецкой оккупации почти все они были сожжены, а имущество разграбле­но.

В соответствии с «Перспективным планом борьбы с нищенством, беспризорностью и проституцией», утвержденным постановлением второй сессии ВЦИК РСФСР (1918) и впоследствии распространенным на БССР и другие союзные республики, велась работа по ликвидации раз­личных проявлений социальной патологии.

С 1926г. впервые налажен статучет нищих в стране, кото­рых по стало значительно больше. Появились новые категории профессиональных нищих, в т.ч. из старой ин­теллигенции и бывших военных. Организованы распределители для нищих, им оказывалась трудовая помощь путем устройства в различные учреждения в зависимости от трудоспособности. Пре­старелых и инвалидов направляли в организованные для них убежища, детей — в детские дома и колонии, трудоспособных безработных - в отделы распределения рабочей силы, «тунеядст­вующих» - в трудовые коммуны.

С 1920г. была установлена уголовная ответственность за уклонение от трудовой повинности и за трудовое дезертирство. Формой принуждения к труду стало установление уголовной от­ветственности за нарушение продолжительности рабочего дня.

С середины 30-х гг. вовсю заработал репрессивный аппарат. Например, прогул (опоздание на работу или с обеденного переры­ва более 20 мин.; преждевременный уход с работы, бездельнича­нье в рабочее время и т.п.) влекло направление виновного на тя­желые принудительные работы на значительный срок. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932г. установило за хищение социалистической собственности в любых формах и размерах одно наказание — расстрел с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок в 10 лет. В конце 1940г. все этапы и тюрьмы были забиты людьми, осужденными по этим указам.

Тактика репрессий широко применялась и в борьбе с про­ституцией. Начало было положено в годы гражданской войны. Большинство проституток насильственно направлялось в трудовые колонии и коммуны. Определенная роль отводилась профилактике проституции. В системе Наркомздрава БССР орга­низуются венерологические диспансеры с мастерскими, занятием ручным трудом, с бесплатным или за низкую цену питанием, сдельным заработком. Существовали и лечебно-воспитательные мастерские с общежитиями. При губсобесах стали открываться Дома временного пребывания для женщин. Прием «падших женщин» проводили женотделы. Все делалось в соответ­ствии с распространенным в то время лозунгом: «Социализм — могила проституции». Неформальных органи­заций типа «ОДН» («Общество долой невинность») предлагали возродить публичные дома, передав в ведение Наркомздрава, с выдачей талонов одиноким людям на их посещение, с целью сохранить здоровье нации.

Велась борьба с алкоголизмом. К этому делу партия под­ключила широкую общественность. С 1923 по 1931г. по стране прошел так называемый «детский поход на взрослых» под лозун­гами: «Требуем трезвых родителей!», «Отец! Принеси всю зарпла­ту домой».

Некоторые города декларировали себя «зонами трезвости». Временно в них были закрыты пивные и винно-водочные магази­ны, а заодно — общества типа «ОСА» («Общество советских алко­голиков»). Усилилась борьба с самогоноварением. Конфискации подлежали не только самогон и аппарат по его изготовлению, но и все имущество самогонщика. Уголовный кодекс предусматривал лишение по­следнего свободы с принудительными работами до 5 лет. За появ­ление в общественных местах в состоянии опьянения виновные могли быть приговорены к принудительным работам не менее чем на год. По официальным данным, уровень употребления алкоголя в СССР стал одним из самых низких в мире.

В годы гражданской войны, немецкой и польской оккупа­ции, а также в послевоенные годы значительно возросло количе­ство беспризорных детей и подростков. Первоначально работой с ними занимались комиссии для несовершеннолетних, которыми попеременно руководили то губернские отделы народного образо­вания (Губоно), то отделы социального обеспечения, то здраво­охранения. Только за 1918-1921 гг. было издано столько инст­рукций о работе с беспризорниками, сколько на Беларуси не было за два предыдущих столетия. Например, декретами советской власти упразднялось судебное преследование и тюремное заклю­чение несовершеннолетних. Однако уже в апреле 1935г. Поста­новление Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Сове­та Народных Комиссаров (СНК) СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» установило уголовную ответственность за ряд преступлений (кража, грабежи, убийство и т.д.) с применением всех мер наказания вплоть до расстрела с 12-летнего возраста, т.е. с возраста, явно не гарантировавшего спо­собность подростков к адекватному поведению. С 1940г. единственным известным в истории права законом была установлена уголовная ответственность за нарушение школьной дисциплины. Самовольный уход подростка из учебного заведения наказывался лишением свободы на срок до одного года.

Возникшие в первые годы советской власти общественные организации помощи беспризорным детям вскоре прекратили свое существование. Например, созданная в 1918г. на общественных началах «Лига спасения детей», занимавшаяся детьми-сиротами, в 1921г. была ликвидирована.

С 1921г. все белорусские приюты, в т.ч. и национализиро­ванные частные приюты, перешли под начало Губоно. К этому времени на Беларуси существовало 43 детских дома с 3 тыс. 300 детей. Все детские учреждения делились по национальной принадлежности. Положение в них было безрадостное: недостаток питания, одежды, пастельного белья, холод и голод. Иногда в помещениях рядом с приютскими детьми жили взрослые безработные и бездомные.

Особенно остро ощущался недостаток в подготовленных кадрах. Побеги из детдомов и приютов были повседневным явле­нием.

Существенную помощь детям оказывали воинские части и представители Американской администрации помощи (АРА). Ис­пользовались и методы семейного патроната, распространенного в дореволюционной Беларуси, проводились «Недели беспризорного и больного ребенка». Органы власти ввели 10% начисления на все билеты в театры, кино и другие зрелищные мероприятия, при регистрации договоров на Минской, Витебской и Могилевской биржах.

Несмотря на порой героические усилия новой власти, ре­зультаты в сфере борьбы с беспризорностью и организации нор­мальной жизни детских учреждений были незначительны. Коли­чество детских домов на Беларуси к 1927г. из-за недостатка средств значительно сократилось. Ряды беспри­зорников пополняли и дети, бежавшие из детских домов.

Первое в СССР обязательное для всех «Положение о детских домах» было опубликовано в 1926г. С 1927г. предпочтение в борьбе с беспризорностью стало отдаваться решению трех основных задач:

-полная ликвидация беспризорности путем развертывания новой сети дет­ских учреждений;

-ускорение выпуска детей из существующих домов при осуществлении их серьезной профессиональной подго­товки, дающей возможность легко начать самостоятельную жизнь;

-развертывание мероприятий, предупреждающих беспри­зорность (организация столовых для малообеспеченных семей и т.п.).

Постепенно к 30-м гг. стал накапливаться положительный опыт, система социального обеспечения детей принимает более четкие очертания.

В БССР утверждаются три основные категории детских домов:

-дошкольные,

-для учащихся,

-детдома с профессио­нальным обучением).

Уже к середине 30-х гг. сложи­лась унифицированная система домов-интернатов, которая просуществовала все годы советской власти.

1923-1924 гг. — период активных поисков проектов созда­ния советской системы учреждений для аномальных детей и взрослых. Предпочтение было отдано так называемым «институ­там» по аналогии с тем, что было в дореволюционной России. Ис­ходя из реальной обстановки и учитывая ограниченность средств в 1925г. Витебская и Минская школы глухонемых были объеди­нены и переведены в Мстиславль, где с помощью ученых из Мо­сквы и Ленинграда создано специализированное учебное заведе­ние республиканского значения для глухонемых детей («Мстиславльский институт»). В состав Института входили вось­милетняя школа, детский сад и классы для «переростков». В Мстиславле не только учили и воспитывали глухонемых детей, но и готовили кадры воспитателей для всей республики.

По линии Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрава) БССР в конце 20-х гг. создаются первые диспансеры с логопедическими кабинетами в Минске (1927). В 1928г, была опубликована первая советская про­грамма для школ слепых.

Открылись новые спецшколы для глухонемых (Минская, Бобруйская, Гомельская, Березинская), слепых и умственно отсталых детей. В Минске, Гомеле, Витебске, Бобруйске и других городах БССР действовало по нескольку вспомогательных школ или классов при общеобразовательных школах. Однако потребностей в обучении этих категорий инвали­дов они удовлетворить не могли. Например, в «Мстиславльском институте», переименованном в 1939г. в Республиканскую шко­лу слуха и речи, на одно место приходилось 7 заявлений, негра­мотность среди взрослых инвалидов была обычным явлением. Даже вспомогательным шко­лам для слабоумных было предписано развивать социалистиче­ское соревнование и участвовать в движении ударничества. Это, зачастую, приводило к перекачке ребят из нормальной школы во вспомогательную. Под специальные школы отводили худшие по­мещения, они работали в две смены, классы были переполнены, катастрофически нахватало школьно-письменных принадлежно­стей и учебников, большинство учителей не имело не только де­фектологического, но и общепедагогического образования.

Были попытки открыть отделение дефектологии при БГУ в 1931-1932 гг., но они не увенчались ус­пехом. Первые советские пособия, например, по методике обуче­ния слепых, основанные на дореволюционных изданиях, появи­лись лишь в 1935г.

В 1940-1941 гг. в БССР действовало 32 спецшколы (18 — для глухонемых, 10 — для умственно отсталых детей, 3 для слепых и 1 — для детей с расстройством слуха и речи). В них обучалось около 3 тыс. воспитанников и работало свыше 300 пе­дагогов. Вспомогательные школы с начала 40-х гг. становятся учреждениями только для умственно отсталых детей.

В годы нэпа государство диктатуры пролетариата выну­ждено было обратиться к помощи общественности, прежде всего на селе. К середине 20-х гг. решение проблем социального обеспе­чения крестьянства на Беларуси, где оно составляло до 90% насе­ления, становятся одной из главных забот центральных и мест­ных органов новой власти. Была сделана попытка, разрушив сельскую общину, сохранить наработанные веками крестьянские формы общественной взаимопомощи в изменившихся условиях и тем самым решить проблемы крестьянства за счет самого кресть­янства.

Деятельность государства по организации крестьянской общественной взаимо­помощи можно разделить на два периода:

I - 1921-1923 гг. - созда­ние крестьянских комитетов общественной взаимопомощи (ККОВ), действующих на основе принципа индивидуально-добровольного членства;

II - 1924-1931 гг. - переход к добро­вольно-коллективному членству и деятельность крестьянских обществ взаимопомощи (КОВов) с расширенными задачами.

Активный рост крестьянских обществ начался с мая 1921г. Уже в ноябре 1922г. состоялся I съезд этих крестьянских обществ, на ко­тором присутствовало 26 делегатов.

В обязанности комитетов входила организация взаимопомощи кре­стьянам при стихийных бедствиях, забота о своевременной помо­щи сиротам, вдовам, больным, инвалидам, семьям красноармей­цев и др., своевременная обработка их полей, защита хозяйственных и правовых интересов членов общества, а также содействие государственным органам в организации и снабжении учреждений социального обеспечения.

Белорусские ККОВы не только добросовестно выполняли указанные задачи, но одновременно оказывали помощь голодаю­щим Поволжья, создали тысячи ячеек Общества друзей воздуш­ного флота (ОДВФ), проводили сбор средств на строительство са­молетов, боролись с неграмотностью и т.д.

С 1924г. Введен принцип принципа «коллективно-добровольного членства». Это означало, что в КОВы должны были входить все крестьяне села.

В БССР, в отличие от других советских республик, КОВы были созданы фактически при каждом сельском совете. Крестьянские общества взаимо­помощи построили десятки паровых, водяных и ветряных мель­ниц, крупорушек, кирпичных заводиков, создали значительное количество показательных участков, прокатных пунктов для об­служивания бедняцких хозяйств, занимались строительством, ме­лиорацией, севом и уборкой, оказывали денежную, натуральную и правовую помощь, спасая от нужды и разорения тысячи кре­стьян. Представители КОВов входили в советы школ и изб-читален, в ячейки общества «Долой неграмотность», кружки по ликвидации неграмотности и другие общественные объединения, существующие в то время. На средства крестьянских обществ бы­ло построено тысячи библиотек и изб-читален, красных уголков, десятки Домов крестьянина, детских садов и яслей, закупались учебники, одежда и обувь для детей бедноты. Кассы обще­ственной взаимопомощи при колхозах просуществовали до 1964г., были значительно слабее КОВов и не обладали достаточ­ными ресурсами для оказания социальной помощи сельскому на­селению.

Проблемами инвалидов на Беларуси занимались несколько полуобщественных организаций, созданных под эгидой партии и государства. В марте 1923г. при НКСО создается Белорусское ин­валидное кооперативное объединение, переименованное впослед­ствии в Белкоопинсоюз. Оно было призвано обеспечить организа­цию инвалидов в артели, создать условия для их участия в общественно полезном труде, повысить материальный и культур­ный уровень. В соответствии с принятым ранее по­становлением о кооперации инвалидов, государство предоставило им ряд льгот: беспроцентный кредит, освобождение от налогов, денежные дотации, предоставление бесплатного патента на промыслы, бесплатное протезирование, курортная помощь и направ­ление в дома отдыха, первоочередное землеустройство за счет го­сударства и т.д. Белкоопинсоюз просуществовал до середины 60-х гг.

В 1925 и 1926г. соответственно состоялись учредительные съезды Всероссийского общества слепых и Всероссийского объе­динения глухонемых. Белорусское общество слепых (БелОС) было создано несколько ранее — 24 ноября 1924г. Об­щество помогало организовывать обучение и трудоустройство сле­пых, оказывало посильную помощь органам здравоохранения в медицинском обслуживании и т.п. Работой общества руководило Центральное правление, а главным руководящим органом стал съезд. К началу работы 1-го съезда БелОС в мае 1932г. были открыты УПП слепых в Минске, Витебске, Гомеле и
Могилеве.

3 августа 1931г. начало работу Белорусского объединения глухонемых (БелОГ). Относительно позднее создание БелОГ не означало, что до этого помощь глухонемым не осуществлялась. Под эгидой НКСО БССР для взрослых трудоспособных глу­хонемых и слепых кроме устройства специальных артелей созда­вались так называемые «Дома труда». Первым стал «Дом труда молчаливых», открытый в 1921 г. в Витебске. Он представлял собой прототип широко распространенных впоследствии учебно-производственных предприятий (УПП) глухих и слепых. В «До­ме» имелись швейная, столярная и обувная мастерские, в кото­рых инвалиды выполняли заказы органов НКСО и приобретали специальности. При нем были клуб, общежитие, столовая, курсы ликбеза.

Белорусское Общество Красного Креста (БелОКК) начало деятельность еще в 70-е гг. XIX века. В 1872г. было создано Минское, в 1876 - Витебское, Виленское и Могилевское, в 1877 — Гродненское управления Российского Об­щества Красного Креста (РОКК). Формально в первые годы своего существования БелОКК пользовалось относительной самостоятельностью, однако уже в 1925г., с вхождением в состав Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, оно потеряло и ее.

На Беларуси действовали десятки отрядов Крас­ного Креста, основной задачей которых была организация врачебно-питательных пунктов, спасших жизни сотням беженцев. В го­ды нэпа БелОКК развернуло активную коммерческую деятельность. Белорусский Красный Крест имел собственные предприятия (санпропускники, бани, парикмахерские, санатории и лагеря отдыха, стоматологические поликлиники, ларьки, дома отдыха и т.п. - всего свыше 60 лечебно-профилактических учре­ждений), которые стали одним из основных источников его дохо­дов. С 1926г. велась работа по созданию кружков первой меди­цинской помощи, санитарных постов и дружин на предприятиях и в учреждениях, с 1928 по 1974г. осуществлялась плановая под­готовка медицинских сестер. Имелся немалый резерв санитарного имущества на случай военных действий. Основным ис­точником доходов БелОКК стали членские взносы, что даже при широчайшем охвате населения давало ничтожные суммы. Работа БелОКК все более приобретала формальный оттенок.

 

2. В годы войны действовавшая система государственного со­циального обеспечения была дополнена законодательными актами и распоряжениями, создавшими при правительствах союзных республик Управления по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, которые также занимались обеспечением их пенсиями, пособиями и действовали до 1946г. Для семей во­еннослужащих рядового и младшего командного состава было введено ряд льгот.

В декабре 1942г. СНК СССР было утверждено новое Поло­жение о Врачебно-трудовых экспертных комиссиях (ВТЗК), кото­рые отныне стали действовать на базе лечебных учреждений. Значительно возросла общественная помощь беженцам и семьям военнослужащих. Общественность оказывала помощь в трудоустройстве семей беженцев в колхозы и совхозы, обеспечение земельными участка­ми и их обработке.

Первоочередное внима­ние уделялось детям. 4 сентября 1941г. СНК СССР вынес постановление «О размещении эвакуированных детей по школам-интернатам в тылу». Среди разме­щенных в детских домах детей нередкими стали массовые заболе­вания, голод, истощение, обморожения и т.п. В 1942г. создается специальный отдел розыска детей, потерявших связь со своими родителями.

С осени 1943г. по мере освобождения территории нашей республики от захватчиков в более или менее крупных белорус­ских городах стали появляться детские приемники-распределители, находившиеся в ведении НКВД. Туда направля­лись сироты до 15 лет включительно. Предусматривалось, что по­сле двухнедельного пребывания в этих учреждениях, дети до 14 лет будут направляться в детские дома или передаваться на па­тронат в семьи городских или сельских жителей, а старше 14 -трудоустраиваться на производство. Первый приемник-распределитель возник в ноябре 1943г. по решению Витебского облсовета депутатов трудящихся в деревне Орлики. Среди воспитанников приемников до 40% составляли со­циальные сироты, т.е. дети родителей, которые в те годы не могли их содержать. Детей, ранее вывезенных в Герма­нию и попавших в приемники-распределители, без всякого суда и следствия направляли в детские воспитательные колонии.

Свои лучшие качества проявили в годы войны члены бело­русских обществ слепых и глухих. Оставшиеся на оккупирован­ной территории оказывали помощь партизанам и подпольщикам. Они выполняли функции связных, ремонтировали оружие и сна­ряжение, изготовляли теплые вещи, доставляли в партизанские отряды продовольствие и медикаменты, а способные владеть ору­жием, принимали участие в боевых действиях.

 

3. Социальная помощь на Беларуси в первые послевоенные годы была неразрывно связа­на с задачами государства по подъему и восстановлению экономи­ки. Для работающих в ведущих отраслях промышленности БССР устанавливается ряд преимуществ и льгот. Существенно расширя­ется система материального обеспечения граждан (или их семей) по старости, в случае потери трудоспособности и др. В 1946г. для неработающих пенсионеров в городах и поселках были повышены пенсии путем установления так называемой «хлебной надбавки» в твердых ценах. В 1948г. повышены пенсии за выслугу лет учителям. В два и более раза повысился размер пенсий инвалидам Великой Отечественной войны. На льготных условиях продавались авто­мобили и коляски инвалидам труда.

Государство взяло на себя содержание инвалидов войны, нуждающихся в постоянном уходе и неимеющих родных и близких. В 1945г. в БССР работало 22 дома-интерната для инвалидов этой категории и престарелых.

В мае 1946г. организуется Министерство социального обес­печения БССР, функции которого в последующие годы значи­тельно расширяются. Постепенно преобладающими в его деятель­ности становятся проблемы инвалидизма. Многие люди, вернувшиеся с войны инвалидами, фактически потеряли свои профессии. Органы социального обеспечения развернули работу по их переобучению.

В 1944г. была открыта первая общеобразовательная школа для слепых в Гродно. К марту 1945г. в БССР действовало 5 школ для глухонемых и одна для слепых. Сеть вспомогательных школ к 1954г. была удвоена по сравнению с 1941г. Рост их числа не прекращался в течение всех послевоенных лет прежде всего за счет строительства в сельской местности.

В марте 1952г. вышло постановление Совмина БССР «О ме­роприятиях по борьбе с глухонемотой и улучшению обслужива­ния глухонемых и глухих». Этим постановлением руководители промышленных предприятий обязывались беспрепятственно при­нимать на работу глухонемых, сосредоточивая их группами, в штаты предприятий вводились инструктора-переводчики.

В БССР появились новые типы школ в соответствии с разработанной НИИ дефектологии РСФСР педагогической классифи­кацией аномальных детей и принципами их дифференцированно­го обучения: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1964) и с тяжелыми нарушениями речи (1966), которые к этому времени уже давно утвердились на Запа­де. Вспомогательные школы-семилетки преобразованы в 8-летние школы для умственно отсталых детей (1960).

К 1980г. в БССР появились такие специальные учрежде­ния, как школы для детей с задержкой психического развития. На Западе подобные учрежде­ния стали активно распространяться уже в первые послевоенные годы.

Школы для глухонемых и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического раз­вития к этому времени действовали во всех областных центрах.

В 1960г. в Минском пединституте им. A.M. Горького было открыто отделение дефектологии, которое в 1976г. было преобразовано в факультет для подготовки специа­листов с высшим образованием по сурдопедагогике, логопедии и олигофренопедагогике.

В июле 1988г. Было образовано Белорус­ского общества инвалидов (БелОИ). Это общество взяло на себя заботу об инвалидах с общими заболеваниями, инвалидах Вели­кой Отечественной войны и получивших инвалидность во время службы в рядах Советской Армии, инвалидах с детства, детях-инвалидах с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Продолжались поиски решения проблемы устройства детей, оставшихся без семьи. Ориентация на школы-интернаты привела к сокращению численности детских домов и соответст­венно росту огромных, на 500 и более детей, интернатных учреждений. Для предупреждения социального сиротства и детской безнадзорности были введены школы с продленным днем.

15 июля 1964г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, вступивший в действие с 1 января 1965г. До этого времени не было единого критерия назначения пенсий кол­хозникам. Минимальные размеры пенсий определялись на общих собраниях членов колхозов и касс взаимопомощи. В «крепких» хозяйствах пенсии были значительно вы­ше, чем в «слабых».

Го­сударственное социальное страхование развивалось и совершенст­вовалось в послевоенные годы, сохраняя свои неизменные черты:

-осуществлялось за счет обязательных взносов предприятий и учреждений, являвшихся составной частью государственного бюджета;

-распространялось на всех без исключения рабочих и слу­жащих;

-являлось одной из основных гарантий конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случаях потери трудоспособности или потери кормильца;

-в соответствии с действующим законодательством распро­страняло ряд социальных льгот на определенные категории тру­дящихся: пособия по беременности и родам, в связи с рождение ребенка, пенсии за выслугу лет и т.п.;

-предусматривало различные меры лечебно-профилактичес­кого и материально-бытового характера для рабочих, служащих и членов их семей (путевки в дома отдыха и санатории, лечебное питание и т.д.).

Обеспечение по социальному страхованию можно условно разделить на: а) денежные выплаты (пенсии и пособия),

б) мате­риальные услуги и льготы (путевки в дома отдыха, пионерские лагеря, диетпитание и т.п.).

Таким образом, к 1991г. социальная помощь населению Беларуси осуществлялась по трем основным направлениям:

1) государственное социальное обеспечение, находившееся в ведении Министерства социального обеспечения БССР и финанси­ровавшееся из средств союзного, республиканского и местных бюджетов. В рамках этой системы помощь получали в основном военнослужащие, учащиеся и члены семей перечисленных кате­горий граждан.

2) государственное социальное страхование, распространяв­шееся на рабочих и служащих и с 1933г. находившееся в веде­нии профсоюзов.

3) социальное обеспечение членов колхозов, осуществляв­шееся соответствующими общественными организациями колхо­зов при участии органов государственного социального обеспече­ния. Средства этого фонда формировались за счет отчислений от доходов колхозов и дотаций (в основном) из госбюджета.

На фоне достижений советского государства всячески за­малчивался или шельмовался зарубежный опыт социальной рабо­ты.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие изменения происходят в социальной сфере после Октябрьской революции 1917г.?

2. Как советская власть боролась с асоциальными явлениями?

3. Проанализируйте деятельность общественных организаций?

4. Как происходило становление социального страхования и социального обеспечения?

5. Какие идеи и опыт можно позаимствовать из советский модели социального обеспечения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.2.68 (0.017 с.)