Модели социальной поддержки населения в современном мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели социальной поддержки населения в современном мире.



Система государственной социальной поддержки нуждающихся в каждой стране складывается с учетом ее культурно-исторических традиций и условий, что влияет на подходы, технологии, организацию социальной работы, ее задачи.

Сегодня можно вести речь о европейской и американской моделях помощи. Сравнение их показывает что:

n Европейская модель имеет более длительную историю, а следовательно и более основательные традиции;

n В американской модели изначально акцент делался на собственные силы, личную инициативу человека и стремление уменьшить влияние государственных структур.

n В европейской модели более высокая степень участия государства в определении направлений, планирования, финансирования социальной политики;

n Европейская модель в послевоенные годы и вплоть до настоящего времени, базируется на теории государства всеобщего благосостояния, в ее основе лежит концепция «естественных прав человека». Идеология государства всеобщего благосостояния заключается в том, что ответственность за жизненный путь индивида перераспределяется с самой личности, семьи, церкви, благотворительных организаций на институты государства. Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг. Чтобы осуществлять подобную политику, государство должно иметь немалые материальные ресурсы, с помощью которых происходит выравнивание стартовых возможностей человека.

n Начиная с конца 70-х годов теория «государства всеобщего благосостояния» подвергается критике. С конца ХХ вв. данная модель претерпевает реконструкцию на базе неоконсерватизма, что привело к сокращению расходов на социальную сферу. Система социального обеспечения в западных странах к середине 80-х годов ХХ выполняла задачи обеспечения населения различными социальными выплатами, а также решала вопрос об адекватности этих выплат. В 90-е гг. выдвигается задача приспособления системы социального обеспечения к изменившимся социальным и экономическим условиям. Как следствие этого имеет место сокращение расходов на социальную сферу. Так, правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования. В Великобритании осуществляется реформа государственной системы здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. В результате закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медперсонал. Меры, предпринимаемые практически всеми европейскими государствами по реформе «государства благосостояния», направлены на установление жесткого контроля за расходование государственных средств на социальное обеспечение и сокращение финансовых потерь в этой сфере. Становятся платные некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста. Государственные стипендии во многих случаях заменяются государственными займами.

Практически все европейские страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность и оказывают социальную помощь неимущим, находящимся за чертой бедности.

n В 70-80-ые гг. на Западе разрабатывались типологии моделей социального обеспечения (Ричард Титмус, Эспин, Андерсон, Пинкер). Как следствие этого возникли три модели социального развития:

а) патерналистская модель (США, Япония, отдельные страны Европы, где сильна позиция католической церкви). Характеризуется низким уровнем участия государства в решении социальных проблем, невысокими расходами на социальное обслуживание;

в) корпоративная модель (Германия, Бельгия, Австрия и др.). Социальная политика рассчитана не столько на поддержку бедных, сколько на поддержание стабильного уровня жизни трудящихся, на соучастие государственных и общественных структур в период жизненного кризиса. Государство, в основном, участвует в оказании помощи нуждающимся, а также в социальном обслуживании семей и детей.

б) этатическая модель (скандинавские страны). Принцип универсализма социальных прав соседствует с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому данная модель представляет соединение либерализма с социализмом. Социальная политика ориентирована на экстенсивную и дорогостоящую систему социального обеспечения, носящую централизованный характер.

n Американская система социальной защиты имеет четко выраженные два направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Программы социального страхования имеют достаточно высокий статус, поскольку живущие на зарплату регулярно платят налоги в соответствующие фонды. Системой социального страхования пользуются в основном средние и высшие слои населения. Эта система поддерживает экономически активно занятое население от основных социально- экономических рисков: старости, инвалидности, потери кормильца, безработицы, производственного травматизма.

n Система помощи в США включает несколько крупных программ и множество мелких. Право на получение помощи имеют те, кто живет ниже официально установленного уровня бедности. Наиболее значимыми являются такие социальные программы как: а) программа помощи семьям с зависимыми детьми; б) программа «Медикейд», которая предоставляет медицинские социальные услуги лицам, живущим ниже черты бедности; в) программа «Хелп» рассчитана на матерей до 20 лет; д) программа «Хедстарт» направлена на помощь детям из бедных семей и др. С 1974 года существует федеральная программа дополнительного дохода, которая охватывает более 4 млн. человек. По ней обеспечиваются престарелые граждане и инвалиды, не получающие пенсии и пособий по социальному страхования.

В США действует ряд социальных программ, направленных на продовольственное и жилищное обеспечение, помощь бездомным и оказание юридических услуг, помощь в получении образования и программы коммунального развития. Особая роль в системе социальной помощи принадлежит детским учреждениям, их структура включает детские сады (дневные и круглосуточные), группы продленного дня в школе, детские дома, а также учреждения специального типа – приюты для трудных детей и подростков, школы для инвалидов и умственно отсталых, исправительные заведения.

n В системе социального обеспечения в Америке огромная роль отводится общественной и частной благотворительности;

n Американская система социального обеспечения направлена, прежде всего, на помощь в самообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества.

n В последние годы в связи с ростом материального благополучия граждан США наблюдается тенденция увеличения числа платных социальных услуг.

Перспективная модель социальной помощи должна отвечать следующим условиям: иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации; в ней должны быть заложены соответствующие механизмы обратной связи, чутко реагирующие, улавливающие такие изменения; она обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте основные этапы становления и развития социальной помощи на территории Беларуси.

2.Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в Беларуси.

3.Покажите значение периода социального обеспечения для становления теории и практики социальной работы.

4.Каковы основные модели социальной поддержки населения за рубежом.

 

Литература:

 

1.Григорьев А.Д. История отечественной социальной работы (Х- начало ХХ в.): Пособие.- Мн.: БГПУ,2004

2. Григорьев А.Д. История отечественной социальной работы (с 1917 г. по настоящее время.): Пособие.- Мн.: БГПУ,2004

3.Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.-М.: ИНВРА-М, 1998.-Гл.2

4.Основы социальной работы: Учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басов и др. – М., 2004

5.Павленок П.Д. Введение в профессию «социальная работа»: Курс лек-

ций.-М.:ИНФРА-М,!998

6.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова –М.: ИНФРА-М, 2001.- Глава 1

7.Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова.. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2000.- Глава 1

8.Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.- Глава 1

9.Социальная работа: теория и организация: Учебное пособие /П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец.- Мн.: ТетраСистемс, 2005

10.Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф.. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ,1998.- Глава 1.

11.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2000.- Занятие 24, 25, 27, 28

12.Фирсов М.В. История социальной работы в России.: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,1999.

 

ГЛАВА 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.217.209 (0.014 с.)