Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содействовать адаптации людей в меняющемся мире.

Поиск

Долгое время наша страна существовала в услови­ях планово-распределительного общества, где практичес­ки каждый, независимо от квалификации, таланта или трудового вклада, получал определенную долю материаль­ных средств из общественных фондов потребления, что делало социальное обеспечение и соци­альное обслуживание малоэффективными и не привлекательными для человека. Типичное для советского общества пренебрежение правами человека обусловлива­ло малую информированность населения, его зависимость от бюрократического произвола. Принудительно насаждавшаяся во всех сферах жизни идеология и практика уравнительства примитивно-общинного типа препятствовала естественной стратификации общества.

В современной социокультурной ситуации цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практик связаны с поддержанием личности клиента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а ее задачи меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, их социально – психологических особенностей, условий конкретного социума.

Как отмечает В.И. Курбатов, цели социальной работы конкретизируются в следую­щих задачах.

1.Максимально развивать индивидуальные способ­ности и нравственно-волевые качества клиентов, по­буждая их к самостоятельным действиям и принятию личной ответственности за все, происходящее в их жизни.

Конкретные люди становятся клиентами социальных служб по разным причинам, но всех их объединяет одно – наличие проблемной ситуации. Тогда задача социальной работы состоит в том, чтобы помогая человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, изменить ее, чтобы, в конечном счете, он не нуждался в посторонней помощи, то есть стал самодостаточным. Поэтому для социальных работников самым важным сегодня считается как можно быстрее стать не­нужными для своих клиентов, что является показателем высокой эффективности социальной работы. Не случайно в последнее время столь важным считается этап прекращения работы с клиентом, заблаговременное определение того временного интервала, в котором социальный работник и клиент должны получить определенные практические ре­зультаты.

Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует.

Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента не дол­жен заслонять важности привлечения таких естественных источников помощи, как близкие и дальние родственни­ки, использование дружеских и соседских связей, привле­чение сослуживцев и участников тех неформальных орга­низаций (ветеранских, церковных, любительских по инте­ресам и пр.), членом которых является или может являться данный клиент.

К участию в социальной помощи надо привлекать ши­рокие слои населения, поскольку это гуманизирует обще­ство, способствует диалогу и взаимопониманию различных поколений, культурных и социальных групп.

3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуще­ствления.

Для эффективного решения назревших проблем социальные работники должны участвовать в кон­кретной политической деятельности, решая проблемы законодательного обеспечения прав человека, социального реформирования общества, разработки концепции социальной политики государства.

Социальная политика должна в равной мере предупреждать социальное иждивенчество, поощряя трудоспособные категории населения к активной трудовой деятельности, соблюдать интересы и права тех групп, которые (например, пенсионеры) уже заработали себе право на спокойную и достойную жизнь, и поддерживать категории людей, которые могут и должны чувствовать себя полноценными членами общества, несмотря на некоторую ограниченность жизнедеятельности.

В сложные для социальной сферы Америки 80-е гг. XX столетия (время так называемой «рейганомики») соци­альные работники добивались принятия федеральных про­грамм, способствующих экономическому росту и благосос­тоянию, поскольку понимали, что только обеспеченные и благополучные граждане не будут нуждаться в социальной помощи. Это может показаться парадоксальным, но, чем беднее, труднее живут люди, тем больше должно тратить государство на пособия, социальные программы и т. д. На­против, чем большее количество людей имеет средний уро­вень доходов, принадлежит к среднему классу, тем мень­шая доля бюджета может уходить на финансирование в области социального обеспечения. Воистину, лучшая со­циальная политика — это поощрение роста реальных до­ходов населения.

Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.

Социальная работа имеет значительный потенциал для своевременного предотвращения социально негативных явлений. Пропаганда здорового образа жизни, физической куль­туры, полноценного сбалансированного питания, органи­зация диспансеризации и вакцинации населения способ­ствуют поддержанию здоровья нации, сохранению опти­мального уровня жизни. Профилактика означает также выявление и устранение социальных и экономических причин тех или иных болезней (например, туберкулеза), внимание к проблемам окружающей природной и социаль­ной среды, повышению качества жизни. Серьезная демогра­фическая ситуация в Беларуси требует разработки и внедрения мер, направленных на увеличение продолжи­тельности жизни, повышение рождаемости, уменьшение смертности, особенно младенческой, формирование репродуктивной культуры населения.

В последнее десятилетие в Республике появилась забытая за последние пятьде­сят-шестьдесят лет категория детей, никогда не посещав­ших школу, детей для которых бродяжничество стало нормой жизни. Возросло число случаев жестокого обращения с деть­ми во всех его проявлениях: физическое, сексуальное, моральное, психическое насилие, появилось невиданное ранее для страны количество социальных сирот. Все это — усугубляет проблемы нарко­мании, токсикомании, бродяжничества, проституции, пре­ступности. Контроль социальных работников за исполне­нием действующего законодательства о среднем образова­нии, организация детского досуга, выявление проблемных семей, содействие усыновлению, в той числе, международ­ному, — важнейшая часть социальной профилактики.

5. Организовывать научные исследования, конферен­ции и семинары по проблемам социальной работы, из­давать научную и методическую литературу для прак­тикующих работников и студентов.

Для Беларуси эта задача является чрезвычайно актуаль­ной, поскольку в настоящее время идет процесс становления профессии социального работника. Отсутствуют устоявшиеся традиции подготовки профессиональных кадров для социальной сферы, едва начинает складываться система социального образования, идет процесс активного реформирования системы социальной защиты и социального обслуживания населения. Все это актуализирует проблему научных исследований по вопросам качества и количества социального обслуживания, его рентабельности и источ­ников финансирования; разработки, оценки и внедрению общегосударственных и региональных социальных про­грамм; критериев профессиональной компетентности и ответственности социальных работников; подготовки и пере­подготовки кадров; изучение и анализ зарубежного опыта.

Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категорий граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

Определяя категорию «система» как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей систему социальной работы можно представить как состоящую из следующих структурных элементов (по В.И. Курбатову):

n объекты и субъекты социальной работы;

n основные сферы социальной работы: сфера образования, сфера здравоохранения и т.д. Влияют на формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания;

n институты социальной работы - учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения: социальные службы государственного, негосударственного, добровольческого, официального, неофициального характера. Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работы демонстрирует наличие следующих типов социальных институтов: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, микрорайона, малых административно-территориальных единиц. Цель этих учреждений оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся.

Специализированные учреждения представляют социальные услуги определенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и т.д. Их задача – оказание помощи клиентам по конкретной проблеме.

n методы социальной работы – комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы;

n формы социальной работы. Обычно они связаны с методами и институтами социальной работы. Выделяют единичные мероприятия, систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных проблем клиента;

n определенные средства, выделяемые государством для успешного функционирования системы социальной работы: материальные, финансовые, духовные.

Система социальной работы является общественной, исторической системой. Как открытая система она взаимодействует с другими системами (экономической, политической и др.), что проявляется в особенностях содержания, характере моделей социальной работы

В целеполагании социальной работы выделяют различные системные уровни:

1. Национальный уровень: представлен учреждениями, организациями государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе.

2. Региональный уровень: определяется спецификой региона. Его особенность в приоритетах основных направлений социальной работы

3. Локальный уровень: связан с конкретными особенностями микросоциума.

В современных социокультурных условиях Беларуси система социальной работы развивается как государственно-общественная. Условиями эффективности ее существования могут выступать: культурная и социальная целесообразность социальной работы; адекватность системы социальным задачам и реальным возможностям общества; готовность и подготовленность общества к реализации предлагаемой системы социальной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.012 с.)