Этические стандарты и философские ценности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические стандарты и философские ценности



Социальной работы

 

В практике социальной работы на протяжении всей истории ее развития происходили значительные перемены, однако, социальные работники всегда придерживались определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, как и раньше характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.

Система ценностей социальной работы была сформулирована в процессе ее исторического развития. С изменением исторических условий происходила и трансформация ценностных ориентиров. Вместе с тем, в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа и кто бы ее не осуществлял – общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях (метауровень, макроуровень, мезоуровень и микроуровень) и образуют своеобразную систему, мировоззренческий конструкт профессиональной субкультуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности (М.В. Фирсов).

Метауровень ценностей социальной работы выступает как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Данный уровень включает в себя такие универсальные общечеловеческие ценности как:

1. Право на жизнь. Ценность человеческой жизни является основой всей социальной работы в области социальной защиты и поддержки нуждающихся. Право на жизнь является абсолютным и неотъемлемым правом каждого человека не зависимо от его происхождения, социального статуса, расовой принадлежности. Тогда важнейшие ценностные ориентации социальной работы – активная поддержка жизни человека.

2. Свобода. Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человека имеет право на свободный выбор образа жизни, о чем сказано во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году.

3. Равенство и недискриминация. Данная ценность отвергает в социальной работе подход к человеку на основе таких признаков как раса, пол, цвет кожи, религиозные или политические убеждения.

4. Справедливость – основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, социальные, экономические. Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам как здравоохранение и образование, социальное обслуживание и социальная защита.

5. Социальная ответственность, т.е. деятельность по оказанию помощи, поддержки, защиты интересов нуждающихся.

6. Обеспечение мира и ненасилие.

Так, в документа «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятом в июле 1994 года Международной Федерацией социальных работников (МФСР) в г.Коломбо (Шри-Ланки) в разделе 2 «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» провозглашены следующие принципы:

Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности.

Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества.

Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.

Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

Социальный работник обязан использовать систему знаний, умений и навыков для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствий.

Социальная работа основана на отказе от дискриманации.

Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями «Хартии ООН о правах человека» и другими международными конвенциями этой Хартии.

Социальная работа основана на принципе защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.

Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему в стране законодательству.

Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним.

Социальная работа основана на принципе самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.

Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих граждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства.

Отдельные социальные работники принимают оправданные с точки зрения этики решения и придерживаются их независимо от того, выработаны или нет в их ассоциациях коллективные ориентиры и кодексы этики.

Макроуровень ценностей социальной работы обосновывает конкретные действия социального работника в пределах своей профессиональной компетентности и определяет его ответственность перед клиентами, коллегами, перед профессией. Так, в документа «Этика социальной работы: принципы и стандарты», в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» основой для которого стал «Международный кодекс этики профессионального социального работника», принятый МФСР в 1976 году выделены 5 групп этических стандартов:

1. Стандарты этического поведения. Общие положения. Данный раздел утверждает следующие требования к поведению социального работника: стремиться понять уникальность каждого человека, и те условия, которые определяют его поведение; социальный работник должен утверждать профессиональные ценности, совершенствовать свои знания, навыки; не переоценивать свои личные и профессиональные возможности; выявлять социальные нужды людей и давать им объяснение; в доходчивой форме разъяснять все свои установки или действия в качестве частного лица, а также в качестве представителя профессиональной ассоциации.

2. Взаимоотношения с клиентами. Основными положениями данного раздела являются то, что интересы клиента для социального работника должны стаять на первом месте; необходимо ценить и уважать личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиента; оказывая помощь клиенту необходимо стремиться к развитию его собственных потенциальных возможностей; необходимо отстаивать право клиентов на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность.

Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен: уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации; информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании; получить согласие клиента на печатание, запись разговоров.

3. Взаимоотношения с агентствами и организациями. В данном разделе обращается внимание на следующие этические требования к социальному работнику: работать с теми агентствами и организациями, чья политика и практика направлены на оказание компетентной помощи клиента и поддержку профессиональной социальной работы, не противоречащей этическим принципам МФСР; с ответственностью относиться к целям и задачам агентства, вносить свой вклад в разработку социальной политики, методики социальной работы; ответственно относиться к судьбе клиента; предоставлять профессиональный отчет клиенту об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств, а также самоанализ личной деятельности.

4. Взаимоотношения с коллегами. Здесь выделены такие требования как: относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов; защищайте коллег от несправедливых нападок; уважительно относитесь к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов; способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, добровольцев знаний и навыков с целью взаимного совершенствования.

5. По отношению к профессии: отстаивайте ценности, знания, методологию профессии, вносите вклад в их популяризацию; повышайте профессионализм социальной работы; защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможной, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии; давайте конструктивную критику профессии, ее теории, методов и практики.

Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, трактуются как «нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, профессиональной некомпетентности или с заранее обдуманным намерением». Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение принципа конфиденциальности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, или пожилыми людьми; невнимание к таким актам как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, незаконное ограничение свободы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте должностные обязанности специалиста по социальной работе.

2.Раскройте содержание основных функций, которые выполняет социальный работник.

3.Перечислите основные требования к знаниям, умениям и навыкам специалиста по социальной работе, используя подзаконно-нормативные акты, ведомственные документы и литературные источники.

4.Какими личностными качествами должен обладать специалист по социальной работе?

5.Почему духовно-личностные качества специалиста по социальной работе являются неотъемлемым компонентом его профессиональной деятельности?

6.Охарактеризуйте о международные этические принципы и стандарты социальной работы.

7.На основе каких моральных и нравственных принципов вы будете строить свои отношения с клиентами? с коллегами?

 

Литература:

1.Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работнику. Серия «Учебные пособия».- Ростов-на-Дону «Феникс»,2001.

2..Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.08.02.00 «Социальная работа». – Мн., МО РБ, 2000

3.Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.-М.: ИНВРА-М, 1998.-Гл.27

4. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басов и др. – М., 2004

5. Социальная работа:теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова –М.: ИНФРА-М, 2001.- Глава Х

6.Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова.. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2000.- Глава 2.

7.Социальная работа: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.- Глава 2.

8.Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец.- Мн.: ТетраСистемс, 2005

9.Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф.. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ,1998.- Глава 19

10. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2000.- Занятие 2.

11.Этика социальной работы: принципы и стандарты // Сацыяльна-педагаг1чная работа.-1998.-№ 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.021 с.)