Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи: • создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.). • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению; • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов. В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни. 1. Психологическая диагностика. 2. Профилактическая работа. 3. Коррекционно-развивающая работа. 4. Консультативная работа с педагогами и родителями. В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап — формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации — охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап — создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации — это первое полугодие пятого класса. Таким образом основная цель работы может быть определена как созданием условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена прежде всего — на интересы ребенка и лишь во вторую очередь — на задачи учебного процесса. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Психологическая диагностика Первый этап психологического сопровождения учеников при переходе из начальной школы в среднее звено начинается в мае – июне четвертого класса. В подготовительный период педагог-психолог осуществляет следующие виды работы:
I. Систематизирует и обобщает результаты годовой психодиагностики актуального уровня развития четвероклассника (психологический мониторинг): 1. Диагностика уровня интеллектуального развития – сентябрь. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
2. Изучение уровня сформированности сложных мыслительных операций: а) аналогия – октябрь; б) сложные умозаключения – ноябрь; в) абстракция – декабрь. Методика «Обведи контур» Методика предназначена для диагностики наглядно-образного мышления. Детям показывают рисунок и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Методика «Четвертый лишний» (вербальный вариант) Методика направлена на изучение вербально-логического мышления и операций анализа и синтеза. Методика «Выделение существенных признаков» Методика позволяет выявить особенности вербально-логического мышления и развитие уровня абстрагирования. Методика «Раздели на группы» Методика предназначена для диагностики образно-логического мышления и процессов классификации. Методика «Назови одним словом» Выявляет уровень сформированности понятий, вербально-логического мышления и процессов классификации. Методика «Простые аналогии» Методика изучает умение устанавливать отношения между понятиями.
3. Изучение процессов памяти – январь Методика «Запомни рисунки» Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика «Оперативная память» Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти. Методика «Запомни пару» Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
4. Диагностика особенностей внимания – март. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Методика «Кодирование» (модификация метода Пьерона - Рузера) Этот тест направлен на исследование устойчивости внимания и темпа деятельности. Методика «Таблицы Шульте» Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
5. Изучение уровня утомляемости – март. Методика «10 слов» Эта методика направлена на изучение словесной (слухоречевой) памяти и утомляемости ребёнка.
6. Изучение индивидуальных личностных особенностей детей – апрель. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
7. Диагностика уровня школьной тревожности и агрессивности – апрель. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина) Данный тест является источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
8. Изучение статуса учащихся в системе межличностных отношений – апрель.
9. Диагностика мотивации учебной деятельности – май. Анкета для определения школьной мотивации
10. Диагностика сформированности ОУУН (познавательная деятельность, рефлексивная деятельность) – май. Методика «Графический диктант» Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Полученные результаты педагог-психолог фиксирует в личных картах учащихся (Приложение1), определяя психолого-педагогический статус четвероклассника. Все представленные выше методики можно найти в практикуме «Деятельность практического психолога» Г. В. Лагонда, О. А. Пшеничная.
На втором этапе психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале второй четверти пятого класса наряду с педагогическими наблюдениями. Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребенка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах. Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок? Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания – это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик пятого класса может высидеть на уроке 30–45. Сигналами дезадаптации ребенка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др. Если учитель замечает у ребенка частое проявление хотя бы одного признака, то это уже прямой повод подключать родителей и консультировать ребенка у школьного психолога. С целью определения причин возникающих трудностей в процессе обучения учащихся 5-х классов в переходный период психолог проводит углубленную психодиагностику. При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов. При обследовании пятиклассников целесообразно обращать внимание на следующие аспекты. 1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности: a. соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения); b. индивидуальные особенности познавательной деятельности; c. умственная работоспособность и темп умственной деятельности. 2. Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. 3. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений. 4. Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.
Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (см. Приложения 1—3) Все результаты актуального развития пятиклассника, получаемые в ходе психодиагностики, дают возможность педагогу-психологу в дальнейшем создавать и прогнозировать психологические условия для успешного обучения и гармоничного развития личности. В дальнейшем на совещании при директоре (октябрь) подводим первые итоги процесса адаптации и формирования психологического климата адаптационно-развивающей среды, учитывая выявленные проблемы в личностном развитии отдельных учеников. Педагог-психолог знакомит администрацию, классных руководителей и учителей-предметников с первыми результатами процесса адаптации (по результатам диагностического минимума).
Профилактическая работа
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |