Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи: • создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.). • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению; • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов. В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни. 1. Психологическая диагностика. 2. Профилактическая работа. 3. Коррекционно-развивающая работа. 4. Консультативная работа с педагогами и родителями. В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап — формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации — охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап — создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации — это первое полугодие пятого класса. Таким образом основная цель работы может быть определена как созданием условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена прежде всего — на интересы ребенка и лишь во вторую очередь — на задачи учебного процесса. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Психологическая диагностика Первый этап психологического сопровождения учеников при переходе из начальной школы в среднее звено начинается в мае – июне четвертого класса. В подготовительный период педагог-психолог осуществляет следующие виды работы:
I. Систематизирует и обобщает результаты годовой психодиагностики актуального уровня развития четвероклассника (психологический мониторинг): 1. Диагностика уровня интеллектуального развития – сентябрь. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
2. Изучение уровня сформированности сложных мыслительных операций: а) аналогия – октябрь; б) сложные умозаключения – ноябрь; в) абстракция – декабрь. Методика «Обведи контур» Методика предназначена для диагностики наглядно-образного мышления. Детям показывают рисунок и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. Методика «Четвертый лишний» (вербальный вариант) Методика направлена на изучение вербально-логического мышления и операций анализа и синтеза. Методика «Выделение существенных признаков» Методика позволяет выявить особенности вербально-логического мышления и развитие уровня абстрагирования. Методика «Раздели на группы» Методика предназначена для диагностики образно-логического мышления и процессов классификации. Методика «Назови одним словом» Выявляет уровень сформированности понятий, вербально-логического мышления и процессов классификации. Методика «Простые аналогии» Методика изучает умение устанавливать отношения между понятиями.
3. Изучение процессов памяти – январь Методика «Запомни рисунки» Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика «Оперативная память» Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти. Методика «Запомни пару» Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
4. Диагностика особенностей внимания – март. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Методика «Кодирование» (модификация метода Пьерона - Рузера) Этот тест направлен на исследование устойчивости внимания и темпа деятельности. Методика «Таблицы Шульте» Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
5. Изучение уровня утомляемости – март. Методика «10 слов» Эта методика направлена на изучение словесной (слухоречевой) памяти и утомляемости ребёнка.
6. Изучение индивидуальных личностных особенностей детей – апрель. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
7. Диагностика уровня школьной тревожности и агрессивности – апрель. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина) Данный тест является источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
8. Изучение статуса учащихся в системе межличностных отношений – апрель.
9. Диагностика мотивации учебной деятельности – май. Анкета для определения школьной мотивации
10. Диагностика сформированности ОУУН (познавательная деятельность, рефлексивная деятельность) – май. Методика «Графический диктант» Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Полученные результаты педагог-психолог фиксирует в личных картах учащихся (Приложение1), определяя психолого-педагогический статус четвероклассника. Все представленные выше методики можно найти в практикуме «Деятельность практического психолога» Г. В. Лагонда, О. А. Пшеничная.
На втором этапе психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале второй четверти пятого класса наряду с педагогическими наблюдениями. Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребенка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах. Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок? Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания – это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик пятого класса может высидеть на уроке 30–45. Сигналами дезадаптации ребенка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др. Если учитель замечает у ребенка частое проявление хотя бы одного признака, то это уже прямой повод подключать родителей и консультировать ребенка у школьного психолога. С целью определения причин возникающих трудностей в процессе обучения учащихся 5-х классов в переходный период психолог проводит углубленную психодиагностику. При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов. При обследовании пятиклассников целесообразно обращать внимание на следующие аспекты. 1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности: a. соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения); b. индивидуальные особенности познавательной деятельности; c. умственная работоспособность и темп умственной деятельности. 2. Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. 3. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений. 4. Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.
Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (см. Приложения 1—3) Все результаты актуального развития пятиклассника, получаемые в ходе психодиагностики, дают возможность педагогу-психологу в дальнейшем создавать и прогнозировать психологические условия для успешного обучения и гармоничного развития личности. В дальнейшем на совещании при директоре (октябрь) подводим первые итоги процесса адаптации и формирования психологического климата адаптационно-развивающей среды, учитывая выявленные проблемы в личностном развитии отдельных учеников. Педагог-психолог знакомит администрацию, классных руководителей и учителей-предметников с первыми результатами процесса адаптации (по результатам диагностического минимума).
Профилактическая работа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.007 с.) |