Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогический консилиумСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итоговым моментом психологического сопровождения рубежа «4-5 классы» является психолого-педагогический консилиум. Главная цель которого – это организация целостного сопровождения пятиклассников в переходный период обучения, с помощью профессионального и личностного потенциала всех взрослых, имеющих отношение к повышению эффективности этого процесса (педагогов, родителей, администрации, педагогов-психологов, школьных медиков и других специалистов). Участниками психолого-педагогического консилиума являются основные субъекты учебно-воспитательного процесса в школе (администрация, педагоги-предметники, психолог, медработник) - обмен информацией между ними позволит нам получить достаточно целостное представление о школьном статусе пятиклассника; Главная задача психолого-педагогического консилиума - «Построить взаимоотношения администрации, педагогов-предметников, педагога-психолога и родителей (семьи) на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности»; - организовать целостное сопровождение пятиклассников в переходный период обучения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрослых, имеющих отношение к повышению эффективности этого процесса (педагогов, родителей, администрации, педагогов-психологов, школьных медиков и других специалистов). Проводя психолого-педагогические консилиумы в пятых классах (по каждому классу отдельно), традиционно мы приглашаем родителей учеников, у которых возникают в процессе адаптации определенные трудности (несформированность эмоционально-волевой сферы, низкая учебная мотивация, школьный невроз, гиперактивность, одаренность, низкий статус в классе). На этих учащихся педагог-психолог составляет психологическую характеристику по плану 1. Познавательная сфера пятиклассника психические процессы (мышление, память, внимание). 2. Мотивационно-потребностная сфера пятиклассника ценности, мотивация учения, самооценка, школьная тревожность, агрессивность 3. Коммуникативно - поведенческая сфера пятиклассника темперамент, характер, статус в классе. Психологическая характеристика пятиклассника зачитывается на психолого-педагогическом консилиуме после характеристики классного руководителя и учителей-предметников в присутствии родителей данного ребенка. Здесь хотелось бы предупредить педагогов-психологов и учителей не навреди ребенку, а помоги в сложный для него период адаптации. Мы считаем, что не вся информация (если она не в пользу ребенка) должна быть озвучена. Только при индивидуальной беседе с родителями (консультация), на которую педагог-психолог их приглашает после консилиума, он может говорить всю информацию о личностном развитии их ребенка. Также в ходе работы консилиума были определены причины возникающих трудностей у учащихся 5-ых классов в период адаптации. 1. Существуют недостатки учебной подготовки детей (пробелы в знаниях за предыдущий период обучения, несформированность учебных умений и навыков) при нормальном уровне развития мышления и других познавательных процессов. 2. Наличие собственно психологических причин несформированность необходимых мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), недостаточное речевое развитие, недостатки в развитии внимания и памяти. 3. Неуспеваемость пятиклассника связана с особенностями его учебной мотивации и преобладающих мотивов. 4. Причина снижения успеваемости возможна в слабой произвольности поведения и деятельности (нежелание систематически и постоянно заниматься). 5. Продолжительная неуспеваемость (встречается редко) может сопровождаться определенными личностными нарушениями (низкой или высокой самооценкой, агрессивностью, чувством беспомощности, высокой школьной тревожностью).
В конце психолого-педагогического консилиума психолог дает психологическую характеристику класса.
Примерный вариант Результаты процесса адаптации в 5 классе 1. Уровень развития сложных мыслительных операций в среднем по классу – 34,5 баллов (выше возрастной нормы), 3 человека в классе имеют высокий уровень развития (указать Ф.И.), выше среднего – 10 человек, средний уровень (возрастная норма) – 9 человек, ниже среднего – 2 человека (указать Ф.И.). Хорошая сообразительность, гибкость и быстрота мышления у следующих учащихся – (указать Ф.И.). 2. Развитие памяти. У большинства школьников хорошая логическая память 6 человек - высокий уровень (указать Ф.И.), 15 человек – средний уровень, 3 человека – низкий уровень (указать Ф.И.). Несколько хуже показатели механической памяти 5 человек – высокий уровень, 12 человек – средний уровень, 7 человек – низкий (указать Ф.И). 3. Развитие внимания В целом в классе ситуация благоприятная10человек – большой объем внимания, 12 человек – средний объем внимания, 2 человека – низкий объем внимания (указать Ф.И). У большинства детей внимание устойчивое, за исключением указать Ф.И. 4. Темперамент В классе 12 человек – холерики, 9 человек – сангвиники, 2 человека – меланхолики (указать Ф.И.), 1 человек – флегматик (указать Ф.И.) 5. Самооценка. 14 человек – самооценка адекватная. Есть тенденция к завышению указать Ф.И. Завышенная самооценка – указать Ф.И. Тенденция к занижению – указать Ф.И. 6. Развитие силы воли у большинства в пределах возрастной нормы. Обратить внимание на слабое развитие волевых качеств личности у следующих учащихся указать Ф.И. 7. На начало декабря у большинства учащихся процесс адаптации прошел успешно, и состояния напряженности, связанного с переходом в 5 класс, нет. Незначительная напряженность сохраняется указать Ф.И., что объясняется индивидуальными особенностями их нервной системы (темперамент). Социальная адаптация у 4 человек – высокая, у 14 человек – средняя, у 6 человек – низкая (список прилагается). Социальная адаптация предполагает активное принятие и усвоение школьных норм, традиций коллектива, а так же включение ученика в него как равноправного члена. Социальная активность является важной характеристикой адаптационного периода, так как позволяет проанализировать сознательную регуляцию поведения школьников. 11 человек имеют высокий уровень социальной активности (список прилагается), 9 человек – средний, и 5 человек – низкий (список прилагается). 8. Социометрический статус. Большинство детей – «принятые». Два ярких лидера-«звезды» указать Ф.И. Три человека – «предпочитаемые» (указать Ф.И.). Четыре человека – аутсайдеры (указать Ф.И.). Лидеры по учебному критерию указать Ф.И. Лидеры по организационному критерию указать Ф.И. Лидеры по эмоциональному критерию указать Ф.И. 9. Познавательная деятельность (сфера). 1. Уровень сформированности ОУУН познавательной деятельности в среднем по классу составляет 3,8 (выше среднего). Высокий уровень сформированности ОУУН в классе у 3 человек (указать Ф.И.), причем только 1 человек – указать Ф.И. – дает совпадение с высоким уровнем развития интеллекта. 13 человек – выше среднего. 7 человек – средний уровень. 1 человека – ниже среднего (указать Ф.И.) – совпадение с низким уровнем развития сложных мыслительных операций. 2.1. Произвольность психических процессов (в среднем по классу) – выше среднего. 2.2. Сформированность важнейших учебных действий (в среднем по классу) – выше среднего. 2.3. Развитие мышления (в среднем по классу) – выше среднего. 2.4. Развитие речи (в среднем по классу) – выше среднего. 2.5. Развитие тонкой моторики (в среднем по классу) – выше среднего. 2.6. Умственная работоспособность, темп учебной деятельности (в среднем по классу) – выше среднего.
Рекомендации: 1. Память. Учителям-предметникам обратить внимание на учащихся (указать Ф.И.), которые могут заучивать материал без понимания содержания. 2. Внимание. Ряд школьников имеют низкий объем внимания (указать Ф.И.), низкую переключаемость внимания (указать Ф.И). Для них необходимо чередовать в работе на уроке разные виды деятельности 3. Темперамент. Большое количество холериков в классе (50% класса) создает шумную и взрывную обстановку, между учениками возможны конфликты. Учителям необходимо учитывать этот факт, не оставлять детей одних на перемене. При этом необходимо учитывать индивидуальный ритм работы пятиклассников на уроке, особенно у флегматиков и меланхоликов (так как у них он ниже, чем у холериков и сангвиников). 4. Статус ученика в классе. В классе 4 аутсайдера (список прилагается). Тенденция к отторжению в классе у Иванова (1 выбор), Петрова (1 выбор), Сидорова (1 выбор). Для этих детей необходимо создавать психологический климат через ситуацию «успеха», где они были бы приняты всем классом и эта ситуация была бы для них однозначно успешной.
Полученная итоговая информация о процессе адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы на вторую ступень обучения позволила нам рассматривать психолого-педагогический консилиум как завершающий этап психолого-педагогического сопровождения рубежа «4-5 классы».
Список используемых источников:
1. Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. – М.: Генезис, 2003. – 122 с. 2. Битянова, М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начальной школы в среднее звено /М. Битянова // Школьный психолог. – 2001. - № 33 3. Андрияхина, Н. Как помочь пятикласснику? / Н. Андрияхина // Школьный психолог. – 2003. - №30. 4. Артюхова, И. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе / И. Артюхова, Н. Дереклеева, М. Савченко // Школьный психолог. – 2005. - №12 5. http://festival.1september.ru/articles/subjects/24 6. http://vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program 7. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 12. - С.30-33. 8. Левченко С. В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? / С. В. Левченко // Практика административной работы в школе. - 2005. - N 5. - С.65-66 9. Методическое сопровождение: «Школьный психолог №12 20007» 10. Прихожан, А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. - N 12 11. Крылова, Марина. На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 16. - С.29-31 12. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 1999. 13. Воробьёва, Н. И. Психопрофилактика и просвещение в работе педагога-психолога
Приложение 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.006 с.) |