Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психопрофилактическая и коррекционная работа с учащимися 4-5-х классов.

Поиск

 

Большое значение в данной программе отводится профилактической и просветительской работе с учащимися. Чаще всего эта работа носит групповой характер.

Профилактические и просветительские мероприятия с учащимися организуются на классных часах. Во время проведения таких занятий параллельно ведётся наблюдение за учащимися с целью выявления проблем у отдельных ребят и последующей организацией с ними индивидуальной работы. Очень важно, чтобы во время таких занятий ребёнок чувствовал себя в безопасности, чувствовал поддержку группы. Этому способствуют выработка и выполнение определённых правил работы в группе.

Профилактика - это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебы в 5-м классе. Психопрофилактика для учеников может проводиться на классных часах в виде групповых занятий, тренингов, деловых игр, больших психологических игр, дискуссий и т. д. В результате этой деятельности значительно легче проходит процесс адаптации учащихся в пятом классе, у отдельных детей к концу четвертого класса корректируется самооценка, повышается психологический статус в классе (в группе), снижается уровень личностной и школьной тревожности.

Коррекционно-развивающая работа как вид психопрофилактики проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Индивидуальная работа.

Коррекционно-развивающая работа в индивидуальном режиме (возможны приёмы в присутствии родителей). Часть программы осуществляется в режиме домашних заданий, которые выполняются ребенком самостоятельно или с помощью заинтересованных взрослых. Консультативный режим. 2-3 визита к психологу за время работы. Коррекционная программа в основном осуществляется под руководством родителей. Родители могут обратиться к психологу за помощью в процессе работы, специалист периодически получает обратную связь о результатах работы.

Формы групповой работы

Групповая работа в форме коррекционно-развивающего тренинга при стабильной группе участников и заранее составленной программе. Можно включать родителей, сочетать групповую работу с индивидуальной. Для отработки и подкрепления навыков даются домашние задания.

Конкретное содержание и режим занятий выбирается с учетом выявленного при обследовании «центра тяжести» основных проблем ребенка.

Главное в коррекционной работе – использование собственного потенциала ребенка. Наше взаимодействие с учеником будет эффективным только тогда, когда мы войдем в единое с ним эмоциональное поле.

В данный раздел включено: Тренинг "Я скоро стану пятиклассником", Развивающее занятие "Родники моей души", Большая психологическая игра «В поисках дружбы», Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в пятый класс».

 


Тренинг "Я скоро стану пятиклассником"

 

Цель тренинга: Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в формировании готовности к обучению в 5 классе.

Задачи тренинга:

· способствование снижению тревожности;

· выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы.

· дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения.

· дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;

· представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;

· проработка своих эмоциональных состояний;

· стимулирование фантазии, воображения учащихся;

· формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

· способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию.

· формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

 

Продолжительность тренинговых занятий: Тренинговая программа состоит из 10 занятий (3-4 занятия в неделю), продолжительностью– 45 минут (школьный урок).

Категория участников: Учащиеся 4-х классов.

Состав группы: Тренинговая группа должна состоять из 12 – 15 человек плюс тренер.

 

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

 

Занятие 1. "Этот необычный и волнующий 5-й класс"

 

Цель занятия: Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы, мягкая игрушка или мяч.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Упражнение 1."Имя и цветок"

Выбор способа приветствия. Приветствие

Цель: дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

Ход упражнения: Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать.

Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы "соответствовал" тому или иному ребёнку?

Время: 10 минут

Принятие правил.

Упражнение 2."Всаньте те, кто…"

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения.

Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. В центре – Ведущий. Количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: "Встаньте, кто..." и называет какое-либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.

Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим

Рефлексия:

О ком ты узнал что-нибудь новое?

Был ли ты удивлён тем, что вместе с тобой вставал тот или иной человек?

Сошлись ли твои представления о твоих представлениях об интересах и пристрастиях твоих одноклассников с их реальными интересами?

 

Время: 15 минут

Упражнение 3."Что важно для меня"

Цель: Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других

Ход упражнения: Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.

Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).

Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Рефлексия:

Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?

Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

Чьи записи тебя удивили?

 

Время: 20 минут

 

Обсуждение занятия:

Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

Что понравилось на занятии, а что – нет?

 

Выбор способа прощания. Прощание

 

Занятие 2. "Мы и школа"

 

Цель занятия: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Кто ты? Кто я?"

Цель: Изучение уровня тревожности учащихся класса.

Ход упражнения: Ребятам предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией.

Рефлексия:

Что связано с этим годом для вас?

Каким был ваш первый школьный день?

Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?

Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?

 

Упражнение 2. "Ассоциации"

Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом "школа"; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Ход упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе. Например:

Школа, в которой я учусь,…

В нашей школе учат...

 

Рефлексия:

Насколько откровенны вы были?

Какие чувства возникали при рассуждениях о школе?

 

Время: 10 минут.

Упражнение 3. "Температура"

Цель: Дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение.

Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Когда человек болеет, он непременно меряет температуру. Она у него почти всегда повышенная. Если человек не хочет что-либо делать, у него тоже может повыситься температура.

По какой причине, кроме болезни, может повыситься температура у вас?

Рефлексия:

Насколько легко было вспомнить ситуацию повышения температуры вашей жизни?

Насколько легко было рассказывать о той или иной жизненной ситуации?

 

Время: 10 минут.

Упражнение 4. "В гостях у сказки"

Цель: Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.

Ход упражнения:

Ребятам предлагается прослушать сказку и придумать её окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки.

Текст сказки: В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду!

Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.

Кто- то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.

Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу...

В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором.

Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки аз его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что ему больше всего хотелось делать.

Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?

Рефлексия: Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе лицо мальчика, который очутился на радуге.

Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?

Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?

Чем может быть вызвано такое поведение мальчика?

 

Время: 15 минут.

 

Обсуждение занятия:

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось больше всего?

Оценка занятию — от 0 до 10 баллов.

 

Прощание

 

Занятие 3. "Вот он - я"

 

Цель занятия: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый); кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение; карандаши, фломастеры, листы бумаги

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Светофор"

Цель: Обменяться мнениями о прошлом занятии, настроить учеников на участие в следующем занятии.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Ход упражнения: Ребятам раздаются "сигналы светофора" (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошлом занятии.

Ведущий: Итак, если во время нашей прошлой встречи вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.

Если на прошлом занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.

А если вам очень понравилась прошлая наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.

Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

Рефлексия:

Почему вы сделали такой выбор?

Аргументируйте свой выбор.

 

(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок)

Время: 5 минут.

Упражнение 2. "Волшебная эмблема"

Цель: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.

Необходимые материалы: Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение.

Ход упражнения: Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, я захватила с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Я предлагаю вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой.

К примеру, вот этот треугольник — я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника.

А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек

проволоки. Я уверена, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными.

После окончания упражнения приколоть эмблемы к одежде с помощью булавок.

Рефлексия: Попросить ребят рассказать, что значат их фигурки, почему они такими себя изобразили

Время: 10 минут.

Упражнение 3. "В гостях у сказки"

Цель: Развитие фантазии, умения понимать и передавать чувства других людей; сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков.

Необходимые материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Музыкальное сопровождение.

Ход упражнения: Ведущий: А теперь давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил сказку и определил в ней самый тревожный и запоминающийся момент.

Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. Озаглавьте свой рисунок, объясните, почему вы его так назвали. (Возможна работа в парах.) Далее ученики зачитывают свои сказки. По окончанию каждой сказки весь класс хлопает выступавшему ученику.

Рефлексия: Попросить ребят рассказать,

Время: 15 минут.

 

Обсуждение занятия:

 

Упражнение 4. "Прощание"

Цель: Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков.

Необходимые материалы: цветные картонные кружки.

Ход упражнения: Ребятам предлагается с помощью кружков "светофора" определить эффективность прошедшего занятия.

Время: 5 минут.

Прощание

 

Занятие 4. "Познай себя"

 

Цель занятия: Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Время занятия: 45 минут

 

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Цвет настроения"

Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.

Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Ход упражнения: По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему.

Рефлексия:

По каким причинам у тебя то или иное настроение?

Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня?

Как считаешь, получится ли это сегодня?

 

Время: 5 минут

Упражнение 2. Самоанализ "Кто я? Какой я?"

Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию; определение общности между участниками группы.

Ход упражнения: Необходимо продолжить письменно три предложения:

Я думаю, что я...;

Другие считают, что я...;

Мне хочется быть...

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на доске.

Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися.

Рефлексия:

Узнали ли вы о ком-то что-то новое?

Описывали ли вы только свои положительные стороны?

 

Время: 20 минут

Упражнение 3. "Вот я какой! Угадали?"

Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию.

Ход упражнения: Ребята заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она.

Рефлексия:

Насколько легко было угадать анкету того или иного человека?

Описывали ли вы только свои положительные стороны в анкете?

Какие испытали трудности?

 

Время: 20 минут

 

Обсуждение занятия:

Понравилось или нет занятие?

Что нового узнали из занятия?

Что больше всего запомнилось? Что удивило?

Кого трудней оценивать – себя или других?

 

Прощание

Занятие 5. "Новичок в средней школе"

 

Цель занятия: Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков, памятка для учащихся "Как готовить домашние задания".

Время занятия: 45 минут

 

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Воображала"

Цель: Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков

Ход упражнения: Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета.

Рефлексия:

Чья придумка понравилась больше всего?

Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным?

 

Время: 15 минут

 

 

Упражнение 2. "Новичок Том "

Цель: Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества

Ход упражнения: Ведущий: Сегодняшнее наше занятие посвящено "новичкам" – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя.

Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.

Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?

Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.

Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.

Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения).

Список вопросов

1. Работа в классе на уроке

Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?

2. Работа с учебным материалом

Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?

3. Работа над домашним заданием

С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?

Рефлексия: Придерживаетесь ли вы определённого школьного "расписания"?

Время: 30 минут

 

Обсуждение занятия:

Понравилось или нет занятие?

Что нового узнали из занятия?

Что больше всего запомнилось? Что удивило?

 

Прощание

Занятие 6. "Понимаем ли мы друг друга"

 

Цель занятия: Показать значимость собственного "Я"; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Материалы: Тетради, бланки теста "Умеешь ли ты слушать?".

Время занятия: 45 минут

 

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Где я?"

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения

Ход упражнения: В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки.

Рефлексия:

Что в этом упражнении оказалось самым сложным?

Насколько легко было определять месторасположение того или иного человека?

 

Время: 5 минут

Упражнение 2. "Рисунок по инструкции"

Цель: Стимулирование сосредоточения внимания, развитие умения слушать и слышать.

Ход упражнения: Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа - автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами.

Рефлексия: После упражнения обмениваются впечатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы.

Время: 15 минут

Упражнение 3. "Умеете ли вы слушать?"

Цель: Развитие умения слушать и слышать.

Ход упражнения: Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат.

Тест "Умеете ли вы слушать?"

 

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

4. Ты часто перебиваешь собеседника?

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?

7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов "да", тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других?

В конце результаты всей группы обобщаются.

Рефлексия:

Довольны ли вы получившимися своими результатами? Общими?

Ожидали ли вы таких результатов от себя?

Время: 15 минут

Упражнение 4. "Пойми меня"

Цель: Развитие умения слушать и слышать, проработка ситуации "перебивания" друг друга при разговоре.

Ход упражнения: Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Рефлексия:

Легко ли было услышать то или иное слово в общем гуле?

Какие трудности возникали при понимании слов?

Время: 10 минут

 

Обсуждение занятия:

Понравилось ли занятие?

Что нового вынесли для себя из этого занятия?

Трудно ли было оценивать себя?

Что нового вы узнали о себе?

 

Прощание

Занятие 7. "Мир эмоций"

 

Цель занятия: Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.

Время занятия: 45 минут

 

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Угадай эмоцию"

Цель: научить определять эмоциональное состояние

Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций

Ход упражнения: Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Рефлексия:

Насколько легко было определять то или иное эмоциональное состояние?

Какие основные признаки и характеристики помогали определять то или иное эмоциональное состояние?

 

Время: 15 минут

Упражнение 2. "Фигуры эмоций"

Цель: научить определять эмоциональное состояние

Ход упражнения: Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Рефлексия:

Почему присвоили той или иной фигуре ту или иную эмоцию?

Насколько легко было придумывать названия фигурам?

 

Время: 10 минут

Упражнение 3. "Назови эмоцию"

Цель: Проработка эмоциональных состояний, мешающих либо благоприятствующих общению

Ход упражнения: Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.

Рефлексия:

Насколько легко было вспоминать те или иные эмоциональные состояния в зависимости от необходимой ситуации?

Что было легче: называть эмоции, способствующие либо препятствующие эффективному межличностному взаимодействию?

 

Время: 10 минут

Упражнение 4. "Изобрази эмоцию"

Цель: Проработка эмоциональных состояний, умение определять эмоциональное состояние других людей.

Ход упражнения: Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.

Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Рефлексия:

Насколько легко было изображать ту или иную эмоцию?

Насколько легко было угадывать ту или иную эмоцию?

С какими трудностями столкнулись в процессе выполнения задания?

 

Время: 10 минут

 

Обсуждение занятия:

Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?

Что для вас было новым на занятии?

Что было уже известно?

 

Прощание

Занятие 8. "Вот тебе моя рука"

 

Цель занятия: Проработка возможных выходов из конфликтных ситуаций; развитие эмпатии.

Необходимые материалы: Музыкальная запись "Шум леса"; ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон; маленькие альбомы

Время занятия: 45 минут

 

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Осенний лес"

Цель: Релаксация; подготовка учащихся к активной работе на занятии.

Необходимые материалы: Музыкальная запись "Шум леса".

Ход упражнения:Учащиеся должны сплоченно выполнять задание и следовать тексту, который произносит ведущий. По ходу выполнения упражнения учащиеся сопровождают его жестами.

Ведущий: Ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие. Вы его совершите вместе со мной. Сейчас я попрошу вас сесть поудобнее и закрыть глаза. Я попрошу вас выполнять все движения, не открывая глаз.

Давайте начнем.

Итак, мы с вами находимся недалеко от Минска, в маленьком, но очень милом и уютном городке.

На улице стоит осень. И хоть на улице солнышко светит очень ярко, температура уже достаточно низкая.

Мы с вами идем на прогулку.

Мы быстро надеваем брюки, теплый свитер, кроссовки и оправляемся в лес, берем с собой поводок и любимую собаку.

Мы идем в лес. Свежий воздух, лесная прохлада притягивают нас. Мы напрягаем ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас мы расслабляем ноги, руки, спинку, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Дорога не утомляет нас, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, наш волшебный лес! Все тропинки в нем нам знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Мы направляемся туда. Дышится легко, ровно, глубоко...

Правая рука держит поводок и напряжена очень сильно...

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются перед нами, приветствуя нас. Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня.

Мы отпускаем поводок, и наши правые руки становятся легкими, воздушными, словно воздушный шарик, который улетит далеко в небо, если его не держать за ниточку...

Дышатся легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Мы входом в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают нам свечи на праздничном торте. Наше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это — подберезовик. Мы наклоняемся к нему и видом еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, мы возвращаемся домой.

Рефлексия:

Какие ощущения вы испытали, путешествуя по воображаемому лесу?

Смогли ли вы его себе представить? Что вам удалось представить, а что — нет?

 

Время: 15 минут.

Упражнение 2. "Мостики дружбы"

Цель: Обыгрывание с учащимися возможных конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры; использование возможностей территориальной игры для проигрывания ситуаций общения.

Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон.

Ход упражнения: Учащиеся подходят к ящику с песком.

Ведущий. Представьте, что вы — волшебники. Вы находитесь в стране, в которой еще никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждый из вас выберет для себя трех героев, которых он хотел бы поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. А я буду рассказывать вам сказку.

Начало сказки (Рассказывать, когда все дети сидят рядом с коробкой с песком.)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где тек.7И реки (провести впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили.‚аленькие волшебные жители.

У них был домик. (Детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа.)

В нем они жало все вместе.

(Каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком.) Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и оно пошли погулять по волшебному лесу Им хотелось погулять и себя показать. Но что такое? Вся поляна разделена на части бурными реками! Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?

Ведущий просит детей продолжить сказку с помощью фигурок.

В задачу детей входит:

— попробовать познакомиться с каждым сектором ящика;

— сходить в гости к друг другу.

Если дети не находят решения проблемы, ведущий предлагает им построить мостик.

Окончание сказки

Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Оно радостно заплясали, взялось за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могло видеться друг с другом, когда им захочется.

Рефлексия:

Трудно ли было играть в эту игру?

Что было трудно делать в ходе игры?

Чему вы научились в ходе игры?

 

В конце занятия учитель просит детей разобрать своих героев и песок. После небольшого обсуждения возникших затруднений в ходе игры и нахождения выхода из ситуации, учащиеся разбирают преграды в песке.

Время: 25 минут.

Упражнение 3. "Рука друга"

Цель: Развитие эмпатии; снятие тревожности учащихся; преодоление неприятных ощущений, связанных с использованием песка.

Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м;

Ход упражнения: Учащимся предлагается погрузить руки в песок и, не вынимая рук из песка, взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать каждому вслух хорошие пожелания.

Время: 5 минут.

Рефлексия:

Понравилось ли упражнение?

Насколько приятно-неприятно было ощущение нахождения рук в песке?

 

Рефлексия занятия: Учащимся раздаются маленькие альбомы, в которых учитель просит учащихся охарактеризовать занятие.

 

Прощание

Занятие 9. "Страна рисования"

 

Цель занятия: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем.

 

Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры, краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.

Время занятия: 45 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. "Воспоминание"

 

Цель: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях.

Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры.

Ход упражнения: Ведущий предлагает учащимся вспомнить прошлое занятие и нарисовать в именных альбомах все то, что их более всего поразило в сказочной стране.

Затем ведущий устраивает мини-выставку под названием "Привет из Песочной страны".

Рефлексия: Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.

Время: 15 минут.

Упражнение 2. "Изотерапия"

Цель: Раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем

Необходимые материалы: Именные альбомы; краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.

Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Сейчас мы с вами снова будем рисовать. Но не так как вы привыкли. Сейчас вы возьмете свои альбомы и в них нарисуете все, что захотите. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками и не карандашами, а косметическими палочками.

(Вначале дети пробуют на отдельном листе бумаги точками нарисовать что-либо по собственному желанию. По окончании рисования происходит обсуждение рисунков, дети рассказывают, что у них получилось.)

Ведущий: А теперь каждый из вас выберет любое понравившееся ему контурное изображение. Раскрашивать его вы тоже будете палочками.

Дети приступают к раскраске контурного изображения.

В процессе рисования ведущий спрашивает, нравится ли детям такая техника. Если да, то почему. Если нет, то почему.

Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.

Время: 30 минут.

 

Обсуждение занятия:

Что для вас было новым на занятии?

Что наиболее понравилось, а что наоборот вызвало неудовольствие?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.013 с.)