Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика профессиональной деятельности тьютора в специальной коррекционной школе.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тьютор коррекционной школы учебное пособие для начинающихтьюторов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П.АСТАФЬЕВА»
Тьютор коррекционной школы учебное пособие для начинающихтьюторов
КРАСНОЯРСК 2013 УДК ББК Авторский коллектив: Пилипчевская Н.В., Петропавловская Н.В. – Введение. Раздел 1. Приложения к разделу 1.
Тьютор коррекционной школы: учебное пособие для начинающихтьюторов / Под общ. редакцией Н.В. Пилипчевской. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013. - с.
© Авторский коллектив, 2013 © КГПУ им.В.П. Астафьева, 2013
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………. Раздел I Тьюторство в коррекционных образовательных учреждениях 1.1. Основы профессии «тьютор» ……………………………………………. 1.2. Специфика профессиональной деятельности тьютора в специальной коррекционной школе ……………………………………………………….. 1.3. Индивидуальная образовательная программа и индивидуальный учебный план обучающихся ………………………………………….. 1.4. Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения … 1.5. Документация тьютора …………………………………………………. 1.6. Краткая ресурсная карта для начинающего тьютора ………………… Раздел II ……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… Приложение 1. Пример должностной инструкции для тьютора в коррекционных образовательных учреждениях …………………………….. Приложение 2. Пример индивидуальной образовательной программы …… Приложение 3. Глоссарий ……………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. В связи с этим сегодня увеличивается количество различных специалистов – представителей так называемых, помогающих профессий, сопровождающих людей в их личностном становлении, в постановке целей, выборе необходимых средств для их достижения. Российская система образования, реагируя на вызовы современного общества, уже сегодня создаёт условия, в которых у школьника, студента, воспитанника появится возможность не только получить знания в различных областях, но и выстроить собственный индивидуальный путь получения этих знаний, научиться выбирать. Поэтому современная школа – это не только учителя различных предметов, но и ряд других специалистов, работающих с образом будущего, личным интересом и потенциалом ребёнка. 2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании – профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М.Ковалёвой в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. С каждым годом в стране увеличивается количество успешных тьюторских практик и прецедентов. Сегодня тьюторское сопровождение выходит за рамки общеобразовательных школ, становясь ресурсом и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых есть острая потребность в выстраивании индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в работе с родительским ресурсом и координации всех участников образовательной среды. Начиная выстраивать процесс сопровождения в условиях специальной (коррекционной) школы, тьютору необходимо не только понимать сущность тьюторства, но и учитывать специфику сопровождения детей с особыми возможностями здоровья, вести соответствующую документацию и, конечно же, как любому специалисту постоянно совершенствоваться в своей деятельности. Поэтому в данном издании мы представили для начинающих тьюторов наработанную информацию, которая поможет познакомиться с профессий, сориентироваться в документации тьютора, а также подобрать различные ресурсы для дальнейшего профессионального роста. Раздел I. Тьюторство в коррекционных образовательных учреждениях Основы профессии «тьютор» Не смотря на то, что профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей своё начало в Великобритании, где на сегодняшний день тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования [2]. Раскрывая специфику профессии «тьютор», проанализируем ряд ключевых понятий: «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская деятельность». Тьютор (англ. tutor, от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – педагог-наставник в английских паблик-скулз, старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа опытных преподавателей этих школ; в учебное время они вели преподавание предметов по своей специальности, после уроков занимались воспитательной работой с 5-10 или 15 учащимися, которые прикреплялись к каждому из них [4]. В зарубежной педагогике давно действует система Counseling-Guidance (система школьных советников – тьюторов и консультантов-руководителей, как для групп, классов, так и для отдельных детей) [6]. Похожих взглядов на понятие «тьютор» придерживаются современные исследователи Л.В. Бендова, Е.С. Комраков, С.А. Щенников, определяя тьютора как преподавателя-консультанта – «специалиста в области организации образования и самообразования» [3]. По мнению Т.М. Ковалевой, тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. А.А. Попов отмечает, что тьютор одновременно выполняет три функции: организатора (организация, контроль и помощь в осуществлении режима); фасилитатора (организация инициирования индивидуальных образовательных интересов); коуча (организация консультирования будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ). Отметим, что тьютор не является «транслятором» знаний, не занимается организацией учебного процесса. Основные задачи тьютора – выявить и «продвинуть» интерес обучающегося (тьюторанта), создать ту избыточную среду, где бы появились дополнительные ресурсы для создания и реализации индивидуальной образовательной программы. Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что тьютор – педагог, который наделен разным функционалом в зависимости от сферы его деятельности. Определяя тьютора к типу профессии «человек-человек», важно понимать, что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п. Значительная часть рабочего времени (особенно в условиях коррекционной школы) уходит именно на координацию различных субъектов (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка [1]. Для понимания специфики профессии тьютор важно также остановиться на понятиях «тьюторское сопровождение» и «тьюторская деятельность». Придерживаясь позиции группы исследователей под руководством Т.М. Ковалёвой, мы считаем, что в основе тьюторского сопровождения лежит понятие субъектности и право человека самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него. Сопровождая («следуя рядом вместе с кем либо в качестве спутника»), тьютор движется вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную индивидуальную образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку. Таким образом, по мнению Т.М.Ковалёвой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности [2]. Среди основных функций тьюторского сопровождения исследователи выделяют: информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП; развивающую диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта; содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП; тьюторскую навигации и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП; организацию рефлексии; тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Учитывая цель и функции тьюторского сопровождения, можно сделать вывод, что тьюторская деятельность – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [2]. Профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно. В стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют девять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www.thetutor.ru) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары, Владивосток, Новосибирск, Архангельск, Пермь), которые проводят курсы повышения квалификации. Получить магистерскую подготовку по соответствующему направлению можно в Московском педагогическом государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.
Список основной литературы. 1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010.- 88с. 2. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис. – 246 3. Основы тьюторской деятельности в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 591. 4. Педагогическая энциклопедия / гл. ред.: И.А. Каиров, Ф.Н. Петров [и др.], т. 4, М., «Советская энциклопедия», 1968. (Энциклопедии. Словари. Справочники). Т. 4 Сн-Я.- 912 с. 5. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Научная редактор серии Н.Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010 – 145 с. 6. Университетское образование в Великобритании. – М., 1979 – 78 с.
Список рекомендованной литературы. 1. Гордон Эдвард, Гордон Элайн. Столетия тьюторства. Ижевск, 2008. 2. Зыбарева Н.Н. «О создании положения об организации тьюторского сопровождения в специальной коррекционной школе VII вида». 3. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009г / Науч. ред. Т.М. Ковалёва; Отв. ред. А.А. Тёров, О.Ю.Жилина. – М.: АПКиППРО, 2009.- с.105-114 4. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. Красноярск, 2009. 5. Сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы». – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. – с. 5-14. – ISBN 978-5-7042-2157-9. 6. Сборник: «Материалы Третьей международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности».- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2011.- с.84-89 7. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования: Материалы V Международной научно-практической конференции и XVII Межрегиональной научно-практической тьюторской конференции 6-7 ноября 2012 года / Науч.ред. Т.М. Ковалёва, отв.ред. Н.В. Лебедева. – М: МПГУ; АПКиППРО, 2012. – 180с. 8. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: стандарт тьюторского сопровождения». Материалы IV Международной научно-практичнской конференции с 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М.Ковалёва, С.Ю.Попова (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО,2011.-248с. 9. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск, 2005. 10. Черемных М.П. Тьюторская позиция в образовательных стандартах нового поколения // Перемены. 2009. № 3. С.28-36. 11. Щедровицкий П.Г., Ковалёва Т.М., Рыбалкина Н.В., Блинов Г.Н., Попов А.А., Максимов В.В., Зоткин А.О., Сырямкина Е.Г. Тьюторство: идеи и идеология: Материалы 1-й Межрегиональной тьюторской конференции. Томск, 1996.
Документация тьютора Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Мы предлагаем ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации. Также в основе деятельности лежит нормативно-правовая документация, с которой можно ознакомиться в примерной должностной инструкции (Приложение 1.)
И.В. Карпенкова отмечает, что тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную [2]. Список рекомендуемой литературы 1. Безуленко М.А. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушениями в развитии и поведении (ЗПР): ресурсы тьюторского сопровождения // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения. Материалы IV международной научно-практической конференции и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М. Ковалёва, Попова С.Ю. (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО, 2011. – 248с. 2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. – 88 с.
3. Тельникова И.К. Тьюторское сопровождение детей подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения. Материалы IV международной научно-практической конференции и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09-10 ноября 2011г. / Сост. и науч. ред. Т.М. Ковалёва, С.Ю. Попова (Смолик). – М.: МПГУ; АПКиППРО, 2011. – 248с. 4. Шмаков А.Ю. Специфика тьюторского сопровождения индивидуальных программ развития студентов Материалы V Межрегиональной научно-практической тьюторской конференции 6-7 нобря 2012 года.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Это наш летний вариант или другой? 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 года № 288 с изменениями, приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII вида» от 04.09.1997 года № 48, Письмом Министерства образования РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04 2003 года № 27/2722-6, Уставом краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №5» (далее – Школа). 1.2. Тьютор относится к категории педагогических работников. 1.3. Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» или в области, соответствующей данной должности, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в Школе без предъявления требований к стажу работы. 1.4. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора Школы. 1.5. Тьютор подчиняется заместителю директора Школы по учебно-воспитательной работе. 1.6. Тьютор должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, методических, организационно-управленческих задач; основы общей и коррекционной педагогики, детской, возрастной, социальной, специальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; основы инклюзивного образования; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии; административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда, санитарные нормы и правила, правила пожарной безопасности. 1.7. Тьютор должен соблюдать: правила внутреннего трудового распорядка Школы, правила по охране труда, санитарной и пожарной безопасности, локальные акты Школы. II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Тьютор выполняет следующие должностные обязанности: 2.1. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися Школы по выявлению, формированию и развитию их интересов. Синтезирует интерес обучающихся с другими интересами, предметами обучения, направлениями воспитательной, внеурочной работы. 2.2. Совместно с другими специалистами разрабатывает, осуществляет сопровождение и корректировку индивидуальных образовательных программ обучающихся, организует оценку стартовых возможностей, ресурсов и дефицитов обучающихся. 2.3. Контролирует и оценивает эффективность реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся. 2.4. Организует условия для развития ребенка с учетом его возможностей и потенциала, расширяет образовательное пространство для успешной учёбы и социальной адаптации обучающихся. 2.5. Совместно с родителями (лицами, их заменяющими) и другими специалистами осуществляет поиск образовательных ресурсов для создания и реализации индивидуальных образовательных программ, для развития и социальной адаптации обучающихся. 2.6. Организует взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) по выявлению, формированию и развитию интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных образовательных программ обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты их реализации. 2.7. Организует индивидуальные и групповые консультации (тьюториалы) для родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам индивидуального образовательного движения обучающихся, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации деятельности. 2.8. Реализует различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами, руководством). 2.9. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими специалистами для реализации и коррекции индивидуальной образовательной программы, содействует генерированию его творческого потенциала и участию во внеурочной деятельности с учетом интересов. 2.10. Организует персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве по профессиональной подготовке, способствует поиску и привлечению партнёров для реализации профессиональных проб обучающихся. 2.11. Осуществляет мониторинг динамики развития обучающихся в рамках реализации индивидуальных образовательных программ. 2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой Школы, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим). 2.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. 2.14. Выполняет правила по охране труда, санитарной и пожарной безопасности. 2.15. Ведёт соответствующую документацию. III. ПРАВА
3.1 Тьютор имеет право: - на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; - на предоставление ему рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; - на предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; - на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами; - на участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей; - на получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства Школы, касающимися его деятельности; - на взаимодействие с другими подразделениями Школы для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности; - представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности; - на участие в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом Школы; - на защиту профессиональной чести и достоинства. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 4.1. Тьютор несет ответственность за: - жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за соблюдение прав и свобод обучающихся; - неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством; - применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, в соответствии с действующим трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»; - виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, в соответствии с действующим трудовым и (или) гражданским законодательством. Приложение 2 Приложение нужно назвать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» «Согласовано» Директор МОУ «СОШ» с родителями
Индивидуальная образовательная программа ______________________________ (ФИО учащегося) УЧАЩЕЙСЯ 10 а КЛАССА МОУ «СОШ «»
Автор-разработчик: ФИО - тьютор, учитель истории и обществознания
Ответственный за сопровождение ИОП: тьютор (ФИО)
2011-2013г
Пояснительная записка Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку НАТАЛИИ Н., закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности ее образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного и профессионального выбора. Индивидуальная образовательная программа предназначена для учащейся 10-11 а кл. Наталии Н. с ограниченными возможностями здоровья: логоневроз и ожирение II степениРеализуется индивидуальная образовательная программа в течение двухгодичного цикла получения среднего образования после завершения основной школы (10-11 класс) на базе социально-гуманитарного профиля в МОУ «СОШ «ЛЦО». Приложение 3. Глоссарий Индивидуализация - принцип обучения, обеспечивающий формирование каждым обучающимся своего собственного учебного плана (Ковалева Т.М.) Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования остается неизменным. Индивидуальная образовательная программа - механизм индивидуализации образования, связывающий для обучающегося воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к цели (Волошина Е.А.) Модель тьюторского сопровождения – трехвекторная модель социального, предметного и антропологического тьюторского действия (Ковалева Т.М.) Образовательный заказ — это не то, что существует объективно и априори, а это особое сформированное видение педагога образовательного пространства (школы, региона, страны, мировой культуры, наконец), т.е. деятельностное видение ресурсов и умение ими воспользоваться (Суханова Е.А.) Механизм формирования образовательного заказа: · исследование образовательной ситуации; · оформление замысла изменения собственной практики; · работа с ресурсными картами. Образовательное пространство – поле возможных направлений в образовательном движении индивида, конструируемое в соответствии с ценностными и целевыми ориентациями педагога через изменение его институциональных, дидактических, культурологических, интерьерных и др. характеристик. Образовательное пространство — объективная реальность потенциальных для образования мест, содержания, позиций, коммуникаций, которые становятся ресурсом для обучающегося при определенных условиях. (Суханова Е.А.) Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения в разных измерениях. Позволяет обучающемуся вырабатывать качества ориентации и самоопределения (Ковалева Т.М.) Педагогическими условиями следует называть совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешную реализацию образовательных целей и эффективное решение поставленных задач (Теров А.А.). Под педагогическими условиями индивидуализации образовательного процесса будем понимать условия, обстоятельства, благоприятствующие формированию и развитию личности в образовании, стремлению к самовыражению каждой личности через творческую образовательную деятельность, утверждению прав и свобод каждого человека. При таких условиях каждый субъект образовательного процесса осознает своеобразие и ценность собственного бытия, собственного жизненного и образовательного пути, необходимость саморазвития и самосовершенствования, раскрытия собственного творческого потенциала (Теров А.А.) Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы [3]. Принцип открытости предполагает, что не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом (Ковалёва Т.М.) Ресурсная карта – карта образовательных ресурсов, инновационных практик, инициатив, позволяющая специалисту образования самоопределиться относительно модели педагогической деятельности, задач и способа их решения (Суханова Е.А.) Ресурсная карта – выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых обучающийся может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы - овладеть культурными средствами самообразования, в том числе институциональными средствами (библиотеки, интернет и т.п.). Типы ресурсных карт: · Карта ценностей: педагогические концепции (развития мышления, инициативы, совместной деятельности, свободы, индивидуализации) · Карта проектных идей, изменений: проблема — действие (эксперимент, соц. проект, демократизация управленческой модели и т.д.). · Карта способов: типы деятельности (исследование, изучение, освоение технологии, конструирование, проектирование, методические разработки, управление.). · Карта прецедентов (результатов): новые структуры, новые организованности, общности (модели школ, ресурсные центры, ССК, сетевые проекты) (Суханова Е.А.) Ресурсный пакет – набор специально подобранных информационно- методических материалов, в состав пакета может входить: адреса существующей практики, перечень Интернет-ресурсов, информация о сетевых сообществах, информация о специалистах, которые занимаются данной проблемой, информация о местах и формах ПК (Суханова Е.А.) Тьютор – консультант учащегося, может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека. (П.Г.Щедровицкий) Тьютор – 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательном учреждении, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации. 2) индивидуальный научный руководитель студента (Педагогика. Большая современная энциклопедия) Тьютор – это позиция преподавателя, который помогает обучающемуся строить индивидуальную образовательную траекторию (Н.И.Рыбалкина) Тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение и реализацию индивидуальной образовательной программы. Тьюториал – коллективная деятельность тьютора и его учеников в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся (Дудчик С.В.) Тьюторская деятельность. Основания, покоторым можно оценить какую-либо деятельность как тьюторскую (Т.М. Ковалева): · диагностика · многообразие предложений · выбор предложений · построение индивидуальной образовательной программы (ИОП) · выбор маршрута реализации ИОП · сопровождение ИОП · рефлексия Тьюторский клуб - коллективная деятельность учащихся и тьютора, направленная на формирование общих интересов и ослабление коммуникативных барьеров (Дудчик С.В.) Тьюторская компетентность – это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы (Т.М. Ковалева) Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская). <
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.015 с.) |