О «групповом интеллектуальном тесте» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О «групповом интеллектуальном тесте»



 

ГИТ был разработан словацким психологом Дж. Ваной и адаптирован в 1985—1986 гг. в лаборатории психологической диагностики и коррекции Психологического института РАО для русскоязычной выборки коллективом авторов: М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой. Тест ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько учащийся овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые логические действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащегося.

 

ГИТ — надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы тест. Он содержит 7 субтестов:

 

1. Исполнение инструкций {20 заданий). Направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления, определяет формально-динамические характеристики протекания вербальных мыслительных процессов, результативность зависит от скоростных возможностей речемыслительной деятельности, т.е. лабильности нервной системы.

2. Арифметические задачи (20 заданий). Диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются в процессе обучения. Выявляет умение ориентироваться в условиях задачи, способность к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению и математическому обобщению, что не позволяет считать этот субтест только показателем обученности математическим навыкам. Это подтверждается и многочисленными результатами диагностики — самый низкий уровень выполнения заданий по всему тесту — своеобразный «провал» на графике выполнения заданий по субтестам, причем практически независимый от параллели и типа школы (в специализированных математических школах уровень выполнения субтеста хотя и выше, чем в обычных школах, однако ниже, чем другие субтесты).

3. Дополнение предложений (20 заданий). Оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами, зависит от словарного запаса учащихся.

4. Определение сходства и различия понятий (40 заданий). Проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков; сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания.

5. Числовые ряды (20 заданий). Выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации, аналитико-синтетические математические способности, практически без вовлечения в процесс решения вербальных структур.

6. Установление аналогий (40 заданий). Диагностирует умение мыслить по аналогии. Определяет уровень развития операции обобщения и анализа логических отношений, уровень развития словесно-логического мышления, показывает потенциальные возможности учащегося, динамику возрастных изменений — с возрастом повышается успешность решения задач на аналоги.

7. Символы (40 баллов за кодирование 200 знаков). Проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы, показывает ее точность и скорость.

 

Тест разработан в двух формах (А и Б), которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится строго ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Проведение диагностики занимает 1 урок. Для оценки индивидуальных результатов используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. После индивидуальной обработки результатов абсолютные показатели (баллы) переводятся в проценты (для сопоставления результатов выполнения различных субтестов) и строится график индивидуальной структуры умственного развития школьника.

Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности у них отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы. Так гуманитарная направленность определяется по сумме показателей трех заданий: третьего (предложения), четвертого (сходства-различия понятий) и шестого (аналогии), так как заданий всего 100, то сумма баллов дает и показатель процентного соотношения выполнения вербальных заданий. Математическая направленность определяется по сумме показателей двух заданий: второго (решение арифметических задач) и пятого (числовые ряды); так как всего заданий 40, то сумма баллов, полученных за выполнение математических задач, делится на 40 и умножается на 100. Показатели лабильности могут считаться по сумме баллов, полученных за выполнение первого (инструкции) и последнего (символы) заданий, которая делится на 60 и умножается на 100. Таким образом мы получаем обобщенные показатели умственного развития учащихся. Так, о преобладании той или иной направленности можно говорить, если разность между этими показателями не ниже уровня 10%. Скоростные характеристики могут оцениваться как суммарно, так и сравниваться между собой.

 

Образовательно-возрастные нормативы выполнения теста ГИТ

 

 


Приложение 4.

Психолого-педагогический статус школьника (рубеж «4-5 классы»)

 

ФИО ребенка

Дата рождения_______________________ ________класс

I.Социальные особенности среды обучения, воспитания и развития

1. Состав семьи (полная, неполная, наличие других членов семьи)_____________________

2. Особенности семейных отношений_______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Сведения о родителях

Ф.И.О. родителей

мать

отец

Связь с родителями

Место работы

Должность, рабочий телефон

Домашний адрес, телефон

3. Наблюдения учителя (классного руководителя)

Состояние здоровья

Особенности личностного развития ребёнка

Учебная мотивация

Учебные интересы

Успеваемость

Сильные стороны ребенка

Кружки, секции

4. Изучаемый язык_______________________________________________________

5. Уровень сформированности ОУУН (экспертная оценка учителей-предметников)

- познавательная сфера______________________________________________

- рефлексивная деятельность_________________________________________

- информационно-коммуникативная__________________________________

деятельность

Проблемы, выделяемые классным руководителем

Учебные______________________________________________________________________________________________

Поведенческие___________________________________________________________________________________________

Личностные___________________________________________________________________________________________

Причины данных проблем ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

II. Актуальное развитие познавательных процессов, определяемое педагогом-психологом

Мышление (сложные мыслительные операции)

Анализ

Обобщения

Формирование понятий

Логические связи

Память

Зрительная

Слуховая

Зрительно-моторно-слуховая

Примечание

Внимание (объем, переключение, устойчивость, распределение)

IV.Особенности мотивационно-личностной сферы

1. Учебная мотивация ___________________________________

2. Ведущий тип регуляции учебной деятельность___________________________________

(достижение успеха, избежание неудачи) ____________________________________

3. Школьная тревожность _______________________________________________________

_________________________________________________________

4. Личностные акцентуации____________________________________

V.Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе

1. Самооценка ____________________________________

2.Ценности___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Социометрический статус в классе (в группе)______________________________________

VI.Особенности поведения школьника в ситуации внутришкольного взаимодействия

1. Психодинамические свойства нервной системы __________________________________________

2. Дезадактивные поведенческие синдромы __________________________________________

Результаты____________________________________________________________________

Общие педагогические рекомендации _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Специальные психологические рекомендации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата __________ 200___ г. Классный руководитель _____________________

 

 

Педагог-психолог____________________________

 

 


Приложение 5

Материалы, которые можно использовать при подготовке первого семинара для учителей пятых классов

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку*, которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.015 с.)