Кафедра коррекционной психологии и педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра коррекционной психологии и педагогики



Курсовая работа на тему:

«Особенности развития мыслительных операций обобщения и

Классификации школьников с нарушениями интеллекта»

 

Выполнила

студентка 1 курса

Смирнова Ольга Викторовна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

Ялпаева Надежда Валериановна

 

Курск 2014

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Факультет дефектологический

Заочная форма обучения

Направление: 050700 Специальное дефектологическое образование

Профиль: Специальная психология

Кафедра коррекционной психологии и педагогики

Курсовая работа на тему:

«Особенности развития мыслительных операций обобщения и

Классификации школьников с нарушениями интеллекта»

 

Выполнила

студентка 1 (3,5 л.о.) курса

Смирнова Ольга Викторовна

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент

Ялпаева Надежда Валериановна

 

Курск 2014

 

План

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Проблемы изучения мыслительных операций школьни-

ков с нарушениями интеллекта в современных исследованиях………… 8

 

1.1. Особенности проявления мыслительных операций школьников

с нарушениями интеллекта……………………………………….……………...8

1.2. Особенности проявления операций классификации

и обобщения умственно отсталых учащихся в процессе обучения……..

Глава II. Исследование особенностей развития процессов

Классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных)

школ VIII вида в процессе специального образования …………………

 

2.1. Организация исследования особенностей развития операций классификации и обобщения школьников с нарушениями

интеллекта первого, четвертого, седьмого, девятого классов…….…

2.2. Сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения учащихся первых, четвертых,

седьмых и девятых классов…………………………………………………

2.3. Условия формирования высших мыслительных операций

учащихся специальной школы VIII вида…………………………………...…

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………

Приложения ………………………………………………………………………

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Роль мышления в структуре когнитивной сферы человека трудно переоценить, поскольку оно является ее компонентом, а, по сути, и механизмом, участвующем в организации и функционировании всех психологических процессов и форм психологической деятельности. Вместе с тем, мышление как высшая психологическая функция имеет свой физиологический предел, выход за который приводит к нарушениям мыслительной деятельности человека, а также влияет на все когнитивные процессы [27].

В определении умственной отсталости содержится ука­зание на то, что первейшим ее признаком является нарушение когнитивной сферы.

Изучение особенностей мыслительной деятельности умствен­но отсталых школьников является одним из важных направлений специальной психологии. Известно, что главная цель, стоящая перед школами для детей с интеллектуальной недостаточностью — по возможности всестороннее развитие учеников, подготовка их к жизни и труду, к интеграции в общество. Эту цель невозможно реализовать без знаний своеобразия развития данной категории учащихся, а их основным дефектом является недоразвития высших форм мыслительной деятельности – операций классификации и обобщения.

Большое количество специалистов посвятили свою научную деятельность изучению особенностей формирования и развития мышления детей с нарушениями интеллекта. Среди них выдающиеся учение, такие как И.М. Бгажнокова, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и многие другие.

Изучая познавательную сферу умственно отсталых школьников, И. М. Бгажнокова, З. Г. Петрова, Ж. И. Шиф достаточно глубоко описали осо­бенности их мыслительных операций. К наибо­лее часто встречающимся нарушениям опе­рационной стороны мышления умственно от­сталых учащихся относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобще­ния, более легкое выделение признаков раз­личия, чем сходства.

Большой вклад в изучение операции срав­нения внес И. М. Соловьев, который не только подробно исследовал развитие операции сравнения учащихся с нарушениями интеллекта, но и предложил для усиления познавательного эффекта операции сравне­ния вводить третий объект, что помогает умственно отсталым устанавливать не толь­ко сходство, но и различия объектов.

При умственной отсталости мыслительные процессы протекают на уровне единично-наглядных образов, что затрудняет выде­ление существенных признаков изучаемых предметов и явлений, а также приводит к недостаточному пониманию общего. В работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Б.В. Зейгарник показано, что рас­стройства такого типа обычно квалифици­руют как снижение уровня обобщения.

В последние годы в психологических ра­ботах Н. М. Стадненко, Ю. Т. Матасова, О. В. Романенко, Г. Ткачик особенности обобщения умствен­но отсталых изучались в плане раскрытия структуры познавательного дефекта и кор­рекции недостаточности умственного разви­тия в процессе обучения и воспитания.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования мыслительных операций умственно отсталых, проблема развития и формирования высших мыслительных операций, учащихся с нарушениями интеллекта, требует дальнейшего изучения, так как на данный момент отсутствуют современные исследования динамики уровня развития классификации и обобщения в процессе коррекционного обучения. Противоречие между потребностью в знании особенностей развития обобщения и классификации, учащихся с нарушениями интеллекта, и в отсутствии современных исследований развития данных операций, в процессе коррекционного обучения, актуализирует проблему нашего исследования.

Цель исследования – выявление динамики развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта в процессе специального (коррекционного) обучения.

Объектом исследования – особенности проявления мыслительных операций умственно отсталыми учащимися.

Предмет исследования – особенности развития классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта.

В основу исследования была положена гипотеза о позитивном влиянии специального (коррекционного) обучения на процесс формирования мыслительных операций классификации и обобщения, учащихся с нарушениями интеллекта.

Исходя из поставленной цели исследования и гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить закономерности развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта.

3. Подобрать методики и провести исследование мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта в первой и второй ступенях СКОУ восьмого видаю

4. Сравнить особенности формирования мыслительных операций классификации и обобщения у младших школьников и старшеклассников с нарушениями интеллекта.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась совокупность следующих методов: теоретический анализ литературы; диагностические методы – наблюдение, беседа, тесты,

катамнестический метод, анализ продуктов деятельности.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №5 VIII вида города Курска».

Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы специалистами, работающими с учащимися с нарушениями интеллекта начальной школы и второй ступени; родителями, воспитывающих детей данной категории; студентами в профессиональной подготовке.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе « Проблемы изучения мыслительных операций школьников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях » рассматриваются особенности проявления мыслительных операций школьников с нарушениями интеллекта, особое внимание уделяется исследованиям, посвященным мыслительным операциям классификации и обобщения умственно отсталых учащихся в процессе коррекционного обучения.

Во второй главе «Исследование особенностей развития процессов классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе специального образования» описывается организация исследования учащихся с нарушениями интеллекта; производится сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения, учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов; рассматривается и анализируется динамика уровня развития высших мыслительных операций; даются рекомендации по повышению эффективности формирования операций классификации и обобщения в условиях специального обучения.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.

Список литературы содержит 62 наименования работ, используемых для проведения исследования.

В приложениях содержится дидактический материал к методикам, таблицы с результатами выполнения экспериментальных работ, и системы подобранных развивающих упражнений.

 

 


Далее излагается содержание глав (с новой страницы) по параграфам (новые параграфы в главе продолжаются на той же странице с отступом еще на интервал). Пишется заключение в основном ответ на цель и задачи, поставленные во введении. Заключение, библиографический список, приложение с новой страницы. Шрифт 14, интервал – 1,5.

Нумерация страниц внизу по центру, со второй страниц, где план: 2 и т.д.

Примечание. Образец второй главы дан шрифтом 12 и через интервал -1 для сокращения количества страниц. В курсовой же всё пишется по требованиям, которые изложены выше.

Глава 2. Исследование особенностей развития процессов классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе специального образования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.01 с.)