Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра коррекционной психологии и педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Курсовая работа на тему: «Особенности развития мыслительных операций обобщения и Классификации школьников с нарушениями интеллекта»
Выполнила студентка 1 курса Смирнова Ольга Викторовна
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Ялпаева Надежда Валериановна
Курск 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет» Факультет дефектологический Заочная форма обучения Направление: 050700 Специальное дефектологическое образование Профиль: Специальная психология Кафедра коррекционной психологии и педагогики Курсовая работа на тему: «Особенности развития мыслительных операций обобщения и Классификации школьников с нарушениями интеллекта»
Выполнила студентка 1 (3,5 л.о.) курса Смирнова Ольга Викторовна
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Ялпаева Надежда Валериановна
Курск 2014
План
Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Проблемы изучения мыслительных операций школьни- ков с нарушениями интеллекта в современных исследованиях………… 8
1.1. Особенности проявления мыслительных операций школьников с нарушениями интеллекта……………………………………….……………...8 1.2. Особенности проявления операций классификации и обобщения умственно отсталых учащихся в процессе обучения…….. Глава II. Исследование особенностей развития процессов Классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе специального образования …………………
2.1. Организация исследования особенностей развития операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта первого, четвертого, седьмого, девятого классов…….… 2.2. Сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов………………………………………………… 2.3. Условия формирования высших мыслительных операций учащихся специальной школы VIII вида…………………………………...… Заключение………………………………………………………………………. Библиографический список…………………………………………………… Приложения ………………………………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Роль мышления в структуре когнитивной сферы человека трудно переоценить, поскольку оно является ее компонентом, а, по сути, и механизмом, участвующем в организации и функционировании всех психологических процессов и форм психологической деятельности. Вместе с тем, мышление как высшая психологическая функция имеет свой физиологический предел, выход за который приводит к нарушениям мыслительной деятельности человека, а также влияет на все когнитивные процессы [27]. В определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение когнитивной сферы. Изучение особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых школьников является одним из важных направлений специальной психологии. Известно, что главная цель, стоящая перед школами для детей с интеллектуальной недостаточностью — по возможности всестороннее развитие учеников, подготовка их к жизни и труду, к интеграции в общество. Эту цель невозможно реализовать без знаний своеобразия развития данной категории учащихся, а их основным дефектом является недоразвития высших форм мыслительной деятельности – операций классификации и обобщения. Большое количество специалистов посвятили свою научную деятельность изучению особенностей формирования и развития мышления детей с нарушениями интеллекта. Среди них выдающиеся учение, такие как И.М. Бгажнокова, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и многие другие. Изучая познавательную сферу умственно отсталых школьников, И. М. Бгажнокова, З. Г. Петрова, Ж. И. Шиф достаточно глубоко описали особенности их мыслительных операций. К наиболее часто встречающимся нарушениям операционной стороны мышления умственно отсталых учащихся относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия, чем сходства. Большой вклад в изучение операции сравнения внес И. М. Соловьев, который не только подробно исследовал развитие операции сравнения учащихся с нарушениями интеллекта, но и предложил для усиления познавательного эффекта операции сравнения вводить третий объект, что помогает умственно отсталым устанавливать не только сходство, но и различия объектов. При умственной отсталости мыслительные процессы протекают на уровне единично-наглядных образов, что затрудняет выделение существенных признаков изучаемых предметов и явлений, а также приводит к недостаточному пониманию общего. В работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Б.В. Зейгарник показано, что расстройства такого типа обычно квалифицируют как снижение уровня обобщения. В последние годы в психологических работах Н. М. Стадненко, Ю. Т. Матасова, О. В. Романенко, Г. Ткачик особенности обобщения умственно отсталых изучались в плане раскрытия структуры познавательного дефекта и коррекции недостаточности умственного развития в процессе обучения и воспитания. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования мыслительных операций умственно отсталых, проблема развития и формирования высших мыслительных операций, учащихся с нарушениями интеллекта, требует дальнейшего изучения, так как на данный момент отсутствуют современные исследования динамики уровня развития классификации и обобщения в процессе коррекционного обучения. Противоречие между потребностью в знании особенностей развития обобщения и классификации, учащихся с нарушениями интеллекта, и в отсутствии современных исследований развития данных операций, в процессе коррекционного обучения, актуализирует проблему нашего исследования. Цель исследования – выявление динамики развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта в процессе специального (коррекционного) обучения. Объектом исследования – особенности проявления мыслительных операций умственно отсталыми учащимися. Предмет исследования – особенности развития классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта. В основу исследования была положена гипотеза о позитивном влиянии специального (коррекционного) обучения на процесс формирования мыслительных операций классификации и обобщения, учащихся с нарушениями интеллекта. Исходя из поставленной цели исследования и гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Изучить закономерности развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта. 3. Подобрать методики и провести исследование мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта в первой и второй ступенях СКОУ восьмого видаю 4. Сравнить особенности формирования мыслительных операций классификации и обобщения у младших школьников и старшеклассников с нарушениями интеллекта. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась совокупность следующих методов: теоретический анализ литературы; диагностические методы – наблюдение, беседа, тесты, катамнестический метод, анализ продуктов деятельности. База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №5 VIII вида города Курска». Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы специалистами, работающими с учащимися с нарушениями интеллекта начальной школы и второй ступени; родителями, воспитывающих детей данной категории; студентами в профессиональной подготовке. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, методы исследования. В первой главе « Проблемы изучения мыслительных операций школьников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях » рассматриваются особенности проявления мыслительных операций школьников с нарушениями интеллекта, особое внимание уделяется исследованиям, посвященным мыслительным операциям классификации и обобщения умственно отсталых учащихся в процессе коррекционного обучения. Во второй главе «Исследование особенностей развития процессов классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе специального образования» описывается организация исследования учащихся с нарушениями интеллекта; производится сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения, учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов; рассматривается и анализируется динамика уровня развития высших мыслительных операций; даются рекомендации по повышению эффективности формирования операций классификации и обобщения в условиях специального обучения. В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список литературы содержит 62 наименования работ, используемых для проведения исследования. В приложениях содержится дидактический материал к методикам, таблицы с результатами выполнения экспериментальных работ, и системы подобранных развивающих упражнений.
Далее излагается содержание глав (с новой страницы) по параграфам (новые параграфы в главе продолжаются на той же странице с отступом еще на интервал). Пишется заключение в основном ответ на цель и задачи, поставленные во введении. Заключение, библиографический список, приложение с новой страницы. Шрифт 14, интервал – 1,5. Нумерация страниц внизу по центру, со второй страниц, где план: 2 и т.д. Примечание. Образец второй главы дан шрифтом 12 и через интервал -1 для сокращения количества страниц. В курсовой же всё пишется по требованиям, которые изложены выше. Глава 2. Исследование особенностей развития процессов классификации и обобщения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе специального образования
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.221 (0.009 с.) |