Игра « Математическая эстафета» № 7. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра « Математическая эстафета» № 7.



Цель. Обучение детей преобразованию одних примеров в другие.

Содержание игры. Класс разбивается по рядам на 3 ко­манды. Для каждой команды учитель пишет примеры вида:

10+7
10+5

10+9

 

Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одно­му ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро ре­шить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжа­ется до тех пор, пока ученики каждой команды не составят всех воз­можных примеров. Цепочки примеров могут быть, например, та­кими:

10+ 5=15 10+ 9=19 10+ 7=17

5+10=15 9+10=19 7+10=17

15=10+ 5 19=10+ 9 17=10+ 7

15= 5+10 19= 9+10 17= 7+10

15-10= 5 19-10= 9 17- 7=10

15- 5=10 19- 9=10 17-10= 7

Игра «Лучший следопыт» № 8.

Цель. Систематизация и обобщение зна­ний детей.

Средства обучения. Схема расположения деревьев на доске.

Содержание игры. Учитель сообщает детям условия иг­ры: «Индеец отправляется в лес на разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев.) В менее опасных мес­тах он оставлял следы — около деревьев писал палочкой приме­ры, обозначающие номера полянок, на которых останавливался». Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:

Дуб Сосна Береза

16 – 10 = 17 – 10 = 18 – 10 =

Ель Дуб Сосна

13 – 10 = 14 – 10 = 15 – 10 =

Береза Ель

12 – 10 = 10 – 9 =

 

и говорит: «Мы с вами следопыты. Наша задача — расшифровать номера полянок, пойти по следам разведчика, показать путь его движения и рассказать, в каком направлении он двигался».

Учащиеся под руководством учителя намечают план своих дей­ствий:

1. Расшифровать номера полянок (решают примеры).

2. Показать мелом путь движения разведчика.

3. Рассказать и показать, в каком направлении двигался развед­чик, употребляя слова «слева направо», «справа налево», «между»,
«слева от сосны» и т.д.

Примечание.Слова, которые нужно употребить в рассказе, учи­тель пишет на доске до проведения игры и предлагает детям про­читать их.

Если вызванный ученик показывает путь движения разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (по­казывают красный круг). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок.

Направление движения разведчика можно изменять многократно, записывая другие примеры под деревьями.

Эту игру целесообразно проводить во второй половине дня.

 

Игра «На какой час назначен сбор?» № 9.

 

Цель. Обучение учащихся приему само­стоятельного нахождения правила, по которому записаны числа.

Средства обучения. Рисунок ромашки, на которой запи­саны числа.

Содержание игры. Дежурный класса решил назначить время его сбора с помощью игры. Он засекретил его, записав на цветке ромашки числа, и предложил детям самим догадаться о времени сбора и записать его в середине рисунка.

С этой целью они должны проследить за изменением чисел, за­писанных на лепестках ромашки, начиная с числа 5 по часовой стрелке и найти число, с помощью которого изменяются все чис­ла. Оно и будет обозначать время сбора класса.

Игра «По какой тропинке ты пойдешь?» № 10.

 

Цель. Систематизирование и обобщение знаний учащихся по различным разделам программы.

Содержание игры. На выходные дни дети вместе с учи­тельницей решили отправиться на туристическую базу пешком че­рез лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру-загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена (по какой из них можно пройти успешно). Она зашиф­ровала каждую тропинку цепочкой примеров такого вида:

1-я тропинка 2-я тропинка

9+14 5+17

14 + 9 17 + 5

23=14 + 9 22=17 + 5

23-14 22-14

23-9 22-5

Дети сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу.

Система упражнений, направленных на развитие процесса классификации в рамках обучения математике в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

 

У детей с нарушением интеллектуального развития операция классификации без специального обучения не развивается. Мы подобрали задания направленные на формирования именно этой мыслительной операции. В начале дети должны научиться классифицировать предметы, числа, а затем и математические термины.

Задание № 1.

Цель. Развитие способности классифицировать предметы.

Содержание. Раздели нарисованные предметы на 4 группы. Проведи от них стрелки че­тырьмя разными цветами к геометриче­ским фигурам в середине рисунка.

В этом задании основа классификации изображенных предметов показана графически: предметы класси­фицируются по форме. Среди них выделяются предметы, имею­щие овальную форму, предметы, имеющие форму шестиуголь­ника, пятиугольника и полукруга. Именно с этого целесообразно начать рассмотрение рисунка. После того как дети уяснили зада­ние и способ его выполнения, они могут выполнить задание са­мостоятельно.

Задание № 2.

Цель. Формирование навыков классификации чисел.

Содержание. Раздели числа 11 40 3 19 10 16 4 13 50 6 18:

 

1. на две группы:

2. на три группы:

Задание на выбор признака классификации заданных чисел и ее проведение. Так, заданные числа можно разделить на две труппы по количеству цифр в записи: однозначные и двузначные. Именно так большинство детей и выполняют задание. При проверке они перечисляют числа первой группы: 3, 4, 6 — и числа второй группы: 11,40, 19, 10, 16, 13,50, 18.

При разбиении заданных чисел на три группы из второй группы двузначных чисел можно выделить числа, оканчивающиеся нулями. Обязательно провести проверку.

Задание № 3.

Цель.Задание на выделение общего признака и проведе­ние классификации по этому признаку.

Содержание. Раздели числа на группы. Запиши их группами:

 

30 м, 8 кг, 17 л, 27 см, 1 ч, 100 кг, 94 дм, 40 мин, 63 см, 10 мин, 55 м, 23 л, 38 ч.

Проверка.На какие группы разделили заданные числа?

Как правило, дети выделяют четыре группы по различным величинам: длине (в эту группу собирают все числа с наименованиями «сантиметр», «дециметр», «метр»; по массе («числа с наименованием «килограмм»); по емкости (вместимости) («числа с наименованием «литр») и по времени («числа с наименованиями «час», «минута»). Результат выглядит так:

Первая группа: 14 дм, 30 м, 27 см, 94 дм, 63 см, 55 м;

Вторая группа: 8. кг, 100 кг;

Третья группа: 17 л, 22 л;

Четвертая группа: 40 мин, 1 ч, 10 мин, 38 ч.

Задание № 4.

Цель. Развитие умения классифицировать примеры.

Содержание. Выполни действия:

45 + 7 = 23 – 5 = 78 – 7 =

6 + 18 = 74 + 3 = 35 – 8 =

Раздели эти примеры на 2 группы так, чтобы в каждой группе были при­меры, чем-то похожие друг на друга. Запиши каждую группу в столбик. По­старайся найти несколько способов.

Учащиеся должны предложить два признака для классификации:

- по действию;

- по принципу: есть или нет переход через десяток при выполнении действий.

Задание № 5.

Цель. Развитие умения классифицировать термины.

Содержание. Подчеркни лишнее слово: умножение, сложение, деление, уменьшаемое, вычитаемое. Объяснение, почему оно лишнее.

Проверка. Дети называют лишнее слово (уменьшаемое) и объясняют, почему оно в данном случае «лиш­нее»: все слова обозначают название арифметических действий, а слово уменьшаемое означает называние числа, из которого вычи­тают.

 

 

Библиографический список

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987.

2. Безрукова Е.В., Забрамная С.Л. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. – М.: Просвещение, 1974.

3. Блонский П.Г. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.

4. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомога­тельной школы. - М.: Просвещение, 1960.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: АПН РСФСР, 1973.

6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Академия, 1994.

7. Вренёва Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога в ДОУ // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 4. – С. 50 - 53.

8. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Просвещение, 1983.

9. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педа­гогики. – М.: Академия, 2002.

10. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н.Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1997.

11. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1981.

12. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Рядянска школа, 1972.

13. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев: Рядянска школа, 1985.

 

 

Примечание. В курсовой от 30 источников и выше, в ВКР от 60 источников и выше.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение № 1

Таблица № 4

Индивидуальные результаты выполнения методик учащимися первых классов

  Ф.И.О., возраст   «Группировка»   «Четвертый лишний»   «Классификация»
1.Вова В. 10 лет низкий Низкий Средний
2. Артем Г. 9 лет низкий Средний Высокий
3. Саша Г. 8 лет низкий Низкий Низкий
4. Никита Л. 9 лет низкий Низкий Низкий
5. Денис О. 9 лет средний Низкий Низкий
6. Максим П. 11 лет низкий Низкий Средний
7. Саша С. 13 лет низкий Средний Низкий
8. Аня С. 9 лет высокий Высокий Высокий
9. Боря С. 9 лет средний Высокий Высокий
10. Сергей С. 10 лет низкий Высокий Средний

 

 

Приложение № 2

Таблица № 5

Индивидуальные результаты выполнения методик учащимися четвертых классов

  Ф.И.О., возраст   «Группировка»   «Четвертый лишний»   «Классификация»
1.Алина А. 10 лет средний Низкий низкий
2. Сергей Б. 11 лет средний Высокий средний
3. Эмиль Д. 14 лет средний Высокий средний
4. Слава К. 12 лет высокий Высокий высокий
5. Вера К. 9 лет высокий Высокий средний
6. Ваня Н. 11 лет средний Низкий низкий
7. Катя С. 10 лет средний Средний средний
8. Рома С. 12 лет средний Средний средний
9. Сергей С. 13 лет средний Высокий средний
10. Миша С. 12 лет средний Средний высокий

 

 

 

Приложение № 3

Система упражнений и игр, направленных на развитие процесса обобщения в рамках обучения математике в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

 

Мы сформировали систему упражнений (заданий и игр) главной целью которых является развитие процесса обобщения у детей с нарушением интеллекта. В начале идут задания на отыскание недостающих фигур, на продолжения ряда чисел. Более сложные задания находятся в конце и представлены системой игр на обучение детей преобразованию одних примеров в другие, на систематизацию и обобщение зна­ний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.022 с.)