Методика №2 «Четвертый лишний» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика №2 «Четвертый лишний»



Цель: исс­ледовать процессы образно-логического мышления, мыслительные операции обобщения и классификации, учащихся с нарушениями интеллекта.

Оборудование: 7 карточек с изображениями четырех предметов, три из них относятся к одной родовой группе, а один лишний, т.е. относится к другой группе (Приложение №2, 3)

Ход исследования:

В методике школьникам предлагается серия картинок, на которых представле­ны разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображен­ных на ней предметов является лишним. Внимательно посмот­ри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. Каким общим словом можно назвать вместе три остальные предмета?».

Обработка результатов:

Количественная обработка данных:

0,5 баллов – ребенок получает, за каждый правильно выделенный лишний предмет на карточке.

0,5 баллов – ребенок получает, за правильно названное обобщающее слово на карточке.

Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную карточку – 1 балл.

А – сумма баллов за правильно выделенное лишнее слово.

Б – сумма баллов за правильно выделенное обобщающее слово

(А+Б) - общее количество баллов.

Выводы об уровне развития:

7 – 6 баллов - высокий уровень;

5,5 – 4,5 баллов – средний уровень;

3 и ниже баллов – низкий уровень.

 

Методика №3 «Классификация»

Цель: изучить процессы классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта.

Оборудование: картинки по 4 шт. для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты) (Приложение № 4).

Ход исследования:

Школьнику даются картинки и следующая инструкция: «Разложи картинки по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят одна к другой». Всего используется 29 картинок для классификации, по 4 в каждой группе. «Назови выделенные группы картинок»

Обработка результатов:

Количественная обработка данных:

0,4 балла – ребенок получает за правильно выделенную группу картинок, если одной из четырех картинок не хватает в группе, то производится вычитание 0,1 балла из общих – 0,4.

Выводы об уровне развития:

3,2 – 2,9 баллов – высокий уровень;

2,8 – 2,5 баллов – средний уровень;

2,4 и ниже баллов – низкий уровень.

 

На основании полученных данных по трем методикам составляются таблицы, в которых можно проследить динамику и соотношения уровней развития операций классификации и обобщения, учащихся с нарушениями интеллектуального развития.

 

Сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов

Развитие наглядных обобщений у учащихся с нарушениями интеллекта обладает рядом особенностей, которые можно проследить на примере выделения признаков (цвета, формы и величины) для произведения группировки на основе выбранного параметра.

Учащиеся первых классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, справились с этим заданием, следующим образом:

Таблица №2.

Количественные результаты по методике «Группировка» в первых классах

  Ф.И.О., возраст   Параметр- цвет   Параметр – величина   Параметр – форма   Кол – во баллов   Уровень развития
1.Вова В. 10 лет   +   1 балл низкий
2. Артем Г. 9 лет     + 1 балл низкий
3. Саша Г. 8 лет +     1 балл низкий
4. Никита Л. 9 лет +     1 балл низкий
5. Денис О. 9 лет + +   2 балла средний
6. Максим П. 11 лет     + 1 балл низкий
7. Саша С. 13 лет     + 1 балл низкий
8. Аня С. 9 лет + + + 3 балла высокий
9. Боря С. 9 лет +   + 2 балла средний
10. Сергей С. 10 лет +     1 балл низкий

 

Шесть учащихся из десяти набрали по 1 баллу и показали низкий результат при выполнении данной методики. Два ребенка показали средний уровень, и всего один ребенок – высокий уровень развития наглядного обобщения. Средний показатель характерный для учащихся первых классов – 1,3 балла

Основываясь на результатах эксперимента можно сказать, что основным наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения в первом классе является цвет (красный и желтый) у 39% от общего количества правильных ответов и форма (квадраты и круги) 38%. Самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) 23%.

В четвертых классах при выполнении той же методики, нами были получены следующие результаты: Таблица № 3

Количественные результаты по методике «Группировка» в четвертых классах

 

  Ф.И.О., возраст   Параметр- цвет   Параметр – величина   Параметр – форма   Количество баллов   Уровень развития
1.Алина А. 10 лет +     1 балл низкий
2. Сергей Б. 11 лет +   + 2 балла средний
3. Эмиль Д. 14 лет +     1 балл низкий
4. Слава К. 12 лет + + + 3 балла высокий
5. Вера К. 9 лет + + + 3 балла высокий
6. Ваня Н. 11 лет     + 1 балл низкий
7. Катя С. 10 лет     + 1 балл низкий
8. Рома С. 12 лет + +   2 балл средний
9. Сергей С. 13 лет   + + 2 балла средний
10. Миша С. 12 лет   + + 2 балла средний

Только два ребенка смогли набрать максимальное количество баллов, у остальных средний и низкий показатель.

Средний показатель четвертых классов – 1,8 балла

Наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения является форма – 39%. Следующим по частоте выбора параметром является – цвет (красный и желтый) – 33%. И самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) – 28%.

Результаты методики «Группировка» полученные в седьмых классах указаны в таблице № 4:

Таблица №4

 

Количественные результаты по методике «Группировка» в седьмых классах

 

  Ф.И.О., возраст   Параметр- цвет   Параметр – величина   Параметр – форма   Кол – во баллов   Уровень развития
1.Павел Б. 15 лет +   + 2 балла средний
2. Саша З. 14 лет + + + 3 балла высокий
3. Таня З. 14 лет +   + 2 балла средний
4. Павел К. 15 лет + +   2 балла средний
5. Виктор Л. 14 лет     + 1 балл низкий
6. Аня Л. 15 лет +   + 2 балла средний
7. Роман О. 14 лет + + + 3 балла высокий
8. Сережа Ш. 15 лет + + + 3 балла высокий
9. Дима Ш. 15 лет +   + 2 балла средний
10. Лена Ш. 15 лет + + + 3 балл высокий

 

Пять человек из десяти показали средний результат. Четыре учащихся продемонстрировали высокий уровень развития наглядного обобщения. Всего один ребенок не смог выделить более одного параметра, у него низкий результат. Средний показатель седьмых классов – 2,3 балла.

Ведущими по частоте выбора параметрами стали цвет – 39% и форма – 39%.Количество ответов указывающих на выделение параметра - величина составляет 22 % от общего количества верных ответов.

Мы получили следующие результаты при проведении методики среди учащихся девятых классов:

Таблица №5

Количественные результаты по методике «Группировка» в девятых классах

  Ф.И.О., возраст   Параметр- цвет   Параметр – величина   Параметр – форма   Кол – во Баллов   Уровень развития
1. Яна Б. 15 лет     + 1 балл низкий
2. Света Б. 16 лет   + + 2 балла средний
3. Руслан В. 16 лет +   + 2 балла средний
4. Света В. 17 лет +     1 балл низкий
5. Таня Г. 17 лет + +   3 балла высокий
6. Леша Е. 17 лет +   + 2 балла средний
7. Яна С. 15 лет +   + 2 балла средний
8. Дима С. 15 лет + + + 3 балла высокий
9. Женя С. 17 лет +   + 2 балла средний
10. Саша С. 17 лет   +   1 балл низкий

 

 

Средний результат уровня развития наглядного обобщения продемонстрировали пять из десяти учащихся девятых классов. Три ученика имеют низкий результат, два – высокий.

Средний показатель девятых классов - 1,8 балла.

39% ответов указывают на ведущий параметр - цвет, и еще 39% на параметр - форма. 22%- это количество ответов указывающих на выделение величины, как параметра для проведения группировки.

Экспериментальный материал позволяет проследить динамику развития наглядного обобщения учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Для этого мы построили график №1, одна ось которого будет указывать на класс (1,4,7 и 9) в котором проходили исследования, а другая ось - на средний показатель количества баллов по всему классу.

 

 

График №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.014 с.)