Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика №2 «Четвертый лишний»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, мыслительные операции обобщения и классификации, учащихся с нарушениями интеллекта. Оборудование: 7 карточек с изображениями четырех предметов, три из них относятся к одной родовой группе, а один лишний, т.е. относится к другой группе (Приложение №2, 3) Ход исследования: В методике школьникам предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним. Каким общим словом можно назвать вместе три остальные предмета?». Обработка результатов: Количественная обработка данных: 0,5 баллов – ребенок получает, за каждый правильно выделенный лишний предмет на карточке. 0,5 баллов – ребенок получает, за правильно названное обобщающее слово на карточке. Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную карточку – 1 балл. А – сумма баллов за правильно выделенное лишнее слово. Б – сумма баллов за правильно выделенное обобщающее слово (А+Б) - общее количество баллов. Выводы об уровне развития: 7 – 6 баллов - высокий уровень; 5,5 – 4,5 баллов – средний уровень; 3 и ниже баллов – низкий уровень.
Методика №3 «Классификация» Цель: изучить процессы классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта. Оборудование: картинки по 4 шт. для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты) (Приложение № 4). Ход исследования: Школьнику даются картинки и следующая инструкция: «Разложи картинки по группам, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят одна к другой». Всего используется 29 картинок для классификации, по 4 в каждой группе. «Назови выделенные группы картинок» Обработка результатов: Количественная обработка данных: 0,4 балла – ребенок получает за правильно выделенную группу картинок, если одной из четырех картинок не хватает в группе, то производится вычитание 0,1 балла из общих – 0,4. Выводы об уровне развития: 3,2 – 2,9 баллов – высокий уровень; 2,8 – 2,5 баллов – средний уровень; 2,4 и ниже баллов – низкий уровень.
На основании полученных данных по трем методикам составляются таблицы, в которых можно проследить динамику и соотношения уровней развития операций классификации и обобщения, учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
Сравнительная характеристика уровня развития операций классификации и обобщения учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов Развитие наглядных обобщений у учащихся с нарушениями интеллекта обладает рядом особенностей, которые можно проследить на примере выделения признаков (цвета, формы и величины) для произведения группировки на основе выбранного параметра. Учащиеся первых классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, справились с этим заданием, следующим образом: Таблица №2. Количественные результаты по методике «Группировка» в первых классах
Шесть учащихся из десяти набрали по 1 баллу и показали низкий результат при выполнении данной методики. Два ребенка показали средний уровень, и всего один ребенок – высокий уровень развития наглядного обобщения. Средний показатель характерный для учащихся первых классов – 1,3 балла Основываясь на результатах эксперимента можно сказать, что основным наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения в первом классе является цвет (красный и желтый) у 39% от общего количества правильных ответов и форма (квадраты и круги) 38%. Самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) 23%. В четвертых классах при выполнении той же методики, нами были получены следующие результаты: Таблица № 3 Количественные результаты по методике «Группировка» в четвертых классах
Только два ребенка смогли набрать максимальное количество баллов, у остальных средний и низкий показатель. Средний показатель четвертых классов – 1,8 балла Наиболее заметным параметром для проведения наглядного обобщения является форма – 39%. Следующим по частоте выбора параметром является – цвет (красный и желтый) – 33%. И самым последним параметром становится – величина (большие и маленькие) – 28%. Результаты методики «Группировка» полученные в седьмых классах указаны в таблице № 4: Таблица №4
Количественные результаты по методике «Группировка» в седьмых классах
Пять человек из десяти показали средний результат. Четыре учащихся продемонстрировали высокий уровень развития наглядного обобщения. Всего один ребенок не смог выделить более одного параметра, у него низкий результат. Средний показатель седьмых классов – 2,3 балла. Ведущими по частоте выбора параметрами стали цвет – 39% и форма – 39%.Количество ответов указывающих на выделение параметра - величина составляет 22 % от общего количества верных ответов. Мы получили следующие результаты при проведении методики среди учащихся девятых классов: Таблица №5 Количественные результаты по методике «Группировка» в девятых классах
Средний результат уровня развития наглядного обобщения продемонстрировали пять из десяти учащихся девятых классов. Три ученика имеют низкий результат, два – высокий. Средний показатель девятых классов - 1,8 балла. 39% ответов указывают на ведущий параметр - цвет, и еще 39% на параметр - форма. 22%- это количество ответов указывающих на выделение величины, как параметра для проведения группировки. Экспериментальный материал позволяет проследить динамику развития наглядного обобщения учащихся первых, четвертых, седьмых и девятых классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Для этого мы построили график №1, одна ось которого будет указывать на класс (1,4,7 и 9) в котором проходили исследования, а другая ось - на средний показатель количества баллов по всему классу.
График №1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.007 с.) |