Организация исследований особенностей развития операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта первых, четвертых, седьмых и девятых классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация исследований особенностей развития операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта первых, четвертых, седьмых и девятых классов



Формирование операционной стороны мыслительной деятельности учащихся с нарушениями интеллектуального развития подчиняется определенным закономерностям и протекает как процесс перехода по мере возрастного развития от простых форм к более сложным с присущим интеллектуальному дефекту своеобразием. В первой главе, мы рассмотрели особенности формирования мыслительных операций учащихся с нарушениями интеллектуального развития, а во второй главе более подробно остановимся на проведении исследований, имеющих непосредственное отношение к изучению высших мыслительных операций – классификации и обобщения и пронаблюдаем динамику формирования этих операций под влиянием коррекционного обучения. Таким образом, во второй главе для подтверждения выдвинутой гипотезы мы проводим исследование высших мыслительных операций учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цель исследования. Изучение динамики развития мыслительных операций классификации и обобщения школьников с нарушениями интеллекта в процессе специального (коррекционного) обучения.

База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №26 VIII вида города Курска».

В исследовании участвовало 40 учащихся с нарушениями интеллекта, по 10 человек из первого, четвертого, седьмого и девятого классов.

Таблица №1.

Школьники специального (коррекционного) учреждения VIII вида

участвовавшие в исследовании

  Ф.И.. класс   Возраст учащегося   Состояние ребенка Дата зачисления в СКОШ
  1.Вова В. I класс   10 лет Психологическое недоразвитие, ДЦП 1.09.2005 в 1 класс
  2. Артем Г. I класс   9 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2006 в 1 класс
  3. Саша Г. I класс 8 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2005 в 0 класс
  4. Никита Л. I класс   9 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2004 в 1 класс
  5. Денис О. I класс   9 лет Психическое недоразвитие 17.10.2006 в 1 класс
  6. Максим П. I класс   11 лет Психическое недоразвитие 1.09.2006 в 1 класс
  7. Саша С. I класс   13 лет Умственная отсталость тяжелая 22.03.2006 в 0 класс
  8. Аня С. I класс   9 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2005 в 0 класс
  9. Боря С. I класс   9 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2005 в 0 класс
  10. Сергей С. I класс   10 лет   ЗПР 1.09.2006 в 1 класс
  11. Алина А. IV класс   12 лет Умственная отсталость легкой степени   24.10.2006 в 4 класс
  12. Сергей Б. IV класс   11 лет Психическое недоразвитие 5. 10 2003 в 1 класс  
13. Эмиль Д. IV класс 14 лет Психическое недоразвитие 1.09.2005 в 3 класс
14. Слава К. IV класс 12 лет Умственная отсталость легкой степени 27.08.2003 в 1 класс
15. Вера К. IV класс 11 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2003 в 1 класс
16. Ваня Н. IV класс 11 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2002 в 0 класс
17. Катя С. IV класс   10 лет Психическое недоразвитие 1.09.2003 в 1 класс
18. Рома С. IV класс 12 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09. 2002 в 0 класс
19. Сергей С. IV класс 13 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09.2002 в 0 класс
20. Миша С. IV класс 12 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2002 в 1 класс
  21.Павел Б. VII класс   15 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09.1999 в 1 класс
  22. Саша З. VII класс   14 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2002 во 2 класс
  23. Таня З. VII класс   14 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2000 в 1 класс
  24. Павел К. VII класс   15 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2000 в 1 класс
  25. Виктор Л. VII класс   14 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09.2000 в 1 класс
  26. Аня Л. VII класс   15 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2001 в 1 класс
  27. Роман О. VII класс   14 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09.2000 в 1 класс
  28. Сережа Ш. VII класс   15 лет   ЗПР 1.09.1999 в 0 класс
  29. Дима Ш. VII класс   15 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2003 в 3 класс
  30. Лена Ш. VII класс   15 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2000 в 1 класс
  31. Яна Б. IX класс   15 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.1998 в 1 класс
  32. Света Б. IX класс   16 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09.1998 в 1 класс
  33. Руслан В. IX класс   16 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2000 в 1 класс
  34. Света В. IX класс   17 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09.1998 в 1 класс
  35. Таня Г. IX класс   17 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.2000 в 3 класс  
  36. Леша Е. IX класс   17 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.1997 в 1 класс
  37. Яна С. IX класс   15 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.1998 в 1 класс
  38. Дима С. IX класс   15 лет Умственная отсталость умеренной степени 1.09.1998 в 1 класс
  39. Женя С. IX класс   17 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.1997 в 1 класс
  40. Саша С. IX класс   17 лет Умственная отсталость легкой степени 1.09.1997 в 1 класс

 

В процессе исследований мы использовали методы наблюдения за детьми на уроках, беседу с учителями, катамнестический метод и анализ деятельности учащихся.

Во время проведения наблюдения на уроках математики особое внимание уделялось заданиям, направленным на исследование высших мыслительных операций – классификации и обобщения. Уделялось внимание заданиям на систематизацию и обобщение зна­ний, заданиям на классификацию предметов, чисел, математических терминов.

На уроках русского языка внимание уделялось группировке родовых и видовых по­нятий. Употребление обобщающих слов и значений. Умение систематизировать и обобщить знания по пройденной теме.

Для получения более полной информации об уровне развития высших мыслительных операций учащихся школы, мы проводили беседу с учителями. Нас интересовали ответы на следующие вопросы:

1. Преобладающий вид мышления у ребенка?

2. Умеет ли ребенок сравнивать предметы и понятия?

3. Может ли ребенок выполнять группировку видовых и родовых понятий?

4. В речи ребенка присутствуют обобщающие слова?

5. Усваивает ли ученик правила и применяет их на практике?

 

Кроме того, мы исследовали тетради учащихся по русскому языку, математике и другие продукты учебной деятельности школьников.

На основании проведенных исследований можно сделать выводы: Преобладающий вид мышления в первых классах наглядно – действенное, к четвертым классам начинается развитие наглядно – образного мышления, а процесс формирования словесно – логического мышления длится на протяжении вех лет обучения, некоторым детям данный вид мыслительной деятельности недоступен.

В соответствии с наблюдениями и данными, полученными в ходе беседы с учителями, положительная динамика в овладении сравнением у умственно отсталых школьников обнаруживается примерно к четвертому классу. И проявляется это в меньшем количестве случаев невыполнения заданий на сравнение, дети указывают на большее количество свойств объектов, они устанавливают между ними черты не только различия, но и сходства. Сравнение понятий происходит с большими сложностями и в более поздние сроки.

В плане поведения группировки видовых и родовых понятий в младших классах отмечается большое количество ситуативных обобщений, иногда встречаются обобщения – группировки. Учащиеся четвертых и седьмых классов демонстрируют обобщения по категориям - вида, рода, проводимым на основе выделения ведущего признака. Понятийные обобщения формируются с большими сложностями к старшему школьному возрасту и приходят на смену «заученным» обобщениям.

Недо­статки речевого развития затрудняют у детей с нарушениями интеллекта возможность подбора обобщающих терминов, что наиболее отчетливо проявляется в глубоком недоразви­тии их словесно-логического мышления и выделяет сложности в формировании понятийных – обобщений.

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей — слабость обобщений — проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они неред­ко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэто­му изучение грамматики и арифметики— предметов, в наиболь­шей степени требующих усвоения правил, — представляет для умственно отсталых детей наибольшую трудность.

Для проведения исследований высших мыслительных операций учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида нами были подобранны методики, направленные на изучение операций классификации и обобщения у школьников с нарушениями интеллектуального развития, такие как «Группировка», «Четвертый лишний», «Классификация». Нами были использованы источники следующих авторов: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Дубровина И.В.[38, 58].

Перейдем к подробному описанию методик используемых для проведения исследования.

Методика №1 «Группировка»

Цель: изучать уровень развития наглядного обобщения на основе выделения основных параметров классификации.

Оборудование: 8 геометриче­ских фигурок, различающихся по форме, цвету и вели­чине (квадраты и круги, красные и желтые, большие и маленькие), (Приложение №1).

Ход исследования:

Эксперимент проводят индиви­дуально. Перед школьником в произвольнойпоследовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть и назвать фигуры.

Инструкция:

«Внимательно посмотри на фигурки и раздели их на как можно большее число групп. В такие группы должны входить фигурки, выделенные по одному общему признаку (свойству, качеству, параметру). Начинай раскладывать сначала по одному признаку, потом по другому».

Обработка результатов:

Количественная обработка данных:

Высокий уровень – 3 балла, когда ребенок производит группировку по всем трем параметрам;

Средний уровень – 2 балла, когда ребенок производит группировку по одному или двум признакам;

Низкий уровень – 1балл, когда ребенок не в состоянии самостоятельно выполнить группировку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.013 с.)