Программа обучения для детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа обучения для детей



С О Д Е Р Ж А Н И Е

№ п/п Темы Страницы
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  
  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В «КТК ШОТО» 4-6
  ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7
  ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ 7-10
  КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ 10-14
  ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В «КТК ШОТО» 14-32
  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 32-34
  ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ 34-38
  МНОГОЛЕТНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КАРАТЭДО КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 38-39
  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   39-40
  ЗАПОВЕДИ ОСНОВАТЕЛЯ КАРАТЭДО ГИТИНА ФУНАКОСИ   40-42
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИКАМИ ЛИТЕРАТУРА  
  ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Популярность каратэдо в последнее время неизмеримо возросла во всем мире. После отмены запрета на занятия каратэдо в России тысячи людей получили возможность изучения этого древнейшего боевого искусства. Среди его приверженцев - учащиеся среднеобразовательных школ, студенты и учителя, люди разных профессий и возрастов. В ряде стран каратэдо является обязательной образовательной программой в учебных заведениях. С каждым годом количество занимающихся каратэдо непрерывно растет.

Вместе с ростом популярности каратэдо, к сожалению, приходится отмечать неверное понимание и интерпретацию каратэдо. В последнее время к каратэдо относятся, как к шоу, или, в лучшем случае, как к спорту, в котором два бойца атакуют друг друга. На самом деле каратэ - это комплексная система, направленная на достижение физического и духовного совершенства. Самое важное в занятиях каратэдо - это научиться побеждать не противника, а самого себя.

Каратэдо - это универсальная система физических упражнений, в которых каратист развивает и совершенствует абсолютно все свойства тела, применяет технику с усилием воли, нанося удары по цели точно и быстро. Тренировка превращает различные части тела в оружие, используемое свободно и эффективно. Необходимое условие для его качественного применения - самоконтроль, свободное и чистое сознание, непоколебимая и уравновешенная психика.

Основные физические приемы каратэдо изучались, развивались и совершенствовались долгие годы, но, для того чтобы стать эффективными, доминирующую роль в этом искусстве самообороны должен играть духовный аспект. Каратэдо как искусство самообороны и каратэдо как средство улучшения и поддержания здоровья известно издавна. Целью древнего искусства Окинавы действительно было умение нанести решающее поражение своему противнику одним ударом. Но даже старые мастера придавали большее значение духовной стороне искусства, чем технике исполнения приемов.

Таким образом в каратэдо, как и в любом другом боевом искусстве, помимо изучения чисто технических физических действий и приемов, рассматриваются вопросы этики, духовности, философии, истории, логики, способы обращения к старшим, психологии, физики, анатомии, общения с людьми, принципы поведения как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях. Главным постулатом каратэдо можно считать следующую фразу:

"Лучший бой - это бой, который не состоялся".

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В «КТК «ШОТО»

– формирование системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) - соревновательной, судейской, педагогической, организационной и т. д.

- формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной глубины знаний по теории каратэ-до Сётокан;

- совершенствование познавательных творческих возможностей;

- формирование и совершенствование навыков выполнения общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений каратэ-ка;

- формирование и совершенствование навыков и умений ведения учебных, учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных и показательных выступлений;

- формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа, анализа и объяснения элементов техники и тактики каратэ-до Сётокан;

- формирование и совершенствование навыков организации и проведения уроков по каратэ-до Сётокан;

- формирование и совершенствование знаний, умений и навыков организации, проведения и судейства соревнований по каратэ-до и массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.

Наряду с решением задач, обеспечивающих специальную подготовку занимающихся каратэ-до Сётокан в секциях «КТК ШОТО», в ходе учебного процесса осуществляется воспитание каратэ-ка.

Обучение является организационной формой преподавания. При этом под преподаванием понимается процесс передачи знаний, а под учением - процесс усвоения знаний.

Обучение осуществляется как целостный процесс, в котором все его стороны, компоненты, части выступают в сложном взаимодействии.

Выделяются следующие основные воспитательные задачи:

- воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера каратэ-ка;

- воспитание и развитие познавательных потребностей и творческих способностей каратэ-ка.

Решению воспитательных задач подчиняются все элементы учебного процесса: его содержание, форма, средства и методы обучения.

Воспитательная работа – это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребёнка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

На протяжении многолетней спортивной подготовки обучающихся тренер решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма; воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, ответственность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность), воспитание трудолюбия.

Руководящая роль в процессе обучения принадлежит тренеру (инструктору). Это проявляется в руководстве обучением (планирование, организация и контроль), руководстве в процессе обучения (управление и оптимизация процесса обучения) и руководстве через обучение (формирование личности каратэ-ка).

Составляя план воспитательной работы, тренер должен учитывать возрастные рамки развития ребёнка, и что эффективность воспитательного воздействия будет достигнута лишь в том случае, если мероприятия, включённые в план, будут интересны для обучающихся, и когда они будут убеждены в необходимости принимать в них активное участие.

Методы обучения - это система целенаправленных действий тренера, организующих познавательную и практическую деятельность обучающегося.

Существует несколько классификаций методов обучения:

Словесные методы.

Слово играет чрезвычайно важную роль в педагогической деятельности. Практически все основные стороны этой деятельности связаны с использованием слова: сообщение знаний, систематизация и повторение учебного материала, постановка проблем и заданий для самостоятельной работы, анализ и оценка выполненных заданий, углубление учебного материала в мировозренческом отношении, осуществление воспитательных мероприятий.

Словесные методы особенно важны для осмысления, самооценки и саморегуляции действий обучающихся. Среди этих методов следует отметить прежде всего лекцию, рассказ, беседу,

объяснение, дискуссию, а также инструктирование, сопроводительное пояснение, указания и команды, словесные оценки, устные отчёты и др.

Наглядные методы.

Эту группу методов называют ещё методами демонстрации. Они применяются для создания образного представления у занимающихся об изучаемом явлении, предмете. В основе методов демонстрации лежит показ. Показ должен сопровождаться объяснением, в котором указывается, на что надо обратить внимание и как выполнить задание. Показ должен быть четким, образцовым. Если при показе эти требования не соблюдаются, то занимающиеся могут выполнить задание неверно. При, отработке неправильно воспринятого упражнения у них может выработаться неправильный навык, на изменение которого потребуется значительно большее время. При показе преподаватель должен уметь находить для себя оптимальное место, чтобы занимающиеся имели возможность получить представление не только о движении в целом, но и об основных его элементах. Некоторые приемы целесообразно показывать обучающимся из разных исходных положений. Для показа технического действия тренер может пригласить каратэ-ка, в совершенстве владеющего им, или предложить выполнить его одному из занимающихся. Это целесообразно тогда, когда тренер не может образцово показать техническое действие. Например, техническое действие требует такой гибкости, какой преподаватель уже не обладает.

К методам демонстрации относятся: показ упражнений, технических и тактических действий, показ наглядных пособий – схем, графиков, таблиц, макетов, кинограм, кинокольцовок, видеомагнитофонных записей и др. Во время показа обучаемые должны наблюдать, обдумывать увиденное, ставить вопросы, вносить результаты своих наблюдений в дневники, зарисовывать, комментировать, прорабатывать мысленно то, что они наблюдают и воспринимают со слов тренера. Наличие соответствующих наглядных пособий – основная предпосылка успешного применения данного метода.

Методы самостоятельной работы.

Большое значение для развития активности и самостоятельности, занимающихся в обучении играют методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающегося начинается с возникновения желания проявить свою активность, продолжается при наличии достаточно сильных и стойких внутренних побуждений и сходит на нет, когда иссякают внутренние движущие силы. Следовательно, наличие внутренних побуждений и связанное с ним осознание смысла и цели работы являются существенными признаками самостоятельных действий. Отличительными чертами самостоятельной работы учащихся являются:

- наличие организующего внешнего стимула - конкретного задания, которое: формирует цель предстоящей самостоятельной деятельности; ставит вопросы, требующие решения; определяет приемы самоконтроля за успешностью достижения поставленной цели;

- использование накопленных знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможность программирования тех умственных процессов и практических действий, которые были бы адекватны содержанию задания и способствовали бы его успешному осуществлению;

- управление процессом учения благодаря предусмотренным в задании элементам самоконтроля и обратной информации, дающим тренеру возможность не только определить степень усвоения знаний обучаемых, но и выяснить ход познавательных процессов, обеспечивающих усвоение знаний и практическое их использование.

К методам самостоятельной работы относят: работу с учебной книгой; упражнения по развитию физических и волевых качеств, совершенствованию двигательных умений и навыков; специальные задания.

Работа с учебной книгой (учебник, пособие, разработки, рекомендации и др.) является необходимым условием образования новых устойчивых временных связей и прочного усвоения учебного материала. В результате специально организованного обучения под руководством тренера у обучающихся формируются умения и навыки работы с книгой.

Тренер (инструктор) «КТК ШОТО» в воспитательном процессе выступает как:

- руководитель коллектива (организатор);

- учитель (теоретик и практик);

- воспитатель (психолог);

- личность, имеющая собственное мировоззрение, моральные принципы, профессиональные качества.

 

 

Формы организации воспитательной работы:

- лекции и беседы с обучающимися;

- информации о спортивных событиях в стране, мире;

- встречи с интересными людьми, ветеранами спорта;

- родительские собрания;

- взаимодействие с общеобразовательными учреждениями;

- культурно-массовые мероприятия;

- эстетическое оформление спортзалов АЦТК «ШОТО»;

- поддержание традиций «КТК ШОТО»; таких как: поздравление с Новым Годом, торжественный приём новых детей в секции «КТК ШОТО», празднование дней рождения.

Доминирующими качествами тренера (инструктора) «КТК ШОТО», работающего с юными спортсменами, являются следующие:

- умение привить любовь к каратэ-до;

- любовь к детям;

- стремление помочь в трудную минуту;

- полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободное время;

- оказание помощи в становлении личности, формировании характера;

- осуществление контроля над поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в школе, на улице, в семье);

- оказание помощи в решении жизненно важных вопросов.

 

Таблица. Примерные беговые нагрузки для разных возрастов.

Возраст Время бега Скорость (минут на км) Общая дистанция
7 – 9 лет 15 минут 1 км за 6 1/4, – 6 1/2 мин 2 – 2,5 км
10 – 12 лет 20 минут 1 км за 6 – 6 1/4, мин 3 – 3,5 км
13 – 15 лет 30 минут 1 км за 5 1/2, – 6 мин до 5 км
16 – 18 лет 30 минут – 1 час 1 км за 5 – 5 1/2, мин до 10 км

 

 

Первый принцип.

Путь к вершине мастерства в каратэ-до идёт через многолетнюю, последовательную и ежедневную воспитательную работу.

Второй принцип.

Для достижения положительного результата воспитательной деятельности в каратэ-до необходимы ясность цели и чёткость педагогических задач.

Третий принцип.

Физическая, нравственная и интеллектуальная составляющие воспитанника должны формироваться одновременно и в равной степени.

Четвёртый принцип.

Нельзя приступать к обучению приёмам боя, не создав необходимую психофизическую основу.

Пятый принцип.

Необходимо максимально использовать индивидуальные особенности учеников при формировании специальных двигательных навыков.

Шестой принцип.

Сохранение здоровья и безопасная педагогическая задача.

Седьмой принцип.

В основе обучения каратэ-до должны лежать научно обоснованные программа и методика обучения.

Первый принцип говорит о том, что воспитательная работа в каратэ-до – это не кратковременное действие, рассчитанное на быстрое достижение формального результата, а многолетний, последовательный и ежедневный процесс формирования тех качеств в человеке, которые должны характеризовать его как мастера боевого искусства. Суть же этого принципа заключается, в том, что невозможно быстро, какими-то форсированными методами воспитания физических качеств и двигательных навыков добиться мастерства в каратэ-до. Можно согласиться с тем, что можно достаточно быстро, за 2 – 3 года, подготовить подростка или взрослого человека к спортивным соревнованиям и даже добиться успешных результатов. Такое возможно при наличии неординарных физических способностей ученика и правильной организации процесса подготовки к конкретным соревнованиям, но это нечто иное, нежели комплексное воспитание человека. Понятие «мастер» в каратэ-до определяется не только умением совершать обусловленные движения руками и ногами, а, прежде всего реальным практическим опытом и интеллектуальной зрелостью. Нельзя путать понятия «мастер боевого искусства каратэ-до» и «мастер спорта каратэ-до» В одном случае это специалист-профессионал, педагог. В другом случае – спортсмен. Практический опыт и зрелость приходят только с годами, как результат многолетней профессиональной деятельности. Это первое условие принципа. Второе условие данного принципа заключается в соблюдении последовательности в обучении каратэ-до, в необходимости двигаться вперёд поэтапно, от простого к сложному. Любая попытка перешагнуть через этапы обучения и опередить время означает обмануть самого себя. Подобные методы мастерства не прибавляют, а создают много проблем на будущее, поскольку каждый этап логически и методически увязан с предыдущим и последующими этапами. В соответствии с третьим условием необходимо с первых дней обучения приучать каратэ-ков к ежедневной и систематизированной работе над собой в рамках программы соответствующего этапа обучения. Ежедневная работа необходима для того, чтобы приучить ученика к профессиональной дисциплине и к самоанализу, а также для устойчивого закрепления двигательных навыков, которые не естественны для человека, но на которых основаны все движения каратэ-до.

Второй принцип гласит – о ясности цели и чёткости постановки задач. Суть заключается в том, что педагог должен отчётливо представлять конечную цель обучения и каким он хотел бы видеть в идеале каждого своего ученика. Кроме того, должны быть чётко определены задачи, с помощью которых он намеревается достичь поставленной цели, так как без постановки задач невозможно выбрать средства и методы, с помощью которых педагог будет воздействовать на ученика, добиваясь поставленной цели. Абсурдно предполагать, что, не зная конечной точки пути, можно проложить маршрут. Без ясного представления о цели занятия каратэ-до весь тренировочный процесс будет превращён из движения вперёд в топтание на месте в рамках одних и тех же форм. Только в случае чёткого определения целей, задач, средств и методов можно рассчитывать на педагогический успех и рост мастерства не только у способных учеников, но и у воспитанников со средними и даже низкими изначальными данными.

В основе третьего принципа, который говорит о необходимости гармоничного воспитания человека, заложена мысль о том, что степень развития мастерства в каратэ-до во многом зависит от состояния интеллекта человека, от его способности осмысливать и отдельные движения, и процесс физического развития в целом, а нравственная основа, которая формирует мотивацию занятием каратэ-до, придаёт гуманитарный смысл всей этой деятельности. С первых дней обучения процесс формирования физических качеств и двигательных навыков должен сочетаться с просвещением учеников в вопросах морали и нравственности, а также в вопросах, теории предмета. Вместе с тем материал на указанные темы должен преподноситься в объёме и форме, которые доступны для понимания. Содержание теоретического и практического материала определяется программой подготовки, разработанной для каждого этапа обучения, где методически увязываются три важных воспитательных аспекта. Мысль о том, что физический, интеллектуальный и нравственный аспекты личности ученика необходимо формировать одновременно и в равной степени, на практике означает следующее. Педагог должен относиться к процессу передачи знаний не формально, ограничиваясь лишь тренировкой тела, а на каждом занятии, при каждой встрече с учениками рассматривать и теоретические аспекты этой деятельности с учётом уровня учеников, необходимого для понимания, показывать гуманитарную сторону каратэ-до.

Например, работая с группой начальной подготовки, нужно не только добиваться правильного выполнения простого действия, но и рассказать, как правильно называются те части тела, которые участвуют в формировании этого действия, какое полезное влияние оказывают данные упражнения на организм человека. Очень важно, чтобы на каждом занятии затрагивалась тема, раскрывающая нравственную сторону каратэ-до как средства защиты людей от зла.

Под психофизической основой, о которой говорится в четвёртом педагогическом принципе, следует понимать то состояние мозга и тела, а также качество их взаимосвязи, которое возникает в процессе выполнения того или иного движения. Любое действие состоит из отдельных движений, выполнение которых требует определённого навыка. Обучение приёмам боя в каратэ-до связано с формированием определённого объёма движений, абсолютно новых и не естественных для человека, но рациональных с точки зрения каратэ-до. Чтобы обучить целому действию, необходимо прежде воспитать навыки специфических движений, поэтому процессу непосредственного обучения приёму каратэ-до должна предшествовать тщательная подготовка. Известно, что для человека новое движение делать легче неправильно, чем правильно. Если новый приём формировать без предварительной подготовки, на основе неправильных движений, то это создаст много проблем в будущем. Неправильное движение, закреплённое в приёме, будет переноситься на технику более высокого уровня и не только существенно тормозить рост мастерства, но и затруднять выполнение приёмов в реальном поединке. Для того чтобы создать необходимую психофизическую основу, нужно следующее:

1. Подготовить опорно-двигательный механизм для физической реализации движений и действий, характерных для каратэ-до.

2. Обеспечить точное представление о движениях и действиях, составляющих двигательную базу каратэ-до.

3. Обеспечить качественную идеомоторную связь между мозгом и телом.

Очевидно, что для реализации этой задачи простого тренинга недостаточно. Для этого необходимы специальные методы педагогического воздействия.

Пятый принцип говорит о важности индивидуального подхода в обучении каратэ-до. В современном каратэ-до доминирует групповой метод обучения, в соответствии с которым все ученики должны выполнять действия согласно едиными для всех требованиями. У каждого человека есть как сильные, так и слабые стороны, и каждый человек характерен своими особенностями. Обучая приёмам боя, необходимо выявить сильные стороны ученика, всемерно развивая их, а на этом фоне улучшать и слабые стороны. Но, помимо физических особенностей, каждого человека отличает ещё и психоэмоциональная составляющая, поэтому очень важно, опираясь на общие закономерности развития мастерства в каратэ-до и учитывая психофизические особенности каждого конкретного каратэ-ка, стремиться к воспитанию неповторимой индивидуальности.

Шестой принцип обязывает педагога заботиться о здоровье воспитанников и об обеспечении их безопасности во время проведения практических занятий и соревнований. Не следует допускать к занятиям каратэ-до, если это не группа оздоровительной направленности, людей с серьёзными отклонениями в состоянии здоровья. Медицинский контроль необходимо осуществлять планомерно и достаточно регулярно в течение всего учебного года, а полную диспансеризацию проводить не реже одного раза в год. Помимо медицинского контроля, призванного вовремя обнаружить возникшие отклонения в состоянии здоровья каратэ-ка, необходимо правильное организационно-методическое обеспечение процесса обучения. Главные опасности, которые возникают при неправильной организации практических занятий или соревнований, а также при неграмотном применении методов обучения и проведения состязаний, – это переутомление и травматизм.

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Программа обучения «КТК ШОТО» охватывает не всю многолетнюю деятельность в каратэ-до, а в полном объёме лишь её первый период – период обучения (7 лет).

Период обучения «КТК ШОТО» характеризуется с точки зрения педагогики крайней догматичностью, которая выражается в неукоснительном выполнении требований программы обучения.

Главная задача данного периода – сформировать психофизическую и специальную двигательную базу для последующего совершенствования мастерства, выходящего за рамки обусловленных и спортивных действий. В начале и середине периода обучения занятия носят чисто подготовительный характер, но ближе к окончанию процесс обучения перестраивается в соответствии с главной задачей и закономерностями роста мастерства.

Следующий за периодом обучения - период максимальной реализации способностей и дальнейшего совершенствования мастерства (15-20 лет), особенно его вторая часть, предполагает уже не обучение, а углублённую специализацию и профессиональное совершенствование. Педагогические отношения в подобных случаях строятся уже не по принципу «учитель – ученик», что подразумевает беспрекословное подчинение ученика требованиям учителя, а по принципу «наставник – мастер», в основе которого заложена индивидуализированная программа действий, построенная на понимании объективных закономерностей и индивидуальных особенностей мастера.

На третьем, завершающем, периоде творческой активности и наставничества, деятельность носит характер самосовершенствования, где мастер сам вправе выбирать средства и методы собственной деятельности.

Период обучения – делится на три этапа:

 

1. Этап начальной подготовки – 2 года обучения.

2. Этап совершенствования – 3 года обучения.

3. Этап перспективного профилирования – 2 года обучения.

 

Педагогические задачи этапа начальной подготовки следующие:

 

1. Формирование интереса к занятиям каратэ-до.

2. Воспитание общей физической подготовленности.

3. Воспитание двигательных навыков, необходимых для изучения приёмов каратэ-до.

4. Воспитание первоначальных навыков ведения единоборства.

5. Ознакомление с первоначальными знаниями о предмете каратэ-до.

 

Задачи, стоящие перед тренером на этапе совершенствования - это совершенствование как физических, так и личностных качеств воспитанников, которые достигаются следующим:

 

1. Воспитанием осознанного отношения к занятиям каратэ-до.

2. Воспитанием осознанного отношения к здоровому образу жизни.

3. Совершенствованием навыков, полученных на предыдущем этапе.

4. Формированием специальных физических качеств и двигательных навыков.

5. Формированием навыков ведения спортивного поединка.

6. Повышением уровня теоретической подготовленности.

7. Воспитанием нравственных устоев в условиях реалий современного общества.

Этап перспективного профилирования – наиболее важный этап периода обучения. На этом этапе закладываются предпосылки для формирования качеств, присущих мастеру каратэ-до, создаётся интеллектуальная, нравственная и физическая основа для успешного роста мастерства, но уже на другом, качественном, уровне. На этапе перспективного профилирования существенно расширяется тематическая структура программы обучения, особое внимание уделяется основополагающим принципам ведения реального поединка, приобретается инструкторский опыт и опыт судейства соревнований.

 

Задачи данного этапа следующие:

 

1. Повышение уровня наиболее важных сторон специальной физической подготовленности, а именно: быстроты сложной двигательной реакции и скоростно-силовых качеств выполнения приёма.

2. Совершенствование навыков, полученных на предыдущих этапах обучения.

3. Совершенствование навыков выполнения известных приёмов до уровня техники.

4. Введение в реальный поединок. Ознакомление с особенностями боевого каратэ-до.

5. Участие в календарных соревнованиях национального и международного уровня.

6. Участие в инструкторской и судейской практике.

7. Повышение уровня подготовленности в вопросах теории и методики предмета и в вопросах морально-нравственного воспитания.

 

Базовые упражнения.

Формальные упражнения.

Учебные поединки.

6. Введение в реальный поединок.

7. Теоретическая подготовка.

Соревновательная практика.

Инструкторская практика.

Экзамены.

Физическая подготовка.

 

Под этим названием понимается вид физического воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств, имеющих прикладное значение по отношению к обычной трудовой или - спортивной деятельности.

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, которая характеризуется определёнными достижениями в формировании двигательных навыков и физических качеств.

Понятия, которые являются составной частью физической подготовки:

Общеразвивающие упражнения – это термин, под которым понимаются двигательные акты, направленные на общее укрепление организма и создание основы для освоения упражнений более высокой сложности. К таким упражнениям можно отнести неспециализированные бег, прыжки, гимнастику, простейшую акробатику, подвижные игры.

Общая физическая подготовка – это неспециализированный процесс физического воспитания, который подразумевает системный подход к решению задач, связанных с созданием широких предпосылок для формирования физических качеств, необходимых в каратэ-до. Сюда входят утренняя гимнастика, оздоровительный бег и плавание, соблюдение режима труда и отдыха, воспитание общих способностей по координации, гибкости, силе, быстроте и выносливости.

Специальная физическая подготовка – это специализированное физическое воспитание, которое направлено на формирование и совершенствование физических качеств и навыков, необходимых для решения профессиональных задач. Такими задачами являются действия, основанные на приёмах каратэ-до, например обезоруживание противника, вооружённого ножом. К специальной физической подготовке относят такие упражнения, как самостраховка при падениях, различные акробатические и гимнастические упражнения, действия с высокими скоростно-силовыми характеристиками. По аналогии с термином «физическая подготовленность» также используются и термины «общая физическая подготовленность» и «специальная физическая подготовленность».

Технико-образующие действия.

 

Процесс обучения в каратэ-до – это постоянное решение задач, направленных на формирование двигательных навыков, неестественных для человека, но из которых состоят боевые приёмы. В этом процессе технико-образующие действия представляют собой специальные упражнения, состоящие из движений, которые не используются в жизнедеятельности человека, но составляют основу двигательной структуры каратэ-до. К таким действиям относится совокупность движений рук, ног, туловища, из которых складываются защитные и атакующие приёмы, различные способы передвижений и другие специализированные действия. Технико-образующие действия с методической точки зрения рассматриваются как подводящие упражнения, которые способствуют более эффективному освоению приёмов. Однако эти упражнения, как средство обучения приёмам каратэ-до, имеют большее значение, чем просто подводящие упражнения.

 

В каратэ-до используются такие понятия, как движение, действие, приём и техника.

Движение – это изменение положения какой-либо части тела относительно исходной позиции перемещением её в пространстве. Рука, поднятая вверх, поворот туловища, наклон головы, мах ногой – это примеры движений, совокупность которых может представлять логически завершённый двигательный акт, называемый действием. Каждое действие в каратэ-до имеет конкретное функциональное назначение, например атакующее действие или защитное действие.

Способ осуществления атакующего, защитного или любого действия представляет собой приём. Вместе с тем, чтобы осуществить атакующее действие, необходимо проявить определённые физические качества. Таким образом, приём – это действие, реализованное со всей полнотой необходимых физических качеств. Совокупность приёмов боя, которые устойчиво используются в реальном поединке, называется техникой каратэ-до. Часто техникой называют перечень приёмов или качественное демонстрационное исполнение специальных упражнений, например ката. В боевом аспекте каратэ-до под техникой следует понимать то, что находит применение в бою, т.е. сформировать приём ещё недостаточно, необходимо научиться этим пользоваться. Из вышеуказанного следует, что раздел «Технико-образующие действия» имеет большое значение в процессе формирования техники каратэ-до. Наглядно последовательность этого процесса можно представить следующим образом:

 

Воспитание навыков различных движений Формирование действия Формирование приёма Обучение использованию приёма в бою, создание технического арсенала

 

Из этого видно, что каждый раз, когда формируется новая техника, необходимо начинать с простых движений, преобразовывать их в действия, затем в приём, и доводить до уровня техники.

Базовые упражнения (кихон).

 

Это стандартно-повторные упражнения, сгруппированные в короткие комплексы по определённому принципу, например, действия руками в движении, действия ногами на месте и в движении и так далее в соответствии с принятой методикой обучения. В этих комплексах содержатся простейшие действия, которые отображают суть приёмов каратэ-до. Выполнение этих действий способствует сопряжению специфических движений в те сочетания, которые являются базовыми действиями для формирования конкретного приёма. Кроме этого, выполнение базовых упражнений имеет ещё и физкультурное значение. В процессе жизнедеятельности опорно-двигательный аппарат подвергается различным видам нагрузки, которые характерны для той или иной специфики деятельности человека. В результате этих нагрузок происходит деформирование позвоночника, суставов конечностей, мышц и связок, что, в свою очередь, приводит к нарушению симметрии тела относительно условных плоскостей. Всё это отрицательно влияет как на позностатические, так и на динамические характеристики специальных действий. В результате выполнения базовых упражнений те нарушения симметрии тела, которые были приобретены в течение дня или более длительного периода, ликвидируются, и создаётся основа для формирования правильного действия.

Формальные упражнения (ката).

 

Это специализированные стандартно-повторные упражнения, формализованные в виде комплексов. Эти комплексы есть суть традиционной передачи знаний о боевых приёмах в каратэ-до. В связи с развитием каратэ-до как спортивного направления ката становится одним из видов программы соревнований, где критерием оценки являются красота форм и динамика. Поэтому если говорить о ката как о спортивной дисциплине, то, очевидно, что эти комплексы имеют выраженное физкультурно-спортивное значение и никак не могут быть связаны с боевой подготовкой. Для того чтобы использовать формальные упражнения с максимальной прикладной пользой, необходимо их увязать с логикой процесса обучения боевому аспекту каратэ-до, что никак не согласуется со спортивной подготовкой. Кроме того, в боевой подготовке ката не являются самостоятельным видом двигательной активности, а несут определённую методическую функцию. С помощью формальных упражнений можно воспитывать такие качества, как пространственная точность движений, произвольное мышечное напряжение и расслабление, а также формирование динамических характеристик приёмов и действий, отвечающих требованиям реального боя.

 

Учебные (тренировочные) поединки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.216 с.)