Повышение уровня физической подготовленности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение уровня физической подготовленности.



 

На данном этапе на первый план выходит целенаправленная работа над скоростно-силовыми качествами и быстротой сложной двигательной реакции в каратэ-до. Для формирования скоростно-силовых качеств используются специальные упражнения с непредельными отягощениями и упражнения «ударного» типа. При этом для каждой группы однотипных движений, характерных для каратэ-до, разрабатываются специальные упражнения. Можно использовать и типовые упражнения, но в ущерб эффективности.

Сложная двигательная реакция – это сочетание реакции на движущийся объект с вызываемой ею реакцией выбора. С целью совершенствования этих качеств используют специальную гимнастику для глаз, упражнения для концентрации внимания, воспитывают способность использовать «скрытую информацию», способность к вариативным действиям. Целесообразно использование методов саморегуляции, способствующих снятию психической напряжённости.

.

Совершенствование навыков, полученных на предыдущих этапах.

 

Суть совершенствования специальных двигательных навыков на данном этапе заключается в том, чтобы придать этим движениям практический смысл, перейти от формального выполнения специальных действий к реальному выполнению. С этой целью необходимо постоянно выполнять формализованные упражнения из раздела «Технико-образующие действия», состоящие из ударов и защит, способов передвижений, способов выведения противника из равновесия, бросков. Однако добиться необходимого результата можно только при правильном применении специальных средств и методов. Выполнение базовых и формальных упражнений данного этапа также направлено на то, чтобы придать этим действиям практический смысл. С этой целью целесообразно индивидуализировать характер выполнения стандартных комплексов. С целью расширения технико-тактических возможностей упражнений из раздела «Учебные поединки» и повышения их практической значимости в состав добавляются элементы повышенной координационной сложности и высокой практической эффективности. Работа в этом направлении также осуществляется с помощью специально разработанных средств и методов.

 

Введение в реальный поединок.

 

Основные характеристики, которые отличают учебный или спортивный поединок от реального поединка, – это дистанция между соперниками, на которой они выполняют действия, это динамические свойства действий, возможности в выборе средств ведения поединка и его конечная цель. На данном этапе даются представления и формируются первоначальные навыки ведения реального поединка. Достигается это с помощью выполнения условно-реальных поединков в различных темповых и силовых режимах. Смысл таких поединков заключается в выполнении обусловленных действий, в том числе и с различными видами оружия, но с максимально возможными скоростно-силовыми характеристиками и на реальной дистанции. По мере совершенствования навыков реального боя степень обусловленности снижается, однако это ведёт к повышению возможности травматизма. На этом этапе обучения реальному бою необходимо использование специального защитного снаряжения и специальной методики.

 

Тематическая структура программы периода обучения состоит из следующих разделов:

1. Физическая подготовка.

Технико-образующие действия.

Базовые упражнения.

Формальные упражнения.

Учебные поединки.

6. Введение в реальный поединок.

7. Теоретическая подготовка.

Соревновательная практика.

Инструкторская практика.

Практика судейства соревнований.

Экзамены.

Физическая подготовка.

 

Под этим названием понимается вид физического воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств, имеющих прикладное значение по отношению к обычной трудовой или - спортивной деятельности.

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, которая характеризуется определёнными достижениями в формировании двигательных навыков и физических качеств.

Понятия, которые являются составной частью физической подготовки:

Общеразвивающие упражнения – это термин, под которым понимаются двигательные акты, направленные на общее укрепление организма и создание основы для освоения упражнений более высокой сложности. К таким упражнениям можно отнести неспециализированные бег, прыжки, гимнастику, простейшую акробатику, подвижные игры.

Общая физическая подготовка – это неспециализированный процесс физического воспитания, который подразумевает системный подход к решению задач, связанных с созданием широких предпосылок для формирования физических качеств, необходимых в каратэ-до. Сюда входят утренняя гимнастика, оздоровительный бег и плавание, соблюдение режима труда и отдыха, воспитание общих способностей по координации, гибкости, силе, быстроте и выносливости.

Специальная физическая подготовка – это специализированное физическое воспитание, которое направлено на формирование и совершенствование физических качеств и навыков, необходимых для решения профессиональных задач. Такими задачами являются действия, основанные на приёмах каратэ-до, например обезоруживание противника, вооружённого ножом. К специальной физической подготовке относят такие упражнения, как самостраховка при падениях, различные акробатические и гимнастические упражнения, действия с высокими скоростно-силовыми характеристиками. По аналогии с термином «физическая подготовленность» также используются и термины «общая физическая подготовленность» и «специальная физическая подготовленность».

Технико-образующие действия.

 

Процесс обучения в каратэ-до – это постоянное решение задач, направленных на формирование двигательных навыков, неестественных для человека, но из которых состоят боевые приёмы. В этом процессе технико-образующие действия представляют собой специальные упражнения, состоящие из движений, которые не используются в жизнедеятельности человека, но составляют основу двигательной структуры каратэ-до. К таким действиям относится совокупность движений рук, ног, туловища, из которых складываются защитные и атакующие приёмы, различные способы передвижений и другие специализированные действия. Технико-образующие действия с методической точки зрения рассматриваются как подводящие упражнения, которые способствуют более эффективному освоению приёмов. Однако эти упражнения, как средство обучения приёмам каратэ-до, имеют большее значение, чем просто подводящие упражнения.

 

В каратэ-до используются такие понятия, как движение, действие, приём и техника.

Движение – это изменение положения какой-либо части тела относительно исходной позиции перемещением её в пространстве. Рука, поднятая вверх, поворот туловища, наклон головы, мах ногой – это примеры движений, совокупность которых может представлять логически завершённый двигательный акт, называемый действием. Каждое действие в каратэ-до имеет конкретное функциональное назначение, например атакующее действие или защитное действие.

Способ осуществления атакующего, защитного или любого действия представляет собой приём. Вместе с тем, чтобы осуществить атакующее действие, необходимо проявить определённые физические качества. Таким образом, приём – это действие, реализованное со всей полнотой необходимых физических качеств. Совокупность приёмов боя, которые устойчиво используются в реальном поединке, называется техникой каратэ-до. Часто техникой называют перечень приёмов или качественное демонстрационное исполнение специальных упражнений, например ката. В боевом аспекте каратэ-до под техникой следует понимать то, что находит применение в бою, т.е. сформировать приём ещё недостаточно, необходимо научиться этим пользоваться. Из вышеуказанного следует, что раздел «Технико-образующие действия» имеет большое значение в процессе формирования техники каратэ-до. Наглядно последовательность этого процесса можно представить следующим образом:

 

Воспитание навыков различных движений Формирование действия Формирование приёма Обучение использованию приёма в бою, создание технического арсенала

 

Из этого видно, что каждый раз, когда формируется новая техника, необходимо начинать с простых движений, преобразовывать их в действия, затем в приём, и доводить до уровня техники.

Базовые упражнения (кихон).

 

Это стандартно-повторные упражнения, сгруппированные в короткие комплексы по определённому принципу, например, действия руками в движении, действия ногами на месте и в движении и так далее в соответствии с принятой методикой обучения. В этих комплексах содержатся простейшие действия, которые отображают суть приёмов каратэ-до. Выполнение этих действий способствует сопряжению специфических движений в те сочетания, которые являются базовыми действиями для формирования конкретного приёма. Кроме этого, выполнение базовых упражнений имеет ещё и физкультурное значение. В процессе жизнедеятельности опорно-двигательный аппарат подвергается различным видам нагрузки, которые характерны для той или иной специфики деятельности человека. В результате этих нагрузок происходит деформирование позвоночника, суставов конечностей, мышц и связок, что, в свою очередь, приводит к нарушению симметрии тела относительно условных плоскостей. Всё это отрицательно влияет как на позностатические, так и на динамические характеристики специальных действий. В результате выполнения базовых упражнений те нарушения симметрии тела, которые были приобретены в течение дня или более длительного периода, ликвидируются, и создаётся основа для формирования правильного действия.

Формальные упражнения (ката).

 

Это специализированные стандартно-повторные упражнения, формализованные в виде комплексов. Эти комплексы есть суть традиционной передачи знаний о боевых приёмах в каратэ-до. В связи с развитием каратэ-до как спортивного направления ката становится одним из видов программы соревнований, где критерием оценки являются красота форм и динамика. Поэтому если говорить о ката как о спортивной дисциплине, то, очевидно, что эти комплексы имеют выраженное физкультурно-спортивное значение и никак не могут быть связаны с боевой подготовкой. Для того чтобы использовать формальные упражнения с максимальной прикладной пользой, необходимо их увязать с логикой процесса обучения боевому аспекту каратэ-до, что никак не согласуется со спортивной подготовкой. Кроме того, в боевой подготовке ката не являются самостоятельным видом двигательной активности, а несут определённую методическую функцию. С помощью формальных упражнений можно воспитывать такие качества, как пространственная точность движений, произвольное мышечное напряжение и расслабление, а также формирование динамических характеристик приёмов и действий, отвечающих требованиям реального боя.

 

Учебные (тренировочные) поединки.

 

Учебные поединки, или рэнсю кумитэ, – это упражнения, которые предназначены для формирования первоначальных навыков выполнения атакующих и защитных действий с партнёром. В зависимости от уровня подготовленности воспитанников требования к выполнению этих упражнений повышаются, а сами упражнения усложняются. Существует следующее разделение этих упражнений по их содержанию и логике обучения:

1. Строго определённая последовательность действий, состоящая из одного заданного атакующего действия и одного заданного контратакующего (Ситтэй иппон кумитэ). Все действия в каждом конкретном упражнении задаются тренером и выполняются строго по его команде.

2. Поединок до проведения одной заданной атаки или одной заданной контратаки (Кихон иппон кумитэ). В этом случае упражнение усложняется тем, что определяется лишь способ выполнения атаки и контратаки. Выбор же момента для начала атакующего действия предоставлен одному из участников учебного поединка. Этот метод формирует не только навыки атаковывать или защищаться, но и воспитывает быстроту двигательной реакции.

3. Поединок до проведения одной произвольной атаки или одной произвольной контратаки (Дзию иппон кумитэ). Обусловленность данного упражнения минимальная и сводится лишь к тому, что можно выполнить одну атаку или одну контратаку. Содержание же действий выбирают сами участники поединка. Одна из задач этого метода – формирование реакции выбора.

4. Импровизированный поединок, обусловленный тренировочным заданием (Дзию кумитэ). В этом случае участники учебного поединка действуют произвольно исходя из соображений целесообразности и рациональности, но с учётом установок тренера технико-тактического характера. Этот метод формирует тактическое мышление и способность к целесообразному использованию приёмов.

Учебные поединки характеризуются определённой степенью обусловленности и безопасности. В этом смысле спортивный поединок также можно считать учебным по отношению к поединку реальному.

 

Введение в реальный поединок.

 

На японском языке звучит как кихон дзюцу тан кумитэ. Термин «дзюцу тан» можно перевести как «настоящий», подчеркнув тем самым, что любое другое действие, отождествляемое с поединком, является либо тренировочным, либо демонстрационным. На заключительном этапе периода обучения воспитанники знакомятся со способами выполнения приёмов и использованием приобретённых в процессе практических занятий навыков для решения прикладных или специальных задач, например таких, как обезоруживание противника, вооружённого ножом, палкой, пистолетом. Следует сказать, что тех навыков ведения поединка, которые формируются в процессе учебных занятий или спортивных соревнований, недостаточно для того, чтобы использовать их в условиях реального боя. Необходимо специальное педагогическое воздействие, чтобы форма наполнилась практическим содержанием.

 

 

Теоретическая подготовка.

 

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний.

Теоретические знания должны иметь определённую целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятиях.

Культурно-просветительская работа с каратэками, которую «КТК ШОТО» проводит постоянно. Формы этой работы не ограничены, но они ориентированы на решение тех задач, которые определены программой подготовки. Мастерство в каратэ-до характеризуется не только умением выполнять приёмы, но в первую очередь уровнем профессиональной образованности и нравственного воспитания.

Соревновательная практика.

 

В современном спортивном каратэ соревнования являются конечной целью процесса обучения. Именно на достижение высшего спортивного результата направлены все усилия и тренера, и спортсмена. По результатам соревнований судят об уровне мастерства спортсмена. В боевом аспекте каратэ-до соревнования рассматриваются как часть процесса обучения, способствующая наряду с другими разделами программы подготовки формированию навыков ведения реального боя. В спорте соревнования это самоцель. В боевом аспекте каратэ-до – это и метод воспитательного воздействия, и проверка качества воспитательной работы на определённом этапе обучения.

Программа периода обучения «КТК ШОТО» предусматривает два вида соревнований:

 

1. Квалификационные соревнования – вид соревновательной практики, цель которой – проверка физических качеств и специальных навыков, соответствующих определённому квалификационному уровню. Программа таких соревнований отражает содержание учебной программы соответствующего этапа обучения.

2. Календарные соревнования «КТК ШОТО» – вид соревновательной практики, цель которой – реализация физического и психического потенциала в условиях неантагонистической конкуренции с альтернативными направлениями, школами, организациями. В подобных соревнованиях участвуют лучшие представители отделений, филиалов «КТК ШОТО». Результаты таких соревнований могут быть учтены при аттестации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.024 с.)