Различных возрастных групп детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различных возрастных групп детей



 

Возраст от 3 до 6 лет.

Характеристики ребенка:

Чрезвычайно активен и любопытен; склонен к взрывам деятельности.

Очень гибок и пластичен: и физически, и в мышлении.

Достаточный контроль основных мышечных групп.

Поиск ограничений в поведении (границ возможного).

Получает удовольствие от поддержки и благожелательной оценки ищет её.

Акценты в обучении:

Простые, «захватывающие» действия, сменяющиеся периодами отдыха.

Действия, которые развивают главные двигательные навыки, подобно координации, балансу, чувству направления и т.д.

Навыки, которые развивают главные группы мышц, подобно бегу, прыжкам, ударам ногой и кулаком и т.д.

Устойчивая дисциплина через последовательное осуществление ясно определенных правил (особенно правил безопасности).

Поощрение усилия и участия в большей степени, чем результатов.

Стереотипное, строго повторяющееся построение начального блока занятия (дети – великие консерваторы).

 

Возраст от 6 до 9 лет.

Характеристики ребенка:

Очень активный, но подчиняющийся требованиям занятий.

Становится более заметной агрессия.

Протестует против правил и запретов.

Большая физическая скованность, но при этом слишком высоко оценивает свои физические способности (пик количества несчастных случаев приходится на 9 лет).

Стремится восхищаться преподавателями и подражать им.

Чувствителен к критике, трудностям, неудачам.

Устойчивый интерес к обучению.

Акценты в обучении:

Активное участие, сменяющееся периодами отдыха.

Включение «грубых» действий, например ударов по легкому мешку для «рассеивания» агрессии.

Формирование маленьких игровых групп (коллективов) с простыми правилами.

Строгие ограничения приемлемых действий, особенно в периоды свободного спарринга.

Назначение помощников или «старших учеников» в каждой подгруппе для поощрения чувства лидерства.

Минимальная критика, максимальное поощрение малейших успехов.

Демонстрация технических навыков различными способами.

 

Возраст от 9 до 12 лет.

Характеристики ребенка:

Увеличение скорости роста у девочек и у некоторых мальчиков.

Прекрасное развитие двигательных функций и координации.

Принятие более близкого себе по возрасту образца для подражания.

Конфликтность, высокое желание признания.

Установление собственной индивидуальности, отдаление от родителей.

Акценты в обучении:

Планирование занятий с учетом разницы по полу, возрасту, физическим данным с целью создания подгрупп с примерно равными возможностями.

Создание мелких подгрупп, чтобы поощрить сотрудничество и соревнование между группами.

Преподавание технических навыков более подробно и с более высокими уровнями трудности (включая учёт дистанции, своевременность, тактические хитрости и т.д.).

Поощрение к участию в местных соревнованиях, если у ученика появляется такой интерес.

Поощрение ответственного поведения и умения «урегулировать ситуацию».

Обеспечение возможности для самостоятельного углубленного изучения.

 

Возраст от 12 до 15 лет.

Характеристики ребенка:

Увеличивается скорость роста у мальчиков, большое беспокойство о своем физическом облике.

Формируется превосходство девочек в гибкости и балансе; мальчики превосходят в силе, скорости и выносливости из-за большей массы тела и большего объёма сердца и легких.

Одобрение группы – высший приоритет, мнение взрослых может восприниматься враждебно.

Удлиняется время активного внимания.

Развивается способность к аэробной деятельности.

Акценты в обучении:

Избегать критики, особенно физических недостатков и физической неловкости.

Поощрять усилия компенсировать недостатки, поддерживать уверенность в собственных силах.

Поощрять самостоятельные действия и решения, которых требуют поставленные технические проблемы, вырабатывать творческий потенциал.

Создать положительную обратную связь «Учитель – Ученик», и «прививать вкус» к самостоятельной работе по достижению высоких показателей.

Начать преподавание сложных навыков, которые требуют длительной практики.

Поощрять ученика выступать на высоких соревновательных уровнях, если он заинтересован и способен.

На начальном этапе тренировка в секциях Федерации строится исходя из степени психической усталости ученика, то есть задачи тренировки упрощаются по мере повышения психической усталости.

Принимая время тренировки за 90 минут, ее можно разделить на следующие основные части:

1. Разминка (15 – 30 минут). По мере повышения уровня врабатывания организма в тренировочный режим, время разминки сокращается постепенно до 15 минут.

Цель разминки – разогреть мышцы и связки перед тренировкой. Объём и интенсивность разминки должны быть достаточны для подготовки организма к работе, но не более того, поскольку следуемые за разминкой упражнения тренировки потребуют от спортсмена максимум нервного и физического напряжения.

Исходя из специфики каратэ-до, большое внимание уделяется подготовке к работе сухожилий тазобедренного сустава и ног – растяжке.

От степени растяжки зависит техническая оснащенность спортсмена. Чем она лучше, тем разнообразнее его боевой арсенал. Эффект разминки, то есть разогретое состояние мышц, продолжается около 40 минут. Растяжку сухожилий ног следует доводить только до начала болевых ощущений, но растяжка ни в коем случае не должна сопровождаться болью. Амплитуду движений увеличивают постепенно. Можно делать несколько подходов.

Существует два варианта разминки: от крупных мышц – к мелким и сверху вниз. В первом случае упражнения начинают с мышц тазобедренного сустава, во втором – с мышц шеи.

Ниже приводится примерный набор упражнений первого варианта разминки.

1. Ноги на ширине плеч, руки за головой. Вращение верхней половиной туловища в обе стороны. Бедра и ноги неподвижны.

2. Ноги на ширине плеч, руки за головой. Вращение тазобедренным суставом в обе стороны. Плечи неподвижны.

3. Стоя, ноги вместе. Не сгибая колен, достать пальцами рук пальцы ног и стараться коснуться пола дальше, за пятками.

4. Стоя, ноги вместе. Взявшись руками за икры ног, лбом достать колени.

5. Ноги на ширине плеч. Вращение рук в плечевых суставах в обе стороны.

6. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Вращение рук в локтевых суставах в обе стороны.

7. Ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Вращение рук в кистевых суставах в обе стороны. Сжимание и разжимание кулаков.

8. Вращение и наклоны годовой во все стороны.

9. Сидя па полу. Руки сзади в упоре, ноги па весу. Вращение ног в коленных суставах в обе стороны.

10. Сидя на полу. Руки сзади в упоре, ноги на весу. Вращение ступней в обе стороны, движение ступнями вверх-вниз.

11. Сидя на полу, ноги максимально врозь. Наклоны впереди к каждой ступне.

 

12. Сидя на полу, ноги согнуты в коленях и подтянуты к бедрам. Ступни вместе, колени врозь. Делать ногами движения, имитирующие полет бабочки.

13. Исходное положение то же. Отжимать локтями колени к полу.

14. Сидя на полу. Поочередно поднимать ноги и стараться заложить их за голову.

15. Сидя на полу. Одна нога вытянута вперед, а другая заведена назад. Наклоны вперед и назад. Поменять положение ног.

16. Сесть на колени. Голени развести в стороны и постараться сесть на пол. Наклоны назад.

17. Стоя, ноги максимально широко. Сесть на правую ногу (ну полную ступню), сделать несколько пружинящих приседаний. Не поднимаясь высоко, перенести вес тела на другую ногу и также сделать несколько пружинящих приседаний. Переносить вес тела с ноги на ногу, оставаясь как можно ниже над полом. Корпус по возможности, держать прямо. Носок отставленной в сторону ноги должен:

а) касаться пола,

6) быть направленным вверх,

18. Стоя, ноги, согнутые в коленях, шире плеч. Выполнять пружинящие полуприседы на двух ногах как можно ниже.

19. Стол, ноги максимально широко. Наклоны вперед, лбом достать пол.

20. Стоя, ноги вместе. Поднимание поочередно коленей к груди.

21. Стол, ноги вместе. Мах прямой правой ногой в сторону. Стопа расположена горизонтально. Отклонение в противоположную сторону минимальное.

Выполнить другой ногой.

22. Стоя, ноги вместе. Мах прямой ноги вперед-вверх.

23. Стоя, ноги вместе. Махи прямой ноги назад-вверх.

Существуют также комплексы упражнений в парах с партнерами. Продолжительность разминки зависит от степени подготовленности каратэ-ка. Как правило, на каждую руку или ногу приходится по десять повторений в каждом упражнении. Можно больше, но не меньше.

2. Основная часть тренировки (45 – 60 минут).

Непривычные стойки, движения и перемещения требуют много времени для освоения и приобретения соответствующих двигательных навыков. Постепенное увеличение времени работы с партнером также не снижает уровень нервного напряжения. Однако от тренировки к тренировке

психика ученика привыкает к такому режиму, и постепенно уровень психического напряжения снижается до состояния почти полного спокойствия в боевой ситуации. Чтобы добиться стабильного спокойного состояния учеников в боевой ситуации, в секциях ФТСК тренировки проводятся в условиях, приближенных к соревновательным, к реальным.

После появления признаков нервной усталости (запаздывание реакции, неправильное выполнение движений, потеря концентрации внимания) следует перейти к следующей, менее напряженной психически части урока.

3. Общефизическая подготовка (ОФП) (10 – 15 минут). Включает в себя, как правило, отжимания от пола, упражнения для мышц живота и ног.

 

4. КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПРИНЦИПОВ «КТК ШОТО»

 

Педагогическая система «КТК ШОТО» включает в себя и физкультурный, и спортивный, и прикладной, и гуманитарный аспекты каратэ-до как составные части профессиональной подготовки.

Цель такой системы заключается не только в том, чтобы подготовить выдающегося спортсмена, не только в том, чтобы приобщить человека к занятиям физической культурой, а в том, чтобы воспитать профессионального специалиста, мастера боевого искусства каратэ-до, понимающего и знающего предмет изнутри, а не только по внешним признакам. Для реализации этой цели в КАРАТЭ применяется совершенно иной подход к вопросам воспитания, нежели в спорте, иной взгляд на каратэ-ка, в котором нужно видеть не будущего чемпиона, а, прежде всего личность. В основе же педагогических принципов воспитания в «КТК ШОТО» лежит философская концепция о трёхсоставности, или трёх «ипостасях» человека, определяющих его содержание.

Суть этой концепции заключается в том, что изначально (от природы) человеку даны три первоосновы (субстанции) – телесная, духовная, умственная. В процессе жизнедеятельности под влиянием различных воздействий эти субстанции в идеале должны гармонично развиваться и, как грани пирамиды, устремлённые к вершине, соединившись, образуют нечто целое, характеризующее человека как носителя добра, разума и физического здоровья. Конечно, сложно добиться полного соответствия каратэ-ка этому идеальному образу человека, но стремление к идеалу порождает энергию, способствующую достижению вершин мастерства в каратэ-до. В первую очередь «КТК «ШОТО» стремится к воспитанию физически здорового, нравственно чистого, интеллектуально развитого человека. Для этого «КТК ШОТО» разрабатывает программы культурно-просветительской работы среди каратэ-ков, занимающихся в секциях каратэ.

Обучение боевым приёмам – это важная задача в процессе формирования мастера каратэ-до, но вторая. Физическое здоровье способствует освоению сложных биомеханических форм и изучению приёмов боя. Нравственная составляющая освобождает человека от злобных мыслей и самомнения, воспитывает чувство патриотизма, верность воинскому долгу и нравственным общечеловеческим принципам, что гарантирует гуманитарное применение навыков боя. Интеллект характеризует уровень индивидуального сознания в понимании целей и задач, стоящих перед мастером каратэ-до, в понимании происходящих педагогических процессов, а также способность объективной самооценки, что, безусловно, оказывает влияние на качество и динамику роста мастерства.

Педагогическая система «КТК ШОТО» нацелена на формирование мастера боевого искусства каратэ-до. Она базируется на принципах, которые объективно отображают основные закономерности воспитания мастера каратэ-до, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. Эти принципы выведены на основе практического опыта мастеров нескольких поколений, научных изысканий в этой области и здравого смысла.

Первый принцип.

Путь к вершине мастерства в каратэ-до идёт через многолетнюю, последовательную и ежедневную воспитательную работу.

Второй принцип.

Для достижения положительного результата воспитательной деятельности в каратэ-до необходимы ясность цели и чёткость педагогических задач.

Третий принцип.

Физическая, нравственная и интеллектуальная составляющие воспитанника должны формироваться одновременно и в равной степени.

Четвёртый принцип.

Нельзя приступать к обучению приёмам боя, не создав необходимую психофизическую основу.

Пятый принцип.

Необходимо максимально использовать индивидуальные особенности учеников при формировании специальных двигательных навыков.

Шестой принцип.

Сохранение здоровья и безопасная педагогическая задача.

Седьмой принцип.

В основе обучения каратэ-до должны лежать научно обоснованные программа и методика обучения.

Первый принцип говорит о том, что воспитательная работа в каратэ-до – это не кратковременное действие, рассчитанное на быстрое достижение формального результата, а многолетний, последовательный и ежедневный процесс формирования тех качеств в человеке, которые должны характеризовать его как мастера боевого искусства. Суть же этого принципа заключается, в том, что невозможно быстро, какими-то форсированными методами воспитания физических качеств и двигательных навыков добиться мастерства в каратэ-до. Можно согласиться с тем, что можно достаточно быстро, за 2 – 3 года, подготовить подростка или взрослого человека к спортивным соревнованиям и даже добиться успешных результатов. Такое возможно при наличии неординарных физических способностей ученика и правильной организации процесса подготовки к конкретным соревнованиям, но это нечто иное, нежели комплексное воспитание человека. Понятие «мастер» в каратэ-до определяется не только умением совершать обусловленные движения руками и ногами, а, прежде всего реальным практическим опытом и интеллектуальной зрелостью. Нельзя путать понятия «мастер боевого искусства каратэ-до» и «мастер спорта каратэ-до» В одном случае это специалист-профессионал, педагог. В другом случае – спортсмен. Практический опыт и зрелость приходят только с годами, как результат многолетней профессиональной деятельности. Это первое условие принципа. Второе условие данного принципа заключается в соблюдении последовательности в обучении каратэ-до, в необходимости двигаться вперёд поэтапно, от простого к сложному. Любая попытка перешагнуть через этапы обучения и опередить время означает обмануть самого себя. Подобные методы мастерства не прибавляют, а создают много проблем на будущее, поскольку каждый этап логически и методически увязан с предыдущим и последующими этапами. В соответствии с третьим условием необходимо с первых дней обучения приучать каратэ-ков к ежедневной и систематизированной работе над собой в рамках программы соответствующего этапа обучения. Ежедневная работа необходима для того, чтобы приучить ученика к профессиональной дисциплине и к самоанализу, а также для устойчивого закрепления двигательных навыков, которые не естественны для человека, но на которых основаны все движения каратэ-до.

Второй принцип гласит – о ясности цели и чёткости постановки задач. Суть заключается в том, что педагог должен отчётливо представлять конечную цель обучения и каким он хотел бы видеть в идеале каждого своего ученика. Кроме того, должны быть чётко определены задачи, с помощью которых он намеревается достичь поставленной цели, так как без постановки задач невозможно выбрать средства и методы, с помощью которых педагог будет воздействовать на ученика, добиваясь поставленной цели. Абсурдно предполагать, что, не зная конечной точки пути, можно проложить маршрут. Без ясного представления о цели занятия каратэ-до весь тренировочный процесс будет превращён из движения вперёд в топтание на месте в рамках одних и тех же форм. Только в случае чёткого определения целей, задач, средств и методов можно рассчитывать на педагогический успех и рост мастерства не только у способных учеников, но и у воспитанников со средними и даже низкими изначальными данными.

В основе третьего принципа, который говорит о необходимости гармоничного воспитания человека, заложена мысль о том, что степень развития мастерства в каратэ-до во многом зависит от состояния интеллекта человека, от его способности осмысливать и отдельные движения, и процесс физического развития в целом, а нравственная основа, которая формирует мотивацию занятием каратэ-до, придаёт гуманитарный смысл всей этой деятельности. С первых дней обучения процесс формирования физических качеств и двигательных навыков должен сочетаться с просвещением учеников в вопросах морали и нравственности, а также в вопросах, теории предмета. Вместе с тем материал на указанные темы должен преподноситься в объёме и форме, которые доступны для понимания. Содержание теоретического и практического материала определяется программой подготовки, разработанной для каждого этапа обучения, где методически увязываются три важных воспитательных аспекта. Мысль о том, что физический, интеллектуальный и нравственный аспекты личности ученика необходимо формировать одновременно и в равной степени, на практике означает следующее. Педагог должен относиться к процессу передачи знаний не формально, ограничиваясь лишь тренировкой тела, а на каждом занятии, при каждой встрече с учениками рассматривать и теоретические аспекты этой деятельности с учётом уровня учеников, необходимого для понимания, показывать гуманитарную сторону каратэ-до.

Например, работая с группой начальной подготовки, нужно не только добиваться правильного выполнения простого действия, но и рассказать, как правильно называются те части тела, которые участвуют в формировании этого действия, какое полезное влияние оказывают данные упражнения на организм человека. Очень важно, чтобы на каждом занятии затрагивалась тема, раскрывающая нравственную сторону каратэ-до как средства защиты людей от зла.

Под психофизической основой, о которой говорится в четвёртом педагогическом принципе, следует понимать то состояние мозга и тела, а также качество их взаимосвязи, которое возникает в процессе выполнения того или иного движения. Любое действие состоит из отдельных движений, выполнение которых требует определённого навыка. Обучение приёмам боя в каратэ-до связано с формированием определённого объёма движений, абсолютно новых и не естественных для человека, но рациональных с точки зрения каратэ-до. Чтобы обучить целому действию, необходимо прежде воспитать навыки специфических движений, поэтому процессу непосредственного обучения приёму каратэ-до должна предшествовать тщательная подготовка. Известно, что для человека новое движение делать легче неправильно, чем правильно. Если новый приём формировать без предварительной подготовки, на основе неправильных движений, то это создаст много проблем в будущем. Неправильное движение, закреплённое в приёме, будет переноситься на технику более высокого уровня и не только существенно тормозить рост мастерства, но и затруднять выполнение приёмов в реальном поединке. Для того чтобы создать необходимую психофизическую основу, нужно следующее:

1. Подготовить опорно-двигательный механизм для физической реализации движений и действий, характерных для каратэ-до.

2. Обеспечить точное представление о движениях и действиях, составляющих двигательную базу каратэ-до.

3. Обеспечить качественную идеомоторную связь между мозгом и телом.

Очевидно, что для реализации этой задачи простого тренинга недостаточно. Для этого необходимы специальные методы педагогического воздействия.

Пятый принцип говорит о важности индивидуального подхода в обучении каратэ-до. В современном каратэ-до доминирует групповой метод обучения, в соответствии с которым все ученики должны выполнять действия согласно едиными для всех требованиями. У каждого человека есть как сильные, так и слабые стороны, и каждый человек характерен своими особенностями. Обучая приёмам боя, необходимо выявить сильные стороны ученика, всемерно развивая их, а на этом фоне улучшать и слабые стороны. Но, помимо физических особенностей, каждого человека отличает ещё и психоэмоциональная составляющая, поэтому очень важно, опираясь на общие закономерности развития мастерства в каратэ-до и учитывая психофизические особенности каждого конкретного каратэ-ка, стремиться к воспитанию неповторимой индивидуальности.

Шестой принцип обязывает педагога заботиться о здоровье воспитанников и об обеспечении их безопасности во время проведения практических занятий и соревнований. Не следует допускать к занятиям каратэ-до, если это не группа оздоровительной направленности, людей с серьёзными отклонениями в состоянии здоровья. Медицинский контроль необходимо осуществлять планомерно и достаточно регулярно в течение всего учебного года, а полную диспансеризацию проводить не реже одного раза в год. Помимо медицинского контроля, призванного вовремя обнаружить возникшие отклонения в состоянии здоровья каратэ-ка, необходимо правильное организационно-методическое обеспечение процесса обучения. Главные опасности, которые возникают при неправильной организации практических занятий или соревнований, а также при неграмотном применении методов обучения и проведения состязаний, – это переутомление и травматизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.032 с.)