Деятельности в профессиональном физкультурном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности в профессиональном физкультурном



образовании

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, фун­кция которой — выработка и теоретическая систематизация объек­тивных знаний о действительности; она включает как деятель­ность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В ходе истори­ческого развития наука превратилась в производительную силу и важнейший фактор, оказывающий значительное влияние на все сферы общества [11, 21].

Выработка нового знания происходит в процессе научного ис­следования — целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научно­го познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологию науки — учения о принципах построения, формах и способах науч­ного познания. «...Методология есть первостепенное условие эф­фективности научного поиска и исследования, она предопределя­ет верный и ближайший путь к истине, дает возможность вырабо­тать общую стратегию и тактику того пути, который ведет к дости­жению поставленной цели» [9. — С. 12]. В этом плане методологию можно рассматривать в значении общего метода познания, как систему методов, функционирующих в конкретной науке или в ряде наук смежного порядка, в смысле учения, позволяющего кри­тически осмыслить методы познания и практики [1, 2].

Основу методологии составляют диалектический метод и сис­темный подход. Принципы и основы диалектики обладают формой всеобщности, они действуют во всех областях мира и проявляются в действиях остальных законов, выступают их основой. В условиях интегрирования отраслей знания формировались принципы сис­темности, теория и методология системного анализа, системный подход и системный метод. Задача системного исследования зак­лючается в унификации отдельных отраслей знания путем указа-



ния на то, каким образом закономерности, наблюдаемые в погра­ничных областях, могут быть поняты как частные случаи более общих закономерностей. Системный подход предполагает установление связей между составными частями изучаемого объекта как единого целого и рассмотрение его в конечном счете как системы. Наряду с методологией успешность научного исследования во многом зави­сит от выбора методов исследования, наиболее адекватно соответ­ствующих цели и задачам научной работы [1, 2, 9].

Цель науки — описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности, составляющих предмет ее изу­чения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.

Цель науки в физической культуре и спорте — производство новых знаний, выявление закономерностей направленного исполь­зования факторов воздействия на организм человека с целью фи­зического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию лич­ности; формирования теоретических обобщений в области физи­ческой культуры, физического воспитания, спорта.

С наукой тесно связано понятие теория — логическое обобще­ние опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система обобща­ющих положений в той или иной отрасли знания, совокупность правил какого-либо мастерства, искусства [21].

Таким образом, наука производит новые знания, теория обоб­щает эти знания, общественную практику, опыт и выявляет зако­номерности, в данном случае применительно к физическому вос­питанию и спорту. Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашем случае — в дея­тельности специалиста по физической культуре и спорту.

В этой связи важное значение имеет методика — совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдель­ного учебного предмета, например «физическая культура» в школе. По сути своей методика служит для реализации на практике, в профессиональной деятельности, научно-теоретических положений.

В системе непрерывного физкультурного — общего и профес­сионального — образования научно-методический компонент за­нимает существенное место (см. табл. 1). На довузовском этапе в учебном процессе доминирует методический аспект, на уровне бакалавриата и магистратуры акценты смещаются на научный ком­понент, в подготовке специалиста научный и методический компо­ненты выступают во взаимосвязи. В аспирантуре и докторантуре — преимущество за научным компонентом, но при условии весо­мых практических рекомендаций на основе выработанных в про­цессе исследования научных знаний. Научно-методический ком­понент органически входит также в содержание профессиональ-


ной деятельности и в процесс профессионального совершенство­вания (организованные формы, самообразование, самоконтроль). Органическая включенность научно-методической деятельно­сти в процесс подготовки будущих специалистов, в том числе по физической культуре и спорту, обусловлена историческим ходом формирования учебных дисциплин и становления учебного про-

Табл и ца 1

1 УДО — учреждения дополнительного образования; ДЮСШ — детско-юно­шеская спортивная школа; ДКЖФП — детско-юношеский клуб физической под­готовки.


цесса (см. схему 1). Исходный, базовый, уровень составляют опыт поколений в области физической культуры и спорта, физическо­го воспитания, профессиональная реальность деятельности спе­циалистов. В процессе научной деятельности осуществляются тео­ретические обобщения практики, производство новых научных знаний в сфере физической культуры и спорта и физического вос­питания. Посредством методики и технологии осуществляется ре­ализация на практике научных знаний, закономерностей в сфере физической культуры, спорта, физического воспитания. Научно-теоретические положения, проверенные практикой, находят от-

Схема 1


ражение в учебных дисциплинах высшего профессионального физ­культурного образования: «Теория и методика физического вос­питания и спорта»; «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»; «Педагогическое физкультур-но-спортивное совершенствование»; «Спортивно-педагогические дисциплины»; «Медико-биологические дисциплины». На основе этих и других входящих в учебный план дисциплин, их интегра­ции строится и осуществляется учебная деятельность на факуль­тете физической культуры и спорта или в физкультурном вузе, профессиональная подготовка будущих специалистов по физиче­ской культуре и спорту. К окончанию высшего учебного заведе­ния выпускники должны иметь высокий уровень профессиональ­ной готовности, важнейшим компонентом которой должны быть навыки научно-методической работы [13, 19, 20, 23, 24].

Формирование и построение учебных дисциплин учебного плана Государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального физкультурного образования подчиняются опреде­ленным требованиям (см. схему 2). Первое — наличие информа-.

Схема 2


 




■■нмнввиннвтнмвУНННННИНВШНаШГ


ции, которая должна использоваться при обучении конкретной дисциплине (семиотика). Второе — отражение научной специаль­ности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культу­ры», научной проблематики в области физической культуры и спорта. Третье — отражение содержания профессиональной дея­тельности специалистов по физической культуре и спорту, опыта поколений в этой области. Четвертое — учет дидактических основ и технологий профессиональной подготовки студентов в профес­сиональном физкультурном образовании [3, 14, 20, 25].

1.2. Система подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта

Подготовкой и повышением квалификации научных кадров в Российской Федерации занимаются, с одной стороны, органы государственного управления (Госкомитет по науке и техноло­гии, Министерство образования РФ, Российская академия наук), а с другой — научные учреждения и высшие учебные заведения. В этой работе важное место принадлежит научной общественнос­ти. Основная ответственность за подготовку и повышение квали­фикации научных кадров возлагается на научно-исследовательс­кие учреждения и высшие учебные заведения (приложение 20). В Российской Федерации два научно-исследовательских инсти­тута физической культуры — в Москве и Санкт-Петербурге, 14 академий и институтов физической культуры и около 80 фа­культетов физической культуры в педагогических вузах, класси­ческих и технических университетах. В этой работе активное уча­стие принимает Госкомитет РФ по физической культуре, спорту и туризму [10, 22].

В существующих формах подготовки и повышения квалифика­ции научных кадров выделяют четыре группы [10].

Первая группа: в период обучения студентов в вузах — занятия в научных кружках, работа в студенческих научных обществах и конструкторских бюро, в проблемных лабораториях, участие в кон­ференциях, конкурсах научных работ и т. д., учебно-исследователь­ская работа; стажеры-преподаватели, группы подготовки к всту­пительным экзаменам в аспирантуру, к кандидатским экзаменам.

Вторая группа: подготовка кандидатов наук в аспирантуре (оч­ная и заочная форма) путем соискательства, предоставление твор­ческого отпуска для завершения работы над диссертацией.

Третья группа: формы повышения квалификации лиц, имею­щих опыт научно-исследовательской или научно-педагогической работы (кандидатов и докторов наук, не имеющих ученой степе­ни). Это факультеты и институты повышения квалификации пре-


подавателей вузов, стажировка преподавателей, командировки в НИИ, вузы для обобщения опыта, семинары и курсы по освое­нию новых методов исследования, методологические семинары, конференции, симпозиумы, зарубежные командировки.

Четвертая группа: подготовка докторов наук — научных кадров высшей квалификации в докторантуре, самостоятельная работа над диссертациями по планам НИИ или вуза. Для завершения ра­боты предоставляется творческий отпуск до шести месяцев или освобождение преподавателей вузов от педагогической нагрузки на срок до двух лет (перевод на должность научного сотрудника).

Все группы представляют собой этапы на пути овладения выс­шей научной квалификацией. В этой работе существенное место занимает система аттестации научных кадров — присуждение уче­ных степеней и присвоение ученых званий [10, 15]. Аттестация иг­рает важную роль в системе управления наукой, обеспечении раз­личных организаций научными кадрами. Ученая степень определяет квалификацию научного работника и присуждается по объему зна­ний, научному значению и степени самостоятельности его иссле­дований в одной из отраслей наук. Ученое звание определяет долж­ностную функцию научного работника (педагогическую или науч­но-исследовательскую) и присваивается в зависимости от характе­ра и качества выполняемой им работы в высшем учебном заведе­нии или научно-исследовательском учреждении по одной из спе­циальностей. Присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук и ученых званий доцента и профессора производится соответ­ствующими структурами Министерства образования Российской Федерации: ученых степеней — после положительного решения дис­сертационных советов НИИ или вузов; ученых званий — после положительного заключения Учебно-методических объединений по соответствующим специальностям [10, 15, приложение 20].

Кроме названных ученых степеней и званий существуют выс­шие академические звания, которых удостаиваются известные уче­ные при избрании их в действительные члены или члены-коррес­понденты Российской академии наук (РАН), Российской акаде­мии образования (РАО) и др. Существуют звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы» и др.

В 2000 г. в Российской Федерации утверждена новая «Номенк­латура специальностей научных работников» [12]. В соответствии с этим документом физическая культура, спорт, физическое вос­питание входят в педагогические науки (13.00.00): 13.00.04 — Тео­рия и методика физического воспитания, спортивной трениров­ки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. На пред­метной основе физической культуры, спорта, физического вос­питания возможна подготовка научных работ по другим специ­альностям: 13.00.08 — Теория и методика профессионального об-


разования; 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования; 19.00.13 — Психология развития, акмеология [при­ложение 20]. По каждой специальности утвержден «Паспорт науч­ной специальности», в котором изложены сущностные основы конкретной научной области; паспорт научной специальности 13.00.04 определяет содержание научной и методической деятель­ности в физической культуре, спорте, физическом воспитании, научную проблематику в этой области. Это содержание составля­ют три группы проблем: общие основы теории и методики физи­ческого воспитания и спорта; теория и методика спорта и спортив­ной подготовки; теория и методика оздоровительной и адаптив­ной физической культуры [18].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.016 с.)