Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление иллюстративного материалаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иллюстративный материал играет важную роль в научных и методических изданиях, он должен быть органически связан с текстом и помогать читателю лучше воспринимать суть содержания книги [1, 5, 6, 9, 16]. Иллюстрации должны быть пронумерованы, нумерация может быть сквозной для всех видов (поглавной, постатейной и т. д.) в соответствии с системой нумерации рубрик в издании. В тексте на иллюстрации делаются ссылки с указанием номера, под которым иллюстрации помещены в тексте, например: «(рис. 5)», «...как это видно на рис. 5 (из рис. 5)». Каждая иллюстрация должна иметь подрисуночную подпись, содержащую следующие основные элементы: 1 — «Рис.»; 2 — порядковый номер иллюстрации без знака «№», арабскими цифрами; 3 — тематический заголовок, содержащий текст с характеристикой изображения в краткой форме; 4 — объяснение: детали обозначают цифрами (буквами), которые выносят в подпись, сопровождая их текстом. Разновидностей иллюстративного материала много, наиболее часто применяются следующие: рисунки, графики, схемы, чертежи, диаграммы, фотографии. Характер иллюстраций зависит от характера книги и категории читателя (текст популярной брошюры или монография). Рисунок как нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь служит обобщающим термином в издании для представления многих видов иллюстраций. Технический рисунок используется тогда, когда нужно изобразить предметы такими, какими мы их зрительно воспринимаем, только без лишних подробностей. Это позволяет лучше понять содержание, выделить основные части изображения. Например, отдельные положения выполнения спортсменом соревновательного действия с выделением основных элементов техники; при описании тренажеров, используемых в физ-культурно-спортивных занятиях. График (от греч. graphikos — начертанный) — чертеж, применяемый для наглядного геометрического изображения количественной зависимости различного рода явлений, например зависимости между силой и скоростью: по абсциссе — сила (кг), по ординате — скорость (раз/с); скоростью и дистанцией бега: по абсциссе — величина дистанции (м), по ординате — скорость (м/с). Графики используются для анализа и повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Оси абсцисс (горизонтальную) и ординат (вертикальную) вычерчивают сплошными толстыми ординарными линиями, стрелки на концах не ставят. Если необходимо показать числовые значения для отдельных точек кривой (кривых), то на осях строят шкалы, масштаб которых по осям следует выбирать из условия максимального использования всей площади графика. Цифры шкал наносят слева от оси ординат и под осью абсцисс. Вторую (и другие дополнительные) шкалу по оси ординат располагают: справа от первой (внутри графика); слева от графика; слева от графика с построением дополнительной оси (осей) со штрихами на ней. Вторую (и другие дополнительные) шкалу по оси абсцисс располагают: над первой (внутри графика); над первой с построением дополнительной оси (осей) со штрихами под ней. По возможности надо стремиться, чтобы штрихи дополнительных шкал совпадали с координатной сеткой первой шкалы. При наличии на осях графика шкал должна быть построена координатная сетка, расстояние между соседними линиями сетки в книге — не менее 5 мм. Вся сетка должна быть занята кривой (кривыми), в сетке и осях, в шкалах допускается разрыв с целью уменьшения площади графика. Кривую (кривые) на графике следует вычерчивать только при помощи инструментов (линейки, циркуля, лекала и т. п.); при небольшом числе кривых (2 — 3) их вычерчивают разными линиями (сплошной, штриховой, штрих-пунктирной и т. п.), при большем числе кривые нумеруют с расшифровкой в подрисуночной подписи. При составлении надписей на графике главным принципом должен быть минимум надписей. Все пояснения, указания и другие надписи должны быть вынесены в подрисуночную подпись. Наименования величин, значения которых откладываются на шкалах осей, во всех случаях необходимо заменять буквенным обозначением, объясняемым (в нужных случаях) в подписи. Единицу этих величин следует указывать только при наличии шкалы. Буквенные обозначения и единицу величины пишут над числами шкалы оси ординат и под осью абсцисс, справа, вместо последнего числа шкалы; подписи, как правило, не должны выходить за пределы графика. Диаграмма (от гр. diagramma — рисунок, чертеж) — чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами, графическое изображение их зависимости. Различают диаграммы линейные, плоскостные и объемные.
Линейные диаграммы сходны с графиками, для их построения используется координатное поле. По оси абсцисс откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат — показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. Отличительная черта диаграммы — текстовые надписи, особенно для массовых изданий; для подготовленного читателя применяют цифровые обозначения с расшифровкой в подписи. Плоскостные диаграммы бывают столбиковые (ленточные) и секторные. На столбиковых и ленточных диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников, расположенных вертикально (столбиков) или горизонтально (лент) одинаковой ширины, высота (длина) их пропорциональна изображаемым значениям величин. Секторные диаграммы представляют собой круг, разделенный на секторы, площади которых пропорциональны изображаемым значениям величин. На поле секторов даются надписи, для повышения наглядности каждый сектор штрихуется по-своему либо окрашивается в определенный цвет. Диаграммы должны отвечать определенным требованиям: максимальной наглядности, автономности по отношению к тексту (за счет надписей), краткости надписей. Чертеж представляет графическое изображение на плоскости геометрических образов (точек, линий, поверхностей, тел) и их совокупностей, выполненных чертами (линиями, штрихами). На чертеже изображаются изделия (спортивные снаряды, тренажеры, приборы, аппараты и т. п.) и их детали; сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, площадки для игровых видов спорта И т. д.). Разновидностей чертежа много, в научных и методических работах чертеж применяется как иллюстрация к тексту, он помогает читателю уяснить суть вопроса; на чертеже необходима лишь та информация, которая непосредственно касается изложенного. Чертеж, как один из видов конструкторской документации, дол-Жен отвечать требованиям Единой системы конструкторской документации и соответствующих стандартов и может быть поме-
щен в приложения (если это входит в задачи, например, диссертации или методического пособия). Разновидностью чертежей является номограмма, с помощью которой можно, не производя вычислений, получать решения вычислительных задач (раздел математики — номография). Для применения номограмм следует пользоваться специальной литературой по номографии. Схема — это иллюстрация, с помощью условных графических средств и обозначений передающая устройство, взаимоотношение (связи) частей, структуру какого-либо объекта. На схему как на иллюстрацию распространяются все требования к иллюстративному материалу. В качестве иллюстраций в изданиях используются схемы общего назначения и технические. Схемы общего назначения (схема управления отраслью «Физическая культура», управление в системе подготовки сборных команд страны и т. п.) представляют собой чертежи, на которых плоские фшуры (треугольники, прямоугольники, круги и т. п.) соединены линиями (связями). Внутри фигур помещаются надписи (обозначение частей), цифры или буквы, которые расшифровываются в тексте или подписях к иллюстрациям (текст должен быть кратким).
Технические схемы показывают в виде условных изображений и обозначений составные части изделия и связи между ними. Эти схемы подразделяются на виды: электрические, кинематические, оптические и др. Требования к составлению схем такие же, как к чертежам. При составлении схем надо пользоваться соответствующими стандартами. Подпись к иллюстрации: это текст под иллюстрацией, определяющий ее тему, поясняющий ее содержание и связывающий ее номером с текстом, к которому она относится. Подпись не нужна, если иллюстрация единственная или изображение понятно читателю без слов из расположенного рядом текста. Состав подписи: условное название иллюстрации для ссылок <фис»; порядковый номер арабскими цифрами без знака «№»; тема иллюстрации; пояснения к обозначениям частей (а, б) и деталей иллюстрации; примечания (расшифровка условных обозначений на иллюстрации). Сокращенный состав подписи может быть в тех случаях, когда пояснения есть в тексте, ради экономии места и др. Подпись должна отвечать требованиям точности и ясности, краткости, соответствовать тексту и изображению. Включение в состав подписи указания на вид изображения (график, диаграмма, схема, чертеж, фотография) требуется только в случаях, когда без указания этого подпись будет неточной. Фотография используется в изданиях как средство наглядности, достоверно отражающее действительность, широко применяется в работах научного и методического характера в области физической культуры и спорта, особенно в популярной литературе- Нередко фотография служит не только иллюстрацией, но и научным документом (зафиксированное положение в спортивных соревнованиях и т. п.). Автор должен подготовить издательские оригиналы — позитивные изображения: отпечатки на фотобумаге и диапозитивы, которые по характеру изображения делятся на черно-белые и многоцветные. Основные требования к издательским оригиналам: по содержанию они должны отвечать назначению иллюстрации и задачам работы, а также быть композиционно уравновешенными, гармоничными и т. д. При сдаче фотоматериалов в издательство надо соблюдать специальные требования к их техническому качеству. Библиографическое описание Важной составной частью научной и методической работы является библиографическое описание — сведения о произведении печати или другом документе, которые дают возможность получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме и т. п. Библиографический аппарат отражает культуру научного труда автора. Большое значение имеет унификация методов и правил составления библиографического описания. Существует международная система библиографического учета мировой печатной продукции. На основании международных правил составления библиографического описания в нашей стране существуют ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» [17]. Эти правила обязательны для всех авторов, издательств и пр.
Для научных и методических работ основными видами библиографического описания считаются прикнижные (пристатей-ные) библиографические списки, внутритекстовые и подстрочные библиографические ссылки. Библиографические описания составляют непосредственно по рассматриваемому изданию и полностью, чтобы не делать повторных проверок. Если библиографическое описание заимствовано из других изданий, в примечании следует указать источник (издание), из которого заимствовано описание: «Приводится по:». Для разграничения областей и элементов библиографического описания применяют обязательную систему условных разделительных знаков, шрифтовые выделения и сокращения слов (в соответствии с существующим ГОСТом, приложение 20, п. 8). Выделяют два способа библиографического описания. В заголовке (заглавии) или под ним приводят имена индивидуальных авторов (одного, двух или трех): фамилию, затем инициалы. Под заглавием указываются фамилии и инициалы четырех и более авторов. Под заглавием также составляют библиографическое опи-
сание официальных материалов. В библиографическое описание входят также сведения об авторстве и выходные данные (место издания, наименование издательства или издательской организации, год издания). Указывается также количество страниц, сведения об иллюстрациях и др. [5, 6, 16, 17]. Библиографический список содержит библиографическое описание использованных и (или) рекомендованных источников и помещается в работе после заключения. Этот список выполняет две функции: справочно-поисковую и информационно-рекомендательную. В диссертационных работах в библиографический список включаются только те источники, на которые имеются ссылки в основном тексте. Библиографический список составляется по основным признакам: алфавитному, тематическому, хронологическому, по сочетанию различных признаков. В зависимости от характера издания основные источники могут быть отделены от дополнительных (например, в учебнике, учебном пособии). Обычно применяется типовое название «Библиографический список», в качестве заглавия библиографического списка не рекомендуется применять слова «Библиография», «Литература». Составление библиографического списка по алфавитному признаку. Этот способ — один из самых распространенных, записи располагают строго в алфавитном порядке по фамилии первого автора или первого слова заглавия произведения; фамилии соавторов не учитываются, авторов-однофамильцев располагают по алфавиту их инициалов. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке издания (диссертации, книги). При алфавитном расположении записей список не нумеруется, связь с основным текстом работы осуществляется включением в него фамилии автора и года издания (при необходимости указания на цитируемую страницу). Если алфавитный список пронумерован, то указывается только номер записи (и страница при цитировании).
Составление библиографического списка по тематическому признаку. Этот способ применяется при наличии списка большого объема, а также в тех случаях, когда записи целесообразно сгруппировать в соответствии со структурой книги (по разделам, главам и т.д.). Это облегчает поиск публикации по одной из тем, затруднительный при алфавитном построении. Внутри каждой рубрики обычно применяют алфавитное расположение записей, каждой записи присваивается порядковый номер для связи с основным текстом и между отдельными рубриками. Хронологический способ расположения записей применяется в основном в юбилейных списках трудов учреждений или отдельных ученых и т. п.; в пределах одного года издания применяется алфавитное расположение записей, каждой записи присваивается порядковый номер. Применяются различные способы сочетания видов построения библиографических списков, в зависимости от целевых установок и назначения того или иного издания. Ниже приводятся примеры библиографического описания различных видов изданий с соблюдением правил записи. Книги. Книги могут быть одного, двух, трех, четырех и более авторов.. Книги одного, двух, трех авторов. Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. — М., 1987. — 177 с. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М., 1983. — 176 с. Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика: критерии отбора. — М., 2000. — 238 с. Книги четырех авторов. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Ху-дадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. — М., 1985. — 177 с. Книги более четырех авторов. Тренажеры в оздоровительной физической тренировке / Л. С. Глузман, И. П. Чабан, Ю. Л. Клименко, С. И. Козлова, В. И.Вукста, Л. Н. Новак, Н. Д. Попов, С. И. Пронько. - Киев, 1990. — 158 с. Депонированная рукопись. Железняк Ю.Д., Рекутина Н. В. Концепция игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников: Рукопись деп. в Отраслевом ДНИ «Школа и педагогика» 29.08.88. № 243-88. Реферат опубликован в реф. сб. «Коммунистическое воспитание детей и подростков». 1988. Вып. 6. Автореферат диссертации. Иванов В. В. Педагогические и метрологические основы теории и методики измерений в спорте: Автореф. дис... докт. пед. наук. — М., 2000. — 58 с. Чернов С. В. Организационно-методические аспекты подготовки управления олимпийской подготовкой женской сборной команды Российской Федерации по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 2000. — 27 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.44 (0.015 с.) |