Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление отдельных видов текстового материалаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Текстовой материал отличается большим разнообразием представляемых в нем сведений, что требует определенных знаний по их представлению. Это числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п. [5, 16]. Запись количественных числительных. Словами пишутся однозначные количественные числительные, если у них нет единиц измерения (пять упражнений, на двух площадках — цифра не ставится), и в начале абзаца; многозначные числительные пишутся цифрами (35 испытуемых), так же пишутся числа с сокращенным обозначением единиц измерения (8 л, 18 кг), после сокращения «л», «кг» точка не ставится. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (на 14, 22 страницах, неправильно: 14-ти, 22-х). Запись порядковых числительных. В сложных словах они пишутся цифрами (5-процентный раствор, 5 %-й раствор; 10-километровый); при записи арабскими цифрами они имеют падежные окончания: одну букву, если оканчиваются на две гласные, на «й» и согласную (вторая — 2-я, пятнадцатый — 15-й, тридцатых — 30-х), две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную (десятого — 10-го). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (спортсмены 1 и 2-го разрядов, испытуемые 1, 2 и 3-й групп). При записи римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют (XX век, VI научная конференция). В научных и методических работах применяются сокращения — усечение слова, часть слова, целое слово, образованное путем такого усечения [11. — С. 608]. Выделяют три способа сокращения слов: 1 — оставляется только первая (начальная) буква слова (год — г.); 2 — оставляется часть слова (научной — науч.); 3 — пропускаются несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет — ун-т). Сокращение должно оканчиваться на согласную (нельзя на гласную, букву «й», на мягкий и твердый знак). Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв полных наименований, читаемых по названиям букв (США) или по
звукам, обозначаемым буквами (вуз). Авторы могут вводить буквенные аббревиатуры, обозначающие специфические для физического воспитания и спорта понятия (СД — соревновательная деятельность, МЦ — малый цикл, ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа). Первое упоминание аббревиатуры указывается в скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Сложносокращенные слова составляются из сочетания усеченных слов и полных слов (психомоторный, микроцикл, мезоцикл), одних усеченных слов (колхоз), некоторых специфических для специалистов сокращений. Условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов — общепринятые: и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), т. е. (то есть); см. (смотри), ср. (сравни), в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы), т. (том), н. ст. (новый стиль), с. ст. (старый стиль), н. э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при цифрах), акад. (академик), проф. (профессор), доц. (доцент). Внутри предложения слова «и другие», «и тому подобное», «и прочее» не сокращают. Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например», «около» и др. Специальные буквенные обозначения должны соответствовать утвержденным стандартам и нормативным документам [6, 9, 16], (приложение 20, п. 1). В научно-методических тестах включается много перечислений (перечней). Перечисления из отдельных слов и небольших фраз пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Например. Спортивные соревнования делятся на три основных вида: 1) основные, 2) подводящие, 3) контрольные. Перечисления из развернутых форм пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например. Различие общей и специальной физической подготовки состоит в следующем: а) общая физическая подготовка направлена на развитие основных б) специальная физическая подготовка направлена на развитие фи Когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой. Например. Выпускная квалификационная работа (ВКР) для выпускников вуза имеет следующие формы: 1: ВКР для бакалавра — это выпускная квалификационная работа. 2. ВКР для магистра — это магистерская диссертация. 3. ВКР для дипломированного специалиста — это дипломная работа. Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Приведем примеры правильного и неправильного оформления перечисления. Правильно: Быстрота характеризуется следующими признаками: 1) скоростью зрительно-двигательной реакции; 2) скоростью одиночного движения; 3) частотой движений. Неправильно: Быстрота характеризуется следующими признаками: 1) скорость зрительно-двигательной реакции; 2) скорость одиночного движения; 3) частота движений. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах (на, из, от, то, что, как и т. п.). В примере с соревнованиями неправильно будет: спортивные соревнования делятся на: 1) основные и т. д. Правильно: В состав судейской коллегии входят: 1) главный судья, 2) заместитель главного судьи, 3) главный секретарь, 4) судья-информатор. Неправильно: состав судейской коллегии состоит из: 1) главного судьи, 2) заместителя главного судьи, 3) главного секретаря, 4) судьи-информатора. Заголовки в тексте должны четко отражать содержание текста под ним, размещаются они в средней части листа, в кавычки не заключаются, пишутся с прописной буквы с красной строки, точка в конце них не ставится. Заголовок должен быть не очень кратким и не очень растянутым (не более двух машинописных строк), состоять из ключевых слов (отражающих основной смысл). В заголовки не включают сокращенные слова и аббревиатуры, а также формулы (физические, химические, математические). Выделения в тексте служат для того, чтобы разграничить части и элементы текста по значимости, структуре или передать дополнительный смысл без помощи слов. Выделения — это буквы, знаки, слова, предложения, набранные иначе, чем основной массив текста: шрифт иной насыщенности, с наклоном штрихов букв и т.д. [16]. Чаще других применяются следующие виды выделений: — наклон основных штрихов букв: набор курсивом, или на — насыщенность штрихов букв: набор полужирным или жирным; — размер и форма очка (отпечатка) букв: набор ПРОПИС — комбинация шрифтовых приемов: набор курсивом полужирным; — увеличение межбуквенных пробелов: набор в разрядку; — подключение линеек: отчеркивающих (вертикальных с одной или двух сторон); подчеркивающих (горизонтальных под словом); обрамляющих (рамка из линеек вокруг слова); комбинация шрифтовых и нешрифтовых приемов (набор курсивом в разрядку, набор полужирным в рамке и др.). Более подробно эти вопросы рассматриваются в специальных изданиях. Цитаты. При анализе литературных данных, результатов других исследователей, при необходимости подтвердить собственные данные авторы используют цитаты. При цитировании необходимо соблюдать установленные правила [5, 8, 16]. Применение цитаты должно быть обоснованным и оправданным для данного случая, без дублирования в ней основного текста, без подмены цитатой развития темы автором. Цитируемый текст должен точно соответствовать источнику с обязательной ссылкой на него и соблюдением требований библиографических стандартов. Использование чужого материала без ссылки на автора и источник считается серьезным нарушением: при обнаружении этого до защиты диссертации (магистерской, кандидатской, докторской) она не допускается к защите, после защиты — результаты аннулируются. В виде исключения разрешается воспользоваться цитатой из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библиографическую ссылку на источник словами «Цит. по:». Допускается пропуск отдельных слов, словосочетаний, фраз в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора цитаты не будет искажена пропуском; во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием (...), которое можно не ставить, когда цитируются отдельные слова или словосочетания, в начале и конце их, но не в середине. Допускается изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, в которую они включены. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами) следует очень точно излагать мысли автора и давать ссылку на источник. Если автор научно-методической работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это оговорить. Пояснение может быть введено в текст цитаты в скобках с указанием инициалов автора работы (разрядка наша. — И. С), (курсив наш. — И. С), (подчеркнуто мною. — И.С.). Текст цитаты заключается в кавычки, за исключением стихотворных цитат, когда они набраны с соблюдением стихотворных строк, и цитат, выделенных размером или начертанием шрифта (например, курсивом), если читателю ясно, что выделенный текст — цитата, цитата — эпиграф. Цитату начинают с прописной буквы, если и в источнике текст цитаты начинается с прописной, а цитата включена в середину или конец фразы, т. е. перед цитатой идет текст, заканчивающийся двоеточием; если в цитате опущены первые слова, но она начинает собой фразу. Цитату начинают со строчной буквы, если в цитате нет пропуска слов в начале цитируемого предложения, но она открывается не именем собственным и включена в синтаксический строй фразы (перед цитатой идет текст, не завершающийся двоеточием); если в цитате опущены первые слова, но она стоит в середине или конце фразы и открывается именем нарицательным; в цитате с многоточием, заменяющим опущенные слова, все знаки препинания перед многоточием исключают, кроме точки как знака ограничения предшествующей фразы: она оставляется, чтобы подчеркнуть, что выброшены слова в начале следующей фразы [16]. Ссылки в тексте. По ходу изложения автору надо ссылаться на иллюстрации, таблицы, рубрики и другие элементы, расположенные по условиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся. Применение ссылок должно отвечать определенным требованиям [16]. Ссылки отличаются краткостью: указываются только вид объекта ссылки в сокращенном обозначении и порядковый номер (без значка №): рис. 5, табл. 6, пункт 8, гл. 2, с. 21; не следует вводить в текст ссылочные фразы, повторяющие заголовок таблицы, подпись и иллюстрации, характеристику рубрики. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений: «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д. Ссылки размещаются в логически подходящем месте текста, где читателю от текста надо перейти к объекту ссылки, и с таким расчетом, чтобы перерыв в чтении был удобен для читателя (обычно в конце фразы, предложения, что требует соответствующего их построения). Предпочтительнее ссылки делать на номера объектов (таблиц, иллюстраций и т.д.), а не на страницы издания; сквозная или индексная (1.1; 1.2) нумерация объектов со ссылкой упрощает их розыск по сравнению с пораздельной нумерацией, требующей сложных действий при поиске. В ссылке сохраняется та форма номера, которая использована для нумерации объекта ссылки в тексте: цифры арабские или римские (табл. 2, глава II), словесная форма (см. главу вторую). При ссылке на строчные буквы с закрывающей скобкой, которыми обозначены объекты, рекомендуется скобку опустить, а букву заключить в кавычки (см. вариант «а») или выделить курсивом (шрифтом). Если буквы подчинены в перечне цифрам, то ссылка на букву приобретает вид: см. подпункт За; как указано в пункте 16. Прописные буквы в ссылке не выделяются и в кавычки не заключаются (см. вариант А схемы). При ссылке на цифровой подпункт с закрывающей скобкой но- 8 Железняк 201 мер ссылки сопровождают словом «подпункт»: см. п. 1, подпункт 2. Слово «см.» предшествует ссылке в скобках, если ссылка является повторной: (см. табл. 6) или если без этого слова ссылка не будет ясна читателю [16]. Подстрочные ссылки (сноски) печатают арабскими цифрами без скобки (звездочкой) и размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки), от основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если к предложению (группе предложений) — в конце предложения. Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы отдельно [6]. Заимствование. В тексте научно-методической работы автору нередко приходится ссылаться на факты, установленные другими авторами, или включать в текст заимствованный у них материал. Чтобы не быть обвиненным в плагиате, в ссылке следует обязательно указывать, из какого источника делается заимствование. Формы словесного оформления заимствования разнообразны, однако можно выделить наиболее распространенные [6]. Примечания авторские служат дополнительным поясняющим текстом. Выделяют три вида примечаний: в основном тексте (внутритекстовые примечания); в конце страницы (подстрочные примечания); в конце главы, книги (затекстовые замечания). Внутритекстовые примечания: а) оговорки: «(разрядка моя. — Ю.Д.)», «(курсив наш. — П. К.)»; б) пояснения: «после игры он (тренер. — И. П.) выступил на пресс-конференции»; в) рубрика: «Примечание. Текст.»; «Примечания: 1. Текст. 2. Текст.»; «Примечание 1. Текст. Примечание 2. Текст». Подстрочные примечания связывают с текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр, звездочек (текст3,3Примечание; текст*, *Примечание). При небольшом числе примечаний используют звёздочки, при большом — порядковые номера арабскими цифрами. Затекстовые примечания связывают текстом, к которому они относятся: а) арабскими цифрами — порядковыми номерами, нумерация сквозная по всему изданию, по главам и др.; б) звездочками. В зависимости от характера работы выбирают виды примечаний. Более подробно эти вопросы рассматриваются в специальной литературе [1, 5, 6, 9, 15, 16].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.01 с.) |