Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования

Поиск

Проблема исследования. На начальном этапе работы основное внимание сосредоточено на определении проблемы исследования. Важную роль здесь играют запросы практики, которые служат сти­мулом для применения научных средств решения практической задачи. Проблемы возникают на основе противоречий в сфере физического воспитания и спорта, от разрешения которых зави­сит прогресс научного познания и практики, например в оздо­ровлении и повышении физических кондиций учащейся молоде­жи, успехов в рекордном спорте и т.п. Не все противоречия в практике могут быть устранены средствами науки, например ма­териально-техническое обеспечение подготовки квалифицирован­ных спортсменов и т. п. Наука создает предпосылки и показывает способы разрешения противоречий в практике.

Проблема вытекает из противоречия, и из него вычленено то, что имеет отношение только к науке. «Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в на­копленном обществом научном знании» [8. — С. 40], это «белое пятно на карте науки», «знание о незнании» [3].

Проблема указывает на неизвестное и побуждает к его позна­нию, обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию получения новых, добываемых в ходе исследования знаний. В постановке проблемы выделяют ее формулирование, оценку, обоснование и структурирование [8. — С. 41—42]. В процес­се формулирования проблемы определяются вопросы, решение ко­торых позволит неизвестное превратить в известное. Важное зна­чение здесь имеют прогнозирование конечного результата, его мо­дели, образа. В оценку проблемы входит определение всего того, что необходимо для ее решения (методы исследования, источни­ки информации, научные работники, финансирование, научное оборудование, экспериментальная база и т.д.). Обоснование про­блемы предполагает поиск аргументов в пользу ее решения, зна­чимости ожидаемых результатов, сравнение с другими исследова­ниями. Здесь полезна практика обсуждения с коллегами, выдви­жение аргументов против и доказательность правомерности дан­ной проблемы, ее теоретическое и практическое значение. Струк­турирование проблемы представляет собой разделение ее на ряд дополнительных вопросов для более полного получения ответа на


главный — центральный — вопрос. Этот процесс наблюдается в ходе самого исследования, по мере получения фактического ма­териала. Кроме того, определяются границы объекта изучения с учетом наличных сил исследователя или коллектива. В конечном счете формируется комплекс подцелей (подвопросов) или задач исследования [8].

Тема исследования. Проблема находит отражение в теме иссле­дования, которая предопределяет весь ход дальнейшей работы, она должна отражать движение от накопленного наукой к новому и в какой-то мере — столкновение старого с новым. В формули­ровке темы должны просматриваться актуальность и то новое, что заключено в содержании, результатах и выводах [3, 6, 7]. Тема обсуждается также в коллективе ученых и практиков, может уточ­няться как на начальном этапе, так и в процессе исследования, это естественно. Должно быть четко определено, к какому типу исследований относится работа — фундаментальным или приклад­ным, по одной специальности (и по какой) или по двум — «на стыке» и в какой из них находится предмет исследования (в од­ной работе не может быть двух предметов).

Имеет значение и такой показатель, как количество слов в названии темы: она должна быть не слишком широкой и не слиш­ком узкой. Это относится как к диссертации, так и к учебнику, учебному пособию. В диссертациях в области физической культу­ры, как кандидатских, так и докторских, количество слов колеб­лется в широких пределах — от 6 до 16 и более. Исключение со­ставляют учебники в качестве диссертаций («Хоккей», «Массаж»). Чтобы придать вес научной и методической работе, авторы не­редко используют в названии слова «Оптимизация...», «Пути со­вершенствования...» и т. п., надо стремиться более четко отразить суть своей работы в названии.

Предпосылки для успешного выполнения научной или мето­дической работы лучше, когда тема работы соответствует профи­лю базового образования автора или характеру его профессио­нальной деятельности.

Актуальность исследования. В число характеристик исследова­ния входят его актуальность, обоснование необходимости и свое­временности вопроса, почему данную проблему надо изучать, зна­чение этого для дальнейшего развития теории и практики физи­ческого воспитания, спорта, оздоровительной, адаптивной и рек­реативной физической культуры.

Различают актуальность научного направления в целом, с од­ной стороны, и актуальность самой темы внутри этого направле­ния — с другой. В педагогических исследованиях, к которым отно­сятся исследования в области физического воспитания и спорта, различают также практическую и научную актуальность темы. До­казательство актуальности темы — более сложный процесс: надо


 




убедительно показать, что именно выбранная тема должна быть исследована в данный момент [3, 6, 7, 13].

При оценке актуальности учитывается тип исследования: для фундаментальных работ первостепенное значение имеют предпо­лагаемая теоретическая значимость темы, степень ее разработан­ности в науке; для прикладных работ в первую очередь учитыва­ются практическая потребность в разработке темы, степень реше­ния данного вопроса на практике. По научности и практической актуальности выделяют следующие уровни педагогического ис­следования: высокоактуальные исследования; актуальные иссле­дования; малоактуальные исследования; неактуальные исследова­ния. Учитывается степень разработанности темы и потребности в ней, значимость вклада в теорию и практику, перспективность этой проблематики [3, 10, 13]. Нередко авторы ограничиваются указаниями на то, что в «литературе данная проблема освещена слабо», «тема недостаточно разработана», «не находит примене­ния в практике» и т.п.

Объект и предмет исследования. Для успешной подготовки на­учной или методической работы ее автору из всего многообразия объекта — физического воспитания и спорта — необходимо выде­лить то, на что направлено его внимание и в чем он хочет полу­чить конкретные результаты. Применительно к научной и методи-^ ческой работе объект — это явление или процесс, избранный для изучения, предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Неправильный выбор объекта или предмета исследования может привести к ошибкам теоретического и практического характера. Возможна несогласованность между объектом и предметом иссле­дования: объект определяется в области педагогики, а предмет — в области психологии [4, 6, 7].

В физическом воспитании и спорте часто в качестве объекта рассматриваются дошкольники, школьники, юные и квалифи­цированные спортсмены, студенты. Эти категории людей высту­пают объектами в практической педагогической деятельности, в научной педагогической деятельности объектами будут педагоги­ческий факт, процесс, явление.

Ниже приводятся примеры формулирования объекта и пред­мета исследования.

Тема: «Структура и содержание многолетней подготовки спортивно­го резерва в футболе» (диссертация А.П.Золотарева); объект исследова­ния: «Многолетняя подготовка спортивного резерва в футболе»; предмет исследования: «Методология и технология построения структуры и со­держания многолетней подготовки юных футболистов».

Тема: «Взаимосвязь физического воспитания старших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля и индивиду­ального программирования» (диссертация С. Ю.Курнаева); объект ис-


следования: «Взаимосвязь содержания и методики физического воспи­тания старших дошкольников и младших школьников»; предмет иссле­дования: «Индивидуализация направленного воздействия на физичес­кое развитие и подготовленность старших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля».

Тема: «Лыжная подготовка как базовое акцентированно-оздоровитель-ное средство физического воспитания сельских школьников в регионах со снежной зимой»; объект исследования: «Система физического воспи­тания в общеобразовательной сельской школе»; предмет исследования: «Содержание и технология лыжной подготовки учащихся V—VII классов в процессе учебной, внеклассной работы, массовых соревнований и са­мостоятельных занятий».

Примеры нечеткого формулирования объекта и предмета ис­следования.

Тема: «Биоинформационные оздоровительные технологии при про­блемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реа­билитации студентов с ослабленным здоровьем» (диссертация Т.Г.Ко­валенко); объект исследования: «Студенты обоего пола 1—3-го курсов Волгоградского государственного университета (683 человека в возрасте от 17 до 22 лет), отнесенные по состоянию здоровья, физическому раз­витию и подготовленности к специальной медицинской группе, зани­мающиеся в специальном медицинском учебном отделении».

Тема: «Компьютерное моделирование тактических действий нападе­ния квалифицированных команд по волейболу и методика их совершен­ствования» (диссертация С.В.Сайфулина); объект исследования: «Ква­лифицированные команды по волейболу»; предмет исследования: «Ко­мандно-тактические действия нападения квалифицированных команд по волейболу». Смысл «объекта» лучше бы звучал в такой редакции: «Со­ревновательная деятельность квалифицированных команд по волейбо­лу», в «предмете» же следовало отразить «методику совершенствования», обозначенную в названии работы.

Цель и задачи исследования

Цель и задачи исследования служат непосредственными харак­теристиками научно-исследовательской деятельности, это цент­ральный момент исследовательской работы. Цель исследования — представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы. Цель устанавливается на основе сформулированной проблемы, объекта и предмета исследования. Цель разукрупняет­ся на подцели — ряд частых исследовательских задач, которые должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Цель и задачи позволяют определить логику, ос­новные шаги, ведущие к разрешению проблемы и достижению результатов работы. Наиболее полно вопросы цели и задач про­слеживаются в диссертационных работах [3, 6, 7, 8].


 




i&tiWfti


■Ни*


 


Логика педагогического исследования представляет собой пос­ледовательность перехода от эмпирического описания физкуль-турно-спортивной действительности к ее отображению в теоре­тической форме (в теоретических моделях) и в нормативной форме (нормативных моделях). Итогом всей работы является кон­кретный материал для практики. Анализ многих диссертаций и авторефератов показывает, что формулировку цели в них можно свести к не очень большому числу формулировок, например:

разработать научно-методические (организационно-методичес­кие и т. п.) основы формирования (развития, подготовки и т. п.) у школьников (юных, квалифицированных спортсменов)...;

выявить, определить и экспериментально обосновать методо­логические (методические, дидактические) условия (предпосыл­ки) формирования (воспитания, обучения)...;

обосновать содержание средств (форм, методов)...

Нельзя признать удачными формулировки типа «определить (обосновать) пути оптимизации...»; «обосновать эффективные пути повышения эффективности...». Неудачна формулировка, отража­ющая только достижение практического результата, а не новое научное знание. Практическое значение (и внедрение в практику результатов исследования) должно быть, но только это не может служить целью работы.

Ниже приводятся формулировки цели и задач исследования в диссертациях по специальности 13.00.04.

Соколик И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности.

Цель — разработка методологических, организационных и методи­ческих основ диагностики спортивной одаренности (на примере ряда циклических видов спорта).

Задачи: 1. Проанализировать по данным литературы состояние про­блемы организации и методики спортивной одаренности. 2. Усовершен­ствовать организационную модель типового центра спортивного отбо­ра, включая создание образцов автоматизированных систем для диаг­ностики спортивной одаренности. 3. Разработать методологические прин­ципы диагноза спортивной одаренности по данным интегративной кон­ституции спортсменов, включающей частные морфологическую, фи­зиологическую и психологическую конституции. 4. Изучить конститу­циональные характеристики родителей спортсменов и определить ве­личины наследуемости первичных маркеров спортивной одаренности. 5. Разработать многомерные модели спортивной одаренности как осно­вы методов прогноза дефинитивного уровня достижений юных спорт­сменов.

Разумовский Е.А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации.

Цель — теоретико-экспериментальное изучение проблемы форми­рования и реализации высокого уровня двигательного потенциала спорт-


сменов высшей квалификации и разработка теоретических и методиче-i ских основ совершенствования их специальной подготовленности.

Задачи: 1. Исследовать теоретико-методические аспекты формиро­вания и реализации двигательного потенциала спортсменов высшей ква­лификации. 2. Выявить наиболее информативные показатели, определя­ющие специальную подготовленность спортсменов. 3. Разработать и экс- ' периментально обосновать систему «целей подготовки» спортсменов, I выраженную через модельные характеристики соревновательной деятель-[; ности и основных сторон подготовленности. 4. Разработать стратегию оп-(; ределения эффективных тренировочных средств и методов совершен-[. ствования специальной подготовленности спортсменов высокой квали­фикации на разных этапах подготовки. 5. Систематизировать различные способы, средства и методы совершенствования специальной подготов-I ленности спортсменов на основе использования «критериев эффектив­ности» соревновательной деятельности. 6. Теоретически обосновать и эк­спериментально установить эффективность моделей планирования и программирования тренировки спортсменов высшей квалификации на основе содержания соревновательной деятельности.

Распопова Е.А. Научно-методические основы многолетней подготов­ки прыгунов в воду.

Цель — разработать и обосновать программно-нормативные требо-

. вания и методику спортивной тренировки прыгунов в воду на основных

| этапах многолетней подготовки.

Задачи: 1. Выявить основные тенденции развития прыжков в воду как

[ олимпийского вида спорта. 2. Разработать и обосновать модельные харак-

| теристики элитных прыгунов в воду по соматическим показателям специ­альной подготовленности и спортивно-технического мастерства. 3. Уста­новить особенности динамики физического развития, физической и тех­нической подготовленности прыгунов в воду в процессе многолетней тре-

| нировки. 4. Определить возрастные особенности роста спортивных дости­жений прыгунов в воду. 5. Обосновать модель поэтапного построения про-

[ цесса многолетней подготовки прыгунов в воду. 6. Разработать контрольно-нормативные требования к уровням различных сторон подготовленности

| занимающихся прыжками в воду на этапах многолетней подготовки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.012 с.)