Действия педагога со средствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия педагога со средствами



1. Отбирает готовые средства под дидактические цели и задачи.

2. Исследует при этом функциональные возможности средств

3. Создает систему средств (комплекс) по теме урока, отвечающий требованиям

4. Создает средства как для себя, так и для учащихся. Учитывают при этом как виды деятельности учащихся, так и их индивидуальные особенности

5. Применяет средства по назначению, демонстрируют формы и методы применения средств на определенных этапах урока

6. Самостоятельно разрабатывает недостающие средства

7. Обучает учащихся работе со средствами

Требования к средствам Характеристика требований
1. Наглядность ДС должны облегчать восприятие информации
2. Обусловленность ДС должны выполнять определенную роль в силу своих функциональных возможностей
3. Необходимость и достаточность ДС Количество и номенклатура ДС должно быть оптимальными для конкретных условий проведения занятия
4. Соответствие условиям Дидактические условия: ДС должны обеспечивать решение всех поставленных в ходе урока целей и задач. Обеспечение полноты и непрерывности дидактического цикла (поиск, информирова-ние, тренировку, имитацию деятельности (пробные работы) и контроль) Технические условия: ДС должны быть удобны в эксплуатации и соответствовать техническим характеристикам выполняемых работ Организационно-методические условия: ДС должны обеспечивать как деятельность педагога ПО, так и учащихся Эргономические условия: ДС должны соответствовать психологическим и физиологическим характеристикам учащихся
5.Информативность ДС должны обеспечивать получение достаточного объема учебной информации, должны охватывать все содержание темы урока, изучение всех узловых УЭ должно быть обеспечено ДС
6. Преемственность ДС должны применяться не изолированно, а во взаимосвязи
7. Оптимальность ДС должны соответствовать принципу оптимальных затрат на их приобретение, изготовление, разработку

УМК содержит программу, учебник, опорный конспект (ОК) и печатный раздаточный материал (ПРМ), аудиовизуальные средства и носители информации, магнитные ленты, объекты изучения и образцы, тесты; методические рекомендации к изучению курса, лабораторный практикум, курсовой проект, атласы конструкций, ГОСТы, справочники, программы ПЭВМ, мультимедиа технологии.

11. Информационно-знаковые средства обучения

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий.

Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий.

Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий.

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий.

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения.

К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план - документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) - издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания - методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.

Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

 

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.

Рассмотрим его более подробно.

Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету.

Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.

Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.

Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии.

Современному учебнику присущи следующие функции:

информационная;

систематизирующая;

интегрирующая;

координирующая.

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию

Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организация СРС при изучении каждой дисциплины – это один из основных педагогических путей развития и становления творческих качеств личности учащегося на каждом уровне обучения.

Задания для самостоятельной работы организуют исполнительский этап, задавая последовательность видов деятельности, необходимых для усвоения знаний и приобретения умений. Так как задания содержат средства контроля, то они определяют и контрольный этап.

Вопросы и задачи в заданиях требуют от студента не только воспроизведения знаний, но и проявления творчества, формируют и развивают его опыт творческой деятельности. Это расширяет основы мотивации, усиливает и укрепляет ее. В целом содержание и структура заданий, отвечающих перечисленным требованиям, позволяет регулярно занимающимся студентам получать удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. Такой эмоциональный фон, в свою очередь, формирует положительное отношение к выполненному делу, а через него – и к изучаемой дисциплине.

Таким образом, создание для каждой учебной дисциплины рассмотренного комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта творчества, Снабжение таким комплектом каждого студента – необходимое условие полной реализации в процессе обучения всех возможностей как вида познавательной деятельности, метода и средства учения и преподавания.

12. Применение технических средств обучения, компьютер как комплекс-ное средство обучения

Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп, компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски, плакатницы).

Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-технические средства

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО), средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы, диафильмы и пр.; экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи и пр. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры.

Специфика всех ЭЗС заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры. Гл. средство передачи учебной информации - зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Важная особенность ЭЗС - их документальная основа, фиксация фактов, событий, научных опытов и т.д. ЭЗС подразделяются на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и пр.) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи).

Новые перспективы использования ТСО, например их сочетание с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой, создают условия для накопления и хранения значительных массивов учебной информации, оперативного её применения, для выработки новых форм общения учителя и учащихся, а также для самостоятельной работы учащихся (см. также Учебное кино, Радиовещание, Телевидение)

(Энциклопедия Vikipedia.org)

13. Логические регулятивы и дидактические материалы, наглядные средства обучения.

В роли логических регулятивов (конструкций) выступает мыслительный аппарат педагога по планированию, самоанализу, представлению обучающей деятельности. Трудно расчленить отдельные группы логических средств. Обучающая деятельность, как и любая профессиональная деятельность, может быть описана на эмпирическом и теоретическом уровнях. Представить деятельность педагога на эмпирическом уровне — значит показать систему действий, операций, приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся по формированию знаний и умений.

Теоретический уровень абстрагируется от практической деятельности отдельного педагога, при этом обобщаются наиболее ценные находки педагога. Структуры обобщения обучающей деятельности различны. Наиболее распространенными являются методы и методики обучения. Являясь составной частью системы средств обучения, метод в свою очередь представляет собой определенную систему взаимосвязанных элементов — логических операций, нормативных принципов, правил обучающей деятельности. Эти разнообразные регулятивные средства, применяемые в формировании знаний и умений, выполняют функции посредников, инструментов в обучении. Но в отличие от материальных объектов они являются логическими конструктами, опредмеченными в тех или иных текстах. В этом смысле они похожи на предметно-знаковые средства обучения. Отличие их состоит в том, что они являются предписанием к процессу обучения, а не отражением информации в объекте учебного познания.

Методические приемы

Из выше логических регулятивов наиболее распространенными являются методические приемы. Многие методики обучения, разработанные силами самих педагогов, состоят из описания обобщенных приемов обучения, или методических приемов. Это не случайно. Методический прием тесно связан с рефлексией собственных действий педагога. В ходе рефлексии, действуя в идеальных моделях обучения, педагог дифференцирует репродуктивные и продуктивные действия, анализируя, мысленно объединяя действия, которые принесли ему наибольший успех на уроке. Таким образом, объективной основой появления новых приемов обучения являются конкретные действия педагога, давшие ему открытия на уроке. Очень часто методические приемы не имеют названия, но они персонифицируются. Опорные сигналы — суть методической системы В.Ф. Шаталова — в практике обучения просто называются приемами В.Ф. Шаталова. Прием комментированного упражнения, открытый и обоснованный С.Н. Лысенковой, долгое время ассоциировался с методической системой самого педагога и т.д.

Приемы обучения являются образцами для подражания и усваиваются путем показа или описания. На многочисленных открытых уроках, методических семинарах педагогов-новаторов, методических форумах демонстрируются приемы обучения. Проведение школ-семинаров показывает, что педагоги-новаторы через демонстрацию стремятся объективизировать свой методиче­ский опыт. Сотчи и тысячи педагогов через семинары школы педагогов-новаторов приобщаются к истокам методического творчества.

Среди всех методических приемов можно выделить наиболее сложные, обладающие определенной целостностью, включающие отбор, группировку комплекса операций. Мы называем такие приемы комплексными. К ним относим инструктаж на уроках производственного обучения и демонстрационный эксперимент на уроках теоретического обучения.

Принципы обучения

Другим видом логических регулятивов, имеющих рецептурный характер, являются принципы обучения. Принцип — распространенное в методиках обучения и предметных дидактиках средство регуляции. Популярность принципов обучения свидетельствует об их важности как форм регуляции. Опыт анализа теорий обучения показывает, что принцип обучения имеет двоякую природу и выполняет две разные функции. Первая группа принципов отражает объективные связи во взаимодействии преподавателя и обучаемого на различных этапах формирования знаний, умений и навыков. Методика профессионального обучения активно использует принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профессиональной направленности обучения.

Вторая группа принципов включает в себя так называемые методические принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обучении. Самое общее определение принципа обучения (без выражения его функциональных особенностей) представляет его как начало, исходное положение.

Под методическим принципом мы понимаем конкретизированное выражение специальных требований к деятельности преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету.

Наиболее широко при изучении технических дисциплин используются чертежи, схемы, диаграммы, графики. Рассмотрим обучающее значение этих видов наглядного представления технического знания.

Выбирая чертеж в качестве средства наглядного отображения технического замысла, преподаватель заостряет внимание на дидактических функциях чертежа. Чертеж в обучении осуществляет декомпозицию отображаемого объекта.

Выбирая блок-схему в качестве средства отбора и представления содержания учебной информации, преподаватель выделяет основные функциональные части прибора, их назначение и взаимосвязь между ними. Этими характеристиками объектов часто пользуются для ознакомления учащихся с принципом работы устройства на начальном этапе формирования у них технических понятий и представлений.

приемы мнемотехники, или мнемонические приемы. Это системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем изучаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника с большим трудом распространялась в практике обучения.

В методике профессионального обучения применяются следующие мнемонические приемы:

• аббревиатуры;

• обобщенные символические записи;

• выражение скрытой логики взаимосвязанных процессов через цепь причинно-следственных связей.

Представляя аббревиатуру как средство выражения определенного объема учебной информации, мы, во-первых, связываем начальные заглавные буквы с существующими обозначениями.

Другими средствами представления структур учебной ииинформации являются графы. Графы широко применялись в начале 80-х гг. в дидактических и методических исследованиях. Граф учебной информации представляет собой наглядное отражение структуры учебной информации. В вершине графа помещается понятие в виде окружности, ребра графа показывают связь данного понятия с определенным содержательным признаком. Классификация содержательных признаков размещается на рангах графа.

14. Учебно-материальная база теоретического и производственного обучения

Учебно-материальная база теоретического обучения в условиях НПО

Кабинет (К.у. - кабинет учебный) — помещение в профессиональном учебном заведении для проведения учебных и внеурочных занятий по определенному учебному предмету (или нескольким предметам). Согласно учебным планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. Для профессиональных учебных заведений разработаны и периодически обновляются типовые перечни учебно-наглядных пособий, тех­нических средств обучения и учебного оборудования для наиболее массовых и типовых К. Кабинетная система организации учебно-материальной базы профессионального образования стала широко распространяться с 60-х гг., хотя

К. общетехнических и специальных предметов создавались издавна в любом профессио­нальном учебном заведении. Каждый К.у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест преподавателя и учащихся, для хранения и использования средств обучения (специализированные шкафы, монтируемые из секций различного назначения, стенды, демонстрационные столы и т.п.). Одним из требований к планировке К.у. является соответствие санитарно-гигиеническим нормам к освещению и обеспечение выполнения правил безопасно­сти, особенно в кабинетах, связанных с использованием электроэнергии, газа, химических реактиВов. Одной из важных проблем организации К.у. является размещение и использование технических средств обучения с учетом специфики предмета и фонда этих средств. При ограниченном количестве экранно-звуковых средств, компьютерных средств и других ТСО наиболее экономичным является создание в учебном заведении мобильного фонда ТСО путем создания кабинетов ТСО, компьютерных классов, лингафонных кабинетов, кабинетов программированного обучения. Особое внимание уделяется оформлению интерьера К.у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требованиям эстетики.

Особенностью организации и функционирования кабинетной системы в профессиональных учебных заведениях является широкое привлечение учащихся к оснащению и техническому обслуживанию К.у. При К.у., прежде всего по общетехническим и специальным предметам, работают технические кружки, в которых учащиеся конструируют и изготовляют специальные наглядные пособия, стенды, учебные установки, макеты, модели, другие средства обучения, осваиваю применение компьютерной техники при изучении предмета. Этому во многом способствует наличие в учебных заведениях учебно-производственных мастерских с необходимым оборудованием. Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда преподавателей и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, гигиены, техники безопасности, экономики и т.д.

Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эр­гономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К.у. к особенностям труда преподавателя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К.у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления поло­жительной эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся).

Учебно-материальная база производственного обучения по профессии НПО

МАСТЕРСКАЯ УЧЕБНАЯ (учебно-производственная) — спец. помещение проф. учеб. заведения, оснащ-ое необходимым оборуд-ем, инструментами, приборами и др. оснасткой, предназ-ное для произвол, обуч.; струк-ное подразделение профессионального учебного заведения. В М.у. формир-ся профес. навыки и умения уч-ся в процессе выполнения, как правило, утилитарных учебно-производственных работ с примен. типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений; они приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к производственной культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований безопасности труда, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в М.у. в общем учеб. процессе опред-ся спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учеб. и производств, задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т.п.), учащиеся обучаются в М.у. до 60% времени, отводимого на ПО. При подготовке рабочих, специалистов по профессиям, связанным с об­служиванием, ремонтом, наладкой сложного, дорогостоящего, крупногабаритного произвол, оборуд-ния, кот-ым нецелесообразно оснащать М.у., учащиеся в них осваивают только общепрофес-ные труд, приемы и операции: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т.п., на что отводится 15—20% времени. Комплекс М.у. обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1—2 этажей. Комплекс М.у. сооружают также и как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает уч-ся в учеб. кабинетах и лабораториях; пыль, копоть, газы не нарушают метеорологический климат учебного корпуса; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения. Осн. комплекса М.у. учеб. заведения яв-ся специализированные М.у. для ПО по опред. профессии (определенному виду работ). Как правило М.у. создаются на полную учеб. группу, т.е. на 25—30 рабочих мест. Каждая М.у. имеет свою изолир-ную от др. мастерских зону. Кроме специализ-ных М.у., в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к М.у., выпускающим сложную продукцию, они вкл.: производств, участок; инструм-но-раздаточную кладовую со складом инструментов; ОТК; рем. мастерскую; склад, помещение. Специализированные М.у. и производственно-вспомогательные службы размещ-ся по принципу прямоточности технологич. проц. изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учеб. мастерских предусм-тся также санитарно-бытовые помещения и устр-ва.

Основой оснащения специализированной М.у. яв-ся оборуд-ние индивидуального пользования, располож-ное на раб. местах уч-ся. Кроме оборуд-ния индивидуального поль­зования, М.у. оснащаются оборуд-ем общ. пользования. Номенклатура и кол-во такого оборуд-ния зависят от специфики продукции М.у., профессий квалифицир-ных рабочих и спец-тов, осваиваемых в учеб. заведении, от наличия в нем вспомогательных служб и ряда др. факторов. Осн. назнач. такого оборуд-ния — обеспеч. полного и кач-го вып-ния пр-мы ПО. Оборуд-ние общ. пользования в М.у. располагается таким образом, чтобы около него была свободная площадь, и работа на нем одновременно нескольких уч-хся не мешала работе остальных. Оформление М.у. зависит от возможностей учебного заведения, инициативности мастера и актива группы, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера М.у. всегда соблюдается чувство меры. На стенах М.у. должно быть только то, что помогает эффективно проводить обучение.

Большое воспитательное значение имеет также состояние настенного оформления М.у. Примерный минимальный перечень настенного оформления М.у. включает стенды-плакаты: «Профессиональная характеристика», «Правила безопасности труда в учебной мастерской», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения учащихся в учебной мас­терской», «Памятка учащемуся по организации труда и рабочего места», щит с образцами ти­пичных учебно-производственных работ; наиболее часто применяемые справочные таблицы; групповую стенную газету.

15. Понятие методов обучения.Словесные методы, методы закрепления и совершенствования знаний по предмету.

Общая характеристика, выбор и применение методов теоретического обучения

Метод — способ достижения к-л цели, решения конкретной задачи; совок-ть приемов или операций практич/теоретич.освоения действительности. Метод обучения - сист.поелед-ых, взаимосвяз-ых действий педагога и обучающихся, обеспечивающая усвоение содерж.образ-ия.

Под методическим приемом понимают элемент метода, составную его часть, шаг в реализации метода, педагогическое действие в определенных условиях.

Методы ТО подразд-ся по классификации Бабанского на Методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся:

1) по источнику информации (словесные, наглядные, практич.), 2) по дидакт. задачам (М. приобрет. новых знаний, М, закрепл. знаний, М, сист-ции и обобщ. знаний, М, примен. знаний, М. формир. УН, М. творч. деят-ти, М, проверки и оценки ЗУ), 3) по этапам усвоения (М. Восприятия, м. осмысления, м. Запоминания, м. Сжатия информации; м. Воспроизведения, м. применения знаний на практике, м. Выполнения познавательных и практических действий), 4) по степени самост-ти и акт-ти (Объясн.-иллюстр-ные (информационные), репрод-ные, продуктивные (частично-поисковые, эвристические, проблемные, исслед-кие, акт. (ролевые, неролевые), 5) по видам учебной (познав, и практич.) деят-ти, по хар-ру предметного содержания, по логике познания (М работы с учебником, м. Работы с наглядными средствами обучения (разработки, применения средств), м. Проектирования, моделирования, конструирования, м. Составления, решения и применения учебных задач, м. Организации и выполнения лабораторно-практических работ, м. Проведения практикумов, м. Упражнений).

Выбор МО зависит от целей (перечня требований к студентам), от психол-ких особ-тей студ-тов, от степени их подготовл-сти, заинтерес-ти и акт-ти, от оснащенности уровня, от СО, от задачи, поставл-ой на этапе урока, от этапов усв-ния знаний, от вида деятельности, совершаемого на определенном этапе уровня, от характера применяемого предметного содержания, от педагогического мастерства преподавателя.

Сам. работа уч-ся, как метод, реал-ся в след.условиях: 1) на занятиях в ходе диалога, во время ответов на вопросы, при конепктировании, при выполнении индив.заданий; 2) при групповых формах орг-ции обуч. (выступление с рефератом, докладом, сообщ., при провед.дискуссии, в ходе оценки выступления др.людей); 3) при вып-нии д-з (при доработке конмпекта, при чтении учебника, при ведении записей, при вып-нии письменной д/р, при подг. Практич. зад ания).

К методам и средствам изучения теор. материала относятся: объяснение, доказательство, рассуждение, сравнительная характеристика, обобщающая характеристика.

Устное изложение уч.матер. (виды): - рассказ, объяснение, лекция, инструктаж; -рассуждение, характеристика, словесное описание; - доказательство. Обсуждение (виды): -беседа, семинар, коллоквиум, работа по микрогруппам; - собеседование. Демонстрация (виды): - личная демонстрация педагогом чего-либо; - показ с помощью специально подготовленных; -демонстрация средств наглядности (табл. и иллюстрация схем); - демонстрация кино, видео фильмов. Упражнения (виды): По хар-ру формируемых умений: физич.; спец-ные; комплексные. По спос. вып-ния: колл-ные; индивид. По назнач.: вводные; осн.; тренировочные.

М. работы с учеб. текстом: - подготовка сообщ.; - выдел, гл. в тексте; -словарный диктант; -выступл.с сообщ., докладом; - раб. с доп. лит-рой; - составление таблицы, схем, чертежей, рис­ков, иллюстраций; анализ понятия, факта, явления; конспект-ние. Конструкт-ные МО: -мет.проектир.содер.; - мет.струк учебный материал. М. развив-щего обуч.: метод проектов; м. диалектич. противоречий; м. направляющих текстов; м. инструктирования. М. акт, обуч.: Неролевые м.:1.Анализ конкрет.ситуаций; решение задач производ.характера по минигруппам; выраб-ка плана меропр-ий, напр-ных на вып-ние задач. 2.Имитац. упраж. (созд-ие проблемн.ситуации; выраб-ка вар-тов реш-ия проблем; предст. вар-тов в письм. виде; анализ реш-я, их обсужд.; оценка кач-ва реш-ия в баллах; анализ ошибок в реш-ях; выраб-ка общ. оптим-го реш-ия); 3.Тренаж: использ-ние тренажеров, имит-щих раб.место; Ролевые м.: 1)Деловая игра (роли, их исполнители; наличие общ. цели; разраб-ка инстр-ций по вып-нию ролей); 2) Разыгрывание ролей (исполнение ролей студентами); 3) Игровое проектир-ние - разр-ка вар-тов реш-ия проект.конструкт.задач.

Общая характеристика, выбор и применение методов производственного обучения.

К МПО относят: - показ приемов трудовых действий, цель м.- создание в сознании уч-ся точного и четкого зрительного образа труд, действий, с к-ми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке соотв-щих приемов и способов работы; - упражнения — яв-ся осн. м. ПО. Под упр. понимают многократные повторения опред-ых действий в целях их сознательного совершенствования. Система упр-ий предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности, достижение опред.скорости в работе, формирование профессиональной самостоятельности, творческое отношение к труду.

2 подхода к класс-ции упражнений: 1-й — по дидактич. цели (упр-ия в формировании навыков, упр-ия в форм-ии первонач. умений, уп-ия в форм-ии сложных умений); 2-й - по содержанию (упр-ия в выполнении трудовых приемов, операций, процессов, упр-ия в управлении технологическими процессами). Достижение новых целей - важнейший признак упражнений. Самост. работа- деят-сть уч-ся носит самост-ный (независимый) хар-р.

Упр-ия на тренажерах - проводяться до тех пор, пока действия уч-ся не станут достаточно обоснованными, точными и уверенными.

Самост. наблюд. уч-ся - использ-ся в осн. на предпр-ях. Набл. проводятся уч-ся самост., но под присмотром мастера. Письменное инструкт-ние - использ-ся инструкц-ные (при изучении учеб. оп-ций, т.е. правила, ср-ва, способы вып-ия, контроля), технологич. (при выполнении работ комплексного хар-ра, т.е. режимы, технич.треб-ия, ср-ва вып-ия уч.-произв. работ) карты и учеб. алгоритмы, т.е. четкие правила вып-ния работ в различ. типич. ситуациях (обслуж-ние, наладка, диагностика, регулировка оборуд.).

Инструктаж: - комплексный метод производственного обучения. Функции инструктажа: 1}Разъяснение цели и задач предстоящей производственной деятельности; 2)Актуализация теоретических знаний, служащих основой формирования профессиональных умений; 3)Анализ конструкции механизмов, применяемых в ходе практических действий; 4)Объяснение структуры действий и движений, необходимых для выполнения учебно-производственного задания; 5)Объяснение последовательности выполнения приемов и операций; 6)Объяснение правил техники безопасности и правильно организации рабочего места; 7)Управление практической деятельностью учащихся.

Класс-ция инструктажей: 1.По этапам проведения урока ПО {вводный — цель - подготовка учащихся к предстоящей учебно-производственной деятельности, текущий — цель — контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ., заключительный - цель -подведение итогов выполнения УПР, оценка выполнения учащимися УПР); 2. По отношению к уч-ся (индивид., фронт., групповой); 3. По форме предъявления (устный и письменный). Проведение вводного инструктажа

«Активные» методы ПО: -решение произ.-технич. задач (расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; разработка монтажных схем; конструирование приспосблений; разработка технологии выполнения учено-производственных работ); - принятие решений в различных производственных ситуациях (в реальных условиях); - обучение учащихся передовым высокопроизводительным приемам и способам работы (личный показ и пояснения мастера, беседа с высококвалиф-ыми рабочими, самост. наблюдения учащихся за работой специалистов, использ. инструктажа).

Выбор МО зависит: - от целей (перечня требований к студентам).- от психологических особенностей студентов, от степени их подготовленности, заинтересованности и активности.- от оснащенности уровня, от состояния УМИ по теме, средств обучения.- от задачи, поставленной на этапе урока.- от этапов усвоения знаний.- от вида деятельности, совершаемого на определенном этапе уровня.- от характера применяемого предметного содержания.- от педагогического мастерства преподавателя.

Метод беседы

В основе этого метода лежит диалогическая речь.

Беседа - это такой метод, когда мастер задает вопросы обуча­ющимся и, анализируя их ответы, подводит учеников к усвоению новых знаний и понятий или к повторению и закреплению ранее изученного.

Данный метод требует от педагога более тщательной подготов­ки, импровизации. Беседа должна отличаться от опроса большей ак­тивностью всех обучающихся. Максимальная эффективность будет достигнута при соблюдении следующих педагогических условий:

1. мастеру необходимо знать, какой информацией владеют у­чащиеся, каков их жизненный опыт;

2. вопросы при беседе должны быть четкими, конкретными и не
требующими продолжительного ответа;

3. очень важно расположить обучающихся к участию в беседе,
они должны быть раскрепощены;

4. мастер должен обобщать ответы и переходить от одного вопроса к другому, используя стимулирующие приемы (одобрение);

 

16. Практические, проблемные, исследовательские методы обучения.

Если словесные и наглядные методы ориентируют обучающих­ся на выполнение тех или иных действий, то практические методы должны формировать у обучающихся умения и навыки.

Под упражнениями следует понимать многократное целенап­равленное выполнение действий с целью формирования профессио­нальных умений и навыков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.07 с.)