Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод показа трудовых приемов

Поиск

Данный метод является основным при обучении трудовым и производственным действиям. Готовясь к любому уроку, мастер на­мечает, какие приемы он собирается показать. Накануне урока мас­тер сам тренируется в показе трудовых приемов, сосредотачивая все необходимое на рабочем месте, убеждается в исправности оборудо­вания, приспособлений, инструмента.

При показе трудовых приемов необходимо соблюдать следую­щие правила:

1. при выборе станка, верстака необходимо учитывать воз­можность размещения группы обучающихся, чтобы каждому

было видно;

2. показ приемов желательно проводить в различных темпах, ис­пользуя примерную схему:

1) показ в замедленном темпе —* 2) показ в рабочем темпе —> 3) показ отдельных элементов трудового приема —> 4) показ в рабочем темпе —> 5) поручить одному-двум обучающимся повторить пока­занное.

Сам трудовой прием, показываемый мастером, должен выпол­няться правильно, без ошибок.

Объяснение при показе должно быть в форме наставления.

При показе трудовых приемов мастер должен настроить обучаю­щихся на мысленное повторение увиденного.

Содержание объяснения должно не комментировать все дейс­твия мастера, а раскрывать основную сущность трудового приема.

При показе мастер напоминает всем, какие правила безопаснос­ти необходимо соблюдать.

По завершении показа трудового приема нужно попросить одно­го-двух обучающихся повторить показанный прием, чтобы убедить­ся в правильности его усвоения. Метод упражнений

Если словесные и наглядные методы ориентируют обучающих­ся на выполнение тех или иных действий, то практические методы должны формировать у обучающихся умения и навыки.

18. Понятие и методика осуществления контроля в процессе профессио-нального обучения.

Методика осуществления контроля в процессе производственного обучения

Контроль есть завершающий этап: урока, изучения темы, изучения раздела, изучения предмета, то есть это - заверш-щий этап учеб. проц.. Он опред. соотнош. достиг-тых рез-тов с поставл-ми целями обуч. уч-ся по теме урока, целями заданными треб-ми к рез-там обуч. уч-ся по дисциплине, общим треб-ям к уч-ся, заданным стандартом по профессии (спец-ти НПО), отраж-щих требуемый уровень усвоения содержания или степень обученности учащихся НПО. Задачи контроля: 1)выявл. уровня усв-ния, V, глубины и действенности усв-го предм-го содерж.; 2)получение инф-ции о ха-ре учеб. деят-ти уч-ся, об уровне самост-ти и акт-ти, уч-ся в учеб.процессе; 3)опред. эфф-ти применяемых педагогом содержания, МО, СО, ФО и учения.

Ф-ции контр.: воспит. (способ-ет дисципл-ти и ответ-ти, способ-ет формир-ию самоконтр.), обуч-щая (усил-ся стремл. к познанию нов. фактов, явл-ий, к расшир. зн-й), развив-щая (актив-ся память, вним., мышл.), управл-щая проц-сом усв-ия ЗУ, оценочная и регулят-ная. Проц-ра контр. Контроль носит пооперац-ный хар-р. Реш-щей оп-ией яв-ся сравн-ие. В ходе сравн-ия проверяющий анализ-ет получ-ые рез-ты, опред-ет велич. Рассоглас-ния м-у реаль-ми и ожид-ми ре-ми, возможные причины ее возник-ия. Рез-том анализа яв-ся оценка деят-ти. Треб-ния к контр.: полнота и всесторонность (включ. в содерж. контроля всех эл-тов уч. материала, подлежащего усв-нию); объективность (соед-ние процесса контроля с процессом усв-ия ЗУН и уровнями усв-ия); учет индивид-ых особ-тей уч-ся, соотв-вие проверочных заданий опред-му стандартом уровню усв-ия проверяемого содержания; использ-ние проверочных заданий разного уровня слож-ти при переводе уч-ся с одного уровня на др.; систем-сть (постоянная проверка ЗУН у всех уч-ся на различных этапах учеб.проц.).

Показатели опенки качества ПО уч-ся: 1.Полное прохождение тем по программе ПО профессии (спец-ти) 2.Кач-ное вып-ие всех видов работ, предусм-ных пр-мой ПО (уверенное и точное влад. приемами и способами професс. действий, самост. вып-ие по памяти типовых работ, самост-ный поиск алгоритмов действий в нетипичной ситуации и вып-ие этого алгоритма, соблюд. треб-ий ТБ. 3.Вып-ние уч-ся норм в проц. вып-ния видов работ. Время вып-ния работ. 4.Нормы расхода материалов (выполнение нормы). 5.Количество поломок оборудования.

В проц. ПО осн. методом контроля яв-ся проверка выполняемых и выполненных учебно-произв-ных работ уч-ся: текущая, периодическая (контр, и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификац. пробные работы). Из специфических форм организации контроля ПО следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию уч-ся, вып-ние уч-ся межпредметных заданий.

При устном опросе устан-ся непосред. контакт м-у препод-лем и уч-ся, в проц. к-го преподаватель получает широкие возможности для изучения индивид-ых особ-тей усв-ия уч-ся учеб. матер. Различают фронтальный, индивид.и комбинир. устные опросы. Фронт, опрос пров-ся в форме беседы преподавателя с группой. Индивид, опрос предпол. обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля, позвол. выявить умение уч-ся применять получ. знания на практике, степень овладения необх. умениями, главн. компонентами деят-ти. В проц. вып-ния професс. заданий учащийся обоснов. принятые реш., что позволяет устан-ть уровень усв-ия теор. полож., т.е. одноврем. с проверкой умений осуществляется проверка знаний.

Задания для практич. проверки обычно вкл. сборку схем, вып-ие различ. измер., разраб-ку, сборку и наладку машин и мех-мов. Опред. неиспр-тей и их причин, настройку приборов и т.п. К способам практич. проверки ЗУН уч-ся следует также отнести и лабораторно-практические работы, как иллюстративные, так и несложные исслед-ские, а также практикумы. В ПО тестир-ие яв-ся самост-ым методом контроля. Тест, контроль успеш-ти усв-ия учеб.материала достаточно объективен. Благод. эталону-образцу можно сравнить: ответы, фактически вып-ные обучающимися труд, приемы и оп-ции, изделия и работы, задания, пробы и в рез-те диагностично, точно опред-ть, что сделано правильно, а что нет. В кач-ве эталонов тестов выступ, образцы изд-лий и работ, чертежи, технич. треб-ния, технологич. карты, схемы, формулы и т.д.

Методика осуществления контроля в процессе теоретического обучения Контроль есть завершающий этап: урока, изучения темы, изучения раздела, изучения предмета, то есть это - заверш-щий этап учеб. проц.. Он опред. соотнош. достиг-тых рез-тов с поставл-ми целями обуч. уч-ся по теме урока, целями заданными треб-ми к рез-там обуч. уч-ся по дисциплине, общим треб-ям к уч-ся, заданным стандартом по профессии (спец-ти НПО), отраж-щих требуемый уровень усвоения содержания или степень обученности учащихся НПО. Задачи контроля:1)выявл. уровня усв-ния, V, глубины и действенности усв-го предм-го содерж.; 2)получение инф-ции о ха-ре учеб. деят-ти уч-ся, об уровне самост-ти и акт-ти, уч-ся в учеб.процессе; 3)опред. эфф-ти применяемых педагогом содержания, МО, СО, ФО и учения. Составляющими контроля выступают проверка и оценка. Проверка есть выявл. и измерение.£ьшв-«ме реал-ся ч-з примен. проверочных заданий на заданный уровень усв-ия с целью выяснения данного уровня. Цель проверки - получение инф-ции об уровне усвоения учеб. материала как одном из парам-ов кач-ва подготовки, выявление пробелов в ЗУН, обеспеч. обратной связи с уч-ся. Оценивание как процедура яв-ся составной частью процесса контроля. Основой для оценивания являются итоги (рез-ты) проверки, отражающие рез-ты усвоения уч-ся содерж.. При этом учит-ся как качеств, показ-ли (в оцен. сужд.) так и колич-ные показ-ли (в баллах и %). Оценка - процесс опред-ния и выраж. в усл. знаках-баллах, а также в оцен. сужд-ях педагога («отл.», «хор.», «удовл.», «неудовл.») уровня усвоения уч-ся содержания. Отметка - колич. выражение оценки. Ф-ции контр.: воспит. (способ-ет дисципл-ти и ответ-ти, способ-ет формир-ию самоконтр.), обуч-щая (усил-ся стремл. к познанию нов. фактов, явл-ий, к расшир. зн-й), развив-щая (актив-ся память, вним., мышл.), управл-щая проц-сом усв-ия ЗУ, оценочная и регулят-ная. Проц-ра контр. Контроль носит пооперац-ный хар-р. Реш-щей оп-ией яв-ся сравн-ие. В ходе сравн-ия проверяющий анализ-ет получ-ые рез-ты, опред-ет велич. Рассоглас-ния м-у реаль-ми и ожид-ми ре-ми, возможные причины ее возник-ия. Рез-том анализа яв-ся оценка деят-ти. Треб-ния к контр.: полнота и всесторонность (включ. в содерж. контроля всех эл-тов уч. материала, подлежащего усв-нию); объективность (соед-ние процесса контроля с процессом усв-ия ЗУН и уровнями усв-ия); учет индивид-ых особ-тей уч-ся, соотв-вие проверочных заданий опред-му стандартом уровню усв-ия проверяемого содержания; использ-ние проверочных заданий разного уровня слож-ти при переводе уч-ся с одного уровня на др.; систем-сть (постоянная проверка ЗУН у всех уч-ся на различных этапах учеб.проц.). Осн. критер-ми кач-ва знаний уч-ся, получ-ых в проц. ТО, яв-ся: кол-во правильно реш-ых задач; соотнош. кол-ва реш-ных и заданных задач; сам-ность; перенос навыков; успев-сть уч-ся; уровень усв-ия знаний, формир-ия навыков и умений; увязывание конечн. рез-та с поставл. задачей; сопоставл.и сравн. отдельных проц., обобщ., выдел, в них общ. и типичного, сходства и различия; осмысл. ЗУН; раскрытие внутр. сущн-ти яв-ний и проц.; объяснение взаимосвязей и осн. законом-тей; примен.получ-ых ЗУН на практике и перенесение их на др. виды работ. Рез-am контроля ЗУН: принятие педагогом решения, направл-го на корр-цию учеб. проц.: поиск нового содерж., новых МО, измен, содерж. и проц-ры контроля, орг-ция индивид, помощи. Усвоение - процесс воспроизв-ия индивидом историч. сформир-ых, общ-нно выраб-ных способ-тей, способов поведения, ЗУН, процесс их превращ. в формы индивид, субъек-ной деят-ти. Формами усвоения выступ, общение, предм-ная деят-сть, игровая деят-сть, учеб. и труд, деят-ть. Рез-ты усв-ния выраж-ся, с одной стор., в виде ЗУН и с др. - в виде способ-тей, хар-щих опред-ный уровень развития, служащий предпосылкой усв-ия более слож. содерж.. Этапы усв-ния ЗУ: - осознанное восприятие и запоминание, воплощающееся в воспроизвел, знаний; - применение знаний в сходной с образцом ситуации; - применение знаний в новой ситуации, требующей творческого подхода. В проц. ТО осн. мет. контр, яв-ся уст. и письм. проверка знаний, проводимая в форме тематич. и текущ. контр, работ, «технич. диктантов», коллект-го обсужд. разраб-ой уч-ся технич. докум-ции. Для ТО хар-на также практич. проверка умений уч-ся применять знания в практич. усл-ях: сборка схем, измерения, наладка мех-мов, поиск неиспр-тей и др. К методам практич. проверки ЗУ уч-ся след. также отнести и лб/пр работы. Одним из способов диагностич. контроля яв-ся тестир-ние. Осн. «инструм.» тестового контроля яв-ся тест, включ-щий 2 осн. эл-та: задание и эталон — образец правильного и кач-го вып-ния этого задания, с к-ым сравн-ся ход и рез-ты деят-ти уч-ся. В проц. ТО тестир-ие исп-ся в 2 вар-тах: как компон. прогр-го обуч.; как самост. мет. контр.. Уровни усв-ия (тестов):1-узнав-ие (действ.с подсказкой); П-воспр-ие(постановка, констр-ие ответа); III-эвристич (принятие реш.в нетип.сит-циях).; IV-творч (тесты-проблемы).

19. Тестирование как форма стандартизированного контроля

Переход всего человечества от постиндустриального к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему - увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация.

Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний - наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.

Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества. Страны ведут систематические научные исследования в области педагогических измерений.

На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам дисциплины. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся. Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося.

Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы. Использование тестирования для контроля знаний интересно и актуально.

Несмотря на ограничения тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает многих учителей и методистов — это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов.

Что же касается ограничений, то любые средства для проверки уровня достижений имеют свои границы применимости. Основная задача учителя заключается в том, чтобы использовать разные методы контроля, в том числе и тесты.

20. Рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся как инновационная форма контроля.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель - Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректи-рует сроки, виды и этапы раз-личных форм контроля уров-ня работы учащегося, тем самым обеспечивает возмож-ность самоуправления обра-зовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой сис-темы контроля - значитель-ное увеличение временных затрат преподавателя на под-готовку к урокам и на допол-нительные занятия. Однако с приобретением опыта остро-та проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуаль-ного обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выби-рают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких орг-выводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдав-ший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особеннос-тей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приоб-ретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то пере-ходит к изучению следующей темы, если нет, ему предсто-ит выполнение индивидуаль-ных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или час-тично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и по-вторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

Определение максимальной рейтинговой отметки

Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету опре-деляется по формуле:

R mах= (N/2) 5, где N - ко-личество часов, выделяемых на изучение данного предме-та. 5 - максимальное количе-ство баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успевае-мости за период обучения складывается из максималь-ных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинго-вых оценок по составляю-щим его темам (разделам).

Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.

Устанавливается «ве-сомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

Рассчитывается учебная успешность.

Итак, проанализировав проблему мотивации учащихся, определив, сущность рейтинговой системы и, проанализировав учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

· Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

· Обучение становится личностно-ориентированным;

· Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

21. Понятие и классификация форм организации обучения, урок как основная форма организации обучения.

Проектирование форм организации теоретического обучения

Формы орган.обуч.(ФОО) -это внешнее выражение согласованной, взаимосвяз-ой деят-ти педагога и уч-ся, осущ-мой в опред.режиме,темпе,по опред.этапам.

Основной формой организации ТО яв-ся урок (У). Под У. понимают осн.форму орг-ции обучения, как внешнего выражения согласованной взаимосвяз-ой деят-ти педагога и уч-ся, осущ-мой в опред.время, в опред.месет. при опред режиме.

У.ТО должен быть связан с производительным трудом, с внеурочными формами орг-ции обуч. и воспит.. В соотв-вии с целями орг-ции занятий можно выделить У.:1) изучение нового учебного материала (У.-лекция,У.-беседа,кино У., У.с примен.ЭВМ и др.)^совершенствование ЗУН (У. самост. работ, лабор. и практич. работ, семинар и др.); 3)обобщение и систематизации (У.-беседа, У.-семинар и др.); 4)комбинир-ный (вып-щий ф-ции всех типов);5контрольный (все виды контр.работ, опроса, зачетов, взаимоконтроля, самоконтроля и др.). В особ.тип можно выделить совмещ-ый У., направленный на соед-ие ТО с производ-ным трудом.

Формы как типы или системы обучения: - индивид, форма обуч.; - форма взаимного обучения; - форма дифференциального обучения; - бригадная ФО; - классно-урочная система обучения; - лекц.-семин. ФО. Формы организации обучения м.б. различные при каждой системе обучения. При классно-урочной системе такой формой яв-ся У ТО и У ПО. Формы орг-ции деят-ти уч-ся на различ. этапах У: - индивид. - уч-ся работают под свою цель; - парная -взаимообуч., взаимопроверка; - по микрогруппам; - фронтальная - вся группа работает под одну цель.

Классификация ФО: 1)По месту проведения занятий: - учебные формы (У, консультация); -внеурочные (экскурсии); - домашняя работа; - дистанционная форма. 2)По ведущему методу преподавания (У-беседа, У-семинар, У-игра). 3)По дидактической задаче:- У изучения нового материала; - У обобщения и систематизации; - У закрепления; - У формир-ния умений; -проверочный У. 4) По хар-ру изуч. матер.: - У изучения технич. док-ции; - У изучения теор. положений. 5) По месту У в системе работы: - вводный У; - тематич. У; - заключ. У 6)По форме проведения занятия: - традиц. построение занятия (комбинир.У: опрос, объяснение нов.матер., закрепл. и д/з); - инновац. построение занятия, т.е. занятие имеет нестандартную гибкую стр-ру, повышающую интерес учащихся к предмету; - бинарное построение (взаим-вие 2-х педагогов разных дисц.: общеобраз. и спец.дисципл.) - объединение ТО и ПО. 7)По способу проведения контроля в конце У: - традиц. контроль: контр.работа; собесед-ние; зачет; защита проекта; -стандартизиров. контроль (тестир-ние); - инновац. контроль — У с примен. рейтинг, оценки деят-ти микрогруппы и отдельного уч-ся.

Традиц.построение занятий предполаг. применение устоявшихся типов У. Стр-ра комбин.урока: 1) Оргмомент; 2) Подг-ка к изуч.нов. матер.; 3) Изуч.нов.матер., самост.усв-ие уч-ся нов.знаний, работа с учебником. 4) Первич.закрепл.знаний (опрос,беседа, работа с карточками); 5) Совершенствование знаний и формир-ие умений (решение задач,вып-ие заданий); 6) Обобщ.и повтор, изуч-го материала; 7) контроль и оценка ЗУН по теме; 8) Выдача д/з. Инновац.построение занятий: Инновац. У — это занятие, имеющее не станд-ую гибкую стр-ру, ориентир-ую на повышение интереса уч-ся к предмету по ср-вам новой формы орг-ции деят-ти уч-ся на уроке.среди Ин.У. выделяют: У-соревнованя, турниры, конкурсы; У. побличной формы общ. (презентации, дискуссии, пресс-конфер., круглые столы и др.); У.-имитации деят-ти учреждений, орг-ций (деловые игры, ролевые игры, У.-заседания, У.-совещания, У-собрания). Бинарное построение занят.: предполаг взаимодействие двух педагогов: 1) двух преподав. Разных дисциплин; 2) препод, обще-образ.дисц и препод.спец дисц.; 3) вз-ие препод.спецдисц и мастера произв обуч. При бин построении происходит объед. ТО и ПО, реал-ся 2 гл цели: усвоение знаний и применение их на практике.

Вз-ие педагога с ФОО: 1. Выбирает тип и вид У. Выбор зависит от: -места провед. занятия; -хар-ра учеб. матер; -дидакт..задач; —актив-ти и самост-ти уч-ся; -интереса уч-ся к предм.. 2. Разраб-ет стр-ру учеб. зан. Соотнос этап У.с МО, СО, содерж.;3. Составляет план У, конспект У, мет.разраб.У.; 4. Готовиться к У;5. Проводит У; 6. Анализ-ет;7.Посещает У. др. препод-лей;8.Проводит анализ своего У и своих коллег.

Проектирование форм организации производственного обучения в учебных заведениях НПО

Процесс ПО реал-ся в различ. формах: произв. экскурсия, практикум, конс-ция, занятие в учеб. цехе училища, лицея; обуч. в цехах предприятий, предвыпускная практика на рабочих местах. У. ПО - занятие в учеб.мастерских. Его спецификой яв-ся формир-ние первонач. професс. навыков, необх-ых для производ-го труда в усл. произв-ва. На У. ПО происходит интеграция знаний и их комплексное примен. в процессе практич. деят-ти уч-ся. Это определяет стр-у урока ПО, его содерж. и МО, а также продолж-ть занятий (полный учеб.день - 6 учебных часов). На У. ПО сочет-ся две формы обучения: - групп-ая — все уч-ся группы вып-ют одинак. задания, работы; - бригадно-индивид.- закл-ся в подг-ке будущ.рабочих к труду в усл. бригад, подряда. В завис-ти от целей и содерж. изучаемого материала различают след. типы уроков ПО: - У. по изуч. труд, приемов или оп-ций, цель- дать уч-ся производ.о-технич.знания, первонач. навыки и умения для вып-ния изучаемых приемов или операций; - У, по вып-нию комплексных работ, цель— ознакомить уч-ся с постепенно усложняющимися учеб.-производств. работами, орг-цией труда и плани-ем технологич. проц., совершенств, и закрепл. навыков и умений, вып-ние ранее изуч-ых оп-ций в различ. ситуациях.

У. ПО в ус-иях полигона. К полиг. относятся площадки, оснащ-ные различ. автотрансп-ми ср-ми, учеб.-строит. площадки со строит-ми машинами и мех-ми, учеб. поля для геологич. работ и т.д. Занятие ПО в учебном цехе представл. собой промежут. форму м-у обуч. в учеб. мастерской и обуч. в цехах предприятия. Занятие в цехах базового предприятия. Осн. задача — совершенств-ие професс. навыков и умений, расшир-ие и углубл-ие професс. знаний, изучение передового произв-го опыта, подготовка к произв-ной практике и с/р на произв-ве по окончании училища. Произв-ая практика - заключит.этап професс. подг-ки уч-ся; проводится в последние месяцы обуч.. Практика орг-ся на штат. раб. местах в цехах базового предпр-ия под рук-вом инжен.-технич. работников и квалифиц. рабочих. Мастера также исп-ют др. типы У.ПО: У-экскурсия, У-викторина, У-дискуссия, У-конкурс и др.

Занятие (учеб. блок) состоит из след. форм: лекция - с/р - практич. занятие - зачет.

В стр-ре У ПО важное место занимает инструктаж, к-ый при групповой форме обуч. м.б. вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж решает след. задачи: -ознакомление уч-ся с содерж. предстоящей работы и теми ср-ми, с помощью к-ых ее можно вып-ть (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.); - ознакомление с технич. док-цией и треб-ми к конечн. рез-ту труда; - объяснение правил и послед-ти вып-ния работы в целом и отдельных ее частей (приемов, операций); - предупреждение уч-ся о возможных затруднениях, ошибках;- при необх-ти показ способов самоконтроля за выполнением операций. Текущ. инструктаж: пров-ся по ходу вып-ия уч-мися практич. работы. В ходе такого инструктажа мастер акцентирует вним. всей учеб. группы на наиб, эфф-ных приемах и способах вып-ния изучаемой оп-ции, оказ. помощь слабо подгот-ным к вып-нию задания уч-ся и т.д. Активизация группы достиг-ся введ-ем элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки вып-ния отдельных оп-ций, рез-тов труда в целом. Степень самост-сти уч-ся при вып-нии произв-го задания повышается, если мастер по ходу текущ. инстр. комм-ет работу уч-ся, приводит примеры из опыта работы новаторов произв-ва, передов, бригад, звеньев, работающих на базовом предприятии и т.д. Заключ. инструктаж имеет неск. дидактич.и воспит. целей: объективная оценка рез-тов коллект. и индивид, труда в группе; выявление уч-ся-передовиков и их поощрение, выявление общих и индивид, просчетов в вып-нии тех/иных труд, оп-ций, путей их устран. и т.д. Такой инструктаж спос-ет формир-нию ответ-сти за рез-ты своего труда, чувства удовлетв. от вып-ной работы, эстетич. отнош.к труду.

Фронт, л/п занятие хар-ся тем, что все обучаемые вып-ют одинак. задание, работая на однотипном оборуд-нии, индивид-но или небольшими звеньями. Внеуроч.формы приобрет.проф.умений и навыков в УНПО реал-ся ч-з предвыпускные произв.практики на штат, раб.месте (отвод.отдельн. раб. места); внеур.произ.деят-ть, конкурса профес.маст-ва уч-ся (выявл-ся лучшие), кружки технич. тв-ва (работы выствл. На выставках). Выпуск, квалиф работа по профессии-рез-т обучения и подтвержд.получ.профессии.

22. Урочные и внеурочные формы организации теоретического обучения. В 21.

23. Формы организации производственного обучения. В 21

24. Урок по выполнению отдельных трудовых приемов и операций.

Основная цель проведения занятий по выполнению отдельных трудовых приемов и операций - научить учащихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приемы и их сочетания, составляющие операцию. На базе выполнения операций учащиеся выполняют последовательно усложняющиеся комплексные работы путем применения этих операций в различной технологической последовательности.

Главными целями ПО в операционный период являются: правильность выполнения приемов и операций, формирование и умение планировать технологический процесс выполнения работы, выполнение тех. требований, т.е. качество работы, производительность труда.

Так же на уроках ПО по выполению трудовых приемов и операций мастер сочетает свои объяснения с личным показом трудовых приемов. Особое место занимает демонстрация пре­подавателем выполнения отдельных операций, в том числе расчлененный или замедленный по­каз.

При проведении уроков ПО по выполнению отдельных трудовых приемов и операций есть необходимость использования документов письменного инструктирования, которая вызвана рядом причин: во-первых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных рабочих; во-вторых, нехваткой времени для эффективного управления процессом ПО учащихся - проведения индивидуального инструктирования.

Инструкционная карта представляет собой руководство, с помощью которого учащийся самостоятельно может изучить устройство и действие какого-либо объекта, ею пользуются на лабораторных работах и уроках производственного обучения.

Карта позволяет учащимся ознакомиться с основными элементами устройства, в определенной последовательности разобрать и собрать его, освоить пуск и остановку, отрегулировать режимы работы. Инструкционные карты широко применяют при упражнениях на тренажерах и работах на промышленном и лабораторном оборудовании.

Инструкционно-технологическая карта от технологической отличается тем, что служит для организации продуктивной работы учащихся в условиях мастерских или производства.

Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.

Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся - будущих молодых рабочих.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы.

Для отработки трудовых приемов и операций применяют упражнения. Упражнение - это многократные, целенаправленные выполнение учащимися определенных действий, в целях закрепления и совершенствования знаний, формирование умений их применять при решении различных учебно-производственных задач.

25. Методика проведения занятий по выполнению комплексных учебно-производственных работ по профессии начального профессионального образования.

При комплексном обучении учащиеся изучают несколько простых операций, затем на изученные операции выполняют комплексную работу, затем снова изучают операции более сложные и снова на изученные операции выполняют комплексные работы и т.д., пока не изучат все операции, затем учащиеся выполняют только комплексные работы. Достоинства: - обучение предусмотрено в учебных мастерских, а затем на предприятиях; - тесная связь теоретического обучения с производственным; - обучение на основе производительного труда (что делаем, то подаем); - обучение на основе современной технике и технологии (что новое применяется, то и изучается, если устарело, его не изучают).

При выполнении комплексных учебно-производственных работ показываются характерные трудовые приемы, новые сочетания приемов, новые способы установки, выверки, проверки, регулировки, наладки, контроля хода и итогов работы.

Задачи, стоящие перед мастером при проведении комплексных работ: 1)закрепить у учащихся умение и навыки по заранее изученным операциям и научить их сочетать эти операции в различных работах. 2)Совершенствовать умение и навыки по ранее изученным операциям. 3) Формирование умений и навыков самостоятельно планировать технологические процессы. 4) приучить учащихся выполнять работу в более быстрых темпах, вводить нормы времени. 5)предъявлять более повышенные требования к качеству работы.

Организация и методика инструктирования учащихся на уроках по выполнению работ комплексного характера во многом зависит от времени их проведения, т.е. опыта учащихся, а также от сложности работ, т.е. количества применяемых технологических операций, сложности, точности и др.технических требований. Осн. вопросами вводного инструктажа явл-ся: объяснение значения (назначения) предстоящей работы, подробный разбор чертежа, монтажной схемы, схемы сборки, технических требований к готовой продукции, объяснение, показ или самостоятельное изучение технологической последовательности выполнения работы, объяснение порядка и содержания межоперационного и итогового контроля, объяснение и показ особенностей организации труда и правил безопасности. При выполнении учащимися первых (простых) комплексных работ мастер сам полностью объясняет последовательность их выполнения, дает необходимые инструктивные пояснения. Большую помощь мастеру в этом оказывают инструкционно-технологические карты — док-ты письменного инструктирования, в которых раскрыта наиболее рациональная технологическая последовательность выполнения работы, содержатся необходимые инструктивные указания о наиболее рациональных способах ее выполнения.

Важное значение при выполнении учащимися комплексных и сложных работ имеет правильно организованный контроль хода работы мастером. При этом мастер определяет заранее наиболее ответственные технологические переходы и этапы и обязательно контролирует качество их выполнения.

При проведении вводного инструктажа учащимися необходимо подробно объяснить организацию и содержание такого межоперационного контроля, а также тре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.016 с.)