Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Памятка.

Опорная таблица для конструирования анализа и урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учеб­ного занятия Показатели выполне­ния образовательных задач этапа Условия выполнения образо­вательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения
- приветствие, фиксация отсутст­вующих; - проверка подго­товленности классного поме­щения; - организация вни­мания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.   -доброжелательный настрой учителя и уч-ся; - кратковременность этапа; - полная готовность класса к уроку; - быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - формулирование це­левых установок урока и плана работы. собранность учителя; последовательность в предъяв­лении требований; использование небольшой пси­хологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока; спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия. 1. «Добрый день, друзья! Я рад вас ви­деть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)» 2.«Ладошка к ладошке». 3.Рапортичка (определение отсутствую­щих). 4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з всеми учащимися. 2. Выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и определить причины их воз­никновения 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы 1.Выявление степени усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала. (Выявление знаний о фактах, по­нятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий умений). 2.Выяснение причин невыполнения д/з от­дельными учениками 3.Определение ти­пичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и при­чин их появления 4.Ликвидация обна­руженных недостат­ков. - Проверка учите­лем за короткий промежуток вре­мени знаний и спо­собов действий уч-ся, установление пробелов в их ус­воении (5-7 минут) - обнаружение при­чин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; - оптимальность со­четания контроля учителя, взаимокон­троля и самокон­троля учащихся. - Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинст­вом учащихся; - использования различных форм кон­троля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы; - создание содержательных и органи­зационных условий формирования осознанности у школьников связи вы­полнения их д/работы с результатами своего обучения вообще; - постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов дейст­вий, связей между отдельными ком­понентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения) 1.Текстовые задания (задания за­крытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности) 2.Выполнение уч-ся заданий, по­добных д/упражнениям 3.Постановка доп. вопросов 4.Проверка д/з под копирку 5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, кото­рый отвечает у доски 6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего от­вета и опрос по отдельным пунк­там плана 7.Разноуровненые самостоятель­ные работы 8.Метод обучения с опорой на ошибки 9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений) 10. «Гирлянда ассоциаций» 11. «Кубики»

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения об­разовательных задач этапа Условия выполнения образова­тельных задач этапа Возможные методы и приемы обучения
1.Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений) - Сообщение уча­щемуся учебного занятия; - формулирование целей урока вме­сте с учащимися; - показ социаль­ной и практиче­ской значимости изучаемого мате­риала; - постановка пе­ред уч-ся учебной проблемы; - актуализация субъектного опыта уч-ся. - Готовность уч-ся к актив­ной учебно-познавательной деятельности; - формулировка целей урока вместе с уч-ся; - вариантность приемов со­общения темы и целей урока; - преемственность и пер­спективность в постановке целей урока; - формулировка целей урока в действиях уч-ся; - понимание уч-ся социаль­ной и практической ценно­сти изучаемого материала; - сообщение ученикам не только темы урока (его со­держания), но и целей, форм организации их деятельно­сти. - Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значи­мости для уч-ся изучаемого мате­риала и фиксация этого в поуроч­ном плане; - умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; - владение учителем многообра­зием приёмов актуализации лич­ностного смысла учащихся, их социально-ценностных отноше­ний к объектам окружающей дей­ствительности; - использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключе­вых идей ведущих принципов по­строения учебного предмета; - умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде раз­нообразных структурно-логиче­ских схем; - сформировать у школьников по­нимание, что без чётко постав-ленной цели трудно оценить ре­зультат их учебной деятельности на уроке; - отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смы­словой сферы уч-ся, их интеллек­туальное исследование, коммуникативной культуры, а также культуры учения; - ознакомление сначала с явле­ниями природы, а затем с методи­кой исследования этих явлений и установления закономерностей. 1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. 2.Сообщение цели в виде про­блемного задания. 3.Сообщение цели в виде эври­стического вопроса. 4.Указание целей на специаль­ном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты. 6.Ассоциативный ряд. 7.Использование результатов предварительного социологиче­ского опроса. 8.Постановка целей по СЛС изу­чения явлений, процессов и др. 9.Постановка целей через показ конечных результатов 10.Постановка целей посредст­вом опоры на последователь­ность изучения материала 11.Составление карт мыследея­тельности 12.Устный счет, математический диктант 13.Метод целесообразных задач 14.«Нарисуй картину» 15.Мозговая атака 16.Постановка привлекательной цели 17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материа­лом 18.Дополнение реальной ситуа­ции фантастикой  

ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образова­тельных задач этапа Возможные методы и приемы обуче­ния
1.Откорректировать выявленные про­белы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изу­ченной темы - Организация деятельности уч-ся по кор­рекции своих выявленных не­достатков - Динамика перехода уч-ся с более низкого на бо­лее высокий уровень ус­воения знаний -Организация деятельности уч-ся: а) минимального и общего уровня усвоения знаний по вы­явлению своих ошибок на ос­нове поставленной учителем оценки и их коррекции; б) вариативного (творче­ского)уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и кор­рекции своих ошибок 1.Использование специально разделён­ных на мелкие этапы и звенья упражне­ний 2.Применение развёрнутых инструк­ций с регулярным контролем 3.Текстовые задания 4.Задания «с пропусками» 5.Структурно-логические схемы «с пропусками»

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполне­ния образовательных задач этапа Условия выполнения образователь­ных задач этапа Возможные методы и приемы обучения
1.Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции и сотрудни­чества - мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения - открытость уч-ся в осмыслении своих действий и само­оценке; - прогнозирование способов саморегуля­ции и сотрудничества - развитие способностей уч-ся к рефлексии; - стимулирование уч-ся к осмысле­нию того, как другие (уч-ся, учи­теля) знают и понимают его лично­стные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представ­ления; - реализация рефлексивного алго­ритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, дово­лен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в обще­нии), «ДЕЛО» (достиг ли цели уче­ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про­блемы) 1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3.«Торт решений» 4.«Разговор на бумаге» 5.«Солнышко» 6.«Координаты» 7.«Лист обратной связи» 8.«Заключит. дискуссия» 9.«Выбери дистанцию» 10.Интерпретация изображений на открытках 11.«Свет молнии» 12.«Письмо самому себе» 13.«Ну что, как прошло заня­тие?» 14.Барометр настроения 15.«Телеграмма» 16.«Памятки» 17.«Птичий двор- зеркало на­строения» 18.«Пейзаж – зеркало настрое­ния»  

 

Памятка.

Опорная таблица для конструирования анализа и урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учеб­ного занятия Показатели выполне­ния образовательных задач этапа Условия выполнения образо­вательных задач этапа Возможные методы и приемы обучения
- приветствие, фиксация отсутст­вующих; - проверка подго­товленности классного поме­щения; - организация вни­мания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.   -доброжелательный настрой учителя и уч-ся; - кратковременность этапа; - полная готовность класса к уроку; - быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - формулирование це­левых установок урока и плана работы. собранность учителя; последовательность в предъяв­лении требований; использование небольшой пси­хологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока; спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия. 1. «Добрый день, друзья! Я рад вас ви­деть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)» 2.«Ладошка к ладошке». 3.Рапортичка (определение отсутствую­щих). 4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з всеми учащимися. 2. Выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и определить причины их воз­никновения 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы 1.Выявление степени усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала. (Выявление знаний о фактах, по­нятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий умений). 2.Выяснение причин невыполнения д/з от­дельными учениками 3.Определение ти­пичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и при­чин их появления 4.Ликвидация обна­руженных недостат­ков. - Проверка учите­лем за короткий промежуток вре­мени знаний и спо­собов действий уч-ся, установление пробелов в их ус­воении (5-7 минут) - обнаружение при­чин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; - оптимальность со­четания контроля учителя, взаимокон­троля и самокон­троля учащихся. - Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинст­вом учащихся; - использования различных форм кон­троля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы; - создание содержательных и органи­зационных условий формирования осознанности у школьников связи вы­полнения их д/работы с результатами своего обучения вообще; - постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов дейст­вий, связей между отдельными ком­понентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория – следствия - приложения) 1.Текстовые задания (задания за­крытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности) 2.Выполнение уч-ся заданий, по­добных д/упражнениям 3.Постановка доп. вопросов 4.Проверка д/з под копирку 5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, кото­рый отвечает у доски 6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего от­вета и опрос по отдельным пунк­там плана 7.Разноуровненые самостоятель­ные работы 8.Метод обучения с опорой на ошибки 9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений) 10. «Гирлянда ассоциаций» 11. «Кубики»

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения об­разовательных задач этапа Условия выполнения образова­тельных задач этапа Возможные методы и приемы обучения
1.Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений) - Сообщение уча­щемуся учебного занятия; - формулирование целей урока вме­сте с учащимися; - показ социаль­ной и практиче­ской значимости изучаемого мате­риала; - постановка пе­ред уч-ся учебной проблемы; - актуализация субъектного опыта уч-ся. - Готовность уч-ся к актив­ной учебно-познавательной деятельности; - формулировка целей урока вместе с уч-ся; - вариантность приемов со­общения темы и целей урока; - преемственность и пер­спективность в постановке целей урока; - формулировка целей урока в действиях уч-ся; - понимание уч-ся социаль­ной и практической ценно­сти изучаемого материала; - сообщение ученикам не только темы урока (его со­держания), но и целей, форм организации их деятельно­сти. - Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значи­мости для уч-ся изучаемого мате­риала и фиксация этого в поуроч­ном плане; - умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; - владение учителем многообра­зием приёмов актуализации лич­ностного смысла учащихся, их социально-ценностных отноше­ний к объектам окружающей дей­ствительности; - использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключе­вых идей ведущих принципов по­строения учебного предмета; - умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде раз­нообразных структурно-логиче­ских схем; - сформировать у школьников по­нимание, что без чётко постав-ленной цели трудно оценить ре­зультат их учебной деятельности на уроке; - отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смы­словой сферы уч-ся, их интеллек­туальное исследование, коммуникативной культуры, а также культуры учения; - ознакомление сначала с явле­ниями природы, а затем с методи­кой исследования этих явлений и установления закономерностей. 1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. 2.Сообщение цели в виде про­блемного задания. 3.Сообщение цели в виде эври­стического вопроса. 4.Указание целей на специаль­ном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты. 6.Ассоциативный ряд. 7.Использование результатов предварительного социологиче­ского опроса. 8.Постановка целей по СЛС изу­чения явлений, процессов и др. 9.Постановка целей через показ конечных результатов 10.Постановка целей посредст­вом опоры на последователь­ность изучения материала 11.Составление карт мыследея­тельности 12.Устный счет, математический диктант 13.Метод целесообразных задач 14.«Нарисуй картину» 15.Мозговая атака 16.Постановка привлекательной цели 17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материа­лом 18.Дополнение реальной ситуа­ции фантастикой  

ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия Содержание этапа учебного занятия Показатели выполнения об­разовательных задач этапа Условия выполнения образова­тельных задач этапа Возможные методы и приемы обучения
1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала: -существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др.; -правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению) 3.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате­риала. - Организация внимания уч-ся; - сообщение ос­новной идеи изу­чаемого мате­риала (принципа, правила, закона и др.); - обеспечение ме­тода исследования изучаемых зна­ний, способов и средств, которые привели к сделан­ным выводам; - обеспечение ус­воения методики воспроизведения изучаемого мате­риала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументиро­вать выводы) - Максимальное использо­вание самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами дейст­вий; - если учитель использовал метод рассказа, лекции, объ­яснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показа­телем выполнения дидакти­ческой задачи может слу­жить качество (правиль­ность, полнота, осознан­ность, действенность, сис­тематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока; - при использовании метода эвристической беседы, са­мостоятельной работы уч-ся в сочетании с методом бе­седы, ИКТ-технологий, программированных учеб­ников, модулей, показате­лем эффективности усвое­ния школьниками знаний и способов действий является правильность и осознан­ность ответов в процессе беседы и выполнения зада­ний в модулях, а также ак­тивное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы - полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; - включение в содержание изу­чаемого материала субъектив­ного опыта уч-ся; - учет индивидуальных спосо­бов проработки уч-ся изучае­мого материала; - подача материала логически завершенными частями – бло­ками; - реализация дифференциро­ванного подхода в процессе из­ложения нового материала; - осуществление этапа посред­ством создания ситуаций, в ко­торых ученик является субъек­том деятельности; - обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный и интерактив­ный режимы) - ориентация в процессе изло­жения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; - включение в содержание про­блем человека и его деятельно­сти, механизмов познания; - выделение и поддержка тон­кости жизненных наблюдений уч-ся; - «сталкивание» ученика с про­блемами, решения которых ле­жат за пределами изучаемого курса; - создание условий для освое­ния уч-ся знаний преимущест­венно в форме деятельности. 1. Работа с определением вводи­мых понятий (родовое слово + видовые признаки) 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся 3. Представление основного ма­териала одновременно в словес­ной, знаково-символичной фор­мах 4. Представление изучаемого ма­териала в сравнительных или классификационных таблицах 5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение) 6. Интерактивный режим (мо­дульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллектив­ные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся). 7. Построение структурно-логи­ческих схем изучаемого мате­риала 8. Генетич. метод обучения (по­средством показа логики возник­новения понятия в науке или практической деятельности) 9. Метод целесообразных задач 10. Метод информационной на­качки 11. Обучение на концептуальной основе 12 «Мудрые совы»


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.60 (0.008 с.)