История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.



История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.

История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории.

История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина.

До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси.

Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.

Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие периоды своего развития.

Первобытное общество. 40 тыс. лет до н.э. – 5в. н.э. Этот период делиться на 3 этапа – каменный (40 тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.), бронзовый (2 тыс. лет до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), железный (начало 1 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.) века.

Средневековье. конец 5в.н.э. – 15в. Выделяются два этапа: начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец 5в. н.э. – 1 половина 13в.); развитие феодальной системы (середина 13в. – 15в.).

Новое время. 16в. – начало 20в. Делится на 2 этапа: оформление феодальной системы и назревание ее кризиса (16 – конец 18в.); генезис и укрепление капитализма, созревание кризиса буржуазного общества (конец 18 – 1917г.).

Новейшее время – с 1917г. до наших дней.

Классификация источников по истории Беларуси.

Любая наука основана на изучении своих собственных источников. Исторические источники – это документы и материалы, которые возникли в тот момент, когда происходили события или близко к нему, и могут дать более или менее объективное их толкование. Основные исторические источники делятся на 6 основных групп: археологические, этнографические, лингвистические, устные, письменные и кино-фото-фоно.

На территории Восточной Европы самые ранние памятники письменности датируются 10в., поэтому большое значение имеют другие источники.

Археологические источники – это материальные следы прошлого, обнаруженные и интерпретированные нами. Археологические источники позволяют историку делать выводы о древнейшем периоде. Их достоинство – массовость. Что позволяет делать более или менее объективные выводы; дают возможность изучать экономику, общественные отношения, материальную культуру. Их недостатки – являются немыми, их необходимо заставить говорить и от их интерпретации зависит абсолютно все; они чрезвычайно субъективны, т.к. многие изделия, обряды выявляются в единичном количестве; мы не в состоянии точно сказать – были ли эти изделия типичны. Археологические источники – категория весьма трудно интерпретируемая.

К археологическим источникам близко примыкают антропологические источники. Занимаются изучением человека, его останков с древнейших времен. Краниология – наука о черепах. Человеческий череп содержит огромную информацию о прошлом, родословной этого человека, его потомки вносят свою коррективу в его строение. Черепа были разделены на три типа: долигоцефалы (длинноголовые), брахитоцефалы (круглоголовые), мезоцефалы (среднеголовые). Кроме этого используется еще более 100 показателей. Каждому этносу соответствует свой тип черепов.

Белорусы – умеренные долигоцефалы. Русские – типичные мезоцефалы. Украинцы – мезоцефалы. Это заключается в том, какие народы были ассимилированы: русские – финно-уграми, украинца – тюрками, белорусы – балтами. Внутри каждого вида – подвиды: полесский, восточный, северный и т.д. Краниологические данные помогают внести в науку объективные показатели. Которые позволяют проследить историческую линию.

К археологическим источникам примыкаю палеоботанические и палеозоологические (останки древних животных и растений). Реставрируют природную среду. Самая ранняя пыльца датируется 450-500 тыс. лет до н.э.

Также примыкают этнографические источники (народоописание). Этнографы пытаются создать картину быта, одежды по предметам быта, дошедшим до нас.

К этнографии примыкает фольклористика – изучение устного народного творчества. Это история народа, рассказанная самим народом. Самые ранние былины записаны в Архангельской и Новгородской областях. Три типа былин киевского типа: обожествление князя Владимира, князь-эксплуататор (заставляет совершать подвиги богатырей, посылает на смерть), обыкновенный пьяница (князь).

К ним близко примыкают лингвистические источники – анализ лексики языка и анализ названий. Дает возможность выяснить контакты с носителями каких языков были более близкие контакты и в какое время (в белорусском языке – 40% балтийских слов, что говорит о балто-славянском обществе). Особое значение – названия водных объектов (гидронимические источники).

Буржуазно-демократическая историография истории Беларуси периода феодализма.

В середине 19в. усугубляется кризис феодальных отношений. Буржуазные историки объектом своего внимания сделали историю социально-экономических отношений, уделив особенно большое внимание формированию сословий, органов государственной власти и самой государственности, некоторое внимание уделялось и экономической истории.

Меняются и методологические установки. Методология провиденциализма исчезает, методологию волюнтаризма выступает редко. Важное место занимает методология географического детерминизма. В начале 20 века проникает марксистская методология.

С.М. Соловьев «История России с древнейших времен до наших дней» – предельно детализирована, имеет огромное количество ссылок и сносок, использует несколько источников сопоставления. Внимание уделяется ВКЛ и РП – политическая история Полоцких и Туровских земель, формирование ВКЛ, пограничные войны, мирные отношения. Концепция Соловьева по отношению к ВКЛ традиционна, но она более научна (он анализировал влияние католической церкви, что привело к тому, что получила распространение культура и литература на латинском языке, приведшее к всплеску культуры. Он видел и прогрессивное значение Польши, но влияние ее на ВКЛ – негативное явление, оно (ВКЛ) должно было развиваться самостоятельно. После введения ВКЛ в состав РП экономическое и культурное развитие приостанавливается, а затем начинает деградировать. Лишь ориентация на торговлю с Россией дало толчок на развитие.

Ключевский «Курс русской истории» (5т). В корне отличается от истории Соловьева. Концепция Ключевского основана на том, что читатель уже знает факты, и он дает только анализ. Роль политика должна оцениваться по шагам страны вперед и назад. Отношение к ВКЛ более теплое, он впервые применил термин «Другая Русь» - это конкурент Москвы, но унии не позволили создаться другому славянскому государству. Католическая церковь имела значение, т.к. она распространяла теории ученых на территорию славянских государств.

Неолит Беларуси.

Каменный век заканчивается эпохой неолита. Его начало определяется по-разному – с распространения шлифованный орудий труда, керамики, архаичного земледелия и животноводства. Более целесообразно отсчитывать начало неолита в лесной полосе Европы со времени, когда присваивающее хозяйство достигло максимального развития. Люди получали пищи больше, чем необходимо, и поэтому могли заготовить ее про запас. Свободное время, полученное человеком, использовалось для дальнейшего совершенствования хозяйства, быта и развития культуры. Он научился изготавливать и обжигать глиняную посуду. Наличие посуды – необходимое условие для сохранения пищи, а развитое рыболовство – главное средство ее добычи.

Неолит начался на Беларуси 4500-4000 лет до н.э. у племен, которые жили в соседних с Волынью юго-западных регионах. Кроме раннего периода в неолите выделяются средний (3500-2500 лет до н.э.) и поздний (2500-1800).

Эпоха неолита на Беларуси – это в основном история племен с гребенчатой керамикой. Населения с другой, шнуровой керамикой появилось в конце эпохи (на западе, в Прибалтике) или открывало собой новую эпоху – бронзовый век (Волынь, Поднепровье). На территории Беларуси в неолите существовала крупная этническая и культурная общность, в которую входили племена 4-х культур – неманской, днепро-донецкой, верхнеднепровской, нарвенской.

Неманская неолитическая культура.

Ареал распространения – верховья Припяти, почти все Понеманье и частично бассейн Вислы. Датировка – 4500-2000 (1800) лет до н.э. Начала формироваться в южной части ареала и только на последней стадии развития распространилась на северный запад. Известно до 300 памятников, исследовано около 30, в том числе около деревень Добрый Бор Барановичского, Камень, Лемешевичи Пинского, Низ, Русаково Слонимского районов и др. Стоянки Камень и Озерное Любанского района оказались со временем на метр ниже уровня воды.

Для культуры характерны в основном небольшие наземные жилища овальной формы с очагом в середине. Около 20 таких объектов выявлено на поселении Камень, 4 очага, обложенных камнем, имелись на стоянке Лысая Гора Столбцовского района. На позднепалеолитической стоянке Добрый Бор раскопан 3 полуземлянки прямоугольной формы с очагами. Площадь жилищ 10-13м2. Исключительным памятником культуры являются Красносельские шахты по добыче кремня (Волковыский район). Выявлено более 1000 шахт, которые углублялись в толщу мела на 5-8м. Исследовано 150 шахт и мастерские, в которых обрабатывали сырье, делали грубые заготовки для крупных орудий труда. В одной шахте найдены останки шахтера (культуры одиночных захоронений), в других – много горняцких кирок и копалок из рогов лося или оленя.

Горшки обычно имеют высокую коническую нижнюю часть, расширенную вверху, с намеченной шейкой. Среди орнаментальных мотивов – в основном поперечных полос – встречаются диагональные, треугольные узоры. На последнем этапе встречаются насечки, шнуровые оттиски. У некоторых горшков орнаментированы край и венчик с внутренней стороны. Остродонная посуда постепенно сменяется плоскодонной.

Кремневые орудия встречаются на поселениях Неманской культуры в большом количестве – много треугольных стрел, разнотипных топоров и тесел, широких и узких ножей с заостренным концом, скребков, скобелей, разных проколок. На стоянке Камень выявлено 9000 орудий из кремня, 70 из рога и кости (мотыги, топоры, проколки, ножи). Сохранились 3000 костей животных, в основном кабана, оленя, лося, тарпана, бобра, зубра или тура, и, что особенно важно, крупных рогатых животных, а также свиньи.

Днепро-донецкая культура. Ареал – Восточное Полесье, на восток от Горыни, включая низовья Березины и Сожа, а также среднее Поднепровье. Датировка – 4300-2000гг. до н.э. В северо-восточной Беларуси известно до 150 памятников, наибольшие группы около д. Осоревичи Брагинского, Юровичи Калинковичского, Лучажевичи Мозырского, Красноселье, Ломыш, Хвощевка Хойникского районов. Остатки двух жилищ выявлены на северо-западном берегу озера Литвин. Одно жилище овальное полуземляночное размерами 3,6-5м с узким входом с юга и опорным столбом посредине, остатками очага, обложенного камнями. Другое жилище – прямоугольное 4,5х5м с очагом в углу, которое было вымощено небольшими камнями. Захоронения этого времени известны только на Украине. Умерших хоронили сначала в родовой могиле, потом индивидуально: клали на спину, посыпали охрой, рядом ставили горшок. Около скелетов встречаются подвески из зубов, костяные пластины для одежды, орудия труда.

Глиняная посуда обычно низкая, широкогорлая, с высокой конической придонной частью. В позднем палеолите появляется посуда с плоским дном, изготавливались небольшие кубки, орнаментированные грузила. Орнаментация посуды очень богатая, сложно-геометрическая, с фигурами, трехзональная. Особенную красоту придают овальные лапчатые наколы. На стенке одного горшка из поселения Литвин помещен мифический эпизод: мужчина-воин, который танцует перед уткой. На посуде из Киевщины сохранились отпечатки зерен ячменя. Среди найденных вещей треугольные наконечники стрел, ножи, скребки, проколки, в основном угловые резцы, мелкие вставки рубящих и режущих орудий, иногда пластинчатые наконечники стрел, орудия из рога (тесла, топоры, проколки).

Люди днепро-донецкой культуры были высокорослыми, сильные, долихоцефалы (длинноголовые), с широким лицом, типичные северные европеоиды.

Верхнеднепровская (рогачевская) культура. Существовала в бассейне Верхнего Днепра на север от Ипути и устья Березины, охватывала междуречье и пространство в направлении от Оки до Валдая, ее датировка 4000-2000 (1800)гг. до н.э. На территории восточной Беларуси, в основном в бассейне Сожа, известно около 200 стоянок, из которых 30 раскапывались – около деревень Веть Быховского, Глыбовка, Новые Громыки, Рудня Шлягина Ветковского, Демьянки, Дубовый Лог Добрушского, Романовичи Гомельского, Струмень Кормянского районов.

На ранних стоянках около д. Дубовый Лог исследовано два круглых жилища диаметром 3м с очагом посредине. Остатки жилищ с очагом, которое было обложено камнем, нашли на стоянке Залесье. Жилища углублялись в почву на 02-04м. Несколько поздних овальных жилищ размерами 2,5-4м, которые углублены в землю на 0,8м, изучены на стоянке Струмень. Они имели неровный пол, очаг посредине или около стены и почти всегда яму неизвестного назначения. На поселении раскопано также втрое больше хозяйственных ям, рабочих мест мастеров. Исследовано прямоугольное жилище с 6 опорными столбами по периметру и очагом посредине на стоянке Лучин. Яма для обжига посуды выявлена в Лоше.

Горшки были довольно высокие с низкой конической или яйцеподобной донной частью. Край посуды оставался вертикальным. Высота, обычно больше чем диаметр, достигает 35-50см, стенки толстые, небрежно заглаженные. В глиняном тесте имелась грубая растительная примесь, позднее использовался песок. Однообразная орнаментация покрывает всю поверхность или концентрируется вверху. Почти половина узоров состоит из отпечатков гребенчатого штампа, в более раннее время крупного, затем мелкозубчатого. Любимыми были орнаменты с густо размещенных овальных ямок или лапчатых отпечатков.

На стоянках использовалось много разнотипных кремневых орудий. Встречаются пластинчатые, треугольные и ромбовидные наконечники стрел. Половина изделий – скребки, скобли, среди находок немало небольших, грубообработанных тесел, топоров, пикоподобных орудий. Костяное производство известно только по некоторым находкам в долине р. Бася. Микролитический вид инвентаря и архаичность отдельных типов орудий свидетельствует о местном происхождении верхнеднепровской культуры.

Нарвенская культура. Была распространена в северной части территории Беларуси. В 3600-1800гг. до н.э. Белорусского Поозерье от бассейна Вилии до междуречья Двины и Днепра на север от Орши, как почти вся Прибалтика, входила в ее ареал. Верхнедвинский ее вариант часто рассматривают как отдельную усвятскую культуру. Основное количество памятников размещается на берегах озер под пластами торфа. В Беларуси известно до 40 стоянок, из которых раскапывались Особец Бешенковичского, Сосенка Вилейского, Плиса Глыбокского, Головск Сенненского районов.

Над кривинскими стоянками образовался пласт торфа толщиной до 1,5м. Много интересных вещей из кости, рога и дерева дали торфяниковые поселения Осовец и Кривина. Бабиновичи и Затенье занимают промежуточное положение в отношении верхнеднепровской культуры. Со временем под воздействием культуры шнуровой керамики нарвенская эволюционировала в северобелорусскую культуру, существование которой затянулось до 1600-1500гг. до н.э.

На стоянке Осовец, которая в древности находилась на берегу большого озера, были выявлены очаг, частично сложенный из камня, остатки деревянных построек на полях; на Кривине – более 3000 костей животных. Охотились преимущественно на кабана, медведя и лося. Жилища имели двухскатную крышу, в середине – очаг. Сохранились даже остатки пищи, а рядом – скорлупа водяных орехов, желуди, раковины.

Кривинская стоянка славится в археологии своими изделиями из кости и рога, на стоянке Осовец их найдено около 450 – наконечники стрел и дротиков, шилья, проколки, тесла, топоры, гарпуны, кинжалы, рыболовные крючки. Уникальными являются изображение бородатого мужчины, вырезанное из кости лицо – «осовецкая мадонна», фигурки змея и птиц, лося, подвески из зубов бобра. Найдены также костяные подвески, браслеты, кольца, накладки, вероятно, на одежду. Торфяной слой сохранил в себе и некоторые деревянные изделия – остатки челна и весла, ложки, рукоятки орудий. Очень интересная находка – идол в виде широколицего мужчины.

Для нарвенской культуры характерны низкие горшки с высокой конической или яйцеподобной донной частью. Орнаментация состояла из редких поперечных лент или рядов. Они получались насечками, наколами, ямками, изредка нанесенными мелкозубчатами отпечатками. Позже поверхность горшков стала штриховаться и только потом покрываться орнаментом. Среди последних сетки, зигзаги, дугоподобные мотивы. Часть их выполнялась отпечатками шнура. На стенках горшков бывают изображения человека и утки.

Производство керамики – очень характерная черта эпохи, которая наступила сначала на южном западе Беларуси. Местные племена под воздействием населения Волыни и, возможно, Повисленья, научились изготавливать глиняную посуду. Они усовершенствовали присваивающее хозяйство, потом начали постепенно переходить к производящему, что обеспечило получение и сохранение прибавочного продукта. Очень много времени потребовалось на овладение примитивным земледелием и скотоводством.

Земледелие пришло на территорию Беларуси от племен Балканского полуострова, с Дуная и Днестра, через Волынь. Им овладели сначала племена нарвенской и днепро-донецкой культуры. Понадобилось не менее 2-х тысячелетий, чтобы вся Беларусь сделалась земледельческой страной. Этот величайший в истории человечества хозяйственный переворот получил название неолитической революции, однако, для большинства населения Беларуси он осуществлялся в следующую эпоху (бронзовый век).

До конца эпохи неолита на территории Беларуси жило около 5-6 тысяч – в среднем по 10-20 человек на каждой из 200 одновременно существовавших стоянок (1 человек на 30м2). Были заселены только речные долины более-менее больших рек. На территории Беларуси ареалы культур совпадали в основном с бассейнами рек Западной Двины (нарвенская), Днепра (верхнеднепровская), Припятское Полесье делили две культуры – неманская и днепро-донецкая. Могильники днепро-донецкой культуры, найденные на Украине принадлежали северным европеоидам или поздним кроманьонцам.

В связи с натиском племен древнеямной культуры постепенно исчезает днепро-донецкая культура, в бассейне Сожа появились поселения с ямочно-гребенчатой керамикой, характерной для фино-угорского населения. На юге Полесья население трипольской культуры начали вытеснять кочевники, которые хоронили умерших в ямах под курганами. В область Повисленья начали расселяться племена неманской культуры. Вероятно, на это повлияло проникновение на север Восточной Европы западной ветви фино-угорских племен. Около 20 названий рек и озер этих мест являются фино-угорскими. Местная нарвенская культура обогатилась некоторыми видами ямочно-гребенчатых орнаментов. Почти повсеместно на юг от Западной Двины пришельцы были ассимилированы местными жителями. Большую враждебность встретили племена лейкоподобных кубков, которые были вынуждены насыпать вокруг своих поселений валы и ставить заборы. Под их воздействие посуда становилась плоскодонной и горловина лейкоподобной. Однако эта культура со временем менялась, в ее составе появляется все больше шароподобных амфор (влияние древнеямной культуры). Относительно этнической принадлежности этих двух культур мнения исследователей расходятся. Бесспорно, они принадлежали северным европеоидам. Последние могли разговаривать на древнеиндоевропейском языке или освоили его под влиянием племен древнеямной культуры.

Неолитические племена делились между собой – у одних хозяйство оставалось присваивающим, основывалось на развитом рыболовстве, другие начали переход к примитивному земледелию. По-прежнему большую часть продуктов давали коллективные формы рыболовства и охоты. Общие усилия требовались при расчистке лесов под поля. Поэтому члены общины, как и в древнее время, совместно владели основными средствами ведения хозяйства. Однако появился обычай, когда охотник или земледелец оставлял себе большую долю.

В неолите особенно развивается первая форма собственности – племенная. Каждое племя занимало определенную территорию, имело свои охотничьи и рыболовецкие, а позднее и земледельческие участки.

В связи с ростом населения часть родов была вынуждена отделятся и переходить на новые места. Постепенно образовалась группа племен, говоривших на близких языках. В эпоху неолита начали создаваться значительные этнические общности, которые населяли четко очерченные области. Каждая группировка племен отличалась от соседней материальной культурой, а также особенностями духовной жизни – культами, представлениями, обычаями и традициями. Памятники материальной культуры, орудия труда, украшения, формы и орнаментация посуды, которые остались на местах поселений, обычно довольно специфические. Они объединяются в одну совокупность – археологическую культуру. Позже нарушилось соответствие культуры определенному этносу.

Образование ВКЛ (начало 13в. – начало 90-х гг. 13в.)

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья – Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель – был сложным и длительным по времени. Начался он в середине 13в., когда на землях верхнего и среднего Понеманья было создано государственное образование под первоначально многовариантным названием «Литва», «княжество Литовское», «княжество Литовское и Новогородское» и др. Окончательно же территориальные границы Великого княжества установились во второй половине 14в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Берестейщины до Смоленщины с запада на восток.

Принципиальной стороной государственнообразовательных процессов в этом географическом регионе было то обстоятельство, что они происходили под влиянием подобных внутренних и внешних условий, сложившихся на балтских и восточнославянских землях. Следовательно, Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское как государственно-политическое образование формировалось не на узко-, а на полиэтнично-территориальной основе.

Исторические реалии 13-14вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению население как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния с агрессиями с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Так, известны совместные с соседней Литвой выступления против ливонских рыцарей князя Герцике (вассала Полоцка) Всеволода в начале 13в. В 1206г. полоцкий князь Владимир (Володша) для отпора крестоносцам собрал войско со всех концов своего королевства, а также от соседних королей, своих друзей, и «с великой храбростью спустился вниз по Двине». Разгром тевтонов у озера Дурбе осуществили воины Литвы совместно с русскими князьями. В 70-80-х годах 13в. в борьбу за владение двинской твердыней Динабург (Даугавпилс) вели войска князя литовского Тройденя вместе с полочанами. Объединенными силами выступали балто-восточнославянские дружины для обезопашивания западной границы. В конце 30-х годов 13 в. против союзника крестоносцев Конрада Мазовецкого поднялись воины Изяслава Новгородского и Миндовга Литовского. Неоднократно белорусско-литовские летописи упоминают о совместных сражениях с монголо-татарскими ордами «литвы и руси». В знаменитой легендарной битве под Крутогорьем против азиатских завоевателей плечо в плечо с Русью («новгорожаны, слонимчаны, пинщаны») стояли войска со «жмондами и литвою».

Достаточно чувствительными были и внутренние объединительные тенденции на белорусских и балтских землях. Двадцать небольших удельных княжеств, на которые рассыпались некогда сильные Полоцкая, Турово-Пинская державы, мучительно преодолевали период феодальной раздробленности. На землях же балтских создались все предпосылки для создания феодальной монархии.

В этих условиях происходила конкуренция нескольких центров, которые претендовали на роль лидера-объединителя земель балто-восточнославянского пограничья. Среди них наиболее сильными были Новогородская земля, а также литовско-жемойтский (жмудский) центр. Не желал быть сторонним наблюдателем в политической жизни региона некогда могущественный Полоцк. Безусловно, не в планах галицко-волынских князей было терять контроль и определяющее влияние на соседних землях Побужья и Понеманья.

К середине 13в. происходит возвышение Новогородска. Этот, ранее неприметный, практически отрезанный от торговый артерий город, становится все более влиятельным в политическом раскладе на балто-восточнославянских территориях. Тому как раз способствовало его уединенность – расположение на возвышенности вдалеке от водных путей и, что главное, одинаковая отдаленность от кровавых границ противостояния балтов и славян с крестоносцами и монголо-татарами. И потянулись в этот безопасный на то время центр богатства, что было подтверждено археологами.

Деньги и богатства давали силу и власть. И если в 30-х годах 13в. Новогородок находился в зависимости от Галицко-Волынской Руси, то во второй половине 40-х годов новогородцы проводят самостоятельную линию в сложных межгосударственных отношениях. Именно в Верхнем Понеманье развертывались основные события, которые дали начало Литовской державе. Первым князем – претендентом на роль ее создателя – выступил литовский князь Миндовг (летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северо-западных белорусских землях). Во второй половине 40-х годов 13в. Миндовг вокняжается в Новогородке, где, согласно Густынской летописи, в 1246г. принял православие.

Как князь Новогородка Миндовг исполняет волю и поддерживает устремления новогородских бояр, которые совпадали с его личными интересами. С помощью силы Миндовг в конце 40-х – начале 50-х годов 13в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогородком.Прекрасно осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг ищет поддержку у соседних государств. Он вступает в переговоры с представителями Ордена и по дипломатическим соображениям принимает католичество. После этого в 1252 или 1253г. Миндовг коронуется в Новогородке. Этим самым он намеревается остановить экспансию крестоносцев на балтские земли и заиметь союзников в борьбе с Галицко-Волынской Русью. Но замыслам Миндовга не суждено было осуществиться. Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогородские земли.Неудачи Миндовга привели к замене его на новогородском княжеском троне сыном Войшелком. Жестокий дальновидный Войшелк после серии дипломатических ходов и насильственных действий укрепляется в Новогородке и вступает в конфликт с отцом – литовским князем Миндовгом.

Казалось бы, вопрос о лидерстве в регионе должен был решиться в споре этих политических деятелей. Но на авансцену выходит третья сила – жмудский князь Тройнята. Именно из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балто-восточнославянских земель в единый политический организм. В 1263г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Вырезана была вся его семья, Войшелк же укрылся в Пинске. Дабы ликвидировать возможных конкурентов, жмудский князь планировал убийство племянника Миндовга Товтивилла, который в это время занимал полоцкий княжеский трон. Однако Полоцк тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «руские» земли. Тем не менее, в схватке двух балтских князей победа досталась Тройняте. Права, триумф его был недолгим. Вскоре жмудский объединитель был убит слугами Миндовга, скорее всего, нанятых для этой цели Войшелком. После чего развязалась междуусобная борьба, в которой первенствовал Войшелк. Следующим этапом в деятельности Войшелка было присоединение к своим владениям земель Нальшаны и Деволты.

Таким образом, новогородский князь Войшелк создал ядро державы, которое со временем обрастало соседними как балтскими, так и восточнославянскими землями. Причем, вхождение этих земель в состав княжества Литовского было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров («рядов»). Договорные обязательства, которые брали на себя правители Литвы и боярство присоединенных земель, давали возможность сохранения автономного статуса земель, которые становились составными частями княжества Литовского. В конце 13-начале 14в. под власть литовских князей перешли княжества Полоцкое, Витебское, Менское.

Таким образом, основой ВКЛ стали соседние балтские и восточнославянские земли. От своего начала это государство было политерриториальным и полиэтническим. Синтез этих двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население как одних, так и других земель.

 

История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.

История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории.

История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина.

До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси.

Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.

Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие периоды своего развития.

Первобытное общество. 40 тыс. лет до н.э. – 5в. н.э. Этот период делиться на 3 этапа – каменный (40 тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.), бронзовый (2 тыс. лет до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), железный (начало 1 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.) века.

Средневековье. конец 5в.н.э. – 15в. Выделяются два этапа: начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец 5в. н.э. – 1 половина 13в.); развитие феодальной системы (середина 13в. – 15в.).

Новое время. 16в. – начало 20в. Делится на 2 этапа: оформление феодальной системы и назревание ее кризиса (16 – конец 18в.); генезис и укрепление капитализма, созревание кризиса буржуазного общества (конец 18 – 1917г.).

Новейшее время – с 1917г. до наших дней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.049 с.)