Военная организация и иерархическая система управления в Кыпчакском государстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военная организация и иерархическая система управления в Кыпчакском государстве.



Кыпчакское ханство было военно-политическим объедине­нием, где, как и во всех кочевых обществах, существовала воен­ная триадная организация - правое, левое крыло, центр. Такое деление войска и народа впервые встретилось у хуннов и имело свое продолжение у тюрков, средневековых монголов, в домон­гольских, постмонгольских государствах. В XV - XVII вв. в Ка­захстане и Средней Азии определяющим компонентом триадной организации явилась десятичная система деления войска на 10, 100, 1000, 10000 человек. Опять-таки заметим, что десятич­ный военно-иерархический принцип характерен для евразий­ских кочевников: хуннов, древних тюрок, киданий, кыпчаков, кыргызов, узбеков, казахов и др. Но у кочевников встречалась и дуальная система. Например, огузы X — XII вв. подразделялись на два крыла - бузуков (правое) и учуков (левое). В военно-административном отношении Кыпчакское ханст­во, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое - со ставкой на реке Урал, предположительно на месте города Сарайчик, и левое — с резиденцией на Сырдарье. П оявление триадной военной организации кочевников ви­димо связано с тем, что государственно-политическая стабиль­ность удерживалась в основном военной силой, так как терри­тория была огромной и такое построение было удобным. Война у кочевников продолжала оставаться частью производственной деятельности и в более поздние времена. У кыпчаков территория произвольно делилась на кочевые районы и оседлые, а потому налоги (зекет — в кочевых районах и ушур — в земледельческих) оставались неизменными. Кроме того существовали налоги-повинности — сыбага, согым и т.д. Одной из повинностей была воинская. Интересно отметить, что своеобразным военным обучени­ем, тренировкой у кыпчаков была облавная и индивидуальная охота, она была и одним из источников существования. Недаром, став грозной силой, кыпчаки достигли в середине XI в. границ Руси, а затем оказались в Малой Азии, завоевали город Анатоли (1071 г.), тем самым заложив основу османских тюрков. Кыпчаки дошли до Карпат, Дуная, Балкашских гор. А 1 тех, кто ушел за Дунай, венгры назвали кунами, команами. И сегодня венгерские кыпчаки-мадьяры в основном проживают в двух зонах. Восточные кыпчаки именуют себя великими кыпча-ками, западные - малыми кыпчаками. Д ля кыпчакского общества была характерна социальная дифференциация, вызванная прежде всего системой общественных отношений, складывающихся между кочевниками в про­цессе производства, распределения, обмена и потребления. Представление о характере имущественного неравенства у кыпчаков дают нам письменные источники, археологические исследования. Так, П. Карпини, В. Рубрук отмечали: «Они (кыпчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами, лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное коли­чество, какого, по нашему мнению, нет ни у кого в мире...»1. Но основным богатством служило число лошадей. Кыпчаки владе­ли тысячными (а некоторые из них десятитысячными и более) табунами прекрасных лошадей. Но были и такие, кто не имел своих лошадей, а пас табуны своих господ. Кыпчакская аристократия - ханы, беки, эмиры, богатые скотовладельцы (баи) были фактическими собственниками па­стбищ, по которым проходило кочевье, хотя юридически собст­венность и не фиксировалась. О сновополагающим принципом общественного и государстенного развития в кочевнических обществах Центральной Азии, в том числе в Кыпчакском ханстве была иерархическая система как аристократической верхушки, так и родов и племен.

Основную массу кыпчакского общества составляли непо­средственные производители - кочевники-скотоводы, которые юридически и фактически были свободными людьми. У кыпчаков, по сведениям Махмуда Кашгари, была такая категория людей, как ятуки. Это люди, по разным причинам потерявшие скот и вынужденные от кочевания перейти на осед­лость. Но как только у ятука появлялся скот, он снова переходил в ряды кочевников. И кыпчакском обществе имело место и патриархальное рабство, но формы использования невольников как производитель­ной силы не ясны. Рабы, которые шли на продажу, пополнялись за счет военнопленных, а главной военной добычей были жен­щины и девушки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.005 с.)