Уровень и структура общественного устройства в сакскую эпоху 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень и структура общественного устройства в сакскую эпоху



Исследователь М.О. Косвен называет эпоху разложения первобытно-родовых отношений периодом военной демократии и дает общественного устройства сакского времени: группа малых родственных семей (патронимия) - кочевая община - племя -союз племен. Низовая ячейка патронимия образуется в результате разрас­тания и естественного дробления большой патриархально-родовой семьи. Патрон - собственное имя главы семьи. Пастбищно-кочевая община формировалась из совокупно­сти патронимии. Но в ее основе не кровнородственный, а терри­ториально-производственный интерес. Племя - важнейшая ступень общественного устройства, ибо ей присущи такие этнические и политические черты, как собст­венная территория, имя, свойственный лишь этому племени диалект, религиозные представления, культовые обряды. Уже есть племенной совет, верховный вождь, военачальник. А это уже организация власти и управления, в которую облекался во­енно-демократический строй. Племенные союзы (союз племен) - это новый, высший тип социальной общности людей. Так, большинство племен на тер­ритории Казахстана в эпоху появления железа входило в савро-матскую конфедерацию (союз, объединение) племен.Племенные союзы середины I тысячелетия до н.э. представ­ляли собой начальную стадию зарождения государственности. Сакское время -это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства. В 7-4 в.дон.э. сакские племена объединяются в племенные союзы: •Во главе племенного союза - царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Власть царя: а)распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;б)устанавливал порядок использования этих земель;в)следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;г) руководил объединенными войсками во время военных походов.•Государственные дела обсуждались на народном собрании.•Племенами управляли - военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Полномочия племенного вождя:а)управлял своим племенем; б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирии.• Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. Известны в истории имена сакских цариц - Томирис и Зарины.• В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными цветами:1.Воины - красный; Из сословия воинов происходили цари и вожди.2.Жрецы-белый; 3.Общинники (пастухи и земледельцы)-желтый и синий.• Существовало рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были - пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.

6.Культура древних кочевниковна тер-рии Каз-на (сакская эпоха): верования, изобразительное и орнаментальное искусство, язык и письменность.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искусстве саков был "звериный стиль", сложившийся в VII—VI веках до нашей эры и получивший распространение среди племен Сибири, Казахста­на, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие эле­менты материальной культуры саков стали достоянием современных народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восхо­дят брюки и пиджак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная остро­верхая шапка — прообраз казахского "калпака". Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску. а) Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был оплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли с солнечным божеством. б) Сакипоклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые плмена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. в) В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня». Исскуство • С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль». Главная тема -изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. В Ш-И вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.• Саки-принадлежали к европеоидной расе. Антрополог О.Исмагулов считает, что в антропологическом типе саков присутствует 20% монголоидных элементов, особенно у саков северных и восточных районов Казахстана.• Саки говорили на восточно-иранском языке, выделившихся из индо-иранской языковой группы. • На развитие сакской культуры большое влияние оказало культура Ахеменидского Ирана.• Ярким представителем сакской духовной культуры является - мыслитель Анахарсис, живший в VI в. до н.э.• Иссыкский курган - В 1969-70 гг. археологической экспедицией Акишева К.А. произведены раскопки Иссыкского кургана близ Алматы. Курган состоит из 45 могильников. В одном из них обнаружены останки молодого сакского вождя. Ученым удалось реконструировать его одежду и головной убор из высокопробного золота, представлявших собой высокохудожествен­ное произведение в «зверином стиле», известное в литературе как «Золотой человек». Украшения «Золотого человека» -свосбразная энциклопедия сакской мифологии II миропонимания. К.А. Акишсв памятник относит к сакам-тиграхаудам. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков, которые, к сожалению, до сих пор не расшифрованы. Памятник датируется V-1V вв. до н.э. Всего в кургане Иссык найдено свыше 4 тысяч золотых предметов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.004 с.)