ТОП 10:

Политическая и дипломатическая деятельногсть Тауке хана.



У историков Казахстана чрезвычайно мало сведений об истории XVII века, предшествовавшего воцарению Тауке хана, прозванного в народе Аз Тауке, т.е. мудрым, справедливым. Самые ранние сведения об отце Тауке хана Салкам Джангир хане относятся к 1635 году. Российские материалы свидетельствуют, что в 1635 году «... черные калмаки тайшы: Та лай тайша, до Контайша (Батур-Ж.А.), да Тоургача тайша со всеми черными калмаками сее зимы ходили на Казачью орду , а Казачьей орды люди пошли было на черных калмаков...был-де у них бой великой. И черные-де калмаки Казачьей орды людей побили и взяли у них царевича Янгыра Ишимова сына...». По другим источникам, Жангир в 1635 году вместе с дербето-калмыцким правителем Талай тайшы напал на торгоуытов. Известно, что торгоуыты в это время обитали западнее других калмыцких племен, и передовые их группы уже перешли р. Жайык (Урал). В 1642 году Жангир хан остановил крупную военную экспедицию батура-хунтайджи. Предположительно это сражение состоялось в местности Орбулак, где совместно с предводителем племен Алишн (Младший жуз), Жалантос батыром, наголову разбил превосходящие по численности калмыцкие отряды. В 1644 году Жангир вынужден снова отражать нападения калмыков, но в произошедшей битве гибнет много народа, попадает в плен «брат Янгира з женой и з детьми и со многими людьми». И в конце концов, в 1652 году Жангир был сам убит в очередной битве с калмыками.

Вступая в тот кризисный час на престол, сын Жангира Аз Тауке хан был вынужден думать о кардинальных изменениях политической системы. Он, как и в свое время Хакназар хан, снова делает ставку на генеалогическую организацию казахов, которая игнорировалась при его предшественниках (Тауекель, Есиме). Тауке стремился укрепить властную вертикаль в государстве с помощью биев, предводителей родов, племен и жузов. В это время сильно укрепляются властные полномочия улусных биев, стоящих во главе крупных союзов племен и жузов. В жизни это нашло отражение в совете маслихат биев, известного под названием «Жеты жаргы» совет семи праведных биев Кроме представителей жузов :Толе би, Казыбек би, АйТеке би, в совет входят представители кыргызов, каракалпаков, населения Ташкента, Туркестана и других городов.

Имя Тауке хана как независимого правителя появляется в источниках 80-х годов XVIII века. Примерно в 1687-1688 годах в. Туркестане Аз Тауке принимал послов бухарского хана во главе с Хошеке аталык. В этих переговорах обсуждались вопросы, связанные с экономическими и политическими интересами обоих государств в Ташкентском регионе. Этот город, хотя и был в политическом отношении зависимым от Казахского ханства, но в экономическом плане сохранял свои автономные привилегии. В 90-х тодах XVII века Тауке хан во главе многочисленного казахского войска совершал походы против кытай-кыпчакских племен, обитавших южнее Ташкента.

Тауке хан поддерживал тесные дипломатические и торговые отношения с Джунгарией и Россией. Известно, что в 80-х годах Тауке хан отправлял в Россию (Тобольск и Астрахань) более пяти посольств, и такое же количество российских посольств прибывало в Казахское ханство. В основе налаживающихся казахско-русских отношений находились взаимные экономические Интересы, необходимость регулярного обмена продукцией земледелия, скотоводства и промышленности. Во многих местах по р. Иртыш возникали стихийные ярмарки, обменные пункты, где активную торговлю вели русские, казахи, джунгары и среднеазиатские купцы. Россия была заинтересована в открытии торговли с Востоком через казахские степи. Однако/ нередко экономическое сотрудничество переходило во взаимную неприязнь, в военные столкновения.

С самого начала правления Аз Тауке хан столкнулся с усиливающейся агрессией джунгаров. В 1683-1684 годах джуигарскому нападению подвергся юг Казахского ханства, в ходе набегов были опустошены оазисы Туркестана и разрушен город Сайрам. На долю Тауке хана выпала вся тяжесть борьбы против джунгаров в конце XVII - начале XVIII вв., когда в Джунгарии правили Галдан Бошохту (1676-1697 гг.) и Цеван Рабтан (1699-1727 гг.).

Но несмотря на все трудности своей эпохи Тауке хан сохранил целрстность государства и его независимость. Поэтому в казахском шежире время правления Аз Тауке описывается как благодатное время. Также отмечается и мудрость этого правителя, дальновидность и умение находить общий язык с правителями крупных родов: Как отмечает А.И. Левшин, «сей золотой век, о котором казахи вспрминают со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тавке». Это время, «когда на спинах овец жаворонки вили гнезда». Тауке хан умер в 1715 году.

Жеты-жаргы» Тауке хана.

"Семь установлений". В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник - "Жеты жаргы" ("Семь установ­лений"). Это свод узаконенных правил, явившихся естественным продолжением традиций степного права. В нем также отразились изменения общественных отношений в процессе становления и развития казахской государственности.

Инициатором составления свода законов принято считать хана Тауке. Поэтому "Семь установлений" называют также "Уложением" хана Тауке, или "Законами" хана Тауке. По преданию, хан Тауке собрал для совета трех биев — Толе, Казыбека и Айтеке. Обсудив с ними внутренние проблемы и конфликты казахского общества, он составил и утвердил основные законопо­ложения. "Уложение" состояло из семи разделов, приведенных в единую систему и разрешающих семь главных спорных вопросов: земельные отношения, судьба овдовевших женщин, финансовые конфликты, семейные отношения и воспитание детей, ответственность и меры наказания за преступления, родоплеменные взаимоотношения и конфликты, защита государства от внешних врагов. Во времена ханов Касыма и Есима убийство человека каралось беспощадно: убийцу казнили, а его семья подвергалась разорению. По "Жеты жаргы" преступник мог понести одно из семи наказаний: "черный казан" — казнь убийцы; "кара нар" ("черный верблюд") — преступник должен был довезти тело убитого им человека до Турке­стана и похоронить там, оплатив все расходы, связанные с погребением; "черное ружье", "черный ковер" и другие виды наказания. В "Уло­жении" также отразилось изменение взглядов на общечеловеческие моральные ценности. Так, человек, оскорбивший женщину, обязан попросить у нее прощение. В случае отказа он несет наказание. Вообще уважение человеческого достоинства становится основой этико-правовых норм поведения во взаимоотношениях членов казахского общества. Защита собственности — один из главных постулатов "Семи уста­новлений". Пастбища и пашни являлись собственностью рода, скот — личным имуществом его членов. Права аристократов оценивались в семь раз выше, чем права рядовых, простых граждан. В соответствии с "Уложением" строго карались воровство, насилие, унижение и моральное оскорбление личности, безнравственное поведение. Например, "насилие над женщиной считается таким же преступлением, как убийство человека". В своде законов определено и наказание по шариату — мусульман­ским религиозным нормам поведения. Оскорбившему имя Аллаха (при свидетельстве семи человек) грозила смерть; изменивший вере, предавший ее, лишался имущества и изгонялся из государства. Одно из положений "Законов" хана Тауке гласит: "Раб не имеет никаких прав, он полностью во власти своего хозяина". Правовые нормы, закрепленные в "Семи установлениях" хана Тауке, действовали в казахском обществе до принятия "Российских Временных положений", введенных в 1867—1868 гг.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.004 с.)