ТОП 10:

Изменения в политическом управлении и административном устройстве Каз-на по реформам во второй половине XI Xвю



Завершение присоединения Казахстана к России внесло сущес­твенные перемены в политику империи в отношении казахского края. Военно-колониальными акциями присоединив Семиречье и Южный Казахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм, вытеснив английское влияние в регионе. Воспользовавшись бла­гоприятной международной обстановкой. Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интереса­ми, установила в Казахстане колониальный режим.

Бурно развивавшаяся промышленность метрополии все более и более нуждалась в источниках сырья, рабочей силе. Богатый природными ресурсами, животноводческим сырьем Казахский край давно привлекал внимание российских предпринимателей. Однако освоение огромного региона с разными природно-географическими условиями требовало от правящих кругов проведения админис­тративно-территориальных, судебных и других нововведений. Ус­тавы о сибирских, оренбургских казахах 1822—1824 гг., по существу ликвидировавшие ханство в Казахстане (за исключением Букеевской, или Внутренней орды), открыли простор для правительствен­ной и частной казачьей колонизации, но не смогли уничтожить веками сохранившиеся формы правления. Родоплеменная структу­ра казахского общества (суд биев, власть султанов) в основном продолжала сохранять былое значение, хотя создание окружной системы, вытеснение кочевников с веками насиженных мест стали подрывать основу политической системы и хозяйственного уклада автономного населения.

Проведению административной системы управления благопри­ятствовало и положение разросшейся в своих границах империи. Вслед за отменой крепостного права правительство России прове­ло ряд реформ, коренным образом изменивших течение социаль­но-политической жизни: земских, судебных, городских и др. Разви­тие капитализма шло «в глубь» и вширь.

В этих условиях Россия выдвинула задачу коренной ломки прежней системы управления Казахстаном.

Для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью правительство в 1865 г. образовало так называемую Степ­ную комиссию. При подготовке реформы настроение широких масс не было принято во внимание. За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы повышению материального благосостояния и благополучия казахов выступал Ч. Валиханов. Он предлагал вводить систему административного правления в Казах­стане на началах народного самоуправления. В «Записке о судеб­ной реформе» он считал наиважнейшим для казахского народа социально-экономические нововведения. 11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семире-ченской и Сырдарьинской областями; 21 октября 1868 г. — проект Положения оо управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями. Таким образом, «Временное положе­ние» об управлении Казахстаном было подготовлено царизмом на основе соображений правительственных чиновников при активном участии султанов Сейдалина, Чингиза Валиханова, Мусы Чормано-ва и др. Изменениям подверглись управления Семипалатинской, Акмолинской областями, открытыми в 1854 г., Семиреченской — 1866 г.3. Реформа впервые охватила весь Казахский край, хотя Букеевская (Внутренняя) орда, где ханская власть прекратила свое существование еще в 1845 г., согласно проекту Временного положе­ния отошла в состав Астраханской губернии.

Новая система управления расшатывала патриархально-фео­дальный уклад жизни кочевников, ограничивала власть султанов, биев и старшин. Осуществление реформ 1867—1868 гг. привело к ослаблению влияния родовой аристократии, что отразилось на их правовом, экономическом и политическом положении.

Административное управление носило ярко выраженный воен­ный характер. Во главе областей находились военные генерал-губернаторы (они же командующие военными округами), сосредо­точившие в своих руках полноту военной и гражданской власти. Неразделенность военной и гражданской властей было принципом административного устройства Казахской степи по новой реформе.

По Временному положению об управлении в степных областях 1868 г. и Положению об управлении в Туркестанском крае 1867 г. волостной управитель сосредоточивал в своих руках полицейскую и распорядительную власть. Он наблюдал за сохранением «спокой­ствия и порядка», за уплатой податей и всяких повинностей с населения. В его обязанности входили приведение в исполнение решения суда биев. Аульные старшины в пределах своей компетен­ции исполняли те же обязанности, что и волостные управители. Казахский шаруа на своих плечах нес еще непомерно тяжелую земскую повинность: содержал аульно-волостную администрацию, вносил средства на исправление мостов, почтовых трактов, обеспечивал подводами воинские части.

Реформой 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные ко­миссии и уездные суды, действовавшие на основании общеимпер­ских законов. Вместе с тем были сохранены феодальные суды биев в аулах и суды казиев в кишлаках Сырдарьинской области. Преступления, совершенные вне степных областей, уголовные и гражданские дела казахов-скотоводов разбирались уездными судь­ями на основе российских законов.

Положения 1867—1868 гг. введены временно в виде опыта на два года. Однако этот «опыт» из-за возможной отрицательной реакции местного населения затянулся более чем на двадцать лет. Только в конце 80 — начале 90-х гг. XIX в. царские власти приступили к завершению внедрения административно-судебной реформы. 2 июня 1886 г. было принято Положение об управлении Туркестанским краем4. 21 марта 1891 г. — Положение об управле­нии Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, и Тургайской областями.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.003 с.)