Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Военная присяга – клятва воина на верность родине
Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга - торжественное обещание (клятва), даваемое каждым гражданином при вступлении в ряды Вооруженных Сил. Принятие присяги является важным правовым и морально-политическим актом, характерным для военной службы. В различные периоды истории воинская клятва называлась по-разному, но суть ее всегда оставалась одна - обещание защищать Отечество, не щадя своих сил и самой жизни. Очень важно, чтобы этот день запомнился новобранцам на всю жизнь, так как в присяге воплощены требования Конституции Российской Федерации о том, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина РФ.
Многие, наверное, помнят плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». На нем женщина, символизирующая Родину-мать, правой рукой сжимает текст Военной присяги, левая властно указывает на призыв... В горестном 1941 г. художник не случайно изобразил на плакате текст Военной присяги. Он хотел наглядно показать огромное значение торжественной клятвы в деле защиты Отечества. Какова история Военной присяги в России? Упоминания о ней относятся к IX веку. В тот момент основу вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина, по сути дела, первое профессиональное воинское формирование. Естественно, обряд, связанный с приобщением новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наиболее почитаем. Клятвоприношению на верность князю обычно предшествовало действо, проверявшее будущих дружинников на физическую выносливость, ловкость, силу. От Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги. И не случайно воина, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг высокого христианского подвижника. Его ожидали вечная память и Царствие небесное. Торжественное обязательство принималось в присутствии священника. Запись, по которой служилый человек приносил присягу, называлась крестоцеловальной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином. Кроме того, разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого-либо лица, в том числе и родственника, за рекрутируемого. Таким образом, ритуал военной клятвы основывался не только на страхе отлучения от церкви, но и на моральной ответственности перед своими поручителями. В России в XVI - XVII веках простолюдин попадал в армию не добровольно, а «по прибору», то есть по царскому указу. Чтобы пушкарь или стрелец попали в войско, требовалось, чтобы за них поручились товарищи. Это ручательство фиксировалось на бумаге - составлялся специальный документ, в котором уже служащие ратники гарантировали, что новобранец достоин находиться «в государевых полках». После того как «поручная грамота» передавалась в воеводскую канцелярию, молодой воин в присутствии командира и поручителей произносил текст обещания: «...выполнять всякую царскую службу в городах и полках и походах, не воровать государевой казны и воинского припаса, не пить зелия, тайн государевых никому не сказывать». Эту форму можно считать первой дошедшей до наших дней военной присягой Русской армии. Ярким, проникновенным действием выглядел обряд принесения священного обета на службу Отечеству во времена Петра I. По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты». Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись «служить верно и послушно, во всем поступать так, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надлежит». После принесения присяги в строю присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания - «присяжные листы». В 80-е годы XIX века текст присяги был переписан более современным языком с сохранением всех заложенных в него положений. Это было единственное изменение петровской присяги, просуществовавшей 201 год - с 1716-го по 1917-й. Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917 г. При этом рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству». Последние новобранцы старой Российской армии приняли присягу буквально за несколько дней до Октябрьской революции 1917 года. А уже через полгода многие из них приняли новую присягу - Торжественное обещание воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Немалое символическое и воспитательное значение имели в проведении ритуала воинские атрибуты. Развернутое знамя, оружие, строй части давали почувствовать присягающему свою причастность к войсковому товариществу и личную ответственность за защиту Отечества. После октября 1917 г. первая военная присяга Рабоче-Крестьянской Красной Армии рождалась по почину самих красноармейцев и красных командиров. Тексты ее в частях и на кораблях были различны. В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) утвердил единый текст присяги для всей армии. Сама присяга тогда называлась «Формула торжественного обещания». Текст торжественного обещания был утвержден советским правительством 25 апреля 1918 года. По распоряжению В.И. Ленина этот текст печатался в «Служебной книжке красноармейца» - военном билете РККА. С первой, ленинской, присягой шли в бой полки Красной армии. Однако только в конце Гражданской войны были определены порядок и церемониал принятия военной присяги. В марте 1922 года советское правительство приняло специальное постановление о приведении к присяге всех воинов армии и флота. Постановление гласило, что единым днем Красной присяги будет 1 мая. Присяга должна приниматься в строю, коллективно, во время проведения праздничного парада, при оружии. «Полномочный представитель центральной или местной власти» должен был, разъяснив сущность военной присяги, «громко и внятно прочесть текст». Красноармейцы, держа винтовки «на руку», должны были повторять за ним вслух каждое слово. А на следующий день командиру подразделения необходимо было собрать у бойцов «собственноручные подписи» под текстом присяги и передать листы с подписями в штаб части. С образованием Советского Союза в текст первой присяги были внесены изменения. Вместо слов «Советской Республики» и «Россия» следовало говорить «Союз Советских Социалистических Республик». Эта вторая советская присяга, утвержденная в сентябре 1923 года, просуществовала без изменения 16 лет, до 1939 года. А 3 января 1939 года в силу вступила третья по счету присяга. Тогда же в ритуал ее принятия были внесены некоторые изменения. В частности, присягу стали приносить индивидуально и сразу же ставить свою подпись под ее текстом. Особо оговаривалось, что красноармеец обязан принести присягу не позже чем через два месяца после начала службы. А Конституция СССР 1936 года обязала всех без исключения военнослужащих принимать присягу. Нарушение присяги являлось изменой Родине и каралось «по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние». Приняв присягу 1939 года, Красная армия с честью выполнила эту клятву на полях сражений Второй мировой войны. Четвертая присяга была принята Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 июня 1947 года. Этим же указом вводилось Положение о порядке принятия Военной присяги. В этом документе детально описывался торжественный ритуал принятия Военной присяги. Впервые было установлено, что день принятия присяги определяется командиром части, и этот день «является нерабочим днем для данной части и проводится как праздничный день». Этим же указом было утверждено Торжественное и клятвенное обязательство лиц, работающих по вольному найму в частях, учреждениях и заведениях Вооруженных Сил СССР. Пятая, присяга Советской армии была утверждена Президиумом Верховного Совета СССР 23 августа 1960 года. Текст ее практически не отличался от текста предыдущей присяги - добавлена была только обязанность «соблюдать Конституцию СССР и советские законы», да слово «народ» во втором абзаце стало писаться с маленькой буквы. Эта присяга просуществовала дольше всех - 31 год, до самого распада Советского Союза. Следует, однако, отметить, что в 1975 году было утверждено новое Положение о порядке принятия Военной присяги. В основном этот документ повторял Положение 1947 года. Только срок принятия присяги впервые с 1939 года был сокращен для молодых солдат и матросов с двух до полутора месяцев. Текст ныне действующей Военной присяги утвержден Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г). Ее слова звучат строго лаконично: «Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
В Российской империи ритуал принятия военной присяги обставлялся как «торжественный обет», даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквах или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при знаменах или штандартах с целованием креста и святого Евангелия. В Рекрутском уставе 1831 года в ст. 396 отмечалось, что «рекруты, окончательно рекрутским присутствием принятые, немедленно по окончании каждого заседания приводятся к присяге духовными лицами того вероисповедования, к коему принадлежат, и на языке, который им известен». Таким образом, присягу молодые люди, поступавшие на военную службу, должны были принимать в тот же день, когда состоялось решение об их призыве, и в тех местах, где и шел этот призыв. Однако из этого правила были исключения. В случае если рекрут отказывался по тем или иным причинам принимать присягу, его брали на службу и отправляли в воинскую часть без присяги, особо отмечая этот факт в формулярных списках. Впоследствии эти лица принимали торжественный обет, текст которого в основном повторял текст присяги, исключались лишь упоминания о Всемогущем Боге и Святом Евангелии, о целовании креста, т.е. слова, присущие православному вероисповеданию. По такому же принципу готовились тексты присяги для лиц других конфессий, при этом и ритуал принятия присяги (торжественного обета, клятвенного обещания) отличался от общепринятого. После октября 1917 г. Военная присяга возникла по инициативе самих красноармейцев. Например, в отрядах Красной гвардии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисциплину во время исполнения служебных обязанностей, беспрекословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов-командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние...» Во многих воинских частях по инициативе самих красноармейцев создавалась клятва верности Советской республике и зачитывалась перед боем. Называлась она торжественным обещанием, социалистической клятвой, красной присягой. Слова и тексты присяги были разные. Разный был и ритуал ее принятия. Так, все вступавшие в Богунский полк, организованный из партизанских отрядов народным героем Н.А. Щорсом, подписывали революционную клятву. Она давалась в торжественной обстановке. А полк имени Степана Разина, входивший в состав знаменитой Чапаевской дивизии, клятву на верность советской власти принял в строю, в присутствии жителей села Сухоречка (под Бузулуком). Тексты первых торжественных обещаний были неодинаковы, но смысл их был один: защитники революции клялись быть до конца преданными своей Родине, беспрекословно повиноваться командирам, сражаться с врагами народа мужественно, стойко, самоотверженно, до последней капли крови. Порядок приведения к военной присяге изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Сегодня приведение к присяге происходит таким образом. В назначенное время воинская часть при Боевом знамени и Государственном флаге Российской Федерации с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на них. Затем он командует: «Вольно» и приказывает командирам подразделений приступить к торжественному мероприятию. Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый из них читает вслух перед строем подразделения текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю. По окончании церемонии командир части поздравляет воинов с приведением к военной присяге, оркестр исполняет Государственный гимн России. После этого воинская часть проходит торжественным маршем. Приведение к Военной присяге может проводиться в исторических местах, у братских могил героев, павших за свободу и независимость Родины. День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. В военном билете военнослужащего делается отметка: «К Военной присяге приведен (число, месяц, год)». Отношение воина к своей торжественной клятве характеризует его верность Отечеству и готовность защищать Родину, не щадя ни сил, ни самой жизни. В тексте Военной присяги немного слов, но в них заложен глубокий смысл. Выполняя свой воинский долг, каждый солдат (матрос) страницу за страницей пишет биографию своей судьбы, своей армейской жизни. Российские воины всегда были верны священной клятве, на всех этапах истории демонстрировали гражданскую и нравственную зрелость. До приведения к Военной присяге: - военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; - за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; - на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста. Священная клятва воодушевляет воинов на беззаветное служение своему Отечеству, на боевые подвиги во имя ее защиты. Где бы ни находился воин - на учении, в карауле, на боевом дежурстве, в бою, - он всегда сверяет свои действия с требованиями Военной присяги, помнит о священном долге перед народом. Выполнение требований Военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом совести и чести. Беспредельная преданность российских воинов своему долгу доказана кровью, пролитой ими на полях сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, их всемирно-историческими победами над врагами Родины. В наши дни она выражается в высокой степени боеготовности войск и флота, способности личного состава дать решительный отпор любому агрессору. Для российских воинов неуклонное выполнение клятвы на верность Родине являются самым священным и благородным. И нет ничего более позорного, чем нарушение своих торжественных обязательств. Вот почему нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за подобные правонарушения. За любое отступление от присяги воин в ответе перед Родиной и народом. Постоянная готовность к подвигу, мастерское владение своей воинской специальностью, повседневный напряженный, добросовестный ратный труд - главные качества воина-патриота, честно выполняющего свой долг перед народом и Отечеством. Исполнение воином своего долга является делом его чести и совести, способствует формированию необходимых моральных качеств, а также нравственному самоутверждению в глазах окружающих.Выполнение требований Военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом совести и чести.
|