Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэт- просветитель А. Кунанбаев и его роль в культурном развитии КазахстанаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Абай Кунанбаев (1845-1904г.г.) родился в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая, Кунанбай, был вождем тобыктинского рода. Получив первоначальное образование дома, у муллы, Абай был направлен в медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной и административной деятельности главы рода. Абай постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. Втянутый в дела родовых распрей, Абай вникает в сложнейший механизм общественной жизни казахов. Одновременно ему удается изучить российские колониальные порядки, познать европейские ценности. Он приходит к мысли о неизбежности конца традиций казахов и перехода к более прогрессивным, связанным с введением буржуазных, капиталистических начал. В 1886 году, когда ему минуло 40 лет, Абай написал прекрасное стихотворение «Лето», все остальные 20 лет его жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности. Абай написал стихотворения, назидания в прозе, поэмы: «Искандер», «Маегуд», «Сказание об Азиме», Абай был носителем новой концепции жизни, стоял на голову выше той среды, которая его породила. Просветитель хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышает «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью, ложному стыду. Человеческий характер, по его мнению, заключается лишь в борьбе с трудностями, в преодолении этих трудностей. В результате колониальной политики царизма и усиления гнета во второй пол. XIX века шло очень быстрое ухудшение положения народных масс и разорения казахского шаруа. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай указывал им путь к существованию, призывая не чуждаться наемного труда, как более прогрессивной формы труДа вообще. Абай, когда вставал вопрос о путях изменения общества, считал, что реформы, в первую очередь, просвещения и науки, способны изменить настоящий строй. Абай - выдающийся представитель казахской культуры второй пол. XIX в., по праву считается основоположником новой казахской письменной литературы, три источника национальной и общечеловеческой культуры питали своими соками творчество великого Абая: 1) казахский фольклор и устное поэтическое творчество; 2) традиции классического образца персидской и арабской литературы; 3) русская литература. 50) Социально – экономическое положение Казахстана XV - XVII вв. Процесс возрождения казахской государственности начинается в конце ХIII-начале ХIV вв., после того как монголы прервали формирование казахской народности. В XV в. казахский язык выделяется из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков и формируется как самостоятельный национальный язык. В cep.XV в. (1450-1470-е гг.) 200 тыс. недовольных казахов во главе с султанами-джучидами Кереем и Жанибеком ушли от Абулхаира в Моголистан (Жетысу). Хан Могулистана Есен-буга (1433-1460 гг.) благосклонно принял казахов, выделив им земли на р. Чу. Он хотел использовать их для безопасности своих границ, а также против самого Абулхаира, ойратов, тимуридов и своего брата. Сибирское ханство в становлении казахской государственности не участвовало.Роды и племена, ушедшие с Кереем и Жанибеком, назывались «узбек-казахи». Согласно «Арабо-тюркскому словарю» XIII в. «казах» - «вольный», «скиталец». Главные причины и факторы, оказавшие влияние на процесс образования Казахского ханства: · укрепление экономических связей; · общеполитические и культурные связи; · единое языковое пространство. Первоначально Казахское Ханство занимало земли западного Жетысу и междуречье рр.Чу и Талас. Здесь в 1465-1466 гг. и возникло Казахское ханство со ставкой в Козыбасы. Это ханство объединило казахские роды, сформировало этническую территорию. Столицей 1-х ханов стал г. Сыгнак. Общественные отношения и власть. В XVI в. у казахов формируется Жузовая система. Жуз – это историко-хозяйственный регион, отличающийся от народности своей территорией, обычаями и началом государственности.
Жуз состоял из нескольких улусов. Хан – глава государства, избирался из султанов-чингизидов (они не относились к племенам). Казахское ханство состояло из 2-х классов: · феодалы (ак-суйек, белая кость)/султаны не несли повинности хану, не платили налогов и были во главе улусов; · шаруа (кара-суйек, черная кость)/из этого сословия выходили и правители родов и племен. На выборах в ханы, хан раздавал весь скот. Но спустя время главы родов возмещали с лихвой убытки. Толенгуты служили хану, помогали ему в походах и хозяйстве. Атабеки воспитывали ханских наследников.Бии и батыры ответственны перед ханом. Бай любой богатый человек (баи – это самый многочисленный слой феодалов).Кулы (домашние рабы) – самые бесправная группа.В cep.XV-нач.XVII вв. Казахское ханство было фактически единым политическим организмом, отличающимся большей или меньшей степенью стабильности. Классовая борьба в Казахстане в XV-XVIII вв. выражалась в откочевки от неугодного правителя, т.е. сопротивление кочевников высшей власти выражалось в откочевке за пределы досягаемости правителя. Общественная структура Казахстана XV-XVIII вв.: аул – ата аймак – род – арыс – улус. Экономика. Кочевым скотоводством казахи занимались из-за природно-климатических условий. На юге (традиционный очаг земледелия) Казахстана и в Жетысу (юго-востоке Казахстан) развиты земледелие, а также оседлое и полуоседлое скотоводство. Здесь, на юге, жили оседлые земледельцы и горожане. Самая неприхотливая культура ХIII-XVIII вв. – это рис. На западе и в центре Казахстана было развито кочевое скотоводство. Полукочевое хозяйство – это отгонное скотоводство (жилища на зимовках). Жатаки («лежачий») без скота. Жатаками называли бедную родню, зависимую от феодала. Джут – массовый падеж скота. Тебеневка – добывание корма скотом из-под снега (разводили казахи преимущественно лошадей, т.к. они могли обеспечить остальные виды скота кормом зимой). Крупный рогатый скот не играл большой роли в кочевом хозяйстве.Городов Южного Казахстана XV в. в сравнении с IХ-ХII вв. уменьшилось в 3 раза. Основное место торговли Дешт-и-Кыпчака в XVI-XVII вв. – это г. Сыгнак. Торговля в Отраре (и других городах) в XVII в. пришла в упадок.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.007 с.) |