Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жузы в социально-политической организации кочевого казахского обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Место жузов в социально-политической макроструктуре казахского общества невозможно определить вне анализа его сословной социально-политической структуры. Ведь сами по себе они выступают как политически субординированные, но синхронно сосуществующие, рядоположенные геополитические, горизонтальные (географические) образования. Поэтому нужно исходить из свойственной данному социуму социально-политической сущности. Здесь резко выделяется элита сословных аристократов — «белая кость» (или «ак-суйек») и простолюдины — «черная кость» («кара суйек»). Потомков Чингисхана, торе или чингизидов называли «белой костью». Лишь они имели право на государственную власть на общенациональном и жузовском уровне и были ее легитимными носителями на всем евразийском пространстве, где господствовала идеология чингизизма и ясса Чингисхана. В этом смысле они были надэтническим (внутри казахов — субэтническим) имперским началом, правящей династией, закрыто кастой, стоящей на вершине сословной пирамиды казахского и других кочевых социумов[12]. Подобно английским лордам, любой родившийся чингизид уже становился султаном и имел все права быть избранным старшим, или ага-султаном — общенациональным ханом. И наоборот, хана избирали лишь из числа султанов-чингизидов как государствообразующей касты[13]. Основная роль чингизидов заключалась в военном руководстве, внешнем и общенациональном представительстве. Их же судебная и административная власть в мирное время ограничивалась как противодействием родовой аристократии, так и самим устройством кочевой децентрализованной государственности. Последняя была рассеяна и локализована по местным родам и племенам, которые непосредственно управлялись родовой знатью. В отличие от сословия чингизидов, как носителей государственности, представители родовой элиты были вплетены в реальный контекст кочевой хозяйственной общности и являлись непосредственными главами родов и племен как основных военных и хозяйственно-политических единиц кочевого общества. Вокруг чингизидов концентрировалась особая группа приближенных и им служащих туленгуты. Она пополнялась из числа рабов-вольноотпущенников, разорившихся и пришлых кочевников, стоящих обычно вне генеалогической организации казахских жузов. Вторую группу правящей элиты составляла религиозная прослойка — потомки пророка Мухаммеда (от его дочери Фатимы) — «Сейиды» и потомки его сподвижников-халифов — «кожа». Последние, по другой версии, происходили от арабов-завоевателей. Их называли «асыл суйек» — «редкая (или драгоценная, благородная) кость». Они отправляли религиозно-идеологические функции кочевого общества и, так же как и чингизиды, не несли повинностей и не были подсудны бийскому суду (султанов мог судить только вышестоящий хан). Но они были более закрыты и эндогамны, поскольку в отличие от чингизидов потомки женатого на женщине-ходже получали такие же привилегии, как и чистокровные ходжы. Люди «черной кости» составляли нижний этаж, как бы неполитическое гражданское общество. Простолюдины были юридически свободными лицами, обладавшими личными и имущественны ии правами, могли участвовать в народных собраниях и нести воинскую повинность. В отличие от «белой кости» они делились на роды и племена. Однако эта нижняя страта не была монолитной. Над всеми простолюдинами возвышалась родовая аристократия — бии[14], батыры (богатыри) и жырау (барды)[15]. Сила и власть биев определилась древностью и численностью стоявших за ними родов. В пределах своих родов они обладали военной, судебной и административной властью, входили в своеобразный сенат при ханах — Совет биев, а иногда поднимались до уровня лидеров жузов (знаменитые Толе бий, Айтеке бий, Казыбек бий и т.д.). Батыры обладали военным и моральным авторитетом. И их сила определялась численностью дружины. Например, Раимбек батыр, Карасай, Сыпатай и т.д. Жырау принадлежала духовная власть, они озвучивали мысли и настроения масс, формировали общественное мнение и были как бы посредниками между обществом и властью. Нередко они подвергали нелицеприятной критике ханов и султанов (например, знаменитый Бухар жырау) и выступали в роли внештатных советников. Ниже простолюдинов находился бесправный слой рабов, несвободных мужчин («кул») и женщин («кун»). Дела, касавшиеся рабов, не были подсудны биям, их хозяева сами вершили суд над ними. Такова структура сословной кочевой демократии. Всех носителей власти, включая биев-судей и ага-султанов и ханов, избирали прямым или косвенным голосованием. Соблюдался паритет между высшей государственной властью (ханами-чингизидами) и родовой аристократией, интересами своеобразного кочевого самоуправляемого гражданского общества и интересами государства. Данная модель военной демократии отличалась значительной свободой входящих в то или иное ханство родоплеменных единиц, плюрализмом мнений и интересов. Генеалогические связи и система жузов играли важную роль в сфере властных и идеологических отношений, регулировали порядок организации и совместной деятельности казахов как единого этноса. Объяснялось это преимущественно автаркично-потребительской направленностью экономики кочевников. Поэтому система генеалогического родства и жузов играла важную идеологическую и нормативно-регулятивную роль в жизни кочевого общества. Политическая организация казахов строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен. Сильные (старшие) роды и племена выступали в качестве ядра казахских военно-потестарных объединений. Вокруг них интегрировались менее сильные и откровенно слабые (младшие) племена и роды. На этой основе и складывались государственные образования (улусы или ханства). Так, сила и влияние казахских ханов Абулхаира, Каина и Арынгазы опирались на мощь объединения алимулы, Барака и Канкожы — на найманов, Аблая — аргынов, Нуралы — на бай-улы и т.д. В разные эпохи казахской государственности вплоть до первой четверти XIX века на казахской земле сосуществовали до 4—5 (порой и более того) кочевых ханств. Отсюда, по мнению известного историка и специалиста по элитам казахского кочевого общества И. Ерофеевой, нет достаточных оснований для отождествления понятий «ханство» и «жуз»: по размерам и генеалогической структуре они никогда не совпадали друг с другом. Периодически возникали ситуации, когда эти ханства включали в себя различные кланы из различных жузов в ханстве Барака, Абулхаира и даже этносов (например, кыргызы и каракалпаки в ханстве Аблая). Это еще раз подтверждает территориально-географическое происхождение жузов, их аморфность и открытость. Нередко, протестуя против того или иного хана, казахские роды откочевывали под опеку другого. В этом смысле связи между различными элементами властной вертикали носили не жесткий институциональный, а персонифицированный и либеральный характер патронатно-клиентельных отношений. Они пронизывали все властные отношения, надстраивающиеся над родами как жесткими закрытыми социумами. Поэтому в целом режим кочевой демократии носил открытый толерантно-консенсусный и в то же время традиционно-иерархический характер, вытекающий из самой мобильной кочевой цивилизации и построенной на системе генеалогического родства жузовой государственности. По мнению И. Ерофеевой, стабильность и устойчивость высшей власти определялись совместимостью и согласованностью «интересов хана-патрона с интересами и стимулами взаимодействовавших с ним влиятельных персон (султанов, старшин, биев, батыров), которые, со своей стороны, являлись выразителями групповых интересов и потребностей стоявших за ними номадных генеалогических кланов»[16]. Такая взаимозависимость верхов и низов, свободный консенсус между ними резко отличает политическую культуру казахов-кочевников от политической культуры оседлых централизованных государств с их односторонним диктатом шаха или царя. Хан здесь скорее «первый среди равных». Его избирает родовая аристократия. Хан силен как царь, но и бий с батырами сильны как бояре. С приходом русской колониальной администрации власть ханов и сама кочевая государственность постепенно были сведены на нет[17].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.009 с.) |