Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики жузов

Поиск

Основные характеристики жузов

 

Всего жузов три: Улы жуз («Старший»). Орта («Средний») и Киши («Младший») жуз. Географически они pacполагались с юга-востока (Семиречье как ареал расселения Старшего жуза) на северо-запад (место обитания Младшего жуча). Средний жуз занимал самую обширную срединную территорию. Старший жуз получил такое название не из-за многочисленности, а по старшинству входивших в его состав родов — до революции самым большим был Младший, затем Средний жузы. Причем самый последний в этой иерархии род Старшего жуза имел преимущества перед самым старшим родом Среднего жуза и т.д. Однако неверно сводить жузы лишь к узким кровнородственным образованиям большинство исследователей видят в них геополитические, этно-территоральные образования[1], таксономические единицы устройства кочевой государственности казахов. Очевидно, что кочевая политическая общность представляла собой соединение начала иерархически субординированного (кровнородственного, асинхронно-исторического, развертывающегося во времени) и начала пространственно-геополитического, синхронно сосуществующего.

Генезис

 

С позиций системно-исторического подхода очевидно, что формирование жузов вычленяется как часть (сторона) процесса этногенеза казахского народа как единого целого. Лишь на фоне объединительного процесса различных казахских племен под эгидой чингизидов как наджузовского, пришлого извне государствообразующего начала и можно понять процесс дифференциации жузов внутри общеказахского единства.

После победы в 1223 году чингизидов над русскими и кыпчакекпми воинами на реке Калка территория Казахстана была поделена между двумя сыновьями Чингисхана Джучи (от Алтая до Урала - так называемый улус Кыпчак) и Чагатаем (Туркестанский оазис и Семиречье), а сам Казахстан стал одним из уделов великой империи - Золотой Орды[2]. Попеременно территорией Казахстана управляли потомки Джучи и Чагатая. собственно казахскими землями братья Бату хана - старший 6paт Орда Еджен и Шайбан[3]. Однако в большинстве казахских шежире (родословных) фигурирует линия младшего сына Джучи Тука-Тимура. Большинство казахстанских историков также считает именно его родоначальником казахских ханов.

Казахское ханство, возглавляемое потомками Джучи[4], возникло в 50-х годах XV пека. Первоначально Казахский улус («ханство») был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и-Кипчака. Этическая консолидация этих племен происходила в рамках единого государства, возглавляемого потомками Джучи. По крайней мере, все сказания и мифы о происхождении жузов исходят из их генетического единства от предка Алаша[5].

Первоначальные границы кочевой государственности были размыты, власть и земли переходили из рук одной ветви чингизидов (династии) в руки друзой ветви. Только «в середине XVI века окончательно сформировалась этническая территория казахов в виде трех казахских жузов — носителей определенных хозяйственно-культурных укладов»[6].

Первоначальные свидетельства о возникновении жузов относятся к началу XVII века — именно тогда в русском документе и был зафиксирован термин «Улы жуз»[7]. Причины их возникновения до сих пор не имеют однозначного объяснения. Сейчас исследователи («географическая» точка зрения) на первый план выдвигают фактор перехода от многотысячекилометрового к более мобильному короткому кочеванию. По мнению историка С. Турсунова, это предопределило возникновение зон постоянных перекочевок (с летовки на зимовку и обратно).

Эти устойчивые зоны кочевания предопределяли круг всевозможных (в том числе и культурных) связей между соседскими родами и племенами, ограниченными рамками маршрутов кочевания, не превышавших 1000—1 700 км. Таким образом, генеалогически единая общность постепенно структурировалась и дробилась относительно естественно-географических зон обитания и кочевания и оформлялась соответствующим административно-политическим и культурно-историческим укладом. Отсутствие же в бескрайней степи развитых современных коммуникаций, разделения труда и рынка обусловили естественную изоляцию друг от друга и наложили своеобразный языковой и культурно-исторический (культовый, обрядовый и т.д.) отпечаток на все три жуза, к тому же имевших разных соседей на юге, севере и западе.

Во главе казахского ханства стоял общенациональный хан, избиравшийся из султанов-чингизидов. Сами жузы, а иногда и крупные союзы племен внутри них возглавляли султаны-чингизиды. В центре же новых соседских (внутрижузовых) связей и культурно-этнической агрегации соседских племен и родов стояла фигура бия как родоплеменного вождя. Для обозначения новой общности, которая не совпадала с традиционным военно-политическим или административным делением, и появился термин «жуз». Такова самая «свежая» версия, которой придерживается профессор С. Турсунов[8]. По его мнению, другие версии генезиса жузов выглядят не столь убедительно. Например, версия военно-административного происхождения жузов по аналогии с левым (восточным) и правым (западным) крылом войска, которое управлялось в центре верховным Каганом, а его крылья — родичами-наместниками[9].

Думается, что все же нельзя отбрасывать эту версию как абсолютно беспочвенную, так же как и «географическую» версию. Наряду с естественно-географическим (зонально-климатическим) как первичным для функционирования кочевого хозяйства началом следует исходить еще из первичности этнополитического единства протоказахской общности как военно-политического образования (союза) племен, откочевавших на территорию современного Казахстана[10]. Изначально это было военно-политическое (позднее административное) образование, которое откололось от ханства Абулхаира[11] и сформировалось для нападений на врагов и защиты своей территории от соседних племен и этносов. И в общих походах жузы всегда выступали как самостоятельные военные единицы, непосредственно управлявшиеся султанами. Все это и делает небеспочвенной «военную» версию.

Другое дело — конкретный состав жузов и племен, их субординация внутри жузов. Здесь, естественно, на первый план и выходят территориально-хозяйственные связи вместе с историко-генеалогическим фактором.

Однако чтобы с позиций целостного подхода понять суть и роль жузов как все же субординированных политических макрообразований, надплеменных этнотерриториальных единиц, как бы «субэтносов», необходимо рассмотреть базовое социально-политическое устройство кочевого казахского общества.

Выборы-99 как завершение архитектоники власти

Перспективы

В случае серьезных социальных потрясений эта закончившаяся «хеппи-эндом» окончательная политическая легитимация нынешнего кланово-олигархического статус-кво рискует повиснуть в астанинском воздухе, оказаться без социальной поддержки и обанкротиться. Ведь удовлетво­рено нынешним строем максимум 10—15% населения республики. Реальная же база космополитичной Гражданской партии и универсальной партии власти «Отан» составляет максимум 1—2% (это альянс крупных бизнесменов и крупной номенклатуры не ниже заместителей акимов районов, являю­щихся руководителями местных отделений партий). Например, вопросы передачи территорий Китаю, развал и деградация социальной сферы, культуры и языка, дорогое платное высшее образование непопулярны даже в сельской казахской среде как конечной базе нынешнего режима.

Снижение экономического уровня неизбежно будет усиливать радикализм и популярность оппозиции, которая вышла за пределы страны в лице А. Кажегельдина и ныне способна оказывать давление не только в стране, но и из зарубежья. В условиях глобализирующегося мира без границ мнение международного сообщества и помолодевшей, обновившейся России будет играть нарас­тающую роль. Поскольку возврат к сталинизму 1937 года уже невозможен, необходимы поиски новых путей для диалога между оппозицией и властью, для широкой центристской платформы на базе общечеловеческих гражданских ценностей стабильности и социальной гармонии, социально ответственной государственности. За лозунгами «Сильный Узбекистан», «Сильная Россия» последует лозунг «Сильный Казахстан». Ведь все основные партнеры, в треугольнике между которыми находится Казахстан — Россия, Китай и Узбекистан — будут оказывать все большее экономическое давление на Казахстан.

Ведь нынешний феодальный сверхэлитарный кланово-олигархический принцип формирования власти и собственности исчерпывает свой консолидирующий и стабилизирующий потенциал, противостояние власти и просоциалистически ориентированного люмпенизированного нищего большинства с его постсоветской уравнительной психологией будет нарастать. Ведь не случайно среди казахского нищего юга становится популярным ваххабизм как исламский вариант социализма. Правящая элита уже исчерпала все манипулятивные технологии и возможности выдавать свои узкогрупповые интересы в качестве общенациональных.

Необходимо энергично восстановить баланс интересов основных групп общества. Ведь нынешний элитарный статус-кво напоминает задравший нос тонущий «Титаник», и большинство, которое уже не первый год все глубже погружается в воду нищеты, безработицы и отчаяния, неизбежно побежит наверх, к капитанскому мостику, и может опрокинуть корабль. Пока базовые отрасли и основные компоненты ценообразования — газ, бензин (особенно солярка, цена на которую выросла за год в три раза и буквально уничтожает сельскохозяйственное производство), а также электричество не будут национализированы или взяты под жесткий общественный контроль, пока не станут контролируемы доходы компаний, расходы бюджета, экономика будет убыточной, отечественная продукция — вытесняться импортной, банки же по-прежнему — больше спекулировать, чем кредитовать реальную экономику. Дешевые энергоносители и транспортные расходы позволят поднять доходы и накопления для модернизации и развития отечественной промышленности, подъема аграрного сектора. Иначе Казахстан останется сырьевой колонией и постепенно превратится в марионетку в руках соседних и далеких сверхдержав, игрушкой в большой игре за нефть.

История движется по спирали вверх, маятникообразно. Этот маятник от посткоммунистической диктатуры западного либерализма без границ (на азиатско-советской почве выродившего­ся в «бардак», принцип «хапай пока можно» и «после нас хоть потоп») вновь двинулся к другому полюсу, в сторону социализма. И очень важно остановить этот маятник на золотой середине, спа­сительной для сверхполяризованного многонационального Казахстана.

Задача общества — найти эту середину, ведь худой мир (в том числе и с оппозицией) лучше доброй ссоры. Иначе проиграют все — проиграют мир и спокойствие Казахстана. Еще более важная задача — объединение на базе общенациональной идеи («Сильный процветающий Казахстан», например) усилий всех чиновников, бизнесменов, рабочих, интеллигенции. Только тогда мы, сегодня напоминающие лебедя, рака и щуку, сможем вытащить из застоя казахстанскую «телегу».

 

Резюме

В высших слоях правящего класса доминирует Семья и личная клановая преданность, повязанность олигархическими интересами. Этой элите присущи закрытость и огромная дистанцированность: экономическая, политическая, информационная и ментальная отчужденность, отрыв от остальной массы общества. Интегрированная вокруг Семьи крупная экспортно-сырьевая космополитичная компрадорская олигархия (представленная Гражданской партией) и высшая отечественная номенклатурная бизнес-элита (представленная «Отаном» — партией власти) составляют две главные опоры Семьи и всего нынешнего статус-кво. Однако в целом эта личная преданность и столь характерная для казахов патронатно-клиентельная система продвижения кадров естественным образом совпадает с жузовской конфигурацией. Почти все решающие ключевые государственные должности заняты старшежузовцами. Среди них: президент, премьер-министр, председатель Верховного суда, председатель КНБ, министр обороны, руководитель администрации президента, министр юстиции, начальник президентской гвардии, министр культуры, информации и общественного согласия, председатель Центральной избирательной комиссии. Иными словами, жузовская сегрегация нашла свое завершение, победа Старшего жуза полная и окончательная. Итоговый «баланс» — 23 против 13 и 6. То есть, если пофантазировать, что два младших жуза объединятся против Старшего жуза[32], то все равно они будут в меньшинстве — - 19 против 23.

Вначале Назарбаев, как выходец из трайбалистской аульной среды, контролировавший одну из ветвей власти, учитывал жузовский фактор на высших этажах казахстанской макрополитики (особенно в эпоху сильного парламента, возглавляемого тогда С. Абдильдиным — Ср. жуз, найман[33]). Ныне же, в эпoxy абсолютного самовластия президента, очевидно, что межжузовский баланс нарушен. Основная линия структурирования и формирования политической и экономической элиты проходит уже не на уровне этнических или внутриказахских, жузовских силовых линий, а на уровне космополитичных кланово-экономических отношений и личной преданности. Причем в главных экспортных предприятиях сидят пришлые неказахи.

После парламентских выборов-99 правящий класс во главе с президентом завершил политическую модернизацию и легитимацию и полностью подчинил себе все ветви власти. Этот процесс был начат президентом в 1995 году, когда Верховный совет был побежден и трансформирован в карманный двухпалатный парламент. Правящий класс, составляя всего 1—2 % общества, сумел создать парламентское большинство («Отан» как эквивалент «Наш дом Россия» и невиданная нигде в СНГ Гражданская партия, плюс «латифундистская» Аграрная партия). Тем самым он окончательно укрепил, легитимизировал и застраховал свои собственнические и властные позиции и подчинил себе все ветви власти, включая масс-медиа.

Однозначно можно прогнозировать, что в средних эшелонах республиканской исполнительной власти и особенно в городской казахской бизнес-элите архаичный жузовский фактор отходит на задний план. Чем ближе к сельской глубинке, тем более родовой и жузовский фактор заметен и будет возражать. Прогнозируемые выборы акимов в начале XXI века оживят этот архаичный принцип. Жители аулов проголосуют за представителя «своего» рода и жуза. Но с развитием рыночных отношений профессионализм и компетентность начнут вытеснять эту архаику, никак не вписывающуюся в логику конкурентной рыночной экономики.

На следующих президентских выборах казахи, скорее всею, проголосуют за такого лидера-казаха, который станет интегратором всех жузов.

Но, как говорится, возможны варианты.

 

 


[1] Например, С Асфендияров, X. Apгынбаев, Н Масанов, В. Юдин.

[2] В восточных источниках территория Казахстана обозначались как «Ак-Орда» (Белая орда) – по цвету знамени улуса Джучи.

[3] См.: Артыкбаев Ж История Казахстана. Acтана: ИКФ «Фолиант», 1999. – С. 123.

[4] Его могила находится на территории бывшей Джезказганской области.

[5] Например, «Старшему сыну дал в руки посох, Среднему – перо, Младшему – пику», что соответственно означает богатство скотом расселенного на благодатных землях юга Казахстана Старшего жуза, образованность Среднего и воинственность Младшего, как защитника рубежей.

[6] Артыкбаев Ж. Указ. Соч. – С. 143.

[7] См.: Султанов Т., Жусупов С. Трайбализм на фоне казахской истории //Время по. – 1999. – 8 окт.

[8] См.: Турсунов С. Казахская ханство и казахские жузы //Энергия – 1998. – № 10.

[9] Эти названия до сих пор остались у кыргызов, которые иногда делятся на левое крыло, правое крыло и центр.

[10] Сравните значения этнонима «казах» («вольный») с родственным русским этнонимом «казак» (в смысле «вольный»).

[11] Султанов Джанибека и Керея тогда поддержали аргыны, которые были недовольны Абулхаиром за то, что он не выдал их суду батыра Кобланды, который убил в нечестном (по их мнению) поединке батыра аргынов Даир-ходжу.

[12] См.: Приложение 2 из указанной книги Ж.Артыкбаева.

[13] «Попытка присвоить ханский титул нечингизидам в сознании тюркомонгольских и других народов отражалась как противоправная и даже аморальная «(Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...: Казахстана, Средняя и Центральная Азия в XVI – XVIII вв. – Алма-Ата, 1983. – С.14).

[14] «Бий» – эквивалент монгольскому слову «нойон» (военачальник) или арабо-персидскому «эмир» (правитель).

[15] Более мелкие кочевые единицы возглавлялись старшинами-аксакалами, как наиболее опытными профессионалами в процессе пастбищного скотоводства и руководстве жизнедеятельностью аула.

[16] Амрекулов Н., Ерофеева И., Исмагамбетов Т. Исторический генезис, структура и основные ориентации казахского истэблишмента. Рукопись работы, осуществленной при поддержке RSS of the OSI/HF-.SP. grant M87/1996. С.22.

[17] Более подробно см. вышеуказанную рукопись.

[18] Здесь и далее используется классификация элит Н. Амрекулова. (См.: Амрекулов //. Пути к устойчивому развитию, или Размышления о главном. Алматы. 1998.)

[19] В тот период (да и поныне) президент обладал властью, сопоставимой с властью Николая II в эпоху Госдумы 1906 года.

[20] Причем госсекретарь - выходец из писательской партийной номенклатуры, госсоветник с 1993 по 1994 год, затем председатель не проработавшего и год первою парламента суверенного Казахстана. Несмотря на высокий статус. Его реальная власть ничтожно мала, так что он не входиi лаже в реальную пятерку влиятельных лидеров страны.

[21] В этом смысле неверно считай, власть чингизидов неким внешним для казахов-кочевников «фактором», как полагают Т. Султанов и С. Жусупов. См.: они же. Указ соч. Тогда внешним является сама государственность, единственными легитимными и реальными носителями и организаторами которой выступали изначально чингизиды, да и сами жузы как внутренние части этой казахской государственности, номадной политической системы

[22] По разным источникам, например, место рядового таможенника (для неродственников) недавно стоило около 5 тысяч долларов.

[23] Глава якобы индонезийской компании «Казахстанмунайгаз».

[24] Албан из Старшего жуза, так же как и 3. Нуркадилов.

[25] Например, октябрьский форум демократических сил КТК вовсе не освещал. «Хабар» же отрывочно и явно односторонне.

[26] По различными источникам —- после разговора президента с Гиллером (президентом АО «Караван»), поставившего его перед альтернативой или оскандалиться с неуплатой различных налогов со всеми неприятными последствиями для «Каравана», и тем самым дать повод для обвинения властей в гонении на прессу или же уезжать отсюда. Лучшим выходом для всех и была продажа «Каравана».

[27] См. предвыборный компромат на «Акцепт» и Г Касымова. который с подачи Р. Алиева опубликовала газета «XXI век».

 

[28] Экс-генеральный прокурор, экс-председатель распущенного Государственного следственного комитета, заменивший внезапно заболевшего среднежузовца-наймана М. Г. Оспанова, второе лицо партии «Отан».

[29] За исключением индифферентною к жузовским приоритетам выходца из России главы МВД К. Сулейменова, давнею соратника президента.

 

[30] Кожа, как и М. Аблязов, а также А. Байменов они не входят в жузовскую систему стратификации.

[31] Земляк Сары Алнысовны Назарбаевой и верный соратник Нурсултана Абишевича, экс-руководитель Администрации. (См.: Кто есть кто в Республике Казахстан, 1996 1997. Справочник. Алматы. РК. 1997.)

[32] Такие комбинации станут реально возможными лишь при абсолютном большинстве казахов внутри РК. составляющих ныне 51% всего населения страны. При этом сепаратизм наиболее сильно проявится в отдаленном западном регионе, где большинство населения составляют казахи и при наличии «черного золота» народ живет в нищете. Многим не нравится, что львиную долю доходов забирает Астана. Так что этот экономический сепаратизм начнет реально усиливаться (не переходя в угрозу казахскому единству и целостности государства) при выборах акимов областей. Поэтому выборы, скорее всего, начнутся с безопасного уровня районных акимов и акимов городов. Власти на местах уже научились добывать победу своим кандидатам без явных фальсификаций и давления на избирательные комиссии.

[33] Найманы и аргыны – две ведущие оппозиционные силы, почти сплошь состоящие из среднежузовцев. Хотя, разумеется, нет полной и однозначной корреляции между жузовским и оппозиционным началами. К найманом относятся также: министр К.Кушкепбваев, Д.Кушимов, экс-спикер Мажилиса М.Оспканов, С.Абдильдин экс-сопредседатель Азамата – академик Шорманов; к аргынам относятся: О.Сулейменов, С.Куттыкадам (род шакшак), Б.Турсумбаев Г.Алдамжаров, космонавт Т.Аубакиров. Кажегельдин – уак, Масанов – кипчак, Ауэзов, ныне исполнительный директор фонда «Сорос-Казахстан»Ю – сейид (кожа).

 

Основные характеристики жузов

 

Всего жузов три: Улы жуз («Старший»). Орта («Средний») и Киши («Младший») жуз. Географически они pacполагались с юга-востока (Семиречье как ареал расселения Старшего жуза) на северо-запад (место обитания Младшего жуча). Средний жуз занимал самую обширную срединную территорию. Старший жуз получил такое название не из-за многочисленности, а по старшинству входивших в его состав родов — до революции самым большим был Младший, затем Средний жузы. Причем самый последний в этой иерархии род Старшего жуза имел преимущества перед самым старшим родом Среднего жуза и т.д. Однако неверно сводить жузы лишь к узким кровнородственным образованиям большинство исследователей видят в них геополитические, этно-территоральные образования[1], таксономические единицы устройства кочевой государственности казахов. Очевидно, что кочевая политическая общность представляла собой соединение начала иерархически субординированного (кровнородственного, асинхронно-исторического, развертывающегося во времени) и начала пространственно-геополитического, синхронно сосуществующего.

Генезис

 

С позиций системно-исторического подхода очевидно, что формирование жузов вычленяется как часть (сторона) процесса этногенеза казахского народа как единого целого. Лишь на фоне объединительного процесса различных казахских племен под эгидой чингизидов как наджузовского, пришлого извне государствообразующего начала и можно понять процесс дифференциации жузов внутри общеказахского единства.

После победы в 1223 году чингизидов над русскими и кыпчакекпми воинами на реке Калка территория Казахстана была поделена между двумя сыновьями Чингисхана Джучи (от Алтая до Урала - так называемый улус Кыпчак) и Чагатаем (Туркестанский оазис и Семиречье), а сам Казахстан стал одним из уделов великой империи - Золотой Орды[2]. Попеременно территорией Казахстана управляли потомки Джучи и Чагатая. собственно казахскими землями братья Бату хана - старший 6paт Орда Еджен и Шайбан[3]. Однако в большинстве казахских шежире (родословных) фигурирует линия младшего сына Джучи Тука-Тимура. Большинство казахстанских историков также считает именно его родоначальником казахских ханов.

Казахское ханство, возглавляемое потомками Джучи[4], возникло в 50-х годах XV пека. Первоначально Казахский улус («ханство») был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и-Кипчака. Этическая консолидация этих племен происходила в рамках единого государства, возглавляемого потомками Джучи. По крайней мере, все сказания и мифы о происхождении жузов исходят из их генетического единства от предка Алаша[5].

Первоначальные границы кочевой государственности были размыты, власть и земли переходили из рук одной ветви чингизидов (династии) в руки друзой ветви. Только «в середине XVI века окончательно сформировалась этническая территория казахов в виде трех казахских жузов — носителей определенных хозяйственно-культурных укладов»[6].

Первоначальные свидетельства о возникновении жузов относятся к началу XVII века — именно тогда в русском документе и был зафиксирован термин «Улы жуз»[7]. Причины их возникновения до сих пор не имеют однозначного объяснения. Сейчас исследователи («географическая» точка зрения) на первый план выдвигают фактор перехода от многотысячекилометрового к более мобильному короткому кочеванию. По мнению историка С. Турсунова, это предопределило возникновение зон постоянных перекочевок (с летовки на зимовку и обратно).

Эти устойчивые зоны кочевания предопределяли круг всевозможных (в том числе и культурных) связей между соседскими родами и племенами, ограниченными рамками маршрутов кочевания, не превышавших 1000—1 700 км. Таким образом, генеалогически единая общность постепенно структурировалась и дробилась относительно естественно-географических зон обитания и кочевания и оформлялась соответствующим административно-политическим и культурно-историческим укладом. Отсутствие же в бескрайней степи развитых современных коммуникаций, разделения труда и рынка обусловили естественную изоляцию друг от друга и наложили своеобразный языковой и культурно-исторический (культовый, обрядовый и т.д.) отпечаток на все три жуза, к тому же имевших разных соседей на юге, севере и западе.

Во главе казахского ханства стоял общенациональный хан, избиравшийся из султанов-чингизидов. Сами жузы, а иногда и крупные союзы племен внутри них возглавляли султаны-чингизиды. В центре же новых соседских (внутрижузовых) связей и культурно-этнической агрегации соседских племен и родов стояла фигура бия как родоплеменного вождя. Для обозначения новой общности, которая не совпадала с традиционным военно-политическим или административным делением, и появился термин «жуз». Такова самая «свежая» версия, которой придерживается профессор С. Турсунов[8]. По его мнению, другие версии генезиса жузов выглядят не столь убедительно. Например, версия военно-административного происхождения жузов по аналогии с левым (восточным) и правым (западным) крылом войска, которое управлялось в центре верховным Каганом, а его крылья — родичами-наместниками[9].

Думается, что все же нельзя отбрасывать эту версию как абсолютно беспочвенную, так же как и «географическую» версию. Наряду с естественно-географическим (зонально-климатическим) как первичным для функционирования кочевого хозяйства началом следует исходить еще из первичности этнополитического единства протоказахской общности как военно-политического образования (союза) племен, откочевавших на территорию современного Казахстана[10]. Изначально это было военно-политическое (позднее административное) образование, которое откололось от ханства Абулхаира[11] и сформировалось для нападений на врагов и защиты своей территории от соседних племен и этносов. И в общих походах жузы всегда выступали как самостоятельные военные единицы, непосредственно управлявшиеся султанами. Все это и делает небеспочвенной «военную» версию.

Другое дело — конкретный состав жузов и племен, их субординация внутри жузов. Здесь, естественно, на первый план и выходят территориально-хозяйственные связи вместе с историко-генеалогическим фактором.

Однако чтобы с позиций целостного подхода понять суть и роль жузов как все же субординированных политических макрообразований, надплеменных этнотерриториальных единиц, как бы «субэтносов», необходимо рассмотреть базовое социально-политическое устройство кочевого казахского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.017 с.)